Сухарев Ю.М. Карачельский форпост – ветер северный… (дополнение миграционной истории)
Исследование истории Карачельского форпоста, представленное в первой статье на эту тему, производилось путем сравнения данных 1-й ревизии исетских и ближних к ним слобод с данными форпоста и его деревень 1782 г из 5-ревизии. Шаг сопоставления огромный – 63 года. Однако результат был вполне удовлетворительный.
Выявлено, что население форпоста имело свои корни в «старых» дистриктах Исетской провинции: Исетского, Шадринского и Окуневского, причем 2/3 миграционного потока исходило из Шадринского. Скажем образно: ветер миграции дул с севера, с берегов Исети, с низовий Миасса. И ни в коем случае не с запада, не с Руси.
Хотелось, конечно проверить свои аналитические изыскания промежуточными данными, лучше всего – 2-й ревизии. И вот такая возможность появилась, благодаря Юрию Коновалову и Алексею Шапоренко. Юрий Витальевич предоставил выписку из ревизской сказки Шадринского уезда (Шадринская, Маслянская и Барневская сл.), 1744 г. Правда, данные были выписаны в конспективном виде (во многих случаях указана только фамилия домохозяина). Но нам –и каждое лыко в строку, а этот источник уникальный.
Алексей же Шапоренко «прогнал» проблемные карачельские фамилии через 2-ю ревизию слобод Исетского дистрикта (1746 г) и представил весьма интересные результаты. Сразу скажу, что «проблемных» стало меньше. Также он познакомил еще с некоторыми документами, например «Репорт…кто записались из окуневских крестьян… в новозаводимые слободы…» (подан Марта 31 дня 1754 году в Окуневскую канцелярию из Окуневской земской конторы) [РГАДА Ф.613. Оп.1. Д.65 л.42].
Вот главные открытия этого этапа исследования.
Оказалось, к моему удивлению, что между 1-й и 2-й ревизиями будущие карачельские поселенцы активно перемещались внутри «старых слобод». И таких было, пожалуй, не меньше половины. Видимо, действительно, села и деревни были перенаселены и ресурсов (земли, покосов) не хватало, а пашни «выпахались». В Шадринском дистрикте возникла куча новых деревень, заполняемых крестьянами, которые через несколько лет переселятся еще южнее – в Карачельский форпост. На карте Приисетья за 20 лет появились Вновь деревня Мингалева, Вновь деревня Миронова, Вновь деревня Пещанская, Вновь деревня Медвежская, Вновь деревня Беркутцкая, Вновь деревня Дружинина…
Второе: появились фамилии крестьян, которые уже в 1744 г проживали («записались и переехали») в Карачельском форпосте, что подтверждается документально. Это семьи Ивана Комарских (из д. Кайгородовой) и Дениса Комарских (из с. Иванищевского). Первая семья затем проживала в д. Каменной, вторая – в д. Березовой. А также семья Суетиных из той же Кайгородовой (в дальнейшем жители деревень Каменной и Жужгова).
Много семей, о которых сказано, что они переехали, де, «во вновь построенные крепости и Карачельский форпост». Явно, что они в форпост и переехали, раз мы их там находим позднее. Однако формально называть их пионерами пока нет оснований. Но: «Будьте готовы!»…
Рапорт Окуневской конторы о записавшихся в Карачельский форпост датирован 1754 г. Я понимаю, что к тому времени они туда и переехали, м.б. и несколько лет назад, а бумага приводит их реестр. Вот эти фамилии: Банниковы (2 семьи), Большаковы, Голубковы, Мокины, Чердынцовы
Третье: выявлено точное происхождение некоторых семей, ранее входивших в категории «не установлено» и «предположительно». Например, таких именитых, как Забродины и Столбовы – основатели одноименных деревень. Забродины – разночинцы, переселились из Исетского острога д.Захаровой позднее 1746 г. Столбовы – крестьяне деревни Гаевой того же острога.
Желающие подробностей, открывайте эти файлы.
Алфавит фамилий жителей Карач форп — 2 .
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ ВЫЯВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИИ-2
Фото из сети Интернет.