Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. Жизнеописание протоиерея Иоанна Владимировича Сторожева (+1927)

2006072014_0000.сжат jpgВсе, кто знаком с обстоятельствами пребывания в Екатеринбурге семьи Романовых, вспомнят героя этой статьи. Отец Иоанн Сторожев – последний священник, совершивший богослужение в особняке Ипатьева за два с половиной дня до расстрела узников «Дома особого назначения». Однако его биография представляет интерес не только в связи с этим обстоятельством.

Иван Владимирович Сторожев  по происхождению своему принадлежал к старинным арзамасским (Нижегородской губернии) купеческим  родам…

– как по линии отца своего, так и по линии матери (урожденной Цыбышевой).

И Сторожевы, и Цыбышевы в первой половине XIX века были известными в городе церковными благотворителями[1].

Воцерковлённым человеком был и отец Ивана – Владимир Рувимович. Вячеслав Панкратов пишет: «Владимир Рувимович Сторожев остался в памяти арзамасцев, как наиболее ревностный защитник Спасского монастыря, когда поднялся вопрос о закрытии обители и передачи его зданий под духовное училище»[2].

В. Р. Сторожев, отец Ивана, скончался 2 января 1878 году в возрасте 35 лет и был погребён на кладбище Спасского монастыря.  Иван родился через два месяца после смерти отца – 3 марта 1878 г. На  руках его матери остались ещё и  две дочери – десятилетняя Мария и четырёхлетняя Рахиль[3].

 «Бабушка (Е.И.Сторожева – Ю.С.), оказавшись вдовой, воспитывала их (детей –Ю.С.) в глубоко религиозном духе» — писал Серафим Иванович Сторожев (сын)[4].

Вообще, положение Елизаветы Ивановны Сторожевой, оставшейся после смерти мужа с тремя малыми детьми, можно назвать трагичным. Но Бог милостив. Мы не знаем деталей, но в целом ситуация разрешилась, и из дальнейшего видно, что материальное состояние семьи было достаточным.

Среднее образование Иван Сторожев получает в Нижегородском дворянском институте императора Александра II. В конце XIX века в него принимали детей из всех сословий христианского вероисповедования. Затем юридический факультет Университета Св. Владимира в Киеве.

Иван Владимирович окончил полный курс и вышел из университета с дипломом 2-й степени.

В 1903 году он поступает на государственную службу:  судебным следователем в отдалённом селе Воскресенское  глубинного Макарьевского уезда Нижегородской губернии[5].

Очевидно, Иван Владимирович преодолевал время от времени тяжёлый путь до губернской столицы. Иначе трудно было бы объяснить факт его женитьбы в 1906 году на представительнице нижегородской элиты -Марии Дмитриевне Тихонравовой. Её матерью была Мария Андриановна, урождённая  Горинова. Гориновы были известными в городе людьми, брат Марии — Петр Адрианович — был городским головой Н. Новгорода, дружил с писателем В.Г. Короленко, имел дачу в г. Сочи. В 1909-10 гг избирался нижегородским главой и другой её брат — Владимир Адрианович.

2.Сторожевы

Мария Дмитриевна родилась 31 мая (ст. ст.) 1879 г в Нижегородской губернии. Образование получила домашнее (с учителем). Дополнительно окончила Музыкальное Отделение Императорского Русского Музыкального общества. О её дарованиях исследователи  сообщают: «Она была талантливой пианисткой, превосходно рисовала, особенно  удавались портреты. Участвуя в семейных концертах, не раз аккомпанировала молодому Федору Шаляпину»[6].

В 1907 году в молодой семье Ивана и Марии Сторожевых рождается первенец – сын Владимир. Через год на свет появился Дмитрий. А в 1909-м семья переезжает на Урал[7].

Иван Сторожев назначен участковым товарищем прокурора Екатеринбургского судебного округа Верхотурского участка. Место пребывания – Верхотурье. По должности своей он входил также в Верхотурский уездный комитет Общества попечения о тюрьмах[8].

От обители одного угодника Божьего – Серафима, он перемещается к обители другого  – Праведного Симеона.

В 1911 году Иван Владимирович — товарищ прокурора по Нижне-Тагильскому судебному участку[9]. Здесь, в Нижнем Тагиле, в следующем году родится третий сын —  Серафим.

Тогда же, в 1911 году, Иван Владимирович резко меняет амплуа. Он переходит служить присяжным поверенным в том же  суде[10].

Есть свидетельства о высоком юридическом таланте И.В. Сторожева, особенно о его ораторских способностях. Безусловно, он мог бы стать  высокоразрядным адвокатом, успешным и обеспеченным. Но в 1912 г Сторожев оставляет место присяжного поверенного. Он разочарован как в миссии обвинителя, так и в миссии защитника.

«Скажи мне, Господи, путь воньже пойду…». Иван Сторожев приходит к выводу, что первопричина несправедливостей мира в греховности человеческой. Общественные нестроения – её следствие. Стало быть, следует направить силы на христианизацию душ людских.

22 августа 1912 года Екатеринбургские Епархиальные ведомости публикуют сообщение:  «Назначен на должность Екатеринбургского уездного Миссионера, с рукоположением в сан священника, окончившийкурс Императорского Университета Св. Владимира, поюридическому факультету с дипломом 2-й степени, присяжныйповеренный Иоанн Сторожев»[11].

Хиротония Иоанна Сторожева в сан диакона происходило 30-го августа за литургией в  Александро-Невском соборе Новотихвинского  монастыря, в день престольного праздника этого храма. За Богослужением присутствовал лично  Начальник Пермской губернии И. Ф. Кошко[12].

1.otets_Ioann_Storozhev

В воскресенье 2 сентября 1912 г за литургией в Крестовой церкви Архиерейского дома рукоположен в сан священника новопоставленный диакон Иоанн Сторожев[13].

Восторженным письмом откликнулся на весть о рукоположении о. Иоанна его духовный руководитель — священник Н.-Тагильской Введенской церкви о. И.Воецкий[14].

А 16 сентября о. Иоанн служит литургию в Нижне-Тагильской  Введенской церкви, где он раньше был прихожанином. Свою проповедь он предварил строкой из псалма Давида (пс.142):  «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою».

Далее о. Иоанн излагает своё видение миссии христианина, а по сути – свою миссию. «Будем подражать Христу! /…/ Мировые слезы, правда, нам не осушить, но зачем льется вот эта слеза, когда я могу ее отогнать словом участия; зачем это лицо скорбно, когда я могу своей помощью вызвать на нем улыбку радости »[15].

В конце 1912-го и первой половине 1913 г священник Сторожев сослужит епископу Митрофану в Крестовой церкви и других храмах епархии. Владыка всегда доверяет ему проповедь[16].  Епархиальные ведомости публикуют поучения на своих страницах[17].

В стране началась борьба с пьянством — в эту борьбу включили о. Иоанна, как искусного оратора. Целевой аудиторией для него была выбрана, естественно, интеллигенция[18].

Уже через месяц (!) после рукоположения иерей И.Сторожев удостоен  награждения набедренником «в поощрение его дальнейших трудов в деле пастырского служения»[19]. Он назначается членом епархиального ревизионного комитета[20].

Священник Сторожев участвует и в «народных чтениях» — новой форме общения Церкви с паствой. Его выступления в лучших залах Екатеринбурга пользовались успехом[21].

25-29 июня 1913 года, о. Иоанн (со священником Михаилом Сушковым) совершили миссионерскую поездку на «Весёлые горы» вблизи Верхнего Тагила, где в эти дни ежегодно старообрядцами совершались богомоления на могилах, чтимых ими иноков.

Отчёт о поездке был опубликован в Епархиальных ведомостях. Сочинение выполнено хорошим слогом и  представляет интерес, как этнографическое описание старообрядческих молений, происходивших в начале прошлого века на Урале[22].

16 августа 1913 года о. Сторожев назначается на второе священническое место при градо-Екатеринбургской Вознесенской церкви[23].

А в сентябре того же года, Митрофаном, Епископом Екатеринбургским  и Ирбитским,  он награжден» скуфьею«за отлично усердную службу и непрестанное проповедание Слова Божия»[24].

Это награждение тоже, что называется, от души, а не по регламенту. Да, о. Иоанн прекрасный проповедник.

Иногда его проповедь настолько  риторична, что возникает вопрос: искренна ли?  Вот, например  Слово, произнесенное о. Иоанном своим бывшим коллегам — 22 Октября 1913 года в Екатеринбургском Окружном Суде при совершении чина освящения иконы, сооруженной чинами этого ведомства в ознаменование 300-летия Царствования Дома Романовых.

«Так и ныне — в годину единодушного всенародного празднования Трехсотлетия Царствования Державного Дома Романовых — вы, доблестные труженики великого и святого дела правосудия, воскрыленные духом при созерцании явной милости Божией, изобильно на протяжении веков изливаемой и во благоденствии и славе хранящей Боговенчанный Род Царей Наших…»[25].

 По воскресеньям в различных храмах Екатеринбурга проводились религиозные беседы, в которых часто участвовал и руководил общенародным пением владыка Митрофан. Проповеди произносили   священники  Н. Сельменский, Н.Буткин и И.Сторожев. Народу присутствовало – до тысячи и больше[26].

Не оставлял о. И.Сторожев и миссионерской работы. 14 декабря 1913 г группа священников выехала в с. Песчано-Таволжское, Шадринского уезда, где жило много старообрядцев. Здесь  миссионеры, в т.ч. о. Иоанн, пробыли два дня — служили в сельской церкви, затем беседовали на квартире местного настоятеля с десятком здешних «заправил старообрядцев». Простота обращения с ними произвела на «кержаков» хорошее впечатление[27].

13-го февраля 1914 г священник Сторожев перемещён  к церкви Екатеринбургского Уральского Горного училища[28].  Здесь он выполняет обязанности настоятеля  храма, а также преподаёт Закон Божий и русский язык[29].

А в марте месяце того же года епископ Митрофан переведён на Подольскую кафедру.

Прощание с епископом состоялось на вокзале пасмурным, холодным утром 7 апреля 1914 года. В противовес погоде расставание получилось тёплым и трогательным. Собралось огромное количество народа. Краткий молебен служили священники, сподвижники, близкие владыке по духу – оо.  Л. Игноратов,  А. Антонинов, Д. Пономарев,  А. Здравомыслов, Н. Буткии, Л. Золотавин и И. Сторожев[30].

Из Подольска  прибыл епископ Серафим. Он будет на Екатеринбургской кафедре следующие три года. Ему сразу пришлось решать серьёзную задачу: «Государь Император, Отец Отечества, питает особенное благоговение к обители св. пр. Симеона, почему и сооружает для раки Угодника особую сень, каковая и будет освящена 27 мая».

18 апреля епископ созывает церковную общественность. Поступает предложение -организовать паломничество в Верхотурье, в форме крестного хода из Екатеринбурга. Идея получает поддержку. Для проработки деталей избрали комиссию, состоящую в основном из ближнего окружения предыдущего епископа. Туда вошёл и священник Сторожев, в качестве секретаря[31].

Отец Иоанн составил организационные документы мероприятия, а также воззвание. Оно завершалось: «Принесем и мы в дар Святому Праведному Симеону наше чистое сердце, пойдем все, кто только в  силах, к Его нетленным мощам, пред Ними изольем наше благодарение Господу Богу за Царя нашего, там помолимся, да оградит Господь Благочестивейшего Императора нашего на всех путях Его святыми Своими ангелы и да соделает нас достойными Его чадами…»[32].

27-го мая епископом Серафимом совершено освящение левого придела Крестовоздвиженского собора в честь св. Праведного Симеона, после чего состоялось перенесение св. Мощей Угодника из Николаевского храма в новый собор, и в новом приделе совершена первая Божественная литургия. Слово за причастным произнесено свящ. Иоанном Сторожевым[33].

Война  поменяла вектор работы пастырей – помощь семьям фронтовиков (а очень скоро — погибших фронтовиков), раненым,  беженцам, сиротам…

8-го августа 1914 г на собрании городского духовенства священник И. Сторожев избран в «Епархиальный Попечительный Комитет по случаю войны». По предложению Архипастыря решено организовать по воскресными днями религиозные  чтения для воинов  в местах их расквартирования. Организация их поручена особой комиссии, в   состав которой избран и о. Иоанн[34].

В день всероссийского праздника трезвости 29 — 30 августа 1914 г священник И.Сторожев произносит проповедь большой силы. Ситуация требует этого.

«Отрезвляйся Великая Россия и трезвой встреть твоих сынов, когда они возвратятся увенчанные лаврами, с победного поля брани с дерзкими врагами, поднявшимися на веру и отечество наше!»[35].

Отец Иоанн входит с состав практически всех комитетов, комиссий, братств и советов, созданных епархией. Кроме Миссионерского комитета, где он работал по должности, иерей Сторожев член Екатеринбургского церковного Братства Св. Прав. Симеона —  заведует книжным складом и епархиальной библиотекой[36].

Священники Сторожев и Буткин – главная сила и Проповеднического комитета[37].

Но 17 января 1915 год он переведён из Екатеринбурга на настоятельское место к градо-Ирбитскому Богоявленскому собору с возведением в сан протоиерея и предоставлением должности председателя отделения Епархиального Училищного Совета[38]. Через месяц (18 февраля) его  назначили и благочинным  церквей  этого уездного города[39].

Однако, причина такого почётного перевода отца Иоанна на периферию не ясна.

В Ирбите священник И. Сторожев входит в состав организаций уездного масштаба:  отделение Общества попечительства о тюрьмах, Комитет попечительства о народной трезвости, уездный Училищный Совет, уездное отделение Екатеринбургского Епархиального Училищного Совета,  уездное Попечительство детских приютов[40].

Ирбитский  Богоявленский собор был городским пунктом сбора пожертвований на нужды армии[41].

К 6 Мая 1916 г — дню рождения Его Императорского Величества – «за отлично-усердную пастырскую службу» протоиерей Иоанн Сторожев епископом Серафимом был награжден камилавкою[42].

А с 1 января 1917 года о. Иоанн Сторожев назначен настоятелем  Екатерининского собора в епархиальном центре[43].

Итак, снова Екатеринбург. Поселилась семья, как пишет Серафим Иванович Сторожев, «у какого-то священника рядом с Ипатьевским домом на Васнецовской улице»[44].  На самом деле, улица называлась. Васенцовской (ныне – Луначарского). Семья священника, между тем, увеличивалась. В 1915 году родилась дочь – Елизавета.

А епископ  Серафим всё чаще служит чин отпетия. Сам и объясняет: когда война, «когда оставшееся в тылу взбаламутились, только и можно отдыхать душой у таких старцев, кои не продавали веру свою, не кидались на болтливые затеи человечества»[45].

Старая патриархальная Россия в лице владыки Серафима отдыхала душой у гробов старцев…

 Взбаламутившееся человеческое море не унималось.

День, 2 марта 1917 г, стал роковым для Императора, отрекшегося от престола. Роковым он стал и для епископа Серафима. Он отчасти разделил судьбу Государя. Отслужив пассию в Кафедральном соборе, Владыка сказал: «Кучка бунтарей окаянных обнаглела до того, что осмелилась посягнуть на священные права помазанника Божьего, нашего царя-батюшку … Умрём же за царя»[46].   Выступление едва не закончилось арестом епископа – этого требовали рабочие города[47].

Священник Сторожев, очевидно — в силу своего характера, не мог быть последним на пути к «светлому будущему».

8 марта в Екатерининском соборе состоялось первое «свободное» собрание духовенства. Председателем был избран о. И. Сторожев.

О. Иоанн, выразив собранию благодарность за избрание, сказал: «Великая честь выпала на мою долю руководить первым свободным  собранием духовенства  с паствой — с народом».

На очередь был поставлен вопрос об избрании представителей духовенства в городской Комитет общественной безопасности. И тотчас же представителями были избраны о.о. Сторожев и Игнатьев.

Духовенство обозначило  порядок своего участия в первом национальном празднике 10  марта, наметив совершить на Кафедральной площади панихиду по павшим борцам с деспотизмом.

 «Собранием решено послать приветственную телеграмму обер-прокурору Св. Синода, в которой выразить чувства единения, восторга по поводу обновления жизни отечества и выразить готовность Екатеринбургского духовенства трудиться ко благу освобожденной родины.

Редактирование телеграммы поручено—о. Л. Игноратову, о. Е. Львову, о. А.Игнатьеву и о. И. Сторожеву». Собрание уклонилось от резких выпадов в адрес епископа Серафима, ограничившись заявлением о «несолидарности» с ним. Духовенство преклонилось перед «героизмом, проявленным в деле низвержения старого порядка народными избранниками»[48].

Итак, священник Сторожев, член Комитета Общественной Безопасности. Кто сидел рядом с о. Иоанном в зале заседаний КОБа? Кадеты Л.Кроль, А.Ардашев (родственник Ленина), Н.Ипатьев (владелец того самого «расстрельного» дома), эсер А.Кощеев, анархист П.Жебенев, а также большевики, будущие участники и соучастники убийства царя: А.Парамонов, С.Мрачковский, В.Воробьев, П.Быков и  Я.Юровский[49].

Следующее собрание екатеринбургского духовенства состоялось 13 марта. Председательствовал опять о. И. Сторожев. Вспомнив своё прокурорское прошлое, пресекал попытки защитить владыку Серафима: «С епископом здесь никто не судится и в защиту его прошу никого не выступать»[50].

По требованию Екатеринбургского КОБа Временное правительство удалило Владыку с кафедры. Епископ, сопровожденный 21 марта  в Петербург прапорщиком Турусиным, в Екатеринбург уже не вернулся.

После его отъезда усилилась борьба между конфликтующими реформаторскими организациями: «Исполнительный комитет общих собраний мирян и духовенства г. Екатеринбурга» (председатель — священник Алексей Игнатьев, один из лидеров – о. Иоанн Сторожев) и «Организаторский кружок прогрессивного сельского духовенства» (председатель — священник Иоанн Минин). Третью силу представляли консерваторы, уступающие в численности (лидер – протоиерей Игноратов).

16 мая 1917 г состоялся епархиальный съезд. Священник Николай Тарантин так характеризует настроения съезда: «Одновременно с жаждой реформ участники Епархиального съезда обнаружили свои политические пристрастия, выразив полную поддержку Временному правительству, сдали большую сумму денег (более 30 тыс. рублей) на ведение войны и послали от имени съезда приветствие екатеринбургскому комитету партии эсеров, назвав эту партию «защитником трудового народа». Причём в приветствии было отмечено, что принципы эсеровской партии похожи на те, которые исповедуют служители и последователи Христа[51].

Находясь на реформаторских позициях, лидеры «городских» оо. Сторожев и Игнатьев всё-таки пресекали в своих рядах попытки раскола Церкви по вертикали (выпады против Синода), «напомнив, что екатеринбургская церковь не революционная партия, а часть единой Православной Церкви».[52]

25 октября 1917 г власть перешла в руки большевиков, ни Церкви, ни многомыслия не терпящих.

17 апреля (30 апреля н.с.) 1918 г в Екатеринбург привезли бывшего Императора с семьёй и разместили в «доме особого назначения» (принадлежащем кадету Н. Ипатьеву).

В период с 30 апреля до расстрела Царской семьи, последовавшей в ночь с 16-го на 17-е июля 1918 г, священники Екатерининского собора Анатолий Григорьевич Меледин и Иван Владимирович Сторожев чередуясь, совершали богослужения – пять раз.

О. Иоанн, 8-10 октября 1918 г давая показания своему бывшему коллеге,  члену Екатеринбургского окружного  суда Сергееву И. А., сообщал: «Почему именно на нас, священнослужителей Екатерининского собора /…/, возложена была обязанность совершать богослу­жения в доме Ипатьева, я не знаю»[53].

Разводящий караула охраны «дома особого назначения» А.А.Якимов, между тем, показывал следователю Н.А.Соколову 7-11 мая 1919 г, — то,  из какой церкви звать священников, – говорил ему комендант[54].

Всегда призывали батюшек из Екатерининской церкви. Почему — попробуем догадаться. Вероятная причина – политическая. Клир церкви с марта 1917 г известен, как приверженный идеалам свободы, освобождения народа от деспотизма (то бишь, самодержавия). Настоятель, священник Иоанн Сторожев – лидер церковных реформаторов. Да и о. А. Меледин пострадал при царизме за свои взгляды[55].

Священник Меледин служил узникам 21 апреля, 6 мая (50-ти летний юбилей Николая Александровича), 10 июня (Троица) – даты по старому стилю.

Отец Иоанн посещал Ипатьевский дом 20 мая и 1 июля (за 2 с половиной дня до казни Семьи). Причем, 1/14 июля по команде Юровского, был «отменен» Меледин, а «прислано» за Сторожевым[56]. Опять вопрос «почему», на который не ответили колчаковские следователи. Вот версия автора.

Юровский хотел показать либеральной общественности, что отношение к узникам со стороны власти (т.е. его, Юровского) вполне цивилизованное. Он знал, что скоро предстоит эвакуироваться, а в городе останется его мать, а также фотоателье, собственником которого являлся комендант ДОНа. Известно  письмо Юровского к приятелю-врачу, в котором он просил позаботиться о них. Приличный имидж увеличивал шансы сохранить и жизнь матери, и имущество, после захвата города колчаковцами.

  Отец Меледин фигурой был не публичной и для такой миссии не подходил. Другое дело священник Сторожев: лидер городского духовенства, интеллектуал с большим кругом знакомств. Юровский встречал о. Иоанна в Комитете общественной безопасности, слышал его речи, имел о нём представление.

И Юровскому эта пиар-акция удалась, как следовало из протоколов допроса следователями о. Иоанна и епископа Григория[57]. Но он не рассчитал, что подробности его участия в расстреле Романовых всплывут так быстро.

Это линия Юровский – Сторожев. Теперь собственно о богослужениях и узниках.

Для Сторожева было два образа Царских. Первый, это тот, который он штамповано, не проникаясь душой, славословил  много лет: « Боговенчанный Род Царей Наших», «Державные Цари Наши», «Благочестивейший Наш Государь Император», «Державный вождь».

Второй образ сложился под воздействием масс-медиа: Распутин, царица-немка, материальная роскошь…

Теперь о. Иоанну открылся облик подлинный. Из протокола допроса видно, что  внешне семья Романовых выглядела достойно. Высоким было её духовное (читай – молитвенное) состояние за два дня до смерти. И священник Сторожев единственный человек, который мог об этом свидетельствовать.

 «Едва мы запе­ли, как я услышал, что стоявшие позади нас члены семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.

Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери…».

О. Иоанн Сторожев засвидетельствовал «совершенно исключительные внутренние переживания за время нахождения там»[58].

Серафим Сторожев писал: «Что произошло в доме Ипатьева, я не знал, а отец не вдавался в подробности, так как воспоминания причиняли ему душевную боль…»[59].

25 июля 1918 года чехословацкие и русские части под командованием ген. С.Н.Войцеховского вошли в Екатеринбург.

Священник Сторожев поступает на службу в действующую армию в должность благочинного 7-й Уральской дивизии горных стрелков.

К весне 1919 г стало понятно, что военная удача отвернулась от Добровольческой армии. 15 июля пал Екатеринбург. Вместе с армией отступала на восток и семья Сторожевых.

Видимо Сторожевы не сразу отправились на Дальний Восток, а передвигались вместе с войсками. Крах Уральской дивизии наступил в конце 1919 г – 25 декабря под дер. Дмитриевкой (ныне Кемеровская обл.) она погибла почти полностью. Её остатки сдались красным 2 января 1920 г. у дер. Алтатской[60].

Дальнейший путь Сторожевых – по КВЖД во Владивосток. Но получилось иначе. Вот как излагает сюжет Серафим Иванович Сторожев. Сам он в то время был мал и пересказывает, скорее всего, слова матери.

«Эшелон благополучно доехал до Харбина. В Харбине мой брат Дмитрий захворал гнойным плевритом, и находящийся при этом поезде врач Владимир Алексеевич Казем-Бэк увез его в городскую больницу, так как требовалось сделать немедленную операцию. Наша семья осталась на время в Харбине, пока брат не поправится. Главным врачом в этом госпитале был доктор Егоров, который оказался соучеником доктора Казем-Бэка. Он, вместе с В.А.Казем-Бэком, уговорил отца обосноваться в Харбине»[61].
Временный приют семья нашла в доме доктора Егорова. В сентябре 1920 г о. Иоанн определён настоятелем Харбинского Софийского собора.

4.1915harbinoldsofia

В 1923 году началась  перестройка этого храма, которая продолжалась 9 лет. Возможно, по этой причине протоиерей Сторожев переведён  с февраля 1923 года  настоятелем Алексеевского храма при Коммерческих училищах КВЖД. Здесь же, а также в Новой смешанной гимназии, он  исполняет должность законоучителя. Свято-Алексеевская церковь была домовой, размещалась в зале Женского Корпуса Коммерческого училища.

В октябре 1924 году Харбинское коммерческое училище попало под советскую юрисдикцию. Вскоре после этого преподавание Закона Божия в них было отменено.В 1925 году Св. Алексеевская церковь перенесена в Торговые ряды Косаткина на Зелёном базаре и стала существовать как приходская[62].

1931pg13stalexygreenbazaarsm

Купол церкви на Зеленом базаре, 1931 г

Усилиями о. Иоанна при Алексеевской церкви в октябре 1925 г. была открыта школа для детей бедняков района Зелёного базара на 70 учащихся. Ребят не только бесплатно учили, но и кормили, а наиболее нуждающимся выделяли одежду. Источником средств на содержание школы являлись церковные суммы, частная благотворительность и субсидия городского самоуправления[63].

И Сторожев ам

о. Иоанн Сторожев, 20-е гг 20 в

Не осталось достоверных и точных сведений о общественно-политических воззрениях о. Иоанна — после увлечения либеральными идеями разделившего молитву с обречёнными царственными узниками, а затем увидевшего разгром России, познавшего горечь поражения, эмиграцию.

Представление об этом может дать известный круг общения Сторожевых. Это епископ Камчатский Нестор – глубоко почитавший семью убиенного Императора. Друзья семьи — «харбинские екатеринбуржцы» протоиереи Аристарх[64] и Николай  Пономаревы. Кстати сказать, оба сына о. Иоанна (Владимир и Серафим) женились на дочерях о. Николая (Ангелине и Милице).  Тот и другой Пономарёвы — военные священники белой армии. Оба «православные монархисты», а о. Н.Пономарев даже член партии легитимистов (1935 г)[65].

Есть все основания предполагать, что и о. Иоанн в то время был близок им во взглядах на желаемое устройство России. Эти основания умножаются, когда мы узнаем что и верная матушка Мария Дмитриевна Сторожева собственноручно заявляла в анкете БРЭМ о своих убеждениях – «монархистка» (1940 г)[66].

л. 1

Протоиерей Иоанн Владимирович Сторожев скончался в ночь на 5 февраля 1927 года — от повторного кровоизлияния в мозг. Ему шел 49-й год[67].

5.Харбин 1927

Собрание духовенства Харбина, февраль (!) 1927 г. О. Иоанн Сторожев выделен на фото кружком.

На смерть друга  о. Аристарх Пономарев написал стихотворение, которое так и называется.

Конец пришел его исканьям.

Среди нависшей тьмы ночной

С последним смертным воздыханьем

Ушел от нас он в мир иной.

Не стало пастыря Христова.

Златословесная свирель

Не возвестит нам больше слова,

Не вразумит, не скажет: «Верь!»

Конец пришел его страданьям…

Среди нависшей мрачной тьмы

С последним долгим воздыханьем

Во Свет вошел он, верим мы.[68]

Обратим внимание  на строки «Конец пришел его исканьям (страданьям)», которые, вероятно, характеризуют одну из черт личности о Иоанна. Что ж, исканья, сомненья, увлечения, ошибки, страданья присущи большинству творческих, незаурядных людей.

Через 2 месяца после отца умирает сын Дмитрий, талантливый и перспективный художник, — в возрасте 19 лет от острой инфекции…[69]

На  могиле в Харбине о. Иоанну был установлен обычный, как вспоминал Серафим Сторожев,  «квадратный памятник». На одну из сторон прихожане прикрепили мраморную плиту с надписью (перефразирующей пушкинскую цитату): «Глаголом жёг сердца людей».

Видится, однако, что главной  миссией о. Иоанна было то моление 14 июля 1918 г, разделённое с Семьёй Царственных страстотерпцев; то, переданное миру, свидетельство их духовного состояния.

В данном виде текст был опубликован: Биография протоиерея Иоанна Владимировича Сторожева (1878-1927) // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «История Свердловской области в архивных документах» 21 марта 2014 г. Екатеринбург, 2014. С. 182-196

  1. [1] Статистическое описание церквей города Арзамаса, составленное в 1849 году протоиереем И.Сахаровым. Нижегородские Губернские Ведомости № 25, 22 июня 1888 г;
  2. [2] Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
  3. [3] Там же;
  4. [4] Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
  5. [5] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2  2006 г;
  6. [6] Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
  7. [7] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2  2006 г;
  8. [8] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии 1910 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1910;
  9. [9] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1911 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1911;
  10. [10] Адрес календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1912 год:- Пермь, Типо-Литография Губернского Правления, 1912;
  11. [11] Екатеринбургские епархиальные ведомости  (ЕЕВ) 1912№35 оф.;
  12. [12] ЕЕВ 1912№36 ноф.;
  13. [13] ЕЕВ 1912№38;
  14. [14] К принятию священного сана Товарищем Прокурора И. В.Сторожевым // ЕЕВ   1912№38 ноф. стр. 923-924;
  15. [15] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 16 Сентября 1912 года при служении в Нижне-Тагильском Введенском храме//ЕЕВ 1912№44 ноф. стр.1045-1050;
  16. [16] Сторожев Иоанн, священник. Слово произнесенное при служении литургии Преосвященнейшим Епископом Митрофаном в Успенской женской общине близ г. Верхотурья// ЕЕВ 1912№39 ноф. стр. 927-931;
  17. [17] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 2 Января 1913 года при служении литургии Преосвященнейшим Епископом Митрофаном в Екатеринбургском Кафедральном соборе в день молитвенного торжества по поводу сооружения Екатеринбургским Обществом Хоругвеносцев иконы Святителя Иоасафа, Епископа Белгородского// ЕЕВ 1913№6 ноф. стр.143-147;
  18. [18] ЕЕВ 1912 № 41 ноф.;
  19. [19] ЕЕВ 1912№41 оф.;
  20. [20] ЕЕВ 1912№48 оф.;
  21. [21] ЕЕВ1913№6ноф.;
  22. [22] Сторожев Иоанн, священник. На „Веселых Горах». (Из отчета Екатеринбургского Уездного Миссионера.) //ЕЕВ 1913№51 ноф.    стр. 1236-1245; 1913 №52 ноф. стр. 1262-1274;
  23. [23] ЕЕВ1913№34ноф.;
  24. [24] ЕЕВ 1913№36 оф.;
  25. [25] Сторожев Иоанн, священник. Слово, произнесенное 22 Октября 1913 года в Екатеринбургском Окружном Суде при совершении Его Преосвященством Преоевященнейшим Митрофаном, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, молебна и чина освящения иконы, сооруженной чинами судебного ведомства и присяжной адвокатурой округа Екатеринбургского Окружного Суда в ознаменование Трехсотлетия Царствования Дома Романовых//ЕЕВ 1913№44 ноф. стр.1031-1033;
  26. [26] ЕЕВ І9І4 № 4 ноф.; ЕЕВ 1914№ 5  ноф; ЕЕВ 1914 №6 ноф; ЕЕВ1914 №7 ноф; ЕЕВ  1914 №9 ноф.;ЕЕВ 1914 №12;
  27. [27] Горохов Ф., священник. Из с. Песчано-Таволжанского Шадринскаго уезда.  ЕЕВ1914№11   ноф;
  28. [28] ЕЕВ 1914 № 8 оф.;
  29. [29] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1915 год;
  30. [30] ЕЕВ1914  №15 ноф;
  31. [31] ЕЕВ1914 №17  ноф;
  32. [32] Сторожев Иоанн, священник. К Верхотурскимъ торжествам// ЕЕВ 1914№18 стр. 389-391;
  33. [33] ЕЕВ 1914№18;
  34. [34] Заботы Архипастыря по удовлетворению религиозных потребностей воинов//ЕЕВ 1915№4 ноф;
  35. [35]ЕЕВ 1914№37 стр.811-816;
  36. [36] ЕЕВ 1915№8 ноф;
  37. [37] ЕЕВ 1915№9 ноф.;
  38. [38]ЕЕВ 1915№4 оф.;
  39. [39] ЕЕВ 1915№9 оф.;
  40. [40] Адрес-календарь и справочная книжка Пермской губернии на 1917 год;
  41. [41] ЕЕВ 1916 №44 оф.;
  42. [42] ЕЕВ 1916№21оф.;
  43. [43] ЕЕВ 1917№1-2 оф.;
  44. [44] Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
  45. [45] ЕЕВ 1917№ 9 ноф.;
  46. [46] Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
  47. [47]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
  48. [48]ЕЕВ 1917№ 12;
  49. [49]Мурзин Александр. Екатеринбург 1918 г.: Сначала будущие цареубийцы убили брата Ленина. А потом царя…//Литературно-краеведческий альманах «Уральская старина». Выпуск № 5, 2003 г.;
  50. [50]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
  51. [51]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
  52. [52]Тарантин Николай, священник. История храма Во Имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:- Екатеринбург, 2006;
  53. [53] Гибель Царской семьи. Материалы следствия  по делу об убийстве Царской семьи (Август 1918 — февраль 1920) //Составитель Николай Росс:- Посев, 1987 Документ№60;
  54. [54]Там же, документ№199
  55. [55] http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?4_9164;
  56. [56]Гибель Царской семьи, документ №225;
  57. [57]Там же, документ №225;
  58. [58]Там же, документ №60;
  59. [59]Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
  60. [60]Веремеев Ю.Г. 7-я Уральская дивизия горных стрелков http://army.armor.kiev.ua/hist/7-ural-div.php;
  61. [61]Воспоминания младшего сына отца Иоанна Сторожева //Почта:- Московский журнал №4, апрель 1999;
  62. [62]Православные храмы в Северной Маньчжурии:- Харбин, Китай,1931;
  63. [63]Потапова И. В. Русская школа в Маньчжурии. 1898–1945 годы: монография / И. В. Потапова. – Хабаровск : Частная коллекция, 2010. – 186 с;
  64. [64] ГАХК. Р-830.Оп.1.Д.38108.Л.1 об;
  65. [65]ГАХК ф.Р-830 Пономарев Н.В. 1935 г л.1 об;
  66. [66] ГАХК ф.Р-830. Оп. 3. Д. 45474 л. 1 об.;
  67. [67]Панкратов Вячеслав.«Во Свет вошёл он…» К 135-летию со дня рождения И. В. Сторожева http://arzvesti.ru/2012-02-13-12-11-24/item/782-%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%88%D1%91%D0%BB-%D0%BE%D0%BD
  68. [68] Перов А.И. Хроника жизни одной русской семьи в ХХ веке// Балтика № 2  2006 г;
  69. [69] Там же.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты