Сухарев Юрий

Календарь

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

Сухарев Ю.М. К биографии церковного диссидента Тихона Андриевского

о. Тихон Андриевский вар 1Данная статья была представлена в форме доклада на Наумовских чтениях в Камышлове, 25.04.2015 г.

Тихон Петрович Андриевский родился около 1876 г в пределах Терской области Северного Кавказа. Известно, что священник Петр Андриевский (несомненно, отец героя этого рассказа) в 1874 г служил в Вознесенской церкви осетинского села Алагир (52 версты от Владикавказа и 27 вёрст от станции). [1]
Алагир – это не только патриархальные сакли горцев, поселение возникло при серебряно-свинцовом заводе.

1238881588_slobod.-alagir.-alagir-district-1886

Алагир. Фото конца 19 в.

В 1896 году Тихон окончил Тифлисскую духовную семинарию – по 1-му (высшему) разряду. Его фамилия – вторая сверху списка, который составлялся не по алфавиту, а по факту успешности. [2]
Кстати сказать, среди выпускников Горийского духовного училища высшая строчка принадлежала Иосифу Джугашвили. Он обучался в Тифлисской семинарии в одно время с Тихоном Андриевским, но 4-мя курсами младше (будущий отец народов уволен с 5-го (предпоследнего) курса «за неявку на экзамены по неизвестной причине» в 1899 г). [3]

The_Orthodox_Theological_Seminary

Тифлисская семинария.

Известно, что Иосиф Джугашвили познакомился с социал-демократическим движением во время учебы в семинарии. Этими идеями были увлечены и другие семинаристы. Скорее всего, и Тихон Андриевским припадал к этому источнику. То есть мы пытаемся понять природу его воззрений, близких к социалистическим, проявившихся позднее. Вероятно, этому способствовала и пролетарская среда серебряно-цинкового Алагира, где он провел свои ранние годы.
В 1896 году Тихон Андриевский поступает в Казанскую духовную академию. Заканчивает обучение в 1900 году. Он удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии. Его строчка не самая высокая в рейтинге успешности, но в верхней половине списка. [4 ]

Kazan_Theological_Academy
Библиологические словари указывают богословскую работу: Андриевский Т., Судия Самсон, СПб., 1900. Очевидно, это выпускная работа Тихона Петровича. Самсон – ветхозаветный герой-партизан, боровшийся с поработителями израильского народа. Случаен ли выбор темы? Об этом мы можем только догадываться. Как и о том, какие идеи впитывал Андриевский в свободное от учебы время – Казань была одним из центров социалистического движения. Достаточно вспомнить Владимира Ульянова, именно здесь вставшего на «ленинский» путь.
Выпускник академии (статус этого образования очень высок) поступает в распоряжение епархиальных властей.
Преосвященнейшим Владимиром, епископом Владикавказским и Моздокским, согласно прошению, с 1 сентября 1900 г Наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты Северной Осетии назначен кандидат богословия Казанской духовной академии Тихон Петрович Андриевский. [5]
Как видим, священническое достоинство он ещё не принял. Возможно, искал свой путь. Возможно, причина житейская – не выбрал ещё себе супругу, без чего рукоположение «белого» духовенства невозможно.
В этом же году (с 27 ноября) по прошению уволен за штат его отец, священник Садонского прихода Петр Андриевский. На его место назначен Иоанн Андриевский (вероятно, младший брат Тихона), окончивший в этот год Тифлисскую семинарию (учился на одном курсе с Иосифом Джугашвили) . [6]
Садон, где закончил по болезни свое 35-летнее служение отец Тихона Петровича, — шахтерский поселок (свинцово-цинковое месторождение), к началу ХХ века уже прославившийся своими забастовками. «Шахтеры жили в сырых землянках, дощатых сараях, грязных казармах. Единственная в Садоне баня, как правило, бездействовала. В больнице отсутствовал над¬лежащий уход за больными, ее заведующий жил за 50 верст в селении Алагир и приезжал в Садон только один раз в неделю». [7]
Тихон Петрович, по своей должности, входит в Ардонское отделение Владикавказского епархиального училищного совета. Его содержание составляло 660 рублей в год, что признавалось недостаточным (от училищного совета в 1900 г выдано пособие 100 рублей). [8]
Для сравнения: средняя годовая зарплата рабочего в 1900 г составляла около 200 руб.
В должности наблюдателя церковных школ Северной Осетии Тихон Петрович находится по 1903 г (в этот год он же исправлял должность делопроизводителя Ардонского отделения училищного совета). [9]
Школы Северной Осетии, в определенной мере способствовавшие развитию народного образования, были далеки от совершенства, особенно в горных селениях. Здесь школьные помещения были «…похожи скорее на хлев, чем на просветительное учреждение. Тесные, низкие, ничем не обмазанные каменные сараи, большею частью с земляным полом, с маленькими оконцами и жестяной плитой вместо печи». [10]
Т.П.Андриевский, оценивал перспективу своего ведомства достаточно жестко: «Мне кажется, что роль миссионерства школ окончена, так как они не дали народу ни гражданского, ни религиозного воспитания». [11]
Возможно, по причине разочарования в своей церковно-школьной миссии он встает на путь священнического служения. В 1904 году он уже протоиерей, настоятель Карсского собора. Он же – председатель Карсского отделения Грузинского епархиального училищного совета. [12]
То, что в течение года (не более) со дня рукоположения он становится протоиереем, вызывает удивление. Видимо, учли образование, включили в выслугу срок службы наблюдателем школ (обычно эту должность исправляли священники). Плюс приняли во внимание и место служения. Карсская область — это такой дремучий угол империи, что и тогда мало было людей, способных найти его на карте, а теперь и подавно.
Ка́рс(с)кая о́бласть — административно-территориальная единица Российской империи, существовавшая с 1878по 1917 гг. в юго-западной части Закавказья. Эти земли отошли к России от Турции в результате русско-турецкой войны 1877—1878 годов. На севере граничила с Кутаисской и Тифлисской губерниями, на востоке — с Эриванской губернией, на юге — с Эрзерумским вилайетом Турции. Административный центр — город Карс.

Священник на осле

Карс. Священник объезжает приход.

Сегодня на бывшей территории Карсской области находится часть Армении и три турецких провинции : Карс, Эрзурум и Ардахан.
Доля православного населения здесь была очень мала – около 14% (большей частью греки). Больше половины – мусульмане, 20% — армяне, 5% — русские сектанты (молокане, духоборы). Достопримечательностью города Карса – собор, построенный еще в 937—942 гг армянами, затем служивший мусульманам мечетью, а с 1879 г ставший православным. Его настоятелем и был о. Тихон.

Карсский собор

Карсский собор.

В этой должности он находился до 1906 г. [13]
Однако, в октябре 1905 г о. Тихон проявил себя в неожиданном месте при странных обстоятельствах. 17 октября социалисты устроили беспорядки в центре Казани. В результате были раненные среди полиции, убито несколько человек из публики. Бунтовщики добились таких успехов, в том числе и в деле разоружения полиции, что некоторые называют ситуацию в те несколько дней октября, как возникновение «Казанской республики».
Любопытно, что самое деятельное участие в беспорядках приняли студенты Казанской семинарии. «Семинаристы, вооружившись почти все, запаслись бомбами и просто огромным количеством камней и кирпича, готовы были бить в тыл тем, кто будет обстреливать пассаж… из здания Казанской Духовной Семинарии (КДС) стреляли из револьверов…, «очень крупную роль» в восстании сыграли семинаристы, которые первыми стали сбрасывать бомбы и тем самым «открыли сражение». Кроме того, они «оттянули» к центру полицию, которая безуспешно пыталась прорваться в здание КДС со стороны Петропавловской улицы, а затем взяла её в кольцо, благодаря чему дружинники прорвали полицейские позиции «на флангах» и заняли намеченные рубежи». [14]

Kazan_seminary

Казанская семинария.

К 21 октября повстанцы уже создали свою милицию и в значительной степени контролировали ситуацию. В этот день возникла стихийная многолюдная «черносотенная» манифестация, направленная против социалистов. В результате бунтовщики оказались блокированными в здании Казанской городской управы. И не далек был час расплаты – монархисты начали штурм здания.
«Осаждённым было предложено сдаться. Вскоре они приняли все условия и приостановили стрельбу из окон, а вслед за этим была остановлена стрельба и всеми войсковыми частями. Стрельба продолжалась около часа времени и закончилась в 6 часов вечера. По сигналу из здания Городской Управы вышел протоиерей [Т.]Андреевский, уверявший, что в Городской Управе укрылось не более 20 перепуганных человек. Между тем, по сдаче, в Городской Управе было арестовано 130 человек, принадлежащих преимущественно к учащейся молодёжи. Все эти лица под усиленным военным конвоем, в ограждении от натиска возмущённой толпы, были отведены в Казанскую пересыльную тюрьму, а отобранное у них оружие было арестовано прибывшим комендантом г.[орода] Казани — Казанским Уездным Воинским Начальником». [15 ]

Казань городская управа
Исследователь Игорь Алексеев поясняет: «Согласно данным, содержавшимся в «Деле об открытии стрельбы…», обстрел здания прекратился после того, как находившийся в нём священник — протоиерей Тихон Андреевский и «другие лица» «обратились по телефону к Губернатору с просьбой прекратить стрельбу». [16]
Андреевский вместо Андриевский, эта ошибка постоянна. Но не было в Казанской епархии протоиереев с такой фамилией. Был один — в Карсской области Грузинской епархии, Тихон Петрович Андриевский. Что он делал в Казани? Скорее его присутствие не было случайным. Социалистическая акция готовилась загодя
Связано ли это с казанскими событиями — неизвестно, но в документе июля 1906 г он фигурирует уже не как настоятель собора, а как окружной миссионер.
«От 6 – 14 июля 1906 г за № 3653 бывший окружной миссионер Карсской области протоиерей Тихон Андриевский назначен преподавателем греческого языка в Пермскую духовную семинарию». [17]
В этой должности он находится в 1907 и 1908 гг. [18]
В 1909 г он преподает психологию, логику, краткую историю и начальные основания философии. [19]
С 1910 –го — всеобщую церковную историю и историю русской церкви. [20]
В 1912-м — основное, догматическое и нравственное богословие. [21]

ПДС
Обращает на себя одна особенность о. Тихона. Все священники семинарии приписаны к Пермским церквям. Кроме протоиерея Андриевского.
Однако, по службе он получал награды. «В № 18-19 «Церковных ведомостей» (часть официальная) за 1909 г пропечатано: Государь Император по Всеподданейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Священного Синода, в 6-й день сего мая Всемилостивейше соизволил удостоить награждения духовных лиц: За службу по епархиальному ведомству в Пермской епархии: … камилавкою… Пермской духовной семинарии преподаватель, протоиерей Тихон Андриевский». [22]
«Мая 11. Преосвященнейшие Палладий и Мефодий Божественную литургию по случаю храмового праздника совершили в Кирилло-Мефодиевской церкви. Протоиерей Тихон Андриевский награжден камилавкою. Слово говорил протоиерей Тихон Андриевский». [23]
За свою неординарность и оригинальность мышления он был уважаем семинаристами. Подтверждение тому в автобиографическом произведении протоиерея Николая Буткина «Виноградарь». В нем о. Тихон выведен под именем священника Стефана Тихановского. Написано было это примерно в то время, когда события и происходили.
«О.Григорий (этим именем о. Николай шифрует себя – Ю.С.) просил Володю (офицера, бывшего семинариста – Ю.С.) рассказать что-нибудь про семинарию. Тот вспоминал былое, знакомил о. Григория с некоторыми преподавателями. Почти с увлечением отзывался он о Тихановском.
— Вы не слышали о нём, дядя?
— Доходили слухи, что семинаристы любили его. Хорошо отзывались о нём и те, кого из пермяков приходилось видать.
— Да, он и в самом деле выгодно отличался от других.
— Что же добрый был для вас?
— Как сказать. Двойки ставил и он, но преподавал интересно и много беседовал с нами.
— На какой кафедре он был?
— Преподавал церковную историю, знал предмет великолепно, но взгляды его расходились с общепринятыми.
— Например?
— Например, он говорил, что Церковь действительная существует только в Избранных и невидима. Видимое же христианство представляет собою отпадение от чистоты веры и заключает в себе много человеческого.
— Он объяснял, как вошло в Церковь постороннее начало!
— Припоминаю, по его словам, все большие религии буддизм, еврейство, христианство вошли в мир с социальной задачей — изменить жизнь людей. Но, при соприкосновении с действительностью, все эти религии потерпели одинаковое изменение: морально-общественная сторона постепенно скрадывалась. На её место становилась мистика и личный аскетизм». [24]
С 1913 г (а вернее всего, с 1 сентября 1912 г) о. Тихон — законоучитель Камышловской мужской гимназии. С 1913 по 1916 г входит и в состав попечительства Камышловской женской гимназии. [25]

КМГ

Камышловская мужская гимназия.

Отец Тихон снискал любовь и уважение камышловских гимназистов и гимназисток. Вот свидетельство сына Павла Петровича Кошкина, бывшего гимназиста: «Особенно часто отец вспоминал классного наставника Тихона Петровича Андриевского, который окончил Казанскую духовную академию со званием кандидата богословия. Тихон Петрович вел у них Закон Божий. Старался привить ученикам добрые чувства. Поздравляя гимназистов с Новым годом, говорил: «Дай Бог, чтобы настали времена, когда не будет войн, а люди перекуют мечи на орала (плуги)». [26]
Иовилла Степановна Чепурина : «Мы, девочки, в политике не разбирались, но среди наших учителей тоже были передовые люди, к ним тянулась молодёжь. На всю жизнь сохранила в памяти светлый образ учителя закона Божия Тихона Андриевского. Это был умный, революционно настроенный человек. Он пользовался уважением и любовью у своих учениц. На уроках закона Божия он занимался вопросами философии. В своё время он окончил Духовную академию». [27]
Оставил свое свидетельство и камышловский гимназист Голиков, будущий маршал. «Вместе с Арькой Рабенау, Петей и Мишей-Скворцовыми, Грибусей Доновым, Костькой Елисеевым, Шурой Комлевым и другими гимназистами я уже два года состою в литературно-философском кружке. Странно, что создать его помог нам учитель закона божия протоиерей отец Тихон Андриевский, да еще вопреки воле директора гимназии В. С. Максимова.
В кружке прочитали и разобрали некоторые произведения Достоевского, Белинского, Льва Толстого, Михайловского. Добрались даже до Гегеля. Касались и биологических тем — читали Мечникова и Спенсера. Все это сначала подорвало, а потом и совсем разрушило мою веру в бога». [28]
Получается, о. Тихон стремился не столь укрепить учеников в вере, сколь познакомить их с многообразием философской мысли.
Конечно, нравиться учащимся – это не сверхзадача мыслителя. Он пытается довести свои идеи и до духовенства. В июне 1916 г, по дороге в Тобольск, на участие в торжествах прославления Святителя Иoaнна, в Камышлове побывал епископ Екатеринбургский Серафим.
5 июня Божественную литургию Его Преосвященство совершил в градо-Камышловской Александро-Невской церкви. Слово за прнчастным произносил законоучитель Камышловской мужской гимназии протоиерей Тихон Андриевский. Очевидно, владыка был наслышан про идеи законоучителя, потому и поручил ему произнести проповедь, дабы понять суть его мышления.

Камышло церк Ал Невского

Камышлов. Храм Александра Невского.

Вечером 6 июня, в квартире смотрителя Камышловского Духовного училища о. Ссргея Уецкого, отцу Тихону была предоставлена возможность излить свое мировоззрение вполне.
Под председательством Его Преосвященства состоялось пастырское собрание, на котором присутствовали пастыри городских и близ лежащих сельских церквей в количестве до 30 человек. Вниманию собравшихся с благословения Его Преосвященства протоиереем Тихоном Андриевским был предложен краткий доклад па общую тему: „По вопросам современного пастырского служения», состоявший в изложении следующих мыслей:
Психическое состояние современных пастырей. Благодушие одних и малодушие других. Малочисленность и несложность причин первого явления; разнообразие и сложность причин второго.
Искание духовенством выхода из создавшегося положения. Надежда его на реформы прихода, на Всероссийский собор и тому подобные меры. Выведут ли эти меры
духовенство из современного тяжелого положения?
Предположение докладчика о возможности выхода, не дожидаясь реформ сверху. Действительная причина упадка пастырства — его безыдейность, явившаяся результатом
осуществления в жизни юридического понимания христианства.
Краткий очерк жизненного понимания христианства. Параллель между пастырем—номиналистом (законником) и пастырем — святителем.
Общий вывод: только немедленное осуществление жизненного понимания христианства выведет пастыря из того тупика, в котором он сейчас находится. Трудности, могущие встретиться при этом. Возможность их преодоления.
Протоиерей И.Уфимцев, автор заметки, добросовестно перечисляя тезисы о. Тихона, безусловно подтверждает его авторитет, как мыслителя. «Некоторые смелые утверждения докладчика вызвали со стороны Его Преосвященства и других присутствующих сильные возражения, на которые о. Тихоном даны соответствующие разъяснения. Надо отдать справедливость лектору, что он искренно болеет душой, замечая некоторые проявления различных нестроений в церковно-приходской жизни нашего времени, горит огнепальным желанием бороться с этими отклонениями от того порядка, который ему кажется нормальным, но это свое желание, как и самую скорбь по поводу нестроений выражает своеобразно и смело, чем невольно может смущать своих слушателей, не всегда имеющих возможность скоро разобраться в потоке мыслей, сыплющихся из уст лектора как из рога изобилия.
Владыкою была высказана благодарность докладчику и пожелание духовенству время от времени устраивать закрытые пастырские собрания и на них подвергать обсуждению волнующие пастырей вопросы». [29]
Тезисы не раскрывают сути философии о. Тихона. Что означает «жизненное понимание христианства»? Это понятие использует Толстой в своей работе «Царство божие внутри вас», называя такое понимание нравственным, в отличии от языческого (по мнению Льва Николаевича), построенного на обрядовой стороне христианства.
Сравним постулат Андриевского: «Церковь действительная существует только в Избранных и невидима» и название работы Льва Толстого: «Царство божие внутри вас». Сходство идей действующего священника-законоучителя и отлученного от Церкви графа очевидно.
Камышловская «вечеря» состоялась, как видим, еще до Февральской революции.
Иовилла Степановна Чепурина, бывшая гимназистка, о Тихоне Андриевском: «В первый же день революции снял с себя рясу и включился в антирелигиозную пропаганду». [30]

getimage.ashx

Преподаватели Камышловской мужской гимназии , в т.ч. священник Т.Андриевский.

Ещё более крутым казался путь своего законоучителя Ф.И.Голикову. В его дневниках 1919 г (после ухода из Камышлова белых): «Выспрашивал относительно редактора наших «Известий» Степана Васильевича Егоршина. По слухам, он вместе с бывшим учителем закона божия отцом Тихоном Андриевским был арестован белыми за большевизм. Вроде бы оба уцелели и должны со дня на день появиться в Камышлове. Интересно будет повидать их». [31]
На самом деле, получается, немножко не так. Рясу Тихон Петрович снял не сразу после революции, а несколько позднее. И относительно его ареста белыми пока подтверждения нет. Впрочем, нет дыма без огня — упомянутый Голиковым редактор камышловских «Известий» Егоршин, действительно, «при наступлении белочехов на Камышлов, в 1918 году, эвакуировался. Около Перми попал к белогвардейцам, но ему удалось бежать. При освобождении Камышлова возвратился». [32]
Как следует из автобиографического романа шадринского протоиерея Николая Буткина, о. Тихон, после занятия Сибирской армией Камышлова, из города не уехал и оставался ещё в священническом достоинстве. Вот диалог о. Буткина с племянником об о. Тихоне, который относится к тому времени.
«О. Буткин: Кстати, знаешь, Тихановский (Андриевский – Ю.С.), кажется, в Ка-ве (Камышлове – Ю.С.) законоучительствует.
Племянник: Значит священником?
О. Буткин: Тебя это удивляет?
Племянник: Так ведь я уже говорил, что он на действительную церковь смотрит критически. Впрочем, у него семья, может из-за неё.
О. Буткин: Ты его извиняешь?
Тот только пожал плечами». [33]

Свящ. Н.Буткин

о. Н.Буткин

После святок 1919 г (по тону повествования – не позже февраля), о. Буткин встречался с о. Тихоном в Каменском заводе, на собрании благочиннического округа. Шадринского протоиерея, известного церковного интеллектуала, упросили прочитать доклад «Жизненная драма духовенства». Присутствующий здесь о. Тихон Андриевский (в романе – Стефан Тихановский) вступил с ним в дисскусию.
Главные тезисы о. Буткина: «Духовенство – в унизительном положении. Оно несет на себе презрение общества. Даже дети собственные отворачиваются от отцов и уходят в мир, проклиная жизнь духовенства.
Что делать? Очистить церковную жизнь и свою собственную от бытовой грязи и беспринципности. Быт — враг духовенства и ему надо объявить беспощадную войну».
Главные тезисы о. Андриевского: «Духовенство осуждают, и заслуженно. Но его драма – не вина духовенства. В унижении или позоре духовенства — драма религии, самой церкви. Людям тесно в церковной ограде, где они слышат одну и ту же проповедь о личном спасении, награде на небесах за пост и покаяние. Они видят, что хождение в храм, причащение, даже милостыня не мешают расти неправде, нищете народной. Пьянство, невежество и дикость свободно уживаются рядом с храмом и религией.
Христианство имеет в себе данные для возрождения не только душ, но и общества — это видно на примере Европы. Там на почве христианства взрастили науку, построили мощную культуру, перестраивают общество в духе общей свободы и уважения Личности. Но мы, русские церковники, привыкли отмахиваться от Европы, и продолжаем упорно открещиваться от науки и культуры.
В прошлом для ума и сердца церковников не было ничего ценного. Может быть, новые условия пробудят в духовенстве дремлющие силы, и церковь выйдет решительно на путь общественности».
Духовенство (и Церковь в целом) должно перестраивать вместе с обществом быт социума посредством развития науки, культуры, свободы личности, преображать общую жизнь людей — вот главная мысль его выступления.
Речь о. Андриевского произвела огромное впечатление. «Среди братии воцарилось глубокое молчание. Молчали долго. Никто не решался ни выступать, ни возражать на сильную речь. Председатель пытался было поощрить к продолжению прений, но тщетно». [34]
Лишь умелый полемист о.Буткин ослабил своим заключительным словом силу воздействия речи о. Тихона, «замазал в сознании духовенства те щели», которые пробил законоучитель.
Словесный турнир имел продолжение в переписке академистов. Она приведена в приложении к настоящей статье.
Дает о. Буткин и описание наружности протоиерея Андриевского. «Внешность о. Стефана Тихановского не влекла к себе. Лицо морщинистое, продолговатое, рыжеватые баки и борода. На голове лысина, ближе к затылку волосы редкие, торчащие прядями. Глаза умные, и, как показалось наблюдателю, с очевидной печатью установившейся боли». [35]
На одном из сайтов, статью о Камышловской гимназии иллюстрирует фото (из архива В. Бунькова ) учителей мужской гимназии, 1914-1916 г. В этот период о. Тихон Андриевский был единственным в гимназии священником-законоучителем. Значит, наверняка, на фото он. Описание его внешности, приведенное выше, не конфликтует с изображением. В петлице воротника рясы ещё одно подтверждение личности – особый крест, выдаваемый священникам, имеющим степень кандидата богословия.
Как сложилась судьба Тихона Петровича после? Закон Божий был исключен из числа обязательных учебных дисциплин ещё в начале 1918 г. В короткий колчаковский период старые порядки восстановили. С возвращением красных Камышловская гимназия осталась без педагогов – большинство ушло на территории, контролируемые Сибирской армией. Понемногу учебный процесс наладился, но уже по советским программам — церковь отделена от государства.
Пока мы не знаем подробности: отказался ли Тихон Андриевский от веры или просто снял рясу и стал трудиться на светской (советской?) должности. Жизнь приходского батюшки, много им порицаемая, Тихону Петровичу не подходила. Занимался ли он антирелигиозной пропагандой, как вспоминала одна из бывших гимназисток? Этому других подтверждений нет. Да, есть его письма о. Буткину, где он обличает церковную действительность. Но это не отказ от христианства.
Во всяком случае, строки его последнего письма о. Буткину (1919 г) не говорят об отказе от Христа. «Я предвижу роковые искушения умов в народе и если крестьяне Русские отступят от веры, вина падёт на нас духовенство и на Церковь. Меня страшит эта ответственность. Счастливы Вы, что имеете дело живое и умеете делать его. Светите хоть Вы за нас. Всем сердцем желаю Вам успеха». [24]

Как следует из автобиографии А.А.Наумова, Тихон Петрович «просиял» и на ниве Камышловского управления образованием. Впрочем, философы редко проявляют себя, как хорошие управленцы.

Безымянный

А.А.Наумов

«Организация научного музея в К[амышлове] явилась для меня желанным поручением. Многое для музея у меня было под руками, свое. Жаль мне своих коллекций, собранных во время путешествий по Уралу и уезду, погибших при разгроме духов[ного] уч[илища] в 1919 году. Отмечу гибель многих ценных книг; мне не удалось некоторые из них спасти; они были отправлены из разных временных складов (Трамот и пр.) на фабрику в переливку.
Рьяным деятелем по истреблению печатного слова был бывший законо-учитель муж[ской] гимназии, б[ывший] протопоп Андриевский, потом сложивший свой сан и способствовавший разложению школы в 1919 году проповедью о ненужности дисциплины для учащихся. Волею судеб он попал в зав[едующие] отд[елом] нар[одного] обр[азования], распоряжался бестолково, оплевал учительскую среду в своих прокламациях, а со складов велел свезти на фабрику ценные историч[еские] сочинения. Так погибла богатая старыми историческими и естественно-научными книгами библиотека Васильевых». [40]

Знание о последующих 5 годах его жизни умещаются в три строчки талицкого краеведа И.К.Черданцева. «Тихон Петрович Андриевский работал в Талице учителем и писал «духовные» книги». [36]
Значит, Камышлов он в последние годы оставил.
И.К.Черданцев: «Один из его романов «Архиерей» возмутил церковников за нелестные против них высказывания и вызвал гонения полиции на автора». [37]
Действительно, есть такой роман. Роман «Архиерей», написанный, как сообщают интернет аннотации, в начале XX века. Читая произведение, соглашаешься с этим.
Вот один из немногих «маячков», поставленных автором.
«Этот монастырь известен был своей чудотворной иконой, к которой стекались богомольцы почти со всех концов России. В золотой ризе, сплошь усыпанной драгоценными камнями, стоимость которых исчислялась сотнями тысяч рублей, эта икона стояла на самом видном месте храма монастырского и составляла его главную святыню и единственную славу огромнейшего монастыря. Незадолго до прибытия в епархию нового владыки икона была украдена. Розыски не привели ни к чему. Икона погибла для монастыря безвозвратно».
Здесь, определенно, речь идет о хищении в 1904 г из Богородичного монастыря иконы Казанской Божьей Матери. Значит, роман написан после лета 1904 г.
Роман «Архиерей» — это роман-апокриф, т.е. с не установленным авторством. В заглавии произведение приписывают некому «иеромонаху Тихону». Есть пара неубедительных версий, объясняющих, кто скрывается по этим именем.
Информация краеведа Черданцева заставила меня прочитать роман, сравнить его с известными текстами и умозрениями Т. Андриевского. Мое мнение – да, автором «Архиерея» определенно является Тихон Петрович.
Действие романа отнесено к г. Казани (вспомним фрагмент о похищении чудотворной иконы). А Казань – город для Андриевского, как мы знаем, не чужой.
Виден и опыт общения автора с иными народами. «Мне пришлось наблюдать жизнь одного народца на окраине нашего отечества. Живет он куда беднее многих наших крестьян. Ходит почти в лохмотьях, дома ест только ячменный или кукурузный хлеб, да и то не досыта, а как посмотришь на него — молодец к молодцу: все как на подбор».
Явно здесь автор говорит об осетинах, рядом с которыми о. Тихон жил долгое время.
Виден и опыт миссионерской работы. Точнее – неприятие существовавшей миссионерской практики. В том же духе Андриевский высказывался на эту тему и не анонимно .
Если сопоставить известные письма протоиерея Тихона и роман «иеромонаха Тихона», то прежде всего замечаешь схожее и шокирующее обнажение пороков людских. [38]
Самое главное:Роман «Архиерей» словно иллюстрирует стержневую мысль о. Тихона: миссия Церкви – изменять жизнь людей к лучшему.
То, что роман написан не монахом, тоже очевидно. Монастырского жития в тексте практически нет, монахи изображены почти карикатурно.
Нужен, конечно, анализ специальный и профессиональный, чтобы установить авторство на научной основе. Я же могу лишь предложить читателю сделать собственное заключение.
Вероятно, рукопись романа ходила в списках, так как ни в каких библиографиях 20-го века она себя не проявила. Думаю, подпись автора «иерей Тихон» современные книгопродавцы трансформировали в «иеромонах Тихон» (звучит лучше).
И.К.Черданцев про Тихона Андриевского: «Умер и похоронен в Талице в 1925 году». [39]

Примечание: приведенные сведения И.К.Черданцева о жизни Т.П.Андриевского в Талице и о его смерти в 1925 г не соответствуют действительности. подробная статья о годах жизни нашего героя с 1917 по 1935 г здесь.

Следует сказать, что Роман «Архиерей» — единственное произведение Тихона Андриевского, которое находится в читательском обороте, — пользуется вниманием и является предметом дискуссий. Важно найти и представить общественности и другие работы, принадлежащие его перу, его мысли. Ведь споры, которые вели христианские философы в начале XX века, не окончены до сих пор и победитель в них не очевиден.
Важно и представить полную биографию мыслителя, которая данным исследованием открыта лишь отчасти.
Источники и примечания
1.Каргиева Раиса. Небесное сокровище на Земле http://prav-osetia.livejournal.com/22203.html;
2.Выпускники Тифлисской духовной семинарии 1891, 1892, 1895-1904, 1910-1913, 1915 гг. http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tiflissem.html;
3. Там же;
4.Выпускники Казанской духовной академии 1846-1916 гг http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
5. Распоряжения епархиального начальства. Владикавказские Епархиальные ведомости № 17, 1 сентября 1900 г, часть официальная;
6.Владикавказские Епархиальные ведомости № 23, 1 декабря 1900 г, часть официальная;
7. Махциева Н. С. Формирование первых профсоюзов Северной Осетии: экономические и политические предпосылки;.
8.Владикавказские Епархиальные ведомости № 15, 1 августа 1901 г, часть неофициальная;
9.Терский календарь на 1902 год. Издание Терского областного статистического комитета//под редакцией члена-секретаря комитета Г.А.Вертепова. Выпуск 11:- Владикавказская типография Терского областного правления, 1901 г; Терский календарь на 1903 год. Издание Терского областного статистического комитета//под редакцией Вертепова Г.А.а. Выпуск 12:- Владикавказская типография Терского областного правления, 1903;
10.История Северной Осетии: XX век/Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева Владикавказского НЦ РАН . — М.:Наука, 2003.- 632 с.: ил. Цитируется по: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/152202/;
11. Там же;
12.Памятная книжка и адрес-календарь Карсской области на 1904 год. Издание Карсского областного статистического комитета// под редакцией секретаря комитета С.В.Ермолаева:- Карсская областная типография, Карс, 1904;
13.Памятная книжка и адрес-календарь Карсской области на 1906 год. Издание Карсского областного статистического комитета// под редакцией секретаря комитета С.В.Ермолаева:- Карсская областная типография, Карс, 1906;
14.Алексеев Игорь Анатомия «казанской смуты» (события октября 1905 г и рождение «чёрной сотни»). Глава из книги «Чёрная сотня в Казанской губернии»: приводится с авторскими сокращениями, правками и дополнениями. http://rusk.ru/st.php?idar=104183;
15. Там же;
16. Там же;
17.Церковные ведомости № 30 от 29 июля 1906 г;
18.Адрес-календарь и Памятная книжка Пермской губернии на 1907 год — Пермь: Типо-литография губернского правления, 1907; то же за 1908 г. ;
19.Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1909 год – Пермь: Типо-литография губернского правления, 1909;
20.Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1910 год – Пермь: Типо-литография губернского правления, 1909; Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1911 год – Пермь: Типо-литография губернского правления;
21.Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1912 год:- Издание Пермского губернского статистического комитета;
22.Пермские Епархиальные ведомости № 15, 21 мая 1909 г, отдел официальный;
23. Пермские Епархиальные ведомости № 15, 21 мая 1909 г, отдел неофициальный
24. Буткин Николай, протоиерей. Виноградари (роман).гл. 3. Обреченные. Церковные течения. Неопубликованная рукопись. Отдельные главы предоставлены автору С.Г.Буткиной;
25.Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1913 год – Пермь: Типо-литография губернского правления; Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1914 год. Издание секретаря Пермского губернского статистического комитета Н.А.Иванова; Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1915 год – Пермь: Типо-литография губернского правления; Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1916 год – Пермь: Типо-литография губернского правления; Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1917 год. Издание секретаря Пермского губернского статистического комитета Н.А.Иванова;
26.Кошкин Петр , краевед. (Камышловские известия. – 1997. – 2 сентября (№ 102). – с. 3;
27.Ахметшина Людмила Из почты редакции. Далекое-близкое. : «Камышловские известия» http://kam-news.ru/?p=32127;
28.Голиков Ф. И. Красные орлы (Из дневников 1918–1920 г.г.). — М.: Наука, 1959. — 328 с. ;
29.Из епархиальной жизни. Архиерейские служения. Обозрение церквей. Екатеринбургские Епархиальные ведомости, 1916г, № 24, отдел неофициальный;
30.Ахметшина Людмила Из почты редакции. Далекое-близкое. : «Камышловские известия» http://kam-news.ru/?p=32127;
31.Голиков Ф. И. Красные орлы (Из дневников 1918–1920 г.г.). — М.: Наука, 1959. — 328 с. ;
32.Кудряшов П. Что я помню (из истории газеты «Знамя коммуны» г. Камышлов). За коммунизм. — 1987. — 23 декабря (№ 204). — с. 2;
33.Буткин Николай, протоиерей. Виноградари (роман).гл. 3. Обреченные. Церковные течения. Неопубликованная рукопись. Отдельные главы предоставлены автору С.Г.Буткиной;
34.Там же;
35. Там же;
36. Талица : от основания до современности / И. К. Черданцев; авт. предисл. В. Чертовиков. – Талица : [б. и.], 1992 (Талица). – 165 с. : ил. – Загл. обл. : На талых ключах;
37. Там же;
38. Вот пример. Письма о. Андриевского о. Буткину: «Глухая деревня. Одна из многих на Руси. Ни церкви, ни школы. Мужики звереют, по праздникам пьют, дерутся в кровь, жён бьют, и не в праздники, смертным боем. В деревне берут воду из озера, тут же моют кожи. Зимой навоз возят на озеро. Каждое лето эпидемии дизентерии. Дети мрут. Осенью тиф не переводится. Живут грязно, дико. Парни насильничают, девушки — редкая не забеременеет до брака. Снохачи – явление обычное. Колдовство, вера в приговоры обща. Грамотных почти нет. Налоги собираются с мужиков однако исправно, наезжает и батюшка со сбором. Но кроме этих случаев люди не видят никого. И тёмно, тёмно у меня на душе».
Роман «Архиерей»: «Боже! Каким нравственным зловонием пахнуло на отца Герасима, когда ему удалось приподнять лохмотья той невидимой одежды, которой прикрывали люди свои душевные язвы от взглядов посторонних. Теперь он знал, например, что эти нищенки–старушки, которых он называл своими заступницами перед Богом и которым раздавал свои копейки, собирали милостыньку не только для своего пропитания. Знал он, что из собранного они оставляли себе лишь часть, а на остальные покупали водки и разных лакомств для какого–нибудь бродяги, сойдясь с которым после «трудового» дня, за принесенные лакомства и водку получали они от него удовлетворение своих пошлых страстишек. Узнал отец Герасим и о той роли, которую играли в ночлежках мальчишки–подростки, подманиваемые ночлежниками и за копейку укладывавшиеся вместе с ними под одну дерюгу. Узнал и много другого отец Герасим. Люди не щадили друг друга и вместе со своими грехами выкладывали перед ним и чужую грязь. Из рассказов падших созданий узнал отец Герасим всю гадость жизни среднего и даже высшего общества с ее обратной стороны, и узнав, почувствовал, как похолодело его сердце, оборвалась воля, заледенела душа» ;
39. Талица : от основания до современности / И. К. Черданцев; авт. предисл. В. Чертовиков. – Талица : [б. и.], 1992 (Талица). – 165 с. : ил. – Загл. обл. : На талых ключах/;

40.Автобиография члена-корреспондента Уральского общества любителей естествознания Александра Андреевича Наумова. 9 сентября 1922 г.. (ГАСО. Ф.101. Оп.1. Д.139. Л.491-512об. Рукопись. Автограф).// Архивы Урала № 9-10 2006

Приложение
Буткин Николай, протоиерей. Виноградари (роман).гл. 3. Обреченные. Церковные течения. Неопубликованная рукопись. Отдельные главы предоставлены автору С.Г.Буткиной
(Переписка о. Т. Андриевского и о. Н. Буткина (в романе – под именами оо. Стефана Тихановского и Григория Загуменных)

Ш-ск. Выс-нию настоятелю Собора о.Григорию Загуменных.
Уважаемый собрат, Григорий Иванович!
Ваше имя и отчество узнал от Вашего племянника — моего ученика — Архангельского. Он же поощрил меня к тому, чтобы я написал Вам, уверяя, что Вы примете благосклонно моё послание. Хотя в нём кое-что может и не понравится вам. Однако предмет наших разногласий очень важен, а потому я решил продолжить наши прения.
Ваша заключительная речь была для собрания весьма приятной, и, если бы можно было аплодировать, Вас, безусловно, проводили бы дружными хлопками. Но чувствуете ли, что энтузиазм духовенства, вызванный Вашей речью, умаляет ценность вашего выступления. Вы помирили отцов с их поношением. Вы замазали те щели, какие пробил я в их сознании. На пользу ли это? Не думаю. Вы будете оправдываться тем, что не намерены были успокаивать беспечных. Увы! Метафизика и мистика всегда действуют успокаивающе. А Вы мистифицировали достаточно.
Но вспомните: в первохристианстве не существовало, ни догматики, ни Символов веры, а религией люди жили полно и, что главное, умели и общую жизнь в своей среде повернуть в сторону правды.
Наши современники устали от церковной мистики и желают повернуться лицом к жизни. Как не признать справедливости в их стремлениях. Тем сильнее удивляет меня Ваше пренебрежение к социальным учениям, которые в речи вы обозначили политикой. Но где основания к такому пренебрежению! Вы принимаете торговлю, пути сообщения, промышленность. Почему же вы отказываете в правах на существование политики, которая порождена теми же насущными потребностями жизни? Может быть, при слове политика Вам вспоминается Союз Русского Народа, Еврейские погромы, Гапон, Синодская ориентировка, приведшая Церковь к крушению и неслыханному позору, и Вы как либеральный батюшка с достоинством отворачиваетесь от гнилого курса. Но неужели непонятно, что эта политика была направлена против общественных идеалов. Увы! Это была политика духовенства, которому вы в речи втирали глаза, будто она стоит вне этих грязных дел, так как церковь де аполитична.
Верхом Вашего глумления над политикой было то место в речи, где Вы говорили о париях и программах. Вы даже сострили насчёт социал-демократической Церкви. Простите мне было не по себе в этот момент. Вы впали в тот досадный тон поповщины, которая «прославила» себя уже достаточно осмеянием глупости Толстого, дерзости Бухарева, декаденщины Вл.Соловьёва. Неужели Вы хотите разделить лавры победы с смешными апологетами Гусевыми, Антониями и т.п.? Вы видите в политике борющиеся между собой партии, но почему-то не хотите подумать того факта, что во всех политических партиях действует Единая воля к Правде, желание сделать жизнь чистой и достойной человека. Странно, что и мы в Церкви поём: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». Почему же в жизни не только не ищем её, но и других не поощряем? Политики настаивают, что не успокоятся пока алчущих не накормят, жаждущих не напоят, всем дадут труд и достаточный заработок. А вы на это открещиваетесь, кричите: «Это политика, берегитесь», — и тут же даёте дьякону благословение велегласно прочесть вслух народу: «Был голоден и вы накормили меня, был наг и вы одели меня, был болен и вы посетили меня». Чудовищное противоречие! Почему Вы не чувствуете его? Я знаю некоторые церковники полны такого отвращения к жизни, что хотели бы всех верующих переселить в пустыню. Сухой клоповный аскетизм Афона для них верх премудрости христианской. К счастью Вы не из таких столпов. Когда я слушал Ваш увлекательный рассказ о своём пастырском опыте, о Братстве, я искренно говорю, отдыхал душой. Так хотелось расцеловать Вас за это. Ведь Вы воскрешаете святые времена христианства. Знаете, у меня явилось даже желание на месте посмотреть как живёт и делает Ваше Братство. Оно ставит вас высоко над общим уровнем духовенства, но все же не снимает с Вас вины за отречение от нового религиозного сознания. Оно требует от веры не святости, а Любви, вернее в Любви только и видит истинную святость. Вы как будто тоже за Любовь, и я тем больше недоумеваю, каким образом Вы накормить, научить, приставить к делу прихожанина считаете за добродетель, а когда люди того же хотят для целого народа бесправного, голодного, безграмотного Вы третируете их несчастными политиками.
Буду рад если Вы проясните для меня вопрос, как понимать Ваше Credo? Что касается меня, то я остаюсь при своём убеждении, что Религия, как она есть в действительности — дело вымороченное. Но Христос и Евангелие в нашем убожестве неповинны. Есть поэтому надежда, что вера может быть возрождена. Я хочу взять стимул к этому от социального движения и думаю, что нам духовенству нужно изучать не гомелетику и экзегетику, а всех тех кто несёт человечеству манифест о правах обездоленных и просвещении тёмных.
Желаю Вам успехов в ваших пастырских трудах и начинаниях. Простите за откровенную речь.
С братским приветом, С.Тихановский.

К-ов. Его Выс-нию Законоучителю гимназии о.Стефану Тихановскому.
Дорогой собрат, Стефан Михайлович!
Письмо Ваше получил. Рад поговорить о предмете таком святом и близком, как религия и Церковь. Ах! Почему у нас нет единомыслия. Лишь только почувствовалась возможность говорить и действовать, как мы – духовенство, сейчас же пошли в разброд. Боюсь и болею душой как бы на пути к возрождению Церкви не встала угрозой наше разногласие. Оно слишком глубоко и письмо Ваше тому живое свидетельство. Удивительно ярко подчёркивает оно Вашу аппозиционность. Но Вы всё же в Церкви и потому надеюсь поймёте меня. Начну поэтому с Божьей Помощью.
Хотя Вы и упрекаете меня в мистике, но я не вижу как можно приступить к выяснению вопроса о христианстве не упомянув о Христе. Теперь в известного рода книжках пишут, что Он был революционер. Чудовищное представление! А между тем выдвигая и фиксируя свою мысль исключительно на социальной стороне христианства Вы даёте оружие в руки борцов за хлеб и рай земной. Вы поддерживаете заблуждение, что отвоевать рабу право на заработок и свободу это всё чего люди и могут пожелать на земле и на что надеяться.
Что мир живёт крайностями — это известно. Но тот кто верует, что Христос принёс мир людям должен понимать, что евангелие выше этих исторических переходов из одной крайности в другую. Христианство потому и проповедуется как небесная Религия, что в ней содержится Полнота Истины, завершение всякого опыта, иначе сказать открывается не земной путь, а Небесный. Не смешивайте же христианство с теми иными путями мира. Ни с наукой или философией, ни с государственным бытом, ни с модным социализмом. В жизни мы достаточно видели ошибок такого рода. Вспомните «христианскую» науку и философию в семинариях, недавнее услужение церкви государственной власти. Вы, впрочем, хорошо в своём письме заклеймили это. Зачем же Вы проповедуете новое услужение, настаивая, чтобы Церковь повернула свой путь на тропу социализма. Ах! Не будьте Аароном для народа, пока Моисей на горе беседует с Богом, не стройте божков, хотя бы и временных, из земных страстей! Евангелие твёрдо говорит: «Не называйте никого учителями на земле». Один у нас Учитель – Христос.
И кому Вы хотите дать Его благословение? Вот уж истинно правду говорят, что для влюблённого в избранницу и изъяны сходят за прелесть. Вы о социализме говорите не без пристрастия влюблённого. Ничего реального, одно только видение очарованных глаз. Попросту Ваш социализм – это бесплотная идея отрешённая от всякой наличной формы. Вы хотите накинуть на неё святую одежду первохристианства. Социалисты только потешатся над Вами. Откройте же глаза вовремя. У нас под руками истинное истолкование духа социализма. Это дух великого инквизитора. Его обетование – это счастье последних дней человечества, его тактика – это полное повиновение и доверие к вождям, которые одни знают ТАЙНУ.
«Мы не с Тобой а с Ним», — т.е. с духом земли, разоблачает себя инквизитор. Судите же сами, как должно для верующего звучать Ваше рискованное слово, что мы должны изучать столпов социализма!? Вот до какой прелести доводит Вас влюблённость.
Но у Вас одно оправдание: «Они» идут с манифестом для обездоленных. Ах, Дорогой Собрат! Неужели Вы думаете, что те лжехристиане и лжепророки, о которых предвещает Христос в Евангелии должны идти к народу с ядом и ножом? Да вероятно тогда нечего было предупреждать насчёт их. Кто не узнает врага в несущем нож и не отвернётся от предлагающего яд. Но Христос знает, что лжехристы принесут народу хлеб, права и наслаждения, потому и предостерегает. Не принимайте их! Почему? Потому что хлеб от них получен будет ценой потери души, права дадутся в уплату за отречение от Христа, а весёлая жизнь добудется жертвой совести. Если Русская революция из политической перерастёт в социальную Вам не долго ждать подтверждения моих слов. Даже 1905-й год раскрыл глаза многом из интеллигенции. Вы читали «Вехи»? Вы видели как представители нового религиозного сознания ужаснулись взглянув близко в лицо социализма. Не слишком ли смело поэтому настаивать, чтобы Церковь приняла правду грядущих лжепророков? Остерегитесь, скажу по братски. Вы делаете шаг, который грозит Вам бедой! Искренно молю Господа отвести её от Вас. Сим же заключении расскажу во что верю.
Я признаю, что христианство открывает перед нами особый, надмирный путь жизни. Христос – друг всех искателей и тружеников на пользу человечеству, но Он определённо проповедует, что если не вступим на Его путь, умрём во грехах своих. Церковь поэтому если и живёт в мире, но верных держит как бы вне мира, потому, что берёт всё нужное для них у Христа. Задача духовенства в том, чтобы организуя верных, как должно, на деле доказать как мирно и радостно может идти жизнь под покровом Церкви. Мы знаем какое значение в первохристианствн имела Любовь. Будем и мы внедрять в жизнь Любовь. Будем учить жить не в одиночку, а братством. Я рад, что здесь Вы единодушны со мной. Благодарю Вас от души за соучастие моим пастырским трудам. И знаете, что скажу. В мыслях о вере мы можем расходиться пока, но давайте начнём с дела. Оно нас лучше помирит и приведёт ко Христу. У меня в голове зреет идея паломничества с детьми в Далматово. Люди пока не верят в сбыточность затеи. Но я отступать не люблю. Когда подвинемся ближе к осуществлению, напишу. Не счтёте ли возможным посмотреть на нас в Далматово. Пока же желаю Вам всего хорошего.
С братским приветом, Гр.Загуменных.

Ш-ск. Выс-нию настоятелю Собора о.Григорию Загуменных.
Уважаемый собрат, Григорий Иванович!
Ваше ответное письмо получил. Изучил его основательно. Но, что за диво! Прочтешь период, законченный абзац, — всё хорошо. Возразить нечего. Так разбираешь всё письмо. Кажется великолепным. А всё же чувство неудовлетворённости, отчего? Размышлял по этому поводу, пришёл к такому заключению. Вы человек бесспорно сильного ума и не менее талантливый организатор. Но мышление Ваше хорошо обозревает только свой дом. Вне него Вы нечувствительны ни к чему. Я не так крепок в вере, как Вы, не обладаю даром организаторства, но я раскидываю свой ум на вольный мир и больно чувствую его болезни и муки. Знакома Вам такая картина?
Везде где есть Церковь и притч у мужиков недостаток покосов. У священника с дьяконом по покосу. На сходе при дележе общественных лугов бедняк, видя как не выкраивается дело с травкой, поднимает голос взять у причта покосы. Будет им пахотной земли. Сход не решается посягнуть на церковное достояние. Мужик умолкает. Потом всё же у батюшки покос травят. Он к земскому с жалобой. Земский распоряжается говоруна на сход, взять под арест. Мужика садят в кутузку. Он упирается, не сознаётся. На допросе однако не выдерживает, грубит начальству. Его отправляют в исправительный дом. Семья теряет работника, обездомливается. А батюшка как ни в чём небывало прикупает лошадку и на паре вихрем катается по гостям.
Обыкновенная история скажите, а как она трагична для церкви нашей.
Приведу ещё пример. Глухая деревня. Одна из многих на Руси. Ни церкви, ни школы. Мужики звереют, по праздникам пьют, дерутся в кровь, жён бьют, и не в праздники, смертным боем. В деревне берут воду из озера, тут же моют кожи. Зимой навоз возят на озеро. Каждое лето эпидемии дизентерии. Дети мрут. Осенью тиф не переводится. Живут грязно, дико. Парни насильничают, девушки — редкая не забеременеет до брака. Снохачи – явление обычное. Колдовство, вера в приговоры обща. Грамотных почти нет. Налоги собираются с мужиков однако исправно, наезжает и батюшка со сбором. Но кроме этих случаев люди не видят никого. И тёмно, тёмно у меня на душе.
Подумайте, в самом деле, что это за жизнь! Там в городах на деньги и труды этих несчастных землеробов строятся Церкви, памятники, театры, электричество, трамваи, водопроводы. Там школы, музеи, библиотеки. Культура, блеск, богатство. А здесь беспросветный мрак, труд и грехи с отчаянья. Находятся однако люди, задумывающиеся над убожеством жизни таких тружеников. Громко говорят, что стыдно забывать народ, надо делить блага жизни между всеми. Молчать ли Церкви на эту проповедь? Вы предпочитаете критиковать социализм, упирая на его слабые стороны. Но имейте ввиду, критика – не дело. И вопрос для Церкви стоит ребром. Или надо отречься от социализма, проклянуть его? Увы! Вы это и делаете. Но тогда народ не видя себе заступника в Церкви отречётся и от неё. Ибо не могут они по совести мириться с темнотой и дикостью своей жизни. Я предвижу этот провал Церкви и ищу контакта с народным движением. Значит ли это что я предаю Христа? Неужели болеть душой за бедных и обездоленных хуже чем мысля православно проходить мимо несчастных. Вы пугаете, что союз с социалистами удалит меня от Церкви? От какой Церкви? – спрошу я Вас. Неужели Церковь, где недавно хозяйничал Распутин, есть Христова Церковь? Неужели это Христианство, где даже в наши дни представители Собора священного, ровно ничего не сказали миру о его грехах, а занялись избранием патриарха, чтобы закрепить бездушную помпу и обрядность. Ох! Ни война, ни громы революции не пробудили нас. Я теряюсь в мыслях, не знаю, что со мной будет … .
С братским приветом, Ст.Тихановский.

К-ов. Его Выс-нию Законоучителю гимназии о.Стефану Тихановскому.
Дорогой собрат, Стефан Михайлович!
Большую тревогу вызвало во мне Ваше последнее письмо. Трудно защищать нашу церковь перед лицом неоспоримых фактов. Они бьют по нервам и меня. Я отгонял назойливые мысли, спешил забыться на работе и выдумывал новые хлопоты. Вы же мучитесь от мыслей. Что сказать Вам по поводу их?
Не могу не согласиться, что социализм идёт на нас как неизбежность, как наказание за поругание Любви Христовой. Вслед за Вами скажу и я нельзя мириться с народной обречённостью на нищету, грязь и дикое невежество. Увы! Язвы жизни идут лечить чужие для нас люди, не во имя Христа. Вы чувствуете это, и, простите, но я вижу, перед лицом опасности теряетесь. Для меня это прискорбно. Вы же представляете, чем бы мы могли ответить на обвинения Церкви, на выпады против наших преступлений. Молчать и терпеть? Но я чувствую, что Ваша растерянность может увлечь Вас дальше. Вы уже сейчас колеблетесь как будто перед дилеммой — не шагнуть ли в лагерь наступающих врагов. Ведь церковь современная не есть истинное христианство.
Дорогой Стефан Михайлович! Не расслабляйтесь сердцем. Если мы ученики пред Христом, то понесём на себе стыд и поругание от людей. Самое лучшее нам надо дружно взяться сейчас за дело, чтобы хоть в последний час покрыть свои грехи. Социалисты начнут конечно подкапываться под религию, под самые основы Церкви. Но это может быть страшно. Смешение конечно в умах будет большое. Но за нас Душа Сея неискоренимыми влечениями к Богу. Гораздо серьёзнее положение будет тогда, когда бесправные до сих пор массы увидят перемену для себя к лучшему, и бедность, и безграмотность покроются заботами о них и привлечением к культуре. Социализм будет несомненно играть на этом и говорить: «На что вам Бог. Верили в Него, жили в бедности и грязи. А мы вот не верим в Бога, и даём вам всё». Такие речи будут большим соблазном для народа. Но и тут я вижу как вырастет перед Лицом Жизни наша миссия. Ещё Достоевский говорил, что натура русского мужика широка, и если народ наш ударится в весёлую жизнь, он переступит все границы морали. Нам не остановить этого буйства, но мы должны стоять на страже души и настойчиво напоминать о Суде Божьем, о вечности, о душе и спасении. Наша проповедь не принесёт плодов быстро, но пригодится, и когда Власы, нагрешивши достаточно, схватятся за голову, они добром помянут нас. Во всяком случае мы, духовенство, не окажемся бесполезными для людей ни при каких обстоятельствах. Любить нас при новых порядках конечно не будут. Но, я верю, социалисты сами не желая того помогут Церкви возвратить себе былые дни чистоты и привлекательности. Возбуждайте эту веру в себе и Вы. А о том, что будет, думайте. Милосердие Божие да заступит нас.
С братским приветом, Ваш Гр.Загумуменных.

<листы отсутствуют>

………… простит за то земля и хлеб будет. А от попов и Церкви век ничего не видал. Я предвижу роковые искушения умов в народе и если крестьяне Русские отступят от веры, вина падёт на нас духовенство и на Церковь. Меня страшит эта ответственность. Счастливы Вы, что имеете дело живое и умеете делать его. Светите хоть Вы за нас. Всем сердцем желаю Вам успеха.
С братским приветом, Ваш Ст.Тихановский.

Комментарии запрещены.