Сухарев Юрий

Календарь

Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Село Бичур, 08.07.2017 г. Праздник памяти, с надеждой на будущее

258 июля 2017 г в селе Бичур Артемовского городского округа был проведен Праздник села. Его нициатором выступила Н.А.Бархатова, лидер и основатель рефтинского объединения родоведов и краеведов. Не удивительно. что ее сопроводила группа поддержки из числа рефтинских краеведов и добровольцев (Бугаенко В.И., Сухарева А.Э., автор этой статьи).

Древнее село, основанное во второй половине 17-го века, расположилось в живописном месте на берегу реки Бичурки. Сегодня оно не смотрится как единое целое, а как группы домов, отдельные избы, разбросанные на большом пространстве. 

1

Единственный объект социальной сферы это магазин-клуб с библиотекой. Здесь и проходил праздник.

Его посетили  два депутата областного заксобрания — Михаил Зубарев и Кирилл Некрасов. Для села это событие, конечно. неординарное. Стоит сказать, что их приглашение на праздник исходило от нашей коллеги В.И.Бугаенко. Что касается Михаила Валерьевича Зубарева, которого я знаю давно, скажу, что это не ленивый депутат, всегда откликающийся на просьбы и не жалеющий времени на общения с избирателями.

2

3

1.6.

Стараниями администрации Лебедкинского ТОМСУ были организованы  развлечения для детей села — батут и сахарная вата. Этим местная детвора тоже не избалована. А работники клуба с коллегами из Лебедкино показали хорошую программу из выступлений детского фольклорного коллектива.

5

6В здании Артемовский краеведческий музей представил небольшую экспозицию.

1.1Поддержку мероприятию оказали коллеги из Артемовского отделения УИРО (председатель Горбунов В.И.). Посетила праздник и руководитель краеведов с Байкалово Боярова Л.В.

1.2.Перед началом события  хлеб-соль и песня.1.5.8Небольшой зал заполнен.

910С приветственным словом выступил глава Лебедкинского ТОМС  Ситников С.Н. Он же и вручил благодарственные письма и грамоты организаторам праздника и помощникам, в т.ч. Н.А.Бархатовой.

1213Было вручено благодарственное письмо и автору этой статьи, хотя, признаюсь, помощь моя была не большой.

Благод письмо бичур08072017_0000Поздравили и депутаты заксобрания. Они же пообещали помощь в решении поставленных бичурцами вопросов.

14Об истории села говорила Бархатова Н.А. Но не только она. Девочка из Каменска Орлова М. рассказала о своих предках Вяткиных, сотни лет крестьянствовавших в с. Бичур.

19На празднике выступила и жительница Рефтинского Уланова Л.А., урожденная Костромина. Их род проживал в деревне Костроме Бичурского прихода. Сегодня этой деревни нет совсем.

20

Надо сказать, что (как оказалось) Рефтинский связан с Бичуром больше, чем думалось. С нами (и с неизменным фотоаппаратом) была и Ольга Овчинникова (редактор «Тевикома»). Оказалось, что ее предки тоже из этих мест.

Овчинникова

Василий Владимирович Малыгин поведал о делах церковных. В своей родовой избе он сделал ремонт и, по благословлению правящего архиерея, устроил молитвенный дом. Он отчитался о расходовании собранных на строительство храма небольших средств и поведал в каком сейчас это находится состоянии.  Место для церкви подготовлено, открыт старый фундамент, на котором и будет размещен новый храм. Средств на строительство которого, понятно, нет…

17Выступления перемежались художественными номерами юных артистов. Их исполнительское мастерство было замечательным, и это общее мнение.

1518

Были приглашены будущие первоклассники. Их в селе четверо. Им вручены небольшие подарки.

21

После официальной части был обмен мнениями, чай и песни под баян. Признанный баянист, конечно, Эдуард Леонидович Соколов.

1.6. (2)

23После чая рефтинцы посетили молитвенный дом (в родовой избе  Василия Малыгина). Дому не меньше 150 лет…

242526… и осмотрели старинный фундамент былого храма святителя Модеста. На него и поставят новый сруб. Но вот когда? Все зависит от самих бичурцев и возможных благодетелей…

29

Праздник села… Видя его сегодняшнее состояние и зная хлеборобное прошлое Бичура, Нина Алексеевна говорит: «Поминки села». Некогда сплошные улицы имеют огромные прорешины, заросшие сорняком-бурьяном. А здесь были крепкие дворы. Чуть не половина изб, оставшихся  на поверхности земли, не жилые — завалившиеся стены, просевшие до пола крыши… Печальное зрелище. Ушло время вольных хлеборобов.

В селе сейчас 140 жителей. В 1926 г их было 1050. В советские годы  сельский хозяйственный уклад был изменен до основания. Пришли коллективные формы труда, индустриальные формы производства. Крестьянский дух, присущий хлебопашцам, истреблялся. Однако, в целом экономика села на «новых рельсах» развивалась, в т.ч. и в Бичуре. Все люди были заняты делом. Поля засевались, было два конезавода, сотни  голов крупнорогатого скота содержалось на фермах. Сегодня о них напоминают только остовы, своими железобетонными ребрами похожие на скелеты доисторических животных. Ельцынские реформы нанесли  больший ущерб, чем поджег села отступающими «красными» в 1918 г (в отместку за бичурскую «контру»).

В 90-е гг 20-го века индустриальная сельскохозяйственная экономика рухнула. Население, утратившее  крестьянские навыки, не смогло ее  подхватить. Сегодня в селе Бичур… нет ни одной коровы. Это поражает. Малые деревенские дети могут увидеть буренку только по телевизору или их нужно для этого куда-то везти…

Так что, действительно – не праздник, а поминки? Я думаю, что все-таки праздник воспоминаний об  исконном селе  во имя будущего Бичура. Закономерно, что его инициаторами выступили родоведы. Посыл был такой: вот славное прошлое вашего села. Вот роспись ваших родов, вот имена ваших дедов и пра-прадедов. Они приходили в это благодатное место с одним топором. Они ставили добротные дома, некоторые из которых стоят и поныне. Они  очищали каждый метр земли, делая ее пригодной для посева, и через год уже засыпали в амбары доброе зерно. Они кормили себя и страну. Каждый аршин земли они считали благом, она приносил пользу и прибыток. Вот эта земля, которая сегодня попрана и  зарастает бурьяном…

28

И люди, жившие тогда, это не абстрактные хлебопашцы, а ваши предки – Упоровы, Малыгины, Козловы, Костромины… Они носили те же фамилии что и вы. Они были похожими на вас, а вы похожи на них. Но они были крестьянами. И христианами. Будьте и вы ими.

27

Вот такой призыв, я думаю, был заложен в идею праздника. Возможно, кто-то скажет, что это наивный посыл. Может быть. Но придумавшая его Нина Алексеевна Бархатова и помогавшие ей люди правы – это нужно было сказать людям. Во имя будущего тех четверых ушастых первоклассников, которые в этот год пойдут в школу. Во имя тех тридцати детей Бичура, родители которых просили областных депутатов построить ребятишкам горку.

И сказали это люди, немало сделавшие и делающие для села, которое они любят. Любят не рассудочно даже, а любовью природной, нутряной, крестьянской, по сути. Нина Алексеевна Бархатова, написавшая и издавшая книгу о Бичуре – уверен, что такой летописи не имеет ни одно село области. Василий Владимирович Малыгин, разместивший в своей родовой избе  молебенный дом для сельчан и бьющийся в стремлении восстановить здесь старинный храм.

Дорога, которую они видят и на которую призывают встать земляков — нелегкая и не короткая. И это был только первый шаг. Значит, дорога стала на шаг короче.

1.7.

Ю.Сухарев, председатель Рефтинского объединения родоведов и краевелов.

Комментарии запрещены.