Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

«КТО Я?!» Или 200 верст в поисках истины. Уральский детектив. Колонка Алексея Шапоренко

Получена Октября 10 дня 1753 года

Промемория

из Ялуторовской управителской канцелярии

в Окуневскую управителскую канцелярию

Прошлого 752 году декабря 29 дня обьявленной в Ялуторовскую управителскую канцелярию при репорте того ж декабря 12 числа из Ялуторовской канторы непомнящей родства малолетной Афанасей в Ялуторовской управителской канцелярии в допросе сказал: подлинно де он, Афанасей.

Кто у него именем и прозванием был родной отец, також и нынешней ревизии от кого был ли где объявлен, и по оной ревизии в подушной оклад положен или нет, и сколки ныне лет, о том сказать за малолетством не знает.

Токмо с начала рождения своего жителство он имел в доме отставного сына боярского Степана Михеева сына Салманова по смерть ево. А после смерти – у жены ево Марьи Дмитриевой дочери [до] 1752 году до осеннего времяни в Окуневском дистрикте. А с того времяни она, Марья, ево, Афанасья, в одежде, и в обуве, и в протчем стала изобижать и изгонять.  И сказывала, что де он в подушной оклад положен в Ялуторовском дистрикте при пасынке ее тоболском дворянине Леонтье Салманове. И, слыша де он, Афанасей, те сказанные ею, Марьей, речи, что он положен в Ялуторовском дистрикте в подушной оклад, ушел из дому от нее, Марьи.

И пошел из Окуневского дистрикта в Ялуторовский острог. И, идучи оттоль до Ялуторовска, пропитание имел милостынею.  И по приходе Ялуторовского острогу в деревню Салманову явилса в доме вышеписанного дворянина Салманова. Но токмо домашние в небытность ево Салманова в доме держать не стали, чего для он оттоль ушел в Ялуторовский острог и явилса ко объявлению в Ялуторовской канторе. А из оной объявлен при репорте в Ялуторовскую канцелярию.

А прежде де сего, живучи в доме у объявленной вдовы Марьи Салмановой, слыхал он, Афанасей, от нее и от домашних, что де мать родная была именем Авдотья, коя де уже и помре. А восприемником де был, как напаметует, токмо подлинно за малолетством своим не знает, Михайло Тупицын. А где он находилса, и та ево мать Авдотья, и крестной отец, какие были – крепостные ль или государственные, и которого ведомства, и ныне в живых или нет крестной отец находитца, и давно ль мать помре, також о имени и прозвании матери всеконечно подлинно он, Афанасей, сказать не знает и не паметует. А более де в том, не знает ли о родстве ево, Афанасья, свидетелствуютца (sic) Ялуторовскаго острогу разночинцом Андреем Евсевьевым. Потому слыхал де он, Афанасей, что тот Евсевьев по знакомству или для иного случаю в доме у Салмановых напред сего живал и ныне бывает.

А по справке в Ялуторовской управителской канцелярии с окладными и нынешней ревизии именными книгами в Ялуторовском остроге при тоболском дворянине Салманове никакого именем Афанасья (sic) в написании не имеетца. А Ялуторовского острогу разночинца Андрея Евсевьева для допросу против показания вышеозначенного малолетного Афанасья с начала прошлого 753 году Апреля по 29 число сыскать было неможно, которой имелса Ишимского дистрикта в Коркиной слободе.

И оного Апреля 29 числа по определению Ялуторовской канцелярии о высылке реченного Ялуторовскаго острогу разночинца Евсевьева в Ышимскую управителскую канцелярию сообщено промемориею.  

На которую минувшаго Июня 4 дня в Ялуторовскую канцелярию из реченной Ишимской канцелярии промемориею же ответствовано: означенной де разночинец Евсевьев в Коркиной слободе находитца в великой болезни. И затем де послать ево в Ялуторовскую канцелярию никак невозможно.

А того ж Июня 30 дня показанной разночинец Евсевьев в Ялуторовской канцелярии явилса. И в допросе сказал: помянутой де малолетной Афанасей нынешней ревизии где и от кого был ли объявлен, и по оной ревизии в подушной оклад положен ли,

и сколко ныне лет, и кто у него были родные, и крестные отцы, и матери, о том он, Евсевьев, сам нимало не знает. А может де о всем том объявить помянутая вдова Марья Дмитриева. Потому, как он, Афанасей, в допросе своем объявил, с рождения своего жителство имеет у нее, Марьи. А он де, Евсевьев, о том не знает для того, что во время нынешней ревизии и после ее у нее, Марьи, ни для чего жителства он не имел и в доме не бывал.

А вышеявленной малолетной Афанасей в пополнение прежняго своего допросу сказал: сверх означенного де Ялуторовского острогу разночинца Андрея Евсевьева свидетельствуетца он, Афанасей, Суерского острогу пушкарем Борисом Половниковым. Понеже уведомился он, Афанасей, что объявленной пушкарь Половников о родстве ево, Афанасья, знает. А сам де он, Афанасей, точно и в прежнем своем допросе показал.

А показанной пушкарь Половников по посланному отсель Указу в Суерской канторе в допросе объявил: оного де малолетного Афанасья он, Половников, не знает. Точию де про его, Афанасья, слыхал, он Ялуторовского острогу разночинца Карпа Половникова от жены ево Татьяны Яковлевой дочери: помянутой де Афанасей родилса оного Карпа Половникова от племянницы ево Авдотьи Васильевой дочери. Которая де была в замужестве Суерского острогу за разночинцом Тимофеем Ивановым сыном Усолцовым, которой де по прежней переписи написан в Суерском остроге.

А против помянутого пушкаря Половникова допросу означенная жена Татьяна Яковлева дочь Половникова ж в Ялуторовской канцелярии в допросе ж объявила: о незнающем родства малолетном Афанасье, и кто у него имена и прозванием родные, и крестные отцы, и матери были, она, Татьяна, не знает. И Суерского острогу пушкарю Борису Половникову, якобы помянутой незнающий родства Афанасей родилса мужа ее, Татьянина, Карпа Половникова от племянницы ево Авдотьи Васильевой дочери, которая де в замужестве была Суерского острогу за разночинцом Тимофеем Ивановым сыном Усолцовым, никогда ему, Борису Половникову, она не сказывала.

Токмо де подлинно мужа ее, Карпа Половникова, племянница Авдотья Васильева дочь в малолетстве для прокормления себя жителство имела у тоболского сына боярского Степана Михеева сына Салманова. А от нее ли, Авдотьи, подлинно помянутой Афанасей родилса или нет, и она, Авдотья, за показанным ли Суерского острогу разночинцом Усолцовым или за иным кем в замужестве была, и ныне означенная Авдотья Васильева дочь где находитца или померла, о том она не знает же.

Того ради по Указу Ея Императорскаго Величества в Ялуторовской управителской канцелярии определено: в Окуневскую управителскую канцелярию сообщить сею промемориею и требовать, чтоб благоволено было вышеявленную находящуюся в Окуневском дистрикте бывшаго отставного сына боярского Степана Салманова жену ево Марью Дмитриеву дочь в Окуневской канцелярии в нижеследующем допросить. Вышереченной непомнящей родства малолетной, доныне живущей в доме у нее, Афанасей подлинно ль родился от вышеупоминаемых Суерского острогу разночинца Тимофея Усолцова и от жены ево, а Ялуторовскаго острогу разночинца Карпа Половникова от племянницы ево, Авдотьи Васильевой дочери. Или от кого имяны других. И законно ль, и от не крепостных ли чьих людей. И кто у него были восприемные отец и мать. И коликое число от рождения ему, Афанасью, ныне имеетца лет.

И по какому случаю муж ее, Марьи, Степан Салманов по смерть свою, а после смерти она в доме своем ево, Афанасья, держали. И во время нынепрошедшей ревизии ею, Мариею, или кем другими он, Афанасей, для написания в подушной оклад где объявлен был ли, и в подушной оклад написан ли. Или по ревизии объявлен нигде, и для чего не был. И ежели она, Марья, покажет объявленного малолетного Афанасья рожденным от показанных разночинца Усолцова и от жены ево Авдотьи, а во время ревизии нигде необъявленным, то за утайку и необъявление ко оной ревизии от Окуневской канцелярии о взыскании за означенного малолетного Афанасья с нее, Марьи Салмановой, штрафных, тако ж и с начала по новой ревизии подушного збору, то есть с 1747 по 753 год, подушных семи и четырегривннных и двукопеечных денег учинить по силе Указов и ныне бывшей ревизии инструкцыи. Понеже по оной инструкцыи по 4-му пункту повелено за волных людей на прошлыя годы подушные денги брать с тех, у кого они сколко время жили.

И что об оном будет учинено, о всем том Ялуторовскую канцелярию уведомить писменно в непродолжителном времени, дабы во окончании решением о означенном малолетном Афанасье дела какой остановки последовать не могло. И Окуневская управителская канцелярия да благоволит учинить по Ея Императорскаго Величества Указу.

Сентября 22 дня 1753 году.

Управитель князь Василей Пелымской

Подканцелярист Петр Седаков

 

Получена Декабря 19 дня 1753 году

Дубликатная

Орегиналная послана сентября 24-го числа сего 753 году под №2021

Промемория из Ялуторовской управителской канцелярии

в Окуневскую управителскую канцелярию

Прошлого 752 году декабря 29 дня обьявленной в Ялуторовскую управителскую канцелярию при репорте того ж декабря 12 числа из Ялуторовской канторы непомнящей родства малолетной Афанасей в Ялуторовской управителской канцелярии в допросе сказал…*

И что об оном будет учинено, о всем том Ялуторовскую канцелярию уведомить писменно в непродолжителном времени, дабы во окончании решением о означенном малолетном Афанасье дела какой остановки последовать не могло. И Окуневская управителская канцелярия да благоволит учинить по Ея Императорскаго Величества Указу.

Декабря 4 дня 1753 году.

Управитель князь Василей Пелымской

Подканцелярист Петр Седаков

[резолюция] Записать в книгу. Бывшаго отставного сына боярского Степана Салманова жену ево Марью Дмитриеву дочь в Окуневскую управителскую канцелярии призвав и вышеписанном в чем надлежало допросить, и по допросе в Ялуторовскую канцелярию извествовать (sic)

 

*От автора публикации: текст «дубликатной промемории» идентичен тексту «орегинальной промемории» (см. выше).

 

Получено февраля 23 дня 1754 году

Трибликатная (sic)

На полях: Сообщено орегиналною Сентября 24, дубликатною Декабря 4 чисел 1753 году

 

Промемория из Ялуторовской управителской канцелярии

в Окуневскую управителскую канцелярию

Прошлого 752 году декабря 29 дня обьявленной в Ялуторовскую управителскую канцелярию при репорте того ж декабря 12 числа из Ялуторовской канторы непомнящей родства малолетной Афанасей в Ялуторовской управителской канцелярии в допросе сказал**

И что об оном будет учинено, о всем том Ялуторовскую канцелярию уведомить писменно в непродолжителном времени, дабы во окончании решением о означенном малолетном Афанасье дела какой остановки последовать не могло. И Окуневская управителская канцелярия да благоволит учинить по Ея Императорскаго Величества Указу.

Февраля 12 дня 1754 году.

Прапорщик князь Василей Пелымской

Подканцелярист Петр Седаков

[резолюция] Записать в книгу. Об оном, справясь, немедленно доложить. А между тем написанную в той промемории вдову Марью Дмитриеву сыскать и в пополнение допросить.

Г. Мирович

 

**От автора публикации: текст «трибликатной промемории» идентичен тексту «орегинальной» и «дубликатной промеморий»

 

 

1754 году Марта 3 дня по вышеписанной помете, в силу присланной в Окуневскую канцелярию из Ялуторовской управителской канцелярии промемории, находящаяся в Окуневском дистрикте бывшаго отставного сына боярского Степана Салманова жена ево Марья Дмитриева дочь в Окуневской канцелярии сыскана и допрашивана.

А в допросе показала: написанного де в предписанной из Ялуторовской управителской канцелярии промемории непомнящего родства малолетного Афанася подлинно она, Марья, знает. Которой у нее в доме от крепостной ее бабы Авдотьи Васильевой после смерти мужа ее крепостного же члвека Тимофея Усолцова законной ли или незаконной родилса, того она, Марья, за много прошедшим временем сказать не знает. А восприемники у оного малолетного кто были, того она, Марья, заподлинно несведуща. Понеже она в то число как показанной малолетной родилса, ее, Марьи, в доме не было. А была для своих домовых нужд в городе Тоболску.

Токмо она, Марья, слыхала, что у оного малолетного восприемником был бывшей подьячей Михайло Тупицын, коей уже назат тому лет с семь помре. А восприемница кто была, о том неизвестна (sic).

А коликое число от рождения лет оному малолетному того она, Марья, не знает. Токмо по примеру признавает ему ныне лет з десять. А по недавно бывшей ревизии к ревизорам мужем ли ее или кем другим объявлен или не объявлен в подушной оклад, чего ради не положен, того она, Марья, не знает же. Понеже де как минувшая ревизия была, в то время еще муж ее, Марьи, Степан Салманов был в живых Ялуторовского дистрикта в Ыковской слободе камисаром.

А в бытность оного малолетного она, Марья, подушных денег не плачивала. А в доме она, Марья, показанного малолетного Афанасья держала после смерти показанного мужа ее Степана Салманова недолгое время. И как муж ее был в живых, и после смерти ево она, Марья, признавала оного малолетного за двороваго своего человека и уповала то, что он положен в подушной оклад в Ялуторовском остроге. И оной малолетной Афанасей от нее, Марьи, в прошлом 750-м (sic) году в осеннее время бежал. Которого она, Марья, ныне и желает взять к себе. А что принадлежит подушных и штрафных денег, то она, Марья, за оного малолетного заплатить в состоянии.

Вместо Марьи Дмитриевой дочери ею прозбой руку приложил копист Софрон Толмачев.

 

Черновик

Промемория из Окуневской канцелярии

в Ялуторовскую управителскую канцелярию

Понеже прошлого 1753 Октября 10, Декабря 19, да сего 1754 году Февраля 23 чисел означенная Ялуторовская управителская канцелярия истребовала уведомить от находящейса в Окуневском дистрикте бывшаго отставного сына боярского Степана Салманова жены ево Дмарьи Дмитриевой дочери Салмановой допросу о непомнящем родства малолетном Афанасье. Показанная Марья Дмитриева оного малолетного знает. И в доме у нее оной Афанасей родилса Суерского острогу от разночинца Тимофея Усолцова – [сверху приписано] но от кого имянно законно ль или от крепостных людей – но от жены ево, Ялуторовского острогу разночинца Карпа Половникова от племянницы, Авдотьи Васильевой дочери или от кого имяны других, и законно ли, и кто у него были восприемники, отец и мат[ь], и сколикое число от рождения ему, Афонасью, ныне имеетца лет, и по какому случаю муж ее, Марьин, Степан Салманов по смерть свою, а после смерти она в доме своем ево, Афанасья, держала, и во время ныне прошедшей ревизии ею, Марею, или кем другим он, Афанасей, для написания в подушной оклад где объявлен были л[ь], и в подушной оклад где написали, или по ревизии нигде не объявлен и для чего нигде и впротчем и требовала присылки. Того ради на оное по Указу Ея Императорскаго величества во Окуневской УК определено: в Ялуторовскую управителскую канцелярию

А показанная бывшаго отставного сына боярского Степана Салманова жена ево Марья Дмитреева дочь по призыве в Окуневскую канцелярию допросом показала: написанной де в предписанной из Ялуторовской управителской канцелярии промемории непомнящаго родства малолетного Афанасья подлинно она, Марья, знает. Которой у нее, Марьи, в доме от крепостной ее бабы Авдотьи Васильевой дочери после смерти мужа ее, крепостнаго ж человека, Тимофея Усолцова законно ли или незаконно родился, того она, Марья, за много прошедшим временем сказать не знает. А восприемники у оного малолетного кто были, того она, Марья, заподлинно несведуща. Понеже она в то число, как показанной малолетной родилса, ее, Марьи, в доме не было. А была для своих домовых нужд в городе Тоболску. Сколко она, Марья, слыхала, у оного малолетного восприемником был бывшей подьячей Михайло Тупицын, коей уже назат тому будет лет как помре. А восприемница кто была, о том неизвесна (sic).

А коликое число от рождения лет оному малолетному, того она, Марья, не знает. Токмо например признавает, ему ныне лет здесять. А по недавно бывшей ревизии к ревизорам мужем ли ее или кем другим объявлен ли или необъявлен, и в подушной оклад где и чего ради не положен ли, того она подлинно не знает же. Понеже как минувшая ревизия была, то в то время еще муж ее, Марьи, Степан Салманов был в живых Ялуторовского дистрикта в Ыковской слободе камисаром.

А в бытность оного малолетного в доме у нее, Марьи, подушных денег не плачивала. А после смерти показанного мужа ее Степана Салманова недолгое время оной малолетной Афанасей у нее, Марьи, жил. И как муж ее был в живых и после смерти ево она, Марья, признавала оного малолетного за дворового человека. И уповала, что он положен в подушной оклад в Ялуторовском остроге. А оной малолетной Афонасей, от нее, Марьи, в прошлом 750-м году в осеннее время бежал. Которого она, Марья, ныне и желает взять к себе. А что принадлежит подушных денег и штрафных денег, то она, Марья, за оного иалолетного заплатит в состоянии.

Того ради на оное по указу Ея Императорскаго Величества в Окуневской канцелярии определено: в Ялуторовскую управителскую канцелярию для ведома сообщить промеморей (sic) /о чем сей и сообщаетца/.И притом оная Марья бывшаго неверстаного сына боярского Степана Салманова жена ево Марья Дмитриева дочь для взятьи вышеписанного малолетного Афанасия и сюда, за утайку також, штрафу и подушных денег, то есть с 747 по сей 753 год что надлежит семи, и четыре гривенных,  и двукопеешных денег при сем посылаютца и написание за оной Марьей Салмановой при сем пос при сей промемории посылаютца.

И Ялуторовская управителская канцелярия да благоволит быть известна и чинить по Ея Императорскаго Величества Указу.

Марта <__> дня 1754 года.

 

Источник: РГАДА. Ф. 613. Оп. 1. Д. 57. Лл.38-52об.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты