Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Сухарев Ю.М. Храмы по Пышме (от Обуховского до Савино)

100_4788В селе Обуховском два храма. Один собственно в селе, второй — в санатории. Последний построен лет десять назад.  Он удачно вписан в архитектурный ансамбль санатория. Освящен в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Отличает его и наличие скульптур православных святых у стен церкви и у оригинальной колокольни. В нашей области только Храм на крови имеет такое сопутствие.

100_4876

100_4878

100_4879

100_4880

100_4884

100_4887

100_4888

100_4890

Дальше двигаемся на ПАЗике, видавшем виды. Но ко святым местам и нужно двигаться без помпы, смиренно. Наш гид по имени Борис — человек церковный и интересный. Не все его суждения бесспорны, но без этого не бывает.

100_4703

Следующий храм в старинной части села. Церковь во имя св. Симеона Верхотурского был построен в начале 20-го века. После закрытия в 30-е годы использовался по разному, большей частью, как зернохранилище.

100_4704

Сейчас храм восстанавливается на пожертвования граждан.

100_4707

100_4708

100_4710

Покровский собор г. Камышлова. Единственный сохранившийся храм из семи, существовавших до революции. Восстанавливается уже более 20 лет.

100_4711

Над кованными вратами  знак, который используют и масоны. Объяснение такое, что это древний христианский символ всевидящего Бога, который «вольные каменщики» позаимствовали.

100_4715

В росписи храма участвовал, но некоторым данным, художник Васнецов, будучи в молодом возрасте. Частично фрески сохранились.

100_4720

100_4721

Покровский

100_4730

Второй камышловский храм — во имя 40 Севастийских мучеников. Начал строиться ещё в 80-е годы. Разрешение на его строительство церковная двадцатка получала очень тяжело. Как будто использовалась даже и поддержка международной общественности, т.к. советская власть долго и упорно  не давала «добро». Начинал строительство о. Владимир Зязев.

100_4731

До постройки храма (и передачи Покровского собора) верующие собирались вот в этом молитвенном доме, рядом с нынешней церковью.

100_4734

Едем дальше вниз и вдоль Пышмы. Зауральские села, лесостепь. Село Красноярское Пышминского уже района. Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

100_4735

100_4738

Тоже в лесах, тоже после поругания.

100_4745

100_4746

Также сохранились фрагменты росписи. Храм основан в 1886 г. До этого, по данным 1887 г, была деревянная церковь.

Красноярское

Первый деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы в 1719 году уже существовал и устроен, вероятно, вместе с устройством острога в 1682 г.; по грамоте Преосвященнаго Варлаама, Епископа Тобольскаго и Сибирскаго, от 24 Дек. 1777 г., за ветхостью перваго деревяннаго храма, построен был новый деревянный храм, но 10 Июня 1784 г. от молнии сгорел, а вместе с ним сгорел и ветхий храм. По благословению того-же Преосвященнаго Варлаама, в 1785 г. заложен, а в 1787 г. освящен новый деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; с разрешения в 1788 г. того-же Преосвященнаго устроен был в трапезе теплый придел во имя Богоявления Господня, но вследствие тесноты храма, придел этот в 1864 г. упразднен. Существующий каменный, однопрестольный храм 17 Июня 1879 г., по благословению Преосвященнаго Вассиана, Епископа Пермскаго и Верхотурскаго, заложен, а 16 Февраля 1886 г., по благословению Преосвященнаго Нафанаила, Епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго (1882 – 1888 г.), освящен во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы на антиминсе, взятом из стараго храма, который в 1888 году разрушен и из леса построено в 1894 г. школьное здание; храм построен на средства прихожан и посторонних жертвователей. При храме имеется особенно чтимая икона Божией Матери «Скоропослушницы», выписанная, по добровольной подписке прихожан, из Афонскаго Ильинскаго скита в 1899 году; в честь этой иконы установлен праздник 9 Ноября. В 1900 г. с разрешения епархиальнаго начальства построена кругом церкви каменная ограда на средства прихожан и попечительства. В приходе четыре часовни: в д. Черемыше, в д. Духовой, Тырковой и Угрюмовой. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, для помещения коих имеются церковные дома. В самом селе и дер. Лепехиной имеются земския школы.

Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году.

100_4747

Следующее — село Тупицино. Храм здесь появился перед революцией. Не сохранился. Но построена часовня во имя Святого Великомученика Владимира Холодковского — священника, служившего здесь в 20-е и 30-е гг, расстрелянного в 1937 г, не отрекшегося, не оговорившего.

100_4754

100_4766

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир – Вла­ди­мир Пав­ло­вич Хо­ло­до­ков­ский – ро­дил­ся в но­яб­ре 1895 го­да в го­ро­де Ка­менск-Ураль­ский Шад­рин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в се­мье го­судар­ствен­но­го чи­нов­ни­ка (кол­леж­ско­го ре­ги­стра­то­ра). Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил в Ека­те­рин­бург­ской па­лом­ни­че­ской шко­ле, ко­то­рую окон­чил в 1912 го­ду. С 1912 по 1918 год Вла­ди­мир слу­жил пса­лом­щи­ком в Воз­не­сен­ской церк­ви се­ла За­вья­лов­ское (Ека­те­рин­бург­ский уезд, Перм­ская гу­бер­ния – ныне Сверд­лов­ская об­ласть, Та­лиц­кий рай­он). В 1916 го­ду он об­вен­чал­ся с Ан­ной Ва­си­льев­ной и в 1918 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к церк­ви се­ла Ти­мо­хин­ское (Ка­мыш­лов­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии).

В де­каб­ре 1920 го­да отец Вла­ди­мир был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея и опре­де­лен к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ту­пи­цин­ское (в неко­то­рых ис­точ­ни­ках Ту­пи­цы­но). По­сле пе­ре­во­да, с 1925 по 1927 год, он слу­жил в церк­ви се­ла Юр­мыт­ское. В 1927 го­ду эта цер­ковь пе­ре­шла к об­нов­лен­цам и в ней стал слу­жить об­нов­лен­че­ский свя­щен­ник В.Д.Явор­ский. Отец Вла­ди­мир, от­ри­ца­тель­но от­но­сив­ший­ся к «жи­во­цер­ков­ни­кам», ча­сто го­во­рил сво­им ча­дам: «Власть по­нуж­да­ет нас к об­нов­лен­че­ству, но пусть ме­ня на кус­ки рас­тер­за­ют, не пой­ду в рас­кол!» Ему при­шлось вер­нуть­ся в се­ло Ту­пи­цын­ское, где при­хо­жане бы­ли го­то­вы за­щи­щать ти­хо­нов­скую цер­ковь и ба­тюш­ку от об­нов­лен­цев.

«…В си­лу ре­ли­ги­оз­ных убеж­де­ний я не со­гла­сен с без­бо­жи­ем и оста­юсь непри­ми­ри­мым с ним, ве­дя ак­тив­ную борь­бу с без­бо­жи­ем пу­тем бо­го­слу­же­ния, ис­пол­не­ния та­инств и об­ря­дов для ве­ру­ю­щих. Глу­бо­ко убеж­ден­ный, что су­ще­ству­ет Гос­подь, как Тво­рец все­го ви­ди­мо­го и неви­ди­мо­го, это же са­мое вну­шал и ве­ру­ю­щим».
Несмот­ря на то, что к аре­сто­ван­ным при­ме­ня­ли «неза­кон­ные ме­то­ды ве­де­ния след­ствия», т.е. пыт­ки, отец Вла­ди­мир дер­жал­ся стой­ко, с до­сто­ин­ством, ни­ко­го не ого­во­рил и ви­нов­ным се­бя не при­знал.
Трой­ка при УНКВД СССР по Че­ля­бин­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 13 ав­гу­ста 1937 го­да в 17 ча­сов свя­щен­ник Вла­ди­мир Хо­ло­до­ков­ский был рас­стре­лян.

Безымянный

Далее — село Савино. Интересно, что до революции оно назывлось Совино, или Совинское. Вот что писали об этом селе в 1902 г.

Существующий храм каменный, однопрестольный, заложен, по благословению Высокопреосвященнаго Неофита, Архиепископа Пермскаго 12 Мая 1863 г. на месте, отведенном помощником гражданскаго инженера, на краю деревни Совиной, освящен, по благословению того-же Высокопреосвященнаго Неофита, 12 Марта 1867 г. во имя Св. Великомученицы Параскевы. Храм построен исключительно трудами и средствами прихожан: кирпич делали и обжигали сами прихожане, известь и лес заготовляли на свои средства. В Совинском храме хранится икона Св. Великомученицы Параскевы, чтимая явленною. По преданию, икона эта обретена близ деревни Совиной, у реки Пышмы, на пне девицею из фамилии Загудаевых. Как скоро было дано знать об этом обретении Пышминским священно-церковно-служителям, то они тотчас же перенесли ее в Пышминскую Богоявленскую церковь, где она хранилась до пятка 9 недели по Пасхе; в этот день иконы сей в церкви не оказалось, по учиненному розыску икона оказалась на месте явления; такое чудесное явление случалось не по один год. По сему решено было построить на месте явления часовню, в которую 26 Ноября 1861 г., по указу Пермской Духовной Консистории, икона перенесена была. В настоящее время икона Св. Великомученицы Параскевы хранится в Совинском храме и ежегодно в четверг 9 недели по Пасхе в эту часовню бывает крестный ход с иконою Св. Великомученицы Параскевы, при громадном стечении богомольцев из разных приходов. В часовне в этот день и следующий служатся молебны. Причт, состоящий из священника и псаломщика, помещается в церковных домах. Кроме часовни в селе, имеются еще часовни: в дер. Кочевке и Усть-дернейской. Из школ существуют: в дер. Тупициной – земская, а в селе и дер. Усть-Дернейской – школы грамоты: первая – с 1894 г., вторая – с 1895 г.

Материал из книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной в 1902 году

Та часовня, на месте явления иконы, не сохранилась. При епископе Викентии была построена новая на том месте.

100_4769

100_4777

Рядом святой источник. Родник был здесь и до обретения иконы св. Параскевы. Правда сейчас он на некотором расстоянии от прежнего. Имеются купальни. Паломники истово  окунают свои грешные тела в довольно холодную воду.

100_4778

100_4779

100_4782

Место определенно аномальное. Один из признаков — сосны с раздвоенными, часто с кривыми или наклоненными стволами.

100_4786

Сам источник.

100_4787

В селе храм св. Параскевы. Никогда не закрывался. вот его данные 1887 г.

Совинское

100_4788

За алтарем — церковное кладбище. Такие были у большинства старых церквей. Сохранились у совсем немногих. Да и в Савино большинство могил безымянных.

100_4790

Эта могила церковного сторожа Бутакова (монаха Василия). В 30-е гг, когда хотели церковь взорвать, заперся в храме и просидел там два месяца. Власти передумали рушить храм и он продолжал потом действовать. Умер сторож в 1956 г, был похоронен на сельском кладбище. В 2000-е годы его останки были перезахоронены на церковный погост. При отпевании, по свидетельству прихожан, кисти его рук, закрытые покрывалом, приподнялись.

100_4791

На сем месте покоится тело священнической жены

Пелагии Матвеевой Удинцевой

Скончавшейся 6 мая 1869 г на 99  (90-м?) году своей жизни

100_4794

А это могила, надо полагать, внука Пелагии Матвеевны.

Здесь покоится прах священно-иерея

Димитрий Алексеев Удинцев

Родился  1835 г 23 (?) октября

Помер 1897 г  9 ноября

В 9 часов вечера.

100_4795Внимание: выяснилось, что Пелагия Матвеевна Удинцева это жена священника Димитрия Алексеева Удинцева — Пелагея Матвеева, ур. Мамина, ок. 1839 г.р. — родная тетя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Возраст на памятнике мной прочитан неправильно, на самом деле 29 лет. Спасибо исследователю Николаю Карасеву (С-Петербург), заметившему эти обстоятельства.

Могила некого Петра Егоровича Сенцова.

100_4797

Явленная икона св. Параскевы и сейчас находится в храме. Ежегодно устраиваются крестные ходы от церкви до места ее обретения, до часовни у источника. Собираются паломники не только из Свердловской, но и других областей — Курганской, Тюменской. Икона почитается как чудотворная.

100_4800

Ю.Сухарев

Комментарии запрещены.

Полезные сайты