Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Улица Промышленная

Наш промышленный город молод по сравнению с историческими периодами развития нашего государства. И даже среди соседних промышленных городов, которые в  старые времена назвали городами-заводами, наш город намного моложе.

   Но есть у нашего города своя история, а складывается она в первую очередь из истории асбестового производства, давшего название нашему городу, и конечно из истории самого города, того пространства на котором жили люди.

   А город это улицы, дома, административно-общественные здания, дворцы культуры и школы.

   Город неоднократно менял свое местоположение, причиной тому, стремительное расширение карьеров комбината Ураласбест. Сегодня наш город компактный, современный, удобный.

   Рассказать об истории нашего города, можно очень много. Наглядным примером развития города и, наверно, самым главным историческим ориентиром его расширения и развития, являются улицы.

   Одна из старейших улиц нашего города, которую можно привести в качестве наглядного примера, известная всем улица Промышленная.

   На сегодняшний день, она начинается почти от станции Изумруд, (на предприятии «Вторчермет» адрес Промышленная 1) и, пролегая по восточной окраине города, соединяется с улицей Володарского.

   Наверно можно сказать, что улица Промышленная, является своеобразной границей жилой зоны нашего города. Она отделяет жилой сектор от горно-промышленного комплекса комбината Ураласбест.

   Всего в нескольких сотнях метров от нее начинается карьер. И многие приезжие и жители близлежащих поселков, проезжая по асфальтированной дороге, даже не представляют, что всего то в двух минутах ходьбы от проезжей части расположен огромный карьер.

   Наверно нужно начать по порядку. И рассказать, что в тот период, когда началась добыча асбеста, и даже в начале ХХ века, этой улицы не было. На месте сегодняшнего асфальта был сосновый бор, болота и мелкие речки, которые в современном понимании, можно назвать ручьями.

   С приходом советской власти и развитием промышленного производства встал вопрос об объединении мелких карьеров и расширением зоны горных работ. И, как следствие, был предусмотрен снос старых приисковых поселков, которые располагались рядом с карьерами.

   При строительстве новых жилых поселков в 30-х годах ХХ века строительство города началось в западном направлении. И вот здесь можно опять привести пример, что в тот период, улица Промышленная, (пользуясь современными ориентирами) на участке от водонапорной башни и до Южного рудника, являлась границей жилого сектора. Но в тот период многочисленные жилые кварталы располагались восточнее этой улицы. А название у нее, на тот момент, было другое — улица Осавиахима.

   Точкой отсчета и самым главным ориентиром, на территории асбестовых разработок, во всех исторических документах и в дневниковых записях различных чиновников, посещавших наш район с ХIХ века, являлось Щучье озеро.

   Озеро располагалось восточнее водонапорной башни, которая находится на перекрестке улиц Промышленная и Калинина.

   А теперь посмотрим на улицу Промышленную в плане. Кто проезжал по этой улице или проходил по ней пешком, наверняка заметил, что она имеет изломанную линию с поворотами.

   Ответ прост. Когда проектировали и строили улицу, она обходила берега Щучьего озера. Вот именно поэтому и существуют повороты на улице Промышленной.

   И в самом начале нашего разговора, пока мы не вышли на нашу, будем считать — самую старую улицу города, скажем, что ее первое название было другое — улица Ленина.

   Кроме того нужно пояснить, что современная улица Промышленная состоит из нескольких старых отдельных участков, имевших в прежние времена свои названия.

   Начнем с северной части. Начиналась улица Ленина от перекрестка с улицей Володарского и шла с поворотами на юг.

   На сегодняшний день, пользуясь современными ориентирами, начало улицы можно считать от административно-бытового комплекса Центрального горного цеха и до перекрестка с улицей Дзержинского. Это и была улица Ленина.

   От перекрестка улиц Ленина и Дзержинского, в сторону Южного рудника, до современного поворота на фабрику № 5, улица называлась Осавиахима.

   А дальше дороги не было. Такая ситуация существовала в городе с 30-х годов ХХ века и продолжалась до начала 60-х годов.

   Хотелось бы сказать, что на протяжении всей улицы с обеих сторон, для передвижения пешеходов, существовали тротуары. С довоенного периода деревянные и с конца 50-х годов ХХ века — асфальтированные.

   А мы начнем наше движение с самого начала улицы, как въезжает в наш город весь автотранспорт, хоть с гостями нашего города, хоть с его жителями.

   И начало это у предприятия «Вторчермет», потому что имеет оно адрес: улица Промышленная 1. И напротив его, прямо у съезда с моста, с правой стороны, построена современная автозаправочная станция Лукойл.

   Только мы пойдем не по новой современной автодороге, которая является основным въездом в город, а перейдем на старую, которая на сегодняшний день полузаброшена.

   Здесь нужно сразу уточнить, эта дорога, по которой автомашины въезжают в город, появилась только в начале 60-х годов ХХ века. До этого периода дороги здесь не было. Но, как не странно, нет этой дороги и на современной карте города Асбеста, выпущенной в 2009 году Екатеринбургским предприятием ФГУП «Уралаэрогеодезия».

   Двигаясь по старому асфальту, мы видим с правой стороны недалеко от дороги, за плотной стеной мелких сосновых деревьев, насыпь по которой проложены железнодорожные пути.

   Вот именно эта насыпь или как говорят специалисты дамба, была построена для железнодорожных путей, которые соединили наш, тогда еще рабочий поселок Асбест, со станцией Баженово.

   С 1927 года здесь ходили маленькие узкоколейные паровозы, которые возили продукцию в вагонах и на платформах, на станцию Баженово.

   В 1933 году железнодорожная ветка была перестроена или, как говорят специалисты и отмечено в исторических документах, «перешита», на стандартную широкую колею.

   А мы, глядя на насыпь и на просматривающиеся сквозь лес рельсы, можем понять, что вот в таком виде, сквозь года, дошла до нас эта железная дорога.

   Справа, в теле насыпи, видим большую трубу. Внимательно посмотрев под дорогу, мы можем заметить, что и под автодорогой лежит труба.

   Это сток для небольшого ручья Кекур, который протекал здесь как минимум с ХVIII века. А ручей этот являлся стоком с озера Каменного, которое до недавнего времени, не упоминалось ни в одном краеведческом материале. Наличие останков ручья на местности, интересны тем, что озеро и сток из него, описаны и нанесены, на старинных планах 1755 года.

   Двигаясь дальше, мы выходим к границам фабрики №5. С левой стороны можно увидеть останки пыльного бункера, с правой корпуса обогатительной фабрики №5, построенной в 1955 году. Именно в этом месте, при ремонте железнодорожного полотна, была найдена дореволюционная узкоколейная рельса.

   В строительстве фабрики №5 принимали участие немецкие военнопленные, проживавшие в лагере, расположенном с другой стороны фабрики. А так же спецконтингент ИТЛ. Но основную часть работы, выполнили простые труженики нашего города.

   Проходя автобусную остановку и переезд у фабрики №5, можно посмотреть вправо и если повезет, можете увидеть останки больших ваз на постаменте.

   Здесь на месте сегодняшней площадки для проведения техосмотров, был небольшой парк. А напротив, через дорогу, там где кольцо для разворота автобуса, находился стадион.

   А на месте, рядом со въездом влево, к базе материально технического снабжения, поперек автодороги  был железнодорожный путепровод.

   Это 50-е годы ХХ века, а совсем недавно, когда город развивался и комбинат «Ураласбест» работал в полную силу, в остановке построенной капитально из кирпича, со входными дверями и остеклением, расположенной у кольцевого разворота фабрики № 5, в зимний период работало отопление, как и на подобной остановке у ВНИИПРОЕКТасбеста.

   Большое здание научного института построено вдоль дороги и занимает большую площадь. Здесь в советский период, велись научные работы по вопросам усовершенствования и автоматизации процессов при добыче и обогащении полезных ископаемых.

   С правой стороны можно без труда заметить большие металлические бочки, которые в прежние времена, было видно из жилого поселка, который располагался на территории современного Южного карьера. Там хранился цемент. Это завод железобетонных изделий.

   Завод был построен в период бурного подъема развития промышленности в 40-х годах ХХ века. Для строительства города и новых обогатительных фабрик требовался бетон и металлические каркасы. Все это изготавливались в цехах, расположенных на территории завода.

   Из продукции завода, построена наверно большая половина нашего города и крупнейшая фабрика №6. Этот же завод работал и при строительстве фабрики №7.    А сколько железобетонных изделий отправляли в другие города…

   С левой стороны, там, где сейчас находится студия камня, была автозаправочная станция для автотранспортных предприятий города. Вот именно сюда приходила трасса узкоколейной железной дороги, от современного кирпичного завода. Проходила она вдоль существующей на сегодня дороги на Лесозавод, по трассе современной дороги бетонки и, огибая территорию завода РМЗ, приходила в район завода ЖБИ, где была перегрузочная площадка.

   Отсюда по узкоколейке везли стройматериалы, щебень и песок на строительство кирпичного завода, а сюда, с лесозавода, везли изделия из леса и сам лес кругляк. Все это, потом перегружалось в вагоны широкой колеи и отправляюсь по всей стране.

   Рядом со студией камня, можем увидеть небольшое двухэтажное здание, в котором с 50-х годов ХХ века располагалось общежитие Южного рудника. После того, как было построено новое здание общежития, в этом же здании в период плановой экономики был городской центр по лечению от алкогольной зависимости.

   Проходя дальше, по левой стороне улицы, за проездом в некогда существовавшее предприятие Управление Механизации № 6, за бетонным забором, можно увидеть новые современные цеха.

   На этом месте в военный период работал завод по изготовлению снарядов. Некоторые образцы корпусов снарядов были извлечены на поверхность при прокладке траншеи. На сегодняшний день они выставлены, как экспонаты, в городском музее.

   За железнодорожным переездом с левой стороны промышленный гараж энергоуправления. В одноэтажном здании, расположенном в глубине территории, в середине ХХ века работал продуктовый магазин. Здесь же можно добавить, что на месте железнодорожного тупика, где разгружали котельную соль, еще в начале 80-х годов ХХ века, вдоль путей, росли сосенки. А между сосенками заболоченный участок. И на болотных кочках, в небольшом количестве росла клюква.

   О железнодорожном переезде через улицу Промышленную и путях в этом районе нужно сказать отдельно. Современный путь, уходящий влево на запад, идет на завод РМЗ. От него отходят железнодорожные ветки влево и вправо. А в военный период, именно с этого пути, шла железнодорожная ветка по территории города. И проходила она по современной улице Челюскинцев, а затем и проспекту В.И. Ленина к погрузочной площадке, которая располагалась ниже цеха завода АТИ, расположенного в здании современного Дворца Пионеров. Железнодорожная ветка работала до средины 60-х годов ХХ века.

   Железнодорожный путь, проходящий справа, восточнее от автодороги, за переездом отклоняется вправо и уходит на территорию промплощаки Южного горного цеха. Именно по этой трассе и была проложена первая узкоколейная железная дорога в нашем городе, а это 1927 год.

   На перекрестке с улицей Труда, можно увидеть трехэтажный дом, построенный в послевоенный период. Здесь можно обратить внимание на оформление балконов, с декоративной символикой в виде красной пятиконечной металлической звезды посредине.

   На первом этаже этого дома в советский период, размещался детский садик, а во дворе дома был большой участок для прогулок детей.

   Через дорогу столовая № 14, которая так же построена в послевоенное время. Торжественное открытие было приурочено к празднику 1 мая 1956 года.

   А вот напротив двухэтажное здание бывшего управления Южного рудника. Оно необычной формы и построено в военный период. По краям здания две высокие башни, с горизонтальными площадками наверху. В тяжелое военное время здание строилось с учетом ведения боевых действий. На верху башен предусматривалось размещение зенитных пушек.

   В послевоенный период, в левом крыле этого здания, на первом этаже, до 80-х годов ХХ века размещался городской геологический музей.

   Напротив здания управления, там где сейчас располагается стоянка автотранспорта и построенные гаражные боксы, было здание Пожарной охраны с высокой наблюдательной каланчей.

   С неё Н.В.Рубцовым сделаны интереснейшие фотографии послевоенного времени этого района и на снегу видна тень от этой пожарной каланчи.

   С левой стороны, к перекрестку подходит улица Войкова, и если мысленно представить ее продолжение, за современной улицей Промышленной, можно вспомнить  одно из старых названий, которое знакомо всем жителям нашего города старшего поколения, здесь была улица Мопра. Она упоминается во всех краеведческих изданиях по городу Асбесту. И среди поколения асбестовцев, которые строили наш город, она имела почти символическое значение.

   На месте современной промплощадки Южного горного цеха, расположенной за гаражами, с военного периода была городская база ОРСа. С большим количеством складов и подсобных помещений.

    Напротив, через дорогу, на месте сегодняшних промышленных сооружений, была территория леспромхоза. Сюда привозили деловую древесину и на пилораме изготавливали большой ассортимент пиломатериала.

   Здесь же, с военного времени, до начала 70-х годов ХХ века, было расположено два жилых барака. И почти на самом повороте, где сейчас стоит большой рекламный щит, стоял жилой дом с приусадебным участком.

   А рядом, там где сегодня работает автомойка, расположено кирпичное здание старого хлебозавода, построенного в конце 30-х годов.

   За старым зданием хлебозавода, перекресток с улицей Уральской. И если ее продолжить, после пересечения с улицей Промышленной, на восток, в сторону карьера, здесь уже улица называлась улицей Ленина, это 30-е годы ХХ века.

   Дальше с левой стороны от дороги располагается коллективный сад. Вся площадь сада это в прошлом большое болото одного из притоков некогда существовавшего озера Щучьего.

   Напротив коллективного сада, на кромке болота,   полуразрушенное здание Ильинской бани. Название свое она получила по Ильинскому поселку, построенному в довоенный период, намного восточнее.

   Далее улица идет с небольшим поворотом. По обе стороны брошенная территория. Здесь в 30-х ХХ века был построен большой жилой поселок, просуществовал он до 70-х годов ХХ века.

   Перед поворотом улицы, с правой, восточной стороны, на улицу Промышленная перпендикулярно выходила улица Трактовая. Эта улица с довоенного периода и до начала 60-х годов ХХ века, была основной для въезда в город. По этой же дороге, можно было уехать к фабрикам №2 и №3, а так же в жилой поселок 101 квартала.

   На этом перекрестке, было излюбленное место контрольного поста сотрудников ГАИ. В выходные и праздничные дни, здесь всегда дежурили сотрудники в форме, с многочисленными гражданскими помощниками, которых в тот период называли ОСОДМИЛьцы.

   После этого, несуществующего на сегодняшний день перекрестка, дорога под небольшим углом поворачивает влево. Именно отсюда и начиналась улица Ленина.

   А улица шедшая прямо (на сегодняшний день она пересыпана породами) называлась улицей ОСАВИАХИМА и выходила на западный берег Щучьего озера.

   После перекрестка с улицей Дзержинского, с левой стороны, находился магазин №47, в народном  лексиконе  он назывался просто «Седьмой». Напротив, в деревянном одноэтажном доме, два магазина каждый со своим входом, хлебный и овощной. Тут же, перед хлебным магазином, существовала небольшая площадь или, можно сказать, площадка для стоянки автотранспорта.   

   На месте овощного магазина, ранее, в послевоенный период, работала пивная «Синие ночи».

   Ближе к перекрестку, там где сейчас останки недостроенной газовой заправки, стоял двухэтажный учительский дом. Здесь жили учителя и медицинские сотрудники Горздравотдела.

   Перекресток улиц Промышленной и продолжение улицы Калинина в сторону карьера. Этот участок дороги был построен в 60-х годах ХХ века. Эта дорога вела на фабрики и жилой поселок 101 квартала. По этой же дороге осуществлялась перевозка грузов на станцию Асбест и обратно. В народном лексиконе она имела название «дорога через перешеек».

   Через перекресток, можно увидеть огромную водонапорную башню. Состояние ее желает лучшего, а когда то она была видна со всех концов города Асбеста. В праздничные дни на ее крыше поднимали огромный красный флаг, который так же был виден отовсюду.

   Водонапорная башня была построена в 1930 году. По одним данным это американский проект. По другой информации, башня построена по проекту архитектора Андрея Рожкова. Подобных водонапорных башен по Советскому Союзу с 30-х годов ХХ века было построено несколько тысяч.  

   По этому вопросу можно сказать, что вторая подобная башня находится в нашем городе на территории завода РМЗ. Подобные башни можно увидеть на заднем плане в телевизионной хронике военного периода, в городе Сталинграде и в Севастополе. А так же в телепередачах об американском штате Орегон.

   За территорией, которую когда то занимал горводопровод, на сегодняшний день можно увидеть двухэтажное здание, в котором располагается Водоканал.

   Это здание бывшей 1 школы, построенное в довоенный период. А в тяжелые годы войны в этом здании располагался военный госпиталь. Здесь лечили раненых. Сюда же была подведена узкоколейная железная дорога, по которой с вокзала раненых перевозили на платформах.

   Здесь, наверно, нужно сказать и о дорожном покрытии на участке, который в старые времена носил название улицы Ленина.

   Улица была выложена каменной кладкой, как называли раньше булыжные мостовые. Это хорошо видно на старых фотографиях. Камень был местного изготовления, взят из карьера и скорее всего перидотит. Как рассказывали старожилы нашего города, после дождя мостовая отливала фиолетовым цветом.

   Здесь же, напротив здания старой школы, осмотревшись, внимательным взглядом можно заметить остатки тротуара. И если вы медленно пройдете и посмотрите с правой стороны, рядом с тротуаром, то увидите полузаброшенный колодец, стены которого выложены каменного кладкой.

   По левой стороне улицы, от перекрестка с улицей Калинина и до улицы Ильина, до 80-х годов ХХ века был жилой район двухэтажных домов, построенный в довоенный период.

   Пройдя дальше по улице, с правой стороны мы видим здание пожарной охраны и жилой дом. На этом месте, с 30-х годов ХХ века было расположено Ремесленное училище № 12, молодежь называла его просто «ремеслухой».

   В этом учебном заведении училась большая часть молодежи нашего города. Училище было примечательно тем, что во дворе была действующая кузня, а на площадке, в качестве учебного пособия, стоял настоящий экскаватор.

   Напротив современной пожарной части был расположен детский садик № 24, здание его и теперь используется, но в других целях.

   В довоенный период, здесь был пустырь и на этом месте стояла большая деревянная трибуна. В дни праздников мимо проходили демонстрации трудящихся, а с трибуны их приветствовали руководители города и производства.

   А вот находящийся через дорогу садик Горздравотдела на сегодняшний день представляет жалкое зрелище. Он уже многие годы стоит бесхозным и от него  остались только стены.

   И вот тут есть интересная достопримечательность, которую многие жители нашего города, наверняка, не замечают. Напротив заброшенного детского садика, на другой стороне улицы на газоне, стоит деревянная телефонная площадка на четырех столбах. Она здесь была установлена еще в довоенный период.

    Через дорогу напротив, у садика, была точно такая же. Это был переход основной телефонной линии от телефонной станции, расположенной на улице Февральской Революции, в новые районы строящегося города. По количеству сохранившихся изоляторов можно представить какое количество телефонных проводов висело на столбах и в каком направлении они шли.

   Ну а дальше, по правой стороне улицы, знакомая наверно всем жителям нашего города входная арка старого стадиона. Арка стадиона конечно, достойна особого внимания и она описана во многих краеведческих материалах, но отметим, что до сих пор она служит образцом и наглядным экспонатом для начинающих художников.

   Стадион построен в довоенный период и в то время, арка стадиона была деревянной. А после войны, она была перестроена в каменном исполнении, с элементами архитектурных украшений того периода.

   Прямо напротив стадиона, там где сейчас находится стоянка частного автотранспорта, с довоенного времени был магазин. Последнее время он носил номер 15 или как говорили в народе «пятнадчик».

   За время своего существования, в нем продавали и промтовары и продукты, а так же располагался уцененный отдел и наконец, в тот период, когда советская власть ограничивала продажу спиртного, здесь был винный магазин.

   На левой стороне, за стоянкой, старинный красивый дом. Построен он в послевоенный период. И об этом доме, так же можно было написать отдельную главу, как впрочем и о многих зданиях, расположенных на улице Промышленной.

   В этом доме проживали руководители разных рангов,  предприятий нашего города. В этот же дом, поселился товарищ Коганович, прибывший из города Москвы. Поэтому дом в городе имел особое название — «Дом правительства».

   За перекрестком с улицей Комсомольской, с левой стороны, расположен коллективный сад. На этом месте со времен начала ХХ века, было большое болото. Оно же занимало большую площадь по другую сторону улицы, там где сейчас расположен гаражный кооператив.

   И сток с этого болота, был в западную сторону, в реку Огневка. До перекрестка с улицей Садовой, здание управления Центрального рудника и здание горноспасательного отряда, как и котельная № 1, построены в послевоенный период.

   За перекрестком с улицей Садовой, там где сейчас площадь, огороженная металлическим забором, в отдельно стоящем доме работал магазин «Культовары». В нем продавался широкий ассортимент спортивного инвентаря, школьных принадлежностей и охотничьих ружей.

   А вот напротив, почти на перекрестке, в 1931 году был построен Дворец культуры имени Горького. Или, как называли его старожилы нашего города, старый Дворец культуры.

   Теперь площадка от него находится на территории промышленного комплекса. В этом же районе, немного восточнее находился старый парк, там же на территории, которая сегодня находится за забором, еще в целости постамент от памятника вождю народов, на котором сделан современный символический памятник в виде ладони.

   От перекрестка с улицей Садовой улица Ленина продолжалась на коротком участке прямо и затем поворачивала вправо. Этот участок на сегодняшний день сохранился, вдоль здания административно бытового комбината Центрального горного цеха.

   Но улица Ленина продолжалась дальше на север, а сегодняшняя улица Промышленная, поворачивает влево и уходит, на соединение с улицей Володарского.

   На этом повороте мы остановимся и наверно попрощаемся с одной из историй, которые могут рассказать старые улицы нашего города.

 

 

Ноябрь 2018 г.                А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты