Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Павшинкина Е.И. Мои казачьи корни (История моей семьи)

фото 3 Кирсанов Прокофий Макарович-Дедушка проня на день Победы 1970-е годы.«Гордиться славою своих предков

не только можно, но и должно»

 А.С.Пушкин

 История моего казачьего рода  тесно связана и историей России. Это и восстание Емельяна Пугачева, Первая Мировая и Гражданские войны, коллективизация, Великая Отечественная война и послевоенное развитие СССР. В той или иной мере мои предки приняли участие в этих событиях, кардинально менявших историческую ситуацию в нашей стране

 Мой отец – Кирсанов Иван Прокофьевич  является представителем рода Кирсановых по  Казачьей–Донской линии, так как фамилия Кирсанов происходит именно оттуда.

«Фамилия Кирсанов принадлежит к популярному и в то же время одному из древнейших типов русских семейных именований, образованных от народных форм крестильных имен. Религиозная традиция, утвердившаяся на Руси в X веке с принятием христианства, обязывала называть ребенка в честь того или иного святого, почитаемого православной церковью. Старинное имя Хрисанф заимствовано из греческого языка и восходит к древнегреческому слову «хрисантес» – «златоцветный».

На Русь это имя пришло вместе с христианством. Первоначально оно использовалось в среде священнослужителей, со временем это имя получило распространение во всех социальных слоях, хотя никогда не было частым. При этом от этого имени было образовано несколько народных форм – Хрисан, Крисан и Кирсан, более соответствующих русским мужским именам. Принятие семьей личного прозвания предка как своего родового имени означает, что родоначальник Кирсановых являлся большим авторитетом для домочадцев, а также был известным и уважаемым человеком в родном поселении. Когда и где именно возникла эта фамилия, в настоящее время невозможно установить без специальных генеалогических исследований.

Очевидно, что фамилия Кирсанов имеет интересную многовековую историю и должна быть отнесена  к числу старейших русских родовых именований, свидетельствующих о многообразии путей появления фамилий», говорят современные словари русских фамилий.

Слово « казак» до революции 1917г означало принадлежность к казачьему сословию. Казаки были обязаны нести военную службу на границах страны и выставлять снаряженных воинов в действующею армию в случае войны. При этом правительство наделяло их большими земельными наделами, которые они возделывали своими силами. Коренное отличие казачества заключалось в отсутствии в казачьих землях крепостного права, угнетение человека человеком, присущий им дух свободы и независимости, вооруженность казачьих поселений. В казачьих землях не было анархии, но была военная дисциплина.

До переворота 1917г каждое казачье войско делилось на станицы, состоящие из одного или нескольких поселений, именуемых хуторами. Площадь владения каждой станицей составлял её станичный юрт.

Донское казачество является наиболее древней казацкой культурой, которая возникла в середине 15в. Оно располагалось на территории нынешних областей — Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой. Донское казачество развивалось не просто как военное подразделение, а как этнос, имеющий собственные культурные особенности. Культура донских казаков сохранилась и в наши дни. На территории Р.Ф. проживает около 140тысяч человек, которые записывают свою национальность как «казак».

3 января 1570г царь Иван Грозный подписал грамоту и послал на Дон — это первый официальный  документ о признании  московским царем донских казаков. Эту дату принято считать датой создания Донского казачьего войска. Само же донское казачество существовало задолго до этого. В летописи от 1552г впервые упоминалось о донских казаках числом 2500, участвовавших во взятии Казани.

В 1720г царь Петр пожаловал Войску Донскому в лице атамана Василия Фролова грамоту. Был послан Царского Величества портрет алмазами украшенный. Так ПетрI отметил заслуги донских казаков  перед Россией. Но при Петре I  было введено наибольшее количество ограничений вольности казаков. Так же он призвал их к земледелию, разведению садов и виноградников, чего до этих пор не было. В этом деле он организовал государственную помощь, привезя из Франции мастеров виноградарства и виноделия.

При Екатерине II произошло восстание Пугачёва  (1742-1775), донского казака из станицы Зимовейской. Причиной восстания стали нетерпимые притеснения казаков, крестьян и малых народов царскими чиновниками. После Пугачевского бунта прошли чистки среди атаманов, и указом Екатерины II был серьёзно изменён устав, согласно которому при Войске вводилась государственная канцелярия, следившая за финансовой деятельностью, земельной собственностью, присвоением чинов и пр.

Изменение устава  воспринималось казаками как посягательство на их свободы. Екатерина ΙΙ понимала, что это может вызвать бунт и не торопилась с его введением, она попросила прислать ко Двору для охранной службы 65 лучших казаков. Донское войско при Екатерине получало хорошее жалование за службу.

5мая 1775 г Войсковым атаманом был утвержден генерал А.И. Иловайский, которому было  учреждено иметь свой Атаманский полк для внутренней службы

В 1870 г в Российской империи проводились армейские реформы. 29мая 1865г Атаманом всех казачьих войск стал наследник престола  Александр Александрович (Александр ΙΙΙ). 20 мая 1870 г он был на Войсковом круге в Новочеркасске и произнёс речь, в которой сказал: «наше общее желание – это чтобы наше славное русское казачество сохранилось и укреплялось на долгое время, навеки».

 В 1870 г в казачьих войсках впервые был применен дисциплинарный устав и на вооружение взято скорострельное оружие.

Уставом 1874 г срок службы казаков устанавливался в 20лет: в подготовительном отделе -3года, в строевой службе -12лет (из них 4 в полку) и 5 лет в запасе с исправным содержанием коней и снаряжения.

До переворота 1917г  по границам российской империи располагалось 12 казачьих войск, в задачу которых входила охрана рубежей.

В 1916 г российское казачество составляло 4,4 миллиона человек и располагало 963миллионами десятин земли. Служилый состав казачьих войск насчитывал 474тысячи человек.

Октябрьский переворот явился трагедией для России и русского народа. Красивыми обещаниями большевики втянули в борьбу  за свои интересы миллионы русских солдат, вернувшихся с войны. Солдаты преимущественно из крестьян, не имевших своей земли, и рабочие в крупных городах получили у большевиков  название «пролетарии», которым терять было нечего. Казаки, охранявшие рубежи России и кормившие её хлебом, имели землю и, конечно же, не собирались её отдавать, понимая, куда это может привести Россию. Большевики понимали, что казаки  — самая организованная сила в России, способная противостоять им. Ради удержания власти большевики не гнушались никакими самыми бесчеловечными средствами. Начались репрессии.

Создание идейной базы для уничтожения казачества было начато большевиками сразу после октябрьского переворота, принятием 11(24 ноября) 1917 г декрета ВЦИК Совнаркома « Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Принятие  24 января 1919 г Директивы Оргбюро ЦК РКП (б)

 « О  расказачивании», подписанной Я. Свердловым, положило начало планомерному и открытому уничтожению казачества. «Искоренить казачество, как народ, как этнос, так как именно казаки являются потенциальной угрозой новой власти, имея оружие собственную землю и самоуправление» — уточнял Троцкий.

3 февраля 1919г появился секретный приказ председателя РВС Республики Троцкого за №171.Тогда же директива  Донбюро РКП (б) прямо предписывала:

— физическое истребление по крайней мере 100тысяч казаков,       способных носить оружие, т.е. в возрасте от18 до 50лет;

-физическое уничтожение верхов станицы;

— выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области;

— переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц.

            На Дону и Кубани комиссары создавали списки (черные доски) провинившихся станиц, жители которых в назидание другим должны были быть полностью уничтожены.

Выжил — кто выжил. Кто сумел приспособиться к новой власти. В 1920-1930-х годах за хранение дедовской черкески, кинжала, старых фотографий можно было просто лишиться жизни — поэтому мало что и сохранилось по станицам. Старики завещали хоронить себя со снимками близких на груди. А выжившие молчали долгие годы. Чудом, едва не в последний миг, оказалась пробужденная народная память. Но нужна ли она новым поколениям? Молодые с трудом верят во всё это. Но это — было!

Упоминание о первом из известных мне предках относится ко времени правления императрицы Екатерины II (1762-1796 гг.). Известно, что в последней четверти 18 века делегация донских казаков прибыла в Санкт–Петербург к императрице с просьбой отрегулировать права казачества российского государства (после известного восстания Е. Пугачева, повлекшего репрессии в отношении казаков). Среди делегатов находился и богатый казак в чине полковника по фамилии Кирсанов (годы жизни неизвестны).

Его потомок (сын или внук?) Василий (1805-1891 гг.) дает начало генеалогическому древу семьи Кирсановых. Далее следует Евдоким Васильевич (1846-1921 гг.). Сведений об их жизни не сохранилось, кроме того, что в 19 веке они основали богатый хутор на правом берегу Дона под названием Комаров. Остатки хутора находятся на берегу Цимлянского водохранилища в Волгоградской области (до строительства водохранилища – хутор Комаров Верхе–Курмоярского района Волгоградской области).

Сын Евдокима Васильевича – Макар (1872-1918 гг.) перед Октябрьской революцией служил в чине подъесаула в Санкт–Петербургском Его Императорского Величества Гвардейском Донском полку. Участвовал в сражениях  Первой Мировой войны на Украине против кайзеровской Германии. Во времена гражданской войны воевал на стороне Белого движения в частях генерала Краснова, участвовал в Степном походе и погиб 1918 году в Сальских степях. Место его захоронения неизвестно. В списках участников степного похода имени прадеда нет – может потому что он уже по возрасту был в запасе (ему было 46лет). Уставом 1874 г срок службы казаков устанавливался в 20лет: в подготовительном отделе -3 года, в строевой службе -12 лет (из них 4 в полку) и 5 лет в запасе с исправным содержанием коней и снаряжения.

         У моего прадеда Макара с женой Ефросиньей была большая семья. У них родилось девять детей, трое умерли в младенчестве.

У моего дедушки Прокофия Макаровича (1907-1982 гг.)  были два брата и три сестры (он был четвертым ребенком в семье). Старшему брату на момент Первой Мировой войны было 19лет и скорей всего он принимал участие в этих событиях. Подлинно известно только, что в 20-30-х годах он работал в органах местной власти и смог предупредить брата, моего деда, который жил на хуторе Комаров, о предстоящем аресте. Дед собрал семью, и ночью они бежали через Дон в Котельниково (сейчас районный центр Волгоградской области), где прожили до конца жизни.

Котельниковский район был образован в 1928г из станиц второго Донского округа Сталинградской губернии: Нагавской, Верхне-Курмоярской, Потемкинской. Возникновение станиц относится к середине 17в. Самая знаменитая — Потемкинская  ранее называлась Зимовейской. Это родина Степана Разина, руководителя крестьянского восстания 1667-1671г. Через 100 лет в 1773г на Яике восстание поднял  Пугачев, уроженец той же станицы. После поражения восстания  станица была перенесена на новое место, сейчас она носит имя Пугачева.

Дед Прокофий обучился на курсах борьбы с грызунами и работал в комитете борьбы с грызунами до войны. В годы Великой Отечественной войны Прокофий Макарович был призван в Красную армию 2июля 1941г и воевал рядовым пулеметчиком. 10 января 1942 г был тяжело ранен в ногу, находился на лечении в госпитале и комиссован из армии. Вернувшись домой в Котельниково, оказался в немецкой оккупации. После войны работал в Комитете по истреблению грызунов. Похоронен в г. Красный Сулин  Ростовской области.

фото 2 Кирсанов Прокофий Макарович- мой Дедушка Проня на фронте 1941 год - сидит справа.Кирсанов П.М. на фронте, 1941 г, сидит справа

Казаки были верующими людьми. Мой род относится к старообрядцам. В хуторе Комаров  проживали представители беспоповской ветви старообрядчества. Они отрицали, необходимость священников для спасения души, «каждый христианин сам себе священник».

В старообрядческой церкви пению уделялось высокое воспитательное значение. Петь надо было так, чтобы, «звук поражали слух, а заключающая в них истина проникала в сердце». Нравы у старообрядцев были выдержанными и строгими. Пьянство не поощрялось. Долгие годы  втайне от властей, староверы отправляли свои обряды, совершали таинства и требы. До конца своих дней дед  Прокофий Макарович постоянно ходил в старообрядческую церковь и похоронен по старообрядческим правилам.

фото 3 Кирсанов Прокофий Макарович-Дедушка проня на день Победы 1970-е годы.Кирсанов П.М.

Мой отец, Кирсанов Иван Прокофьевич (1928-2003 гг.), родился еще в хуторе Комаров, но в три года совсем маленьким попал с родителями в Котельниково. Сохранилась фотография. Подростком пережил немецкую оккупацию. После войны отслужил в армии старшим сержантом артиллерии на Западной Украине, где участвовал в военных операциях против бандеровских банд. В 1950-х годах поступил и с отличием окончил Новочеркасский геологоразведочный техникум. Работал на Урале, в Якутии, в Хабаровском крае и на Камчатке. В 70-е годы геологический отряд под его руководством нашел промышленные золотые месторождения на полуострове Камчатка. За что был отмечен многочисленными наградами. После выхода на пенсию в 1984 году переехал с семьей в г. Маркс, где и похоронен.

фото 4 Отец в1950-е годы портретКирсанов И.П., 50-е гг

Мой брат, Александр Иванович, родился в 1968 году в г. Марксе. Но уже в возрасте 2 месяцев был перевезен родителями на Камчатку, которую и считает своей родиной. В 1984 году вместе с родителями переезжает в город Маркс, окончил в 1990 году географический факультет СГУ им. Н.Г. Чернышевского, после окончания работает в г. Марксе.

Сын моего брата Кирсанов Иван Александрович, родился  в 1995г в Марксе. В 2017г закончил Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»..

После физического уничтожения казачества в СССР наступил период  вытравливания  исторической памяти о казачестве, о казаках.

Но несмотря ни на что, оставшиеся в живых начали медленно и осторожно возрождать  хоть какие-то начала казачества. Проще всего, конечно одеть казачью форму, учредить казачью организацию, написать устав, избрать атамана, начать посещать православный храм и пр.  С одной стороны —  это еще не есть  казачество.  А с другой стороны, с чего-то надо начинать. Современный казак должен быть хорошо образован, юридически грамотен, энергичен и нести Бога в душе и сердце.

Служение Государю и Отечеству было главной задачей казачьих поселений. Прежде лозунг казачества был: «За веру, царя и Отечество». Сегодня: «Все казаки – братья», «Честь, семья, Отечество».

Комментарии запрещены.