Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Осипов В.В. Реконструкция острога в Белоярской Пышминской слободе (по материалам книги «Грани земли Белоярской»)»

Рис 2цвСтатья посвящена истории возникновения Белоярский Пышминской слободы и реконструкции Белоярского острога на правом берегу реки Пышмы, в границах современного поселка Белоярский, на основании архивных материалов. Цель исследования – возродить память о событиях конца XVII века, связанных с освоением переселенцами из Центральной и Северной Руси уральских и сибирских земель. Работа будет интересна широкому кругу читателей.

Ключевые слова: Белоярская Пышминская слобода, река Пышма, Белоярский острог, реконструкция.

В июле 2017 года из печати вышла книга автора доклада «Грани земли Белоярской» (в соавторстве с Н.М. Паэгле),  приуроченная к 80-летию образования Белоярского района и к 330-летию поселка Белоярский (1).

Изучение истории возникновения Белоярской Пышминской слободы  отсылает нас к времени освоения уральских и сибирских земель после покорения Сибири дружиной Ермака. Из центральных и северных районов Руси сюда в XVII веке направились тысячи переселенцев, закреплению которых на земле способствовали меры, принимаемые государством.

Переселенцам выделялись под поселение земли, которые «ослобождались» на пятилетний срок от уплаты налогов – сначала в виде «государевой» десятины, затем натурального «отсыпного» и, в конце концов, денежного оброка. Отсюда возник термин «слобода», обозначавший первоначально отдельные поселения, а затем и целые их кусты, группирующиеся в рамках первоначально отведенной территории.

Здесь оседали «гулячие» люди, шедшие в поисках лучшей жизни, спасавшиеся от недорода и голода. Часть из них нанималась на государственную службу в качестве беломестных казаков, служивших в основном не за жалование, а за урожай с также освобожденного от налогов, «белого» земельного надела. Здесь оказывались и ссыльные, попавшие за Урал не по своей воле.

Продвигаясь на восток, русские строили город за городом, которые, как писал автор «Пермской  летописи» Василий Шишонко, «должны были по видам правительства, каждый, как отдельный узел в цепи или как годовой побег на молодом деревце, распространять уже и в боковые свои стороны русскую власть и русские колонии» (2).

Важным элементом освоения новых земель была организация их защиты от набегов воинственных коренных жителей, которых собирательно называли «сибирскими татарами». В основном этом были кочевники-башкиры.

Так, в «Пермской летописи» Василия Шишонко сообщается, что «в 1661 году Уфимские башкирцы, соединившись с Кунгурскими татарами, взяли приступом и самый город Кунгур, причем предали его огню и мечу» (3).

«В июле 1664 года Башкирцы явились под Невьянским острогом, сожгли монастырь и соседние деревни» (4).  (Уточним, что этот острог стоял не там, где сейчас город Невьянск; на этом месте сейчас село Невьянское Алапаевского района).

Поэтому для защиты новых поселений строились так называемые остроги.

Остроги – деревянные крепости, – возникали практически во всех крупных русских поселениях в Сибири и далее до Амура на Дальнем Востоке. Деревянная конструкция соответствовала условиям возведения острогов: изобилие строевого леса и кратчайшие сроки строительства.

Хорошо оборудованный острог  окружал частокол из заостренных бревен – острожная или тыновая ограда. Часть ограды могла быть сделана в виде лежачего заплота, из бревен горизонтальных, по принципу рубленой избы. По углам острога возвышались башни, рубленные с обломом или обламом, то есть верхняя часть башни была шире нижней, что создавало дополнительные трудности для наступавших и дополнительные возможности обстрела для оборонявшихся. Щель между нижней стеной и нависающей над ней верхней служила для поражения противника, вплотную подошедшего к стене.

В ограде и башнях имелись бойницы для обстрела из пушек и пищалей. Одна из башен делалась проезжей, с проемом, закрывавшимся крепкими воротами. Обычно башни перекрывали  четырехскатной крышей, крытой деревянной драницей, а стену могли покрыть двускатной.

Подступы к острогу прикрывались от конницы надолбами – врытыми в землю бревнами, рогатками, а иногда и мощным рвом.

Оснащение острога было, если можно так выразиться, типовым. В нем строили амбары для хранения боеприпасов (зелейные), зерна, хлеба, соли, разных припасов. Здесь же стояла судная или приказная изба, жилые дома, а могло быть построено и лобное место для оглашения памятей и указов, а также исполнения наказаний (5).

Немаловажным было то, что внутри ограды острога, в защищенном месте  строилась и церковь – и как символ национальной самоидентификации русских поселенцев, и как символ государства.

Автором в процессе исследования истории Новопышминского острога ранее была предпринята попытка его реконструкции в двух местах: на северной окраине современного села Знаменского и затем, после его переноса, в районе впадения в реку Пышму ее притока Кунары. Реконструкция была основана на архивных документах и авторских фотографиях места расположения острогов, и выполнялась совместно с художником Натальей Худяковой.

Пожалуй, наиболее интересным открытием в процессе исследования оказался тот факт, что, что стены острога могли, действительно,  выполняться в виде рубленых стен, как у деревянных домов-изб. Это можно понять, если учесть трудоемкость, а то и невозможность вкапывания бревен в каменистую или промерзшую уральскую землю.

Об этом свидетельствует, например, описание острога в Новопышминской слободе, хранящееся в Российском государственном архиве древних актов: «В той слободе острог рубленой лежачей в заплот крыт драницами» (6)

Но вернемся теперь к истории возникновения Белоярской Пышминской слободы.

В 2017 году отмечается 330-летие села Белоярского. Откуда же уверенность в том, что за точку отсчета можно взять именно далекий 1687 год, где найти «свидетельство о рождении» Белоярки?

Белоярские краеведы Владимир Васильевич Лизунов и Аркадий Федорович Коровин приложили немало усилий, чтобы добраться до самых корней Белоярской слободы, но опирались при этом лишь на косвенные данные из более поздних документов. Даже у таких признанных авторитетов, как Василий Шишонко, автор знаменитой «Пермской летописи» 1885 года  и Наркиз Чупин, опубликовавший в  1873 году «Географический и статистический словарь Пермской губернии» (7) не было, по-видимому, в распоряжении  самого главного, изначального документа.

К счастью, время сохранило  для нас его текст  – текст так называемой указной памяти Верхотурского воеводы Нарышкина о заведении Белоярской слободы (8).

Его предоставил автору известный рефтинский краевед Юрий Михайлович Сухарев.

Копию этого указа принес в далеком уже теперь 1902 году в редакцию газеты «Екатеринбургские епархиальные ведомости» бывший белоярский волостной писарь Я.М. Федотовских. Оригинал документ находился в таком состоянии, что некоторые места из-за потертости бумаги уже было невозможно разобрать.

А в 1912 году весь архив Белоярской волости погиб во время пожара, и публикация в №7 «Ведомостей» от 1 апреля 1902 года осталась, пожалуй, единственным документальным свидетельством более чем трехвековой  истории поселения на реке Пышме.

Давайте прочитаем текст «памяти» (в оригинальном написании и с небольшими сокращениями) и попробуем извлечь из него бесценные приметы времени.

 «В 195 году июня 25 дня по указу великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверной царевны и великой княжны Софии Алексеевны всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев память верхотурским детям боярским, Федору да Ивану Томиловым.

В прошлом в 194 году били челом …, а на Верхотурье, в приказной избе стольнику и воеводе Григорию Филимоновичу Нарышкину подали челобитную, а в челобитной их написано: приискали-де они Верхотурского и Тобольского уездов, меж слобод, вверх – Пышмы реки, по обе стороны, выше речек Рефтов, пустое степное место, выше новой Пышминской слободы верст с двадцать и больше.

А то-де степное место лежит в пусте, и годно-де то место под слободу, и что-де Великие Государи пожаловали их велели на том месте построить слободу вновь и крестьян прибрать и селить из вольных охочих людей на денежный оброк, а эта де слобода и денежный оброк будет в прибыль.

И против их Федорова и Иванова челобитья посылан с Верхотурья Верхотурский сын боярский Степан Головков, про пустое степное порозжее место сыскивать и в нынешнем в 195 году ноября в 3 день писал на Верхотурье к стольнику и воеводе Г.Ф. Нарышкину верхотурский сын боярский Степан Головков и прислан под отпискою  своею сыск против челобитья Ф. да И. Томиловых про пустое степное порозжее место, и в сыску его написано:

три человека беломестных казаков, один человек затинщик, десять человек крестьяне сказали: о которых-де землях бьют челом верхотурские дети боярские Ф. да И. Томиловы, выше Ново-пышминской слободы верст с двадцать, а меж-де той земле: от Кунары речки с броду по катайской дороге. 

В степь по правую сторону прямо до Травянного озера, а с Травянного озера прямо на полдень на бор, а с бору по Каменке речке вверх по обе стороны до вершины, а с тое Каменки речки с вершины до Далматовских меж, а с Далматовских меж до межи тобольского уезда Арамильской слободы, а с Арамильских меж прямо на вершину реки пышмы до балтыма озера, а с Балтыма озера вниз по Пышме реке по обе стороны до вершины рефтов речек, и вниз по Рефтам речкам до Пышмы-ж речки, вниз по Кунаре речке до того ж Катайского броду и  до Катайской дороги по правую ж сторону.  

А в тех местах всякие угодья лежат впусте, и та-де земля по тем межам не татарская и не вогульская и на той земле Тобольского и Верхотурского уездов слободы нет.     

А острогу-де быть пристойно под Пышмою рекою на белом Яру, что-де то место от приходу воинских людей крепко.

И по указу … стольник и воевода Г.Ф. Нарышкин велел им, Федору да Ивану против сыску верхотурского сына боярского Степана Головкова на том месте слободу строить и крестьян прибирать на денежный оброк, а беломестных казаков …. (далее текст из-за ветхости бумаги прочитать не удается)…»

Прежде всего, что за даты стоят в указной памяти – 25 июня и 3 ноября 195 года?

Петр I с 1 января 1700 года заменил действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летоисчисление от Рождества Христова.

1 января 7208 года от «сотворения мира» стало 1 января 1700 года от Рождества Христова. Первую цифру в старых документах часто опускали, поэтому 195 год – это 7195 год от сотворения мира, который начинался в сентябре месяце, и по петровской системе приходился на два «новых» года, 1687 и 1688.

Поэтому наша указная память относится как раз к  1687 году.

А где же в это время был сам Петр, почему челобитная, то есть прошение направлено не одному царю, а сразу двум великим государям и великой государыне?

Дело в том, что Белоярка была основана во время так называемого троецарствия.

В 1682 году царь Фёдор Алексеевич внезапно скончался в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Права на царский престол заявили сразу три кандидата и стоящие за ними бояре. Чтобы погасить волнения, на царство венчали сразу двух царей – малолетних братьев  умершего Федора – Ивана и Петра, при регентстве их старшей сестры Софьи Алексеевны. Для них был даже сооружён особый трон с двумя сиденьями.

Отсюда и длинный перечень имен и титулов в челобитной, который мы в ряде мест документа для краткости опустили.

То, что указ направлен «верхотурским детям боярским, Федору да Ивану Томиловым», означало в те времена вовсе не родственные отношения, а их принадлежность к определенному  сословию, существовавшему на Руси в конце XIV – начале XVIII веков. Дети боярские вместе с дворянами входили в число «служилых людей по отечеству» и несли обязательную государственную службу.

Челобитную подали «на Верхотурье, в приказной избе стольнику и воеводе Нарышкину».  Город Верхотурье возник на знаменитой Бабиновской или Государевой дороге из Руси в Сибирь  в 1598 году, а в 1600 году здесь открылась таможня, взымавшая с проезжающих десятипроцентную пошлину деньгами или товаром. Верхотурье также выполняло важные функции учета и регулирования людского потока. Верхотурский воевода представлял государственную власть на огромной территории, и ни одно официальное поселение не могло возникнуть без его разрешения. Воеводу, в свою очередь, контролировала Москва, а со второй половины XVII века – Тобольск.

«Новая Пышминская слобода», упомянутая в документе, это Юрмыцкая слобода, на месте которой и сегодня находится село Юрмыцкое – не путать с Новопышминской слободой в устье реки Кунары.

В тексте документа есть два важных пункта.

Во-первых, дано подробное описание границ новой слободы, с использованием как рек, озер  и прочих примет на местности, так и уже существующих «меж». С этого момента любой, кто захочет здесь поселиться, окажется на отведенных по указу землях со всеми вытекающими последствиями.

Во-вторых, подчеркивается, что место выделено «пустое степное порознее», чтобы избежать земельных споров, которые в те времена были нередкими.

Выражаясь современным языком, была создана специальная комиссия, которая и подтвердила, что «в тех местах всякие угодья лежат впусте, и та-де земля по тем межам не татарская и не вогульская и на той земле Тобольского и Верхотурского уездов слободы нет».

В комиссию, кроме простых крестьян, входили уже упомянутые беломестные казаки. Василий Шишонко поясняет, что «беломестные казаки, поступавшие в это звание по собственному желанию из крестьян, составляли вместе с драгунами как бы гарнизон слобод, кроме того, они употреблялись на различные посылки по казенным делам и заменяли полицейских служителей. Жалованья они не получали, но взамен того пользовались землей пахотной и сенокосной и не платили никаких податей».  

Вот эти люди и подтвердили, что «острогу-де быть пристойно под Пышмою рекою на белом Яру, что-де то место от приходу воинских людей крепко», то есть вполне подходит для сооружения деревянной крепости – острога. Недаром среди них был военный специалист – «затинщик», стрелок при затинной пищали, огнестрельном орудии с длинным стволом, которое ставили  внутри острога.

В самом конце документа, где в оригинале текст, к сожалению, стал от ветхости нечитаемым, указано, что «крестьян прибирать на денежный оброк». Это еще один важнейший пункт документа, который определял, по сути, успех создания нового поселения. Переселенцы из Руси в Сибирь охотно оседали именно там, где их облагали оброком денежным.

Разумеется, мы теперь уже не сможем точно установить, когда была срублена первая изба Белоярской слободы. Но правильнее всего, на наш взгляд, поступили сотрудники Государственного архива Свердловской области  (ГАСО), которые в 1971 году издали сборник материалов и документов из фондов архива  «Из истории Урала», где и написали в разделе «События и факты», что «в 1687-1699  гг. основана и отстроена с крепостью на р. Пышме Белоярская слобода» (9).

Как выглядела эта крепость, Белоярский острог? Уже упомянутые белоярские краеведы достаточно вольно интерпретировали исторические документы. В.В. Лизунов почему-то предположил, что у нее не было четвертой стены – со стороны речного обрыва. Сомнительно, чтобы строители острога оставили эту сторону открытой для башкирских стрел. А.Ф. Коровин составил даже планы расположения башен и стен крепости по отношению к современным улицам, но достаточно далеко от реки.

В нашем распоряжении есть всего два достоверных документа, которые позволяют представить себе устройство острога.

Первый из них – хранящийся в ГАСО документ Уральского горного управления Обер-Бергамта  от 1719 года «О приписке государственных крестьян Белоярской Пышминской слободы к Уктусскому заводу» (10) . Это первая из 10 переписных податей населения, получивших название ревизии, за 1719-1858 гг.            

Ее составил дворянин Дмитрий Рукин, который оставил нам полный список всех деревень и сел, входивших в состав слободы, и поименный список ее обитателей разных чинов – «разночинцев», в который входили драгуны Арамильской роты, крестьяне и бобыли, то есть безземельные крестьяне.

Как раз с 1719 года, после переписи Дмитрия Рукина, крестьяне Белоярской слободы были приписаны «в работы» к Уктусскому заводу.

На первой странице ревизии Рукина, изрядно траченой временем, написано буквально следующее: «Белоярская Пышминская слобода стоит при реке Пышме.

Строение

Город рубленой

в нем

Церковь деревянная во имия Николая Чюдотворца.

Судная изба.

Анбар с пороховою казною.

Два анбара для приему государевых хлебных припасов.

У вышеписанной церкви причетники и в приходе разночинцы».

В общем-то, немного. «Город рубленой» – это как раз примета деревянных строений того времени: и стены острога, как уже говорилось, могли  строить не в виде частокола, а «лежачими, рублеными взаплот», как стены у избы.

В остроге была церковь. Ссылаясь, по-видимому, на этот же документ, Наркиз Чупин в своем словаре уточняет, что «при церкви состояли: поп, дьячек, пономарь и просвирня. Кроме них в слободе жили: тобольский дворянин Корнилов, тобольский же сын боярский Томилов (вероятно прикащик слободы, судя по жалованью), два писчих дьячка, два отставных писчика, два драгуна Арамильской роты, беломестный казак, крестьяне (4 двора) и бобыли (4 же двора)».

Про амбары в общем-то, ясно: порох – отдельно, казенный хлеб – отдельно. А вот местоположение «судной избы» становится ясно из другого документа, приведенного в статье «Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII-XVIII вв.» (11)

Здесь изображены планы-схемы двух острогов: уже упомянутого Новопышминского и Белоярского (Рис.1). Рисовал их в 1703 году, скорее всего, Леонтий Ремезов, сын знаменитого картографа Сибири Семена Ремезова. Он передал индивидуальные особенности каждого острога, включая количество и расположение башен и архитектуру церкви. Видно, что рубленые стены с бойницами перекрыты крышей, и их, конечно, четыре. А подписи на рисунке поясняют, что судная изба стояла снаружи острожных стен, вокруг располагались житницы, приказной двор и площадь под строение дворов, где из  девятнадцати  – шестнадцать еще пустых. Указано направление дороги к Камышловской слободе и нарисована река Пышма вплотную к стене.

Краевед Владимир Лизунов в своей «Истории Белоярского района» пишет о том, что в 1960-е годы Белый Яр был разрушен и разобран на камень, который понадобился

для строительства очистных сооружений. Но местные жители уверенно указали на то место, где он находился. Неподалеку уже более 60 лет стоит дом №1 по улице Пышминской, хозяева которого подтвердили, что известняковый обрыв находился рядом.

Реконструкция Белоярского острога на реке Пышме выполнена  автором в графическом редакторе Photoshop (Рис.2). Для «строительства» острога использовались в частности, элементы снимков, сделанных им в Нижнесинячихинском музее-заповеднике деревянного зодчества, где воссоздана башня острога и другие старинные постройки. Фоном для реконструкции послужил снимок, сделанный в сторону бывшего Белого Яра от дома №1 по ул. Пышминской в поселке Белоярский в 2017 году. Разумеется, на нем убраны приметы нашего времени.

Нужно заметить, что на реконструкции стена острога выходит на то русло реки Пышмы, которое сегодня называют старицей, и выглядит оно довольно скромно, течения в нем почти нет. Во время ледохода в более поздние времена Пышма прорвалась по другому руслу, «прорве», которое и сегодня является основным. Но кто знает, какой на самом деле была река в XVIII веке?

Статья была представлена в форме доклада на XIII конференции «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 10.02.2018 г

В. В. Осипов

Член Уральского историко-родословного общества,

член Союза писателей России,

г. Екатеринбург

Рис 1

Рис. 1 Планы Белоярской (слева) и Новопышминской слободы.Из факсимильного издания «Семен Ремезов с сыновьями. Служебная чертежная книга».

Рис 2

Рис.2 Реконструкция Белоярского острога на реке Пышме. Выполнена В. Осиповым в 2017 г.

Список литературы

  1. Осипов В.В., Паэгле Н.М. Грани земли Белоярской. 80 лет Белоярскому району и 330 лет поселку Белоярский. Публицистическое издание. – Екатеринбург: «ИД «ЛИСИЦА», 2017. – 160 с.: илл.
  2. В. Шишонко, Пермская летопись», Четвертый период,1676-1682, стр.243
  3. В. Шишонко, Пермская летопись», Третий период, с 1645-1676, с. 670
  4. Там же, с. 676
  5. Осипов В.В. Сухоложье в потоке времен: род Губиных. Очерки отечественной истории. – Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2016., с.29.
  6. РГАДА, Ф.214. Оп. 1. Д. 1434. Л. 27-27 об.
  7. Н. К. Чупин. Географический и статистический словарь Пермской губернии, 1873, том I Источник: zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой http://zz-project.ru/glossarij/1178-beloyarskoe-selo-byvshaya-beloyarkaya-pyshminskaya-sloboda, обращение 13.00, 30.11.2017
  8. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1902 г., №7, С. 321-323.
  9. «Из истории Урала. Урал с древнейших времен до 1917 года. Сборник документов и материалов». Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971, С.370.
  10. О приписке государственных крестьян Белоярской Пышминской слободы к Уктусскому заводу. Государственный архив Свердловской области. Ф.24. Оп.1. Д.1.
  11. В.И. Байдин, В.Ю. Грачёв, Ю.В. Коновалов и А.Г. Мосин «Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII-XVIII вв.», источник рисунка: «Семен Ремезов с сыновьями. Служебная чертежная книга: Факсимильное воспроизведение. Тобольск. 2006 год. Л. 114 об.»

Комментарии запрещены.

Полезные сайты