Сухарев Юрий

Календарь

Июль 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Мотовелосипеды (60-е годы ХХ века).

Детство — золотое время. Всегда вспоминается теплое солнечное лето, компания мальчишек на улице, занятия, забавы, игры с утра до позднего вечера.

   Чем только не занимались в летнюю пору ватаги мальчишей, на улицах нашего города. Дымовушки, запуск самодельных ракет, бомбы из карбида, рогатки, самострелы, луки, мечи, арбалеты и множество всяких подвижных игр.

   Но детвора подрастает, с трехколесных велосипедов пересаживались на большие велики и потом, кому то из старших пацанов повезло, родители купили с рук велосипед с мотором. В те времена на нашей улице их называли мотовеликами.

   Сразу же хочется разъяснить мотовелик или мотопед, как говорили некоторые пацаны, это велосипед с мотором. А мопед, это уже совсем другое, у нас их называли двухскоростной.

   Существенная разница как в скоростных характеристиках, мощности и уже совсем другой двигатель. Но самое главное цена. Мопед (двухскоростной) стоил в два раза дороже велосипеда с мотором.

   По тем временам мотовелосипед у подростка наверно сравнить было не с чем. На сегодняшний день, какой -нибудь там новый блестящий «Харлей», в подметки не годился поезженному мотовелику того периода.

   В тот период, на улицах еще можно было увидеть старые велосипеды черного цвета, с мотором который был установлен с боку, на ось заднего колеса. «Старшие пацаны» говорили, что это трофейные. Были подобные велосипеды с двигателем, установленным на переднее колесо.

    Звук тарахтящего мотора и запах синих выхлопных газов, упругой струей бьющих из глушителя, производил на нас впечатление как в современный период, звук ревущих моторов гонок формулы 1. 

   Мотовелосипеды в собственность подростков в тот период попадали редко. Обычно брали покататься у родителей или родственников, а иногда просили у хороших соседей.

   В тот период населения в городе было много. Строилась 6-я фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. В вечернее время можно было наблюдать, как с работы ехали разновозрастные мужчины на мотовелосипедах.

   Особенно это было заметно у магазинов. Подъезжали, ставил на подножку, а в большинстве случаев, просто наклоняли к столбу или дереву и шли в магазин.

   Наша подростковая компания часто видела, как на мотовелосипеде ездил инвалид с одной рукой. Хотя в тот период, можно было наблюдать инвалидов и на велосипедах и на мотоколясках. После окончания войны прошло около 20 лет.

   На нашу улицу из Свердловска, на все лето родители привозили нашего ровесника Леньку. А у его деда был мотовелосипед «Пенза», коричневого цвета, сейчас можно сказать цвет «кофе с молоком», с двойной вилкой.

   Ленька был на два года старше меня, но ростом меньше на полголовы и намного худее. Когда дед давал ему покататься на мотовелике, Ленька обычно приглашал меня и мы ехали на Черемшанскую плотину купаться. Он за руль садил меня, а сам сидел на багажнике.

   С этих пор в моей голове, поселилась мечта о мотовелике, которая через пару лет осуществилась. И вот с тех пор, я уже сидя на подпружиненном сиденье, только крутил газовую ручку.

   У моих товарищей так же появились мотовелосипеды и мы опять же компанией, проехали все наши окрестности вдоль и поперек.

   Здесь можно сказать о теме запчастей, ремонте, бензине и т.д. Ни номеров, ни прав, в тот период было не нужно.

   Ремонт, подходишь к любому старшему товарищу или взрослому соседу и он говорит что делать, а в большинстве случаев они делали сами, при этом объясняли и показывали и в следующий раз, уже все можно было ремонтировать самому.

   В то время пацаны были энергичные, шустрые, быстрые. Все делали как можно быстрее. Страдал этим и я. Что нибудь ремонтируя или переставляя, с удивлением обнаруживал оставшиеся запчасти. Откуда они? Если мотовелосипед ездил без них, складывал в ящик.

   После подобных экспериментов, для себя выработал правило, пока всё работает, ни куда лазить не надо.

   У одного из моих товарищей бывало еще интереснее. Разобрав что то в двигателе, снова собрал, а мотовелик не заводится, пришлось привлекать отца. Другие в подобных случаях, привлекали старшего брата или соседа шофера.

   Двигателя на всех мотовелосипедах были одинаковые, все запчасти подходили стопроцентно. Все мелкие детали были унифицированы (так это называлось раньше), а гайки и болты все с одинаковой резьбой. Хоть от велосипеда, хоть от грузовой машины или автобуса, все было взаимозаменяемым.

   Можно привести пример, как один из наших товарищей ставил на мотовелосипед, а потом и на мотоцикл, двух контактную свечу зажигания от самолета кукурузник. Насколько это достоверно не знаю, но у меня подобная, до сих пор лежит где то среди запчастей.

   Кроме того, хочется привести пример современных иностранных скутеров. У меня на оси переднего колеса, от вибрации постоянно откручивается гайка. Умные азиатские специалисты, сконструировали гайку так, что она должна стоять без граверной шайбы. Но у нас в России  она откручивается.

   Нас так просто не возьмешь! – подумал я и нашел в своем ящике с запчастями, подобную гайку еще старых времен ХХ века. Второй гайкой хотел законтрить первую.

   Но оказалось она не подходит, резьба с другим шагом. Пошел в магазин, где стояло с десяток разновидностей скутеров. В запчастях, подобной гайки найти не смогли, но и продавцов наших просто так, на кривой козе не объедешь. Они с живого скутера, из выставочного образца с витрины, скрутили гайку и продали мне за 10 рублей.

   Да, а какие раньше были времена. Что то отвалилось на дороге, у меня вылетел болт крепления глушителя (мы называли глушак), я остановился и пройдя вдоль дороги с десяток метров, нашел кусок проволоки (вдоль дороги, почти везде валялась проволока, как стальная, так и алюминиевая) которым и примотал, болтавшийся глушитель. Доехав до дома, нашел болт и все поставил как надо.

   Заводов выпускавших мотовелосипеды было много. Мотовелосипед «Пенза» выпускался довольно длительный период без всяких кардинальных изменений.

   А вот мотовелосипеды «Рига» с каждым выпуском, несли в своем обличии заметные изменения. Если двигателя подходили ко всем без исключения мотовелосипедам. То вот бензобаки, багажники, крылья и колеса, даже внешне имели отличия.

   Первые рижские мотовелосипеды, которые нам запомнились, назывались «Гауя». У них была оригинальная передняя вилка. Амортизируя, она на пружинах, качалась вперед. В этой конструкции, что-то было недоработано и вилка часто ломалась. Вместо сломанной вилки ставили другие, от любого мотовелосипеда, и всё подходило.

   У одного из наших товарищей, на мотовелосипеде стояла вилка от мотоколяски, по тем временам это нас впечатляло, современное поколение наверно применило бы термин «круто».

   Если на первых мотовелосипедах стояли небольшие бензобаки, на 2,5 литра, то на последних рижских моделях, бензобак был на пять литров.

   Еще хорошим преимуществом рижских мотовелосипедов было седло. Оно открывалось и там, было небольшое пространство для ключей, нам это очень нравилось.

   Самыми заметными были мотовелосипеды Львовского завода. У них была цельнометаллическая рама, в которой располагался бензобак и единое целое составляло заднее крыло с основательным багажником. Из-за неуклюжего внешнего вида их назвали «Рыцарями».

    Покрашены они были в заметный ярко синий цвет, с белыми крыльями. А последние изделие этого завода мотовелосипед «Тисса», красного цвета с пружинными амортизаторами на заднем колесе.

   Нельзя конечно умолчать о доработках и небольших изменениях, которые пацаны да и молодые мужчины, делали сами.  

   Для пацанов, конечно, основным показателем была скорость. Часто на улицах можно было видеть, как группа мотовелосипедистов гоняли на перегонки.

   Во первых некоторые ставили на руль, ручку газа от мотоцикла. В этом случае надо было перепаивать тросик, а многие этого делать не умели.

   А вот рычаг сцепления с защелкой, меняли на рычаг от ручного тормоза, или на мотоциклетный рычаг. У кого ручка газа была сломана и не могли или ленились искать новую, ставили на газовый тросик, рычаг от переднего тормоза.

   Иногда можно было видеть, как пацаны ехали на мотовелике и рукой держали газовый тросик или просто проволоку, которая внизу была привязана к газовой лопатке.

   Эти несложные взаимозаменяемые усовершенствования,  были доступны любому мальчишке.

   Некоторые подростки снимали стандартное седло и ставили длинное самодельное седло как на мотоцикле, которое занимало и багажник. Седло делали из доски, сверху поролон и обтягивали материалом или кожей от старой куртки. В этом случае, на мотовелике можно было ездить вдвоем.

   Педали вместе со звездочкой и цепью снимали, вместо них вставляли палку, которая выполняла роль подножки. В этом случае «гонщик» тормозил ногами, прижимая их к поверхности асфальта.

   Стандартный способ завести мотовелосипед, это поставить на центральную подножку, открыть краник, набрать в карбюратор бензин. Закрыть воздушную заслонку, включить рычаг сцепления на защелку и крутануть педали. Только прогрев двигатель, можно ехать.

   Но пацанам это все казалось, потерей времени. Открываем краник, закрываем «воздушку» и заводим мотовелик «с толкача».

   Выжав сцепление, разбегаемся с мотовеликом в руках, затем отпускаем сцепление и одновременно прижимаем заднее колесо к асфальту, двигатель заработал, на ходу запрыгиваем верхом в седло и «по газам».

 

   Экспериментаторы и кулибины, или те, у кого умелые руки не знали покоя, видимо, были всегда и кто был постарше, шли в экспериментах и усовершенствованиях дальше.

   Якобы для увеличения мощности, на токарном станке протачивали поршень, делали дополнительные пазы и ставили третье кольцо, а некоторые и до пяти.

   Но здесь мальчишек подстерегало разочарование. При установке цилиндра на место, часто ломали кольца, а найти новое не так просто. Из под порванной прокладки цилиндра, «гнало» масло, так что многие старались ни куда не лазить. 

   После появления двигателей Д-6, с головкой цилиндра, умельцы стали ставить на боковые ребра головки цилиндра, дополнительные металлические лопасти. Они спускались вниз и создавали дополнительный обдув цилиндра, якобы для лучшего охлаждения.

   Для увеличения скорости некоторые умельцы на заднее колесо ставили звездочку от мотоцикла. Экспериментировали с большим диаметром и с меньшим. Это тоже не прижилось.

   Но вот от быстрой езды или от неправильно натянутой цепи, она слетала, заднее колесо «клинило» и это грозило падением. А цепь рвалась. Выход нашли быстро, стали ставить мотоциклетную цепь.

   Но в этом случае, у мотоциклетной цепи не совпадал шаг с велосипедной, поэтому ведущая звездочка на двигателе, быстро выходила из строя.  

   Были рационализаторы и посерьезнее. Они устанавливали двигатель от мотовелосипеда на детский самокат. И в таком виде эксплуатировали транспортное средство.

   Ресурс мотовелосипеда по современным меркам был неплохой, конечно многое зависело от хозяина. Например, у взрослого мужчины на нашей улице, мотовелосипед проездил 10 лет и был продан в другие руки.

   Мне мотовелик купили с рук за 35 рублей. (напомним в тот период булка белого хлеба 20 коп., бензин 70 коп. 10 литров, пенсия 42 руб, средняя з/п 140 руб.)

   Мотовелосипед был 1960 года выпуска, в мои руки он попал от соседа подростка в 1966 году, я на нем проездил до 1972 года. Ни какого технического ухода, ни разу не менял масло в двигателе, только заливал бензин в бак и поехали.

   Несколько раз прокалывал колеса, пару раз регулировали зазор в контактах зажигания и все. А ездили с ранней весны, на газонах еще снег лежал и до снега. Почти все загородные поездки, с пассажиром на багажнике.

   Хотелось бы сказать, что мотовелосипеды всех марок стоили одинаково 120 рублей. А в 1987 году в магазине «Спартак» уже продавались уцененные по 60 рублей.

   Кроме того продавали и мопеды. Мы их называли просто — «двухскоростные». Стоили они заметно дороже мотовелосипедов.

   В 60-х годах в магазине продавали и чехословацкие мопеды двух видов. Красные «Ява-пионер» и светло-зеленые «CZ».

   Бензин в то время стоил 70 копеек за 10 литров. (булка белого хлеба 20 коп.) Но у пацанов таких баснословных денег не было. Подходишь с канистрой к любому остановившемуся грузовику: дяденька дай бензину. И шофера сами заталкивали в бак шланг и нам пацанам, с улыбкой и шутками, наливали канистру бензина. И хватало ее нам почти на месяц.

   Официально бензин продавали за деньги на бензоколонке по улице Промышленной. Это почти там же где сейчас газовая заправка напротив садов у старого хлебозавода.

   Небольшая деревянная будка, а рядом в металлическом шкафу насос. Сам вставляешь пистолет в канистру или кто заливал прямо в бак и вручную качаешь, пока не нальется.

   Если заправщицы на месте нет и будка закрыта, значит она дома, а это второй дом от заправки. Приходишь, стучишь в ворота, «тётя Лиза, бензину надо!». Она выходит, идём заправляемся и все довольны.

   Впоследствии, для частников два раза в неделю стали приезжать бензовозы и останавливались на площадке, по улице Промышленной, напротив завода ЖБИ.

   Здесь в советское время была заправка для государственных машин, а теперь «Студия камня».

   В этот период бензин стали отпускать по талонам, которые продавались в «Трансагентстве» и в магазине «Спартак».

   Багажники на мотовелосипедах в тот период делали крепкие, нам в ту пору было лет 12 – 14, кому то больше, кому то меньше, но на багажнике мы часто катали девчонок, наших сверстниц и соседок по улице.

   И диапазон поездок стал шире, а расстояния, на которое мы могли уехать за день, стали больше. Ездили купаться как на ближайшие водоемы, так и уже намного дальше, например, на реку Пышму.

   Один из наших товарищей был родом из лесного поселка Каменского кордона, которого на тот период уже не было. Зная туда дорогу, он часто ездил на место своего детства. А вместе с ним ездила и вся наша компания.

   На мотовелосипедах наша компания проехала поселки Шамейка, Лесозавод, поселок Малышева, Белокаменный, Дом отдыха, бывали на Кумовской мельнице.

   Особенно нам нравился маршрут от станции Изумруд, мы проезжали вдоль железнодорожных путей до Шпалзавода. Дальше по асфальтовой дороге в сторону реки Пышмы. А там по берегу Пышмы, по тропинкам ехали до Совхоза.

   Ездили мы на мотовелосипедах по асфальту и до Белоярки, в этом случае бака бензина в 2,5 литра, хватало в оба конца.

   Самые дальние маршруты, о которых мне рассказали мои товарищи подростки, они ездили в город Каменск-Уральский, через станцию Баженово и дальше полевыми дорогами. Причем на мотовелосипедах ехали по двое.

 

   Хранили мотовелосипеды по-разному. Коллективных гаражных кооперативов, в тот период было не так много, зато было много домов частного сектора. А на приусадебном участке у всех сараи, навесы и гаражи в том числе.

   Те, кто жил в благоустроенных квартирах, хранили свою технику в подвалах, но известны случаи у кого мотовелосипеды стояли дома, вплоть до четвертого этажа.

 

   Народ в тот период был энергичный, инициативный и работящий. Кроме того что жители города в летний период ездили на работу, многие ездили в лес за грибами и ягодами, в этом случае на багажнике везли жену или детей. Ну а рыбаков и охотников в то время было…

 

   Последний раз мы увидели подростков на мотовелосипеде в ноябре месяце 2002 года. Ранним утром в темноте, мы на машине ехали на охоту, уже лежал снег.

   Перед поселком Шамейка догнали, как сейчас принято говорить экстремальных гонщиков. На мотовелосипеде за рулем сидел крупный подросток возрастом лет двенадцати, на багажнике второй, очевидно помоложе, он опустил ноги на дорогу.

   На ногах у пассажира одеты валенки и к ним были привязанным пластмассовые мини лыжи, ярко красного цвета. Ими он видимо иногда поддерживал равновесие, отталкиваясь от дороги. А к багажнику мотовелосипеда были привязаны санки, на которых был закреплен рыбацкий ящик и сверху ледобур. Подростки ехали на рыбалку!

 

   Сейчас мотовелосипедов на дорогах города не видно. В нашем городе подобные экземпляры сохранились наверно только в коллекции Ю.В.Швецова. Несколько лет назад мотовелосипед «Пенза» выставляли на дне города, в разделе мототехники.

   Есть некоторые экземпляры в экспозиции музея в Верхней Пышме. А более подробно все виды мототехники можно посмотреть в интернете.

   Да и неудивительно, наша промышленность сейчас не выпускает подобной техники. А те скутеры и мокики, на которых подросткам и ездить то запрещают, приехали в нашу страну из стран юго-восточной Азии или нашего, когда то лучшего друга Китая. На которого сейчас, принято постоянно ссылаться, как на образец экономического чуда развития, с учетом национальных традиций.

   А в те далекие времена, когда наше безоблачное детство, даже не давало возможности задумываться о каких то там кризисах, мы смело гоняли на мотовеликах по городу и близлежащим поселкам.

   Вот так с велосипедов пересев на мотовелосипеды, мы осваивали дороги нашего района, учили дорожные правила и сами учились держаться на дороге.

   И сидя за рулем мотовелика, с завистью и затаенной мыслью, поглядывали на молодых парней и мужчин, обгонявших нас по дороге на мотоциклах.

   Мы уже видели себя, в мечтах, за рулем мотоцикла.

 

                           А. Копырин.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты