Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Дмитриева Л.Н. С.Кулики — родник моего вдохновения

наличники кр. 2Данная работа была представлена в форме доклада на НПК УИРО в п. Рефтинском 14.02.2015 г.

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была, какие красивые люди жили ею, как жизненно и близко всем было искусство».

Н.К. Рерих

Всё началось с того, как однажды на открытии художественной выставки в Асбестовском историческом музее Н.А. Бархатова, действительный член УИРО, п. Рефтинский, показала мне новенький, только что изданный том с названием «Уральская родословная книга». На обложке, среди перечисленных фамилий, я увидела свою родную – Козицыны. Раскрыв книгу наугад, сразу же увидела строчку о моей маме – Козицына Мария Евстафьевна. Узнав об этом, Нина Алексеевна любезно подарила мне книгу. Для меня обретенная история рода Козицыных послужила началом для дальнейшего исследования.

В Уральской родословной книге, выпущенной в 2000 г. Уральским историко-родословным обществом, фамилия Козицыных упоминается с 1646 г.  Сведения почерпнуты из крестоприводной и переписной книг, ревизских сказок, хранящихся в государственном архиве Свердловской области (ГАСО). Наиболее ранние известия о Козицыных содержатся в Новгородских писцовых книгах XV — XVI в.в. В XVII в. потомки распространяются на Урал. Все Козицыны в с. Кулики корнями восходят к Евтихию Андреевичу, 1793 г.р., после свадьбы переселившемуся из с. Мелёхино в семью своей жены в 1819 г. Жена Марья Никитична, 1798 г.р., дочь Никиты Панова – крестьянина дер. Куликовской. У Евтихия Андреевича было 12 детей. Имена-то какие: Семен, Ксения, Матрона, Иван, Кирилл, Михаил, Ксенофонт, Февронья, Микодора, Марфа, Елена. У одного из них — Кирилла — 8 детей. У старшего Егора (р. 07.01.1851 г.) было 2 сына: Евтихий (Евстафий) (р. 19.08.1879 г.) – отец моей мамы Козицыной Марии Евстафьевны и Дмитрий (р. 1895 г.).

В родословной книге указаны родственные связи, свидетели венчаний, крестные родители. Кем были прадеды и прабабушки и другие «пра-пра-пра», теперь узнать невозможно.

…Помню, как летом на каникулы ездила с мамой к бабушке в родную деревню Кулики. Деда к тому времени не было в живых, а в большом доме на краю деревни в сторону Каменного озера жил его брат Дмитрий Егорович с женой Александрой Самуиловной. Середина лета, пора покосов. Дед, прищурив глаз, сказал мне: «Завтра поедем «грабить». Я сначала не поняла, что это такое, а он, оказалось, так шутил. Веселый был дед. «Грабить» сено на покосе собиралась вся родня, так было принято в деревне – все помогали друг другу. Но неповторимое впечатление оставило убранство избы Дмитрия Егоровича: на стене были изображены гордые кони, цветы, птицы. Горка расписных сундуков, прялка, ткацкий станок, в сенях ведра и кадушки – все было расписано красками. Валёк, коромысло дополняли красочный интерьер крестьянского дома. Всё это надолго запало в мою душу.

И вот спустя 50 лет мне захотелось узнать больше о своих корнях, о том, откуда у меня стремление к прекрасному. Что же определило мой дальнейший творческий путь?

…С. Кулики стоит в 60 км от г. Асбеста. Это Богдановичский район. 3 года назад, летом, мы с младшим сыном решили съездить туда. Быстро доехали до с. Грязновское, а там Орлово и Бараба. Вот за полями видна церковь. Она давно не действует, почти 100 лет стоит разрушенная, но её видно издалека.

Церковь

церковь 2

церковь 3 JPG

По народному преданию село получило свое название от множества болотных птиц – куликов. Считается, что первые поселения появились здесь в 1594 г. Храм заложен в 1881 г., но после революции его закрыли. Мы с сыном зашли внутрь Храма. На стенах и на своде кое-где сохранилась роспись. Меня поразила толщина стен – более 1 м. Дальше мы проехали по главной улице до конца, где стоял дом Дмитрия Егоровича, напротив дом его сына Ивана. В домах уже живут купившие их горожане. На месте, где стоял дом семьи Козицыных – огороды. На месте дома бабушки – яма, заросшая крапивой.

место дом

Сходили мы на сельское кладбище – тихое, ухоженное. Козицыных схоронено много. Хорошо сохранились могилы деда Евстафия Егоровича и его сына Александра, дяди Мити, его жены и сыновей. В деревне мне хотелось поговорить со старожилами, но их почти никого не осталось. Я обратила внимание на наличники на домах, их много похожих. Вспомнила, что я видела много заготовок одного и того же рисунка у Дмитрия Егоровича.

наличники 1

наличники 2

наличники 3

наличники 4

наличники 5

наличники кр. 2

наличники кр

наличники крупно 2

наличники крупно

В тот день я почти ничего не узнала о своих предках, но мне сказали, что у церкви стоит большой пятистенок. В нем живет вдова Павла Козицына. Хозяин недавно умер, хозяйки не было дома. Я сделала фотоснимок этого дома. Он очень красивый, единственный во всей деревне, украшенный множеством деревянных элементов, выпиленных лобзиком. Оказалось, его строил Дмитрий Егорович с сыновьями и сам же его украсил. Удивительно, как дед откликнулся на модное веяние 50-х годов прошлого столетия. Наличники украсил конями с всадниками в буденовках, Спасской башенкой со звёздочкой наверху и, как их называли, «голубями мира». Я вспомнила, как в детстве тоже рисовала башенки со звёздочками и голубков. Позднее я написала картину с этим домом и в следующий приезд взяла её с собой.

картина

…При въезде в д. Бараба я стала более внимательно смотреть на наличники домов. Вот! И вот! Взяла фотоаппарат и почти не выпускала из рук. На каждом шагу этот орнамент, где-то одиночный, где-то двойной. Дома старые, но крепкие. Наличники с любовью покрашены. На подоконнике герань, на окне занавесочки «Ришелье». Перед домами газовые трубы, спутниковые тарелки на некоторых домах. Старое и новое живут в деревне. В Куликах иной вид: много разрушенных домов, зияющих пустыми окнами, у других заколочены ставни. Но те, которые сохранились, ещё довольно крепкие и с гордостью смотрят красивыми покрашенными наличниками. Вот и Храм. Окна заколочены досками, на двери замок. Радует, что собираются восстанавливать. Дом Козицыных тут же, возле церкви. Я стала фотографировать соседний домик, который привлек внимание свежевыкрашенными наличниками. Вышла хозяйка, разговорились. Она пригласила в дом. Оказалась родственницей Козицыных. Раиса Петровна, так зовут хозяйку, очень приветливая и жизнерадостная женщина.

в доме

Она старше меня на 10 лет, помнит всех Козицыных, т.к. всегда жили рядом и были на виду друг у друга. На мой вопрос о том, кто делал наличники, она сразу же сказала: «Дмитрий Егорович». Он был большой мастер не только по дереву, но и сам рисовал красками. Мы с ней стали вспоминать, как было у него в избе. Всё совпадало! Мои детские впечатления были крепкие. Я показала Раисе Петровне привезенную с собой книгу, где есть родословная Козицыных, и картину с изображением дома Павла – её соседа. Она с радостью рассматривала красивый дом, долго не выпускала из рук. Затем мы стали рассматривать книгу, нашли много записей, где фамилии её и моих предков соприкасались. Её восторга не было предела. Рассказала мне Раиса Петровна, что жена Дмитрия Егоровича Александра Самуиловна была хорошей хозяйкой, ткала тонкие, с узором скатерти и полотенца. Я помню, одно полотенце ещё в детстве было мне подарено самой Самуиловной, как её все звали. К тому же она была замечательной стряпухой. После каких-либо хозяйственных работ, где в помощь приходила родня, она устраивала застолье. Стол ломился от солений варений и стряпни. Евтихий Егорович, мой дед, играл на гармошке. Все пели и плясали. Он был знаменитым на всю округу портным, шил всё – от легкого платья до полушубка. Заказчики носили долго и славили портного. Да и сам Евтихий одет всегда был «с иголочки» и собою хорош: среднего роста, голубоглазый с копной черных кудрей. Женился Евтихий 23.05.1907 г. на 17-летней Евфросиние Петровне Кожевниковой (р. 1890 г.), младше его на 11 лет, дочери крестьянина д. Кожевиной Кочневского прихода. Евфросиния родила ему 6 детей. Моя мама самая младшая. Бабушка тоже была рукодельница – шила из лоскутков одеяла. Да не простые, а со сложным узором. Мастерили мы с ней и кукол из разных тряпочек и одевали их в разные наряды. Мама и её сестра Татьяна тоже стали портнихами. Через много лет, став художницей, я ознакомилась с народным творчеством, в том числе с искусством Урала. Возникновение и распространение уральской росписи связано с миграцией русского населения на Урал в XVIII веке. Вместе с этим началось строительство Храмов, стали приезжать мастера не только «иконописцы», но и, так называемые, «красильщики», расписывающие дома и бытовую утварь. Уральская домовая роспись – одно из удивительных явлений народного искусства. Её создатели выражали доброту и мудрость народа, его стремление к красоте. Уральская роспись не похожа ни на какую из известных русских народных – городец, хохлома и др. В то же время сохраняется целостность стиля, это в центре букет, дерево или куст, от него в стороны расходятся веточки с листочками, ягодками. Рисуются птички, кони. Сейчас не узнать, где увидел Дмитрий Егорович эту роспись, возможно у кого-то в другой деревне, возможно на лубочных картинках, но благодаря природному дару, ему удалось самому это сделать. К сожалению, сейчас все это утрачено. И единственное, что сохранилось, это деревянный узор на наличниках домов. Много таких и в Барабе и в Куликах. Сельчане бережно сохраняют эти орнаменты из дерева, подкрашивают их. Ведь наличники – на лицо – это своеобразная визитная карточка хозяина. Здешние места богаты талантливыми людьми. Да и земля здесь плодородная, называется чернозёмом. И, впрямь, такой земли я не видела больше нигде: чёрная теплая и очень урожайная. Раиса Петровна рассказала мне свою легенду об образовании с. Кулики: «Беглый вор построил себе избушку за д. Бараба у болота и стал там жить, его потомки стали Ворожнины. При расставании Раиса Ворожнина сказала мне: «Я осталась единственная в деревне, кто помнит Козицыных. Спасибо тебе, добрая душа, за память о жизни моих предков, сельских крестьян, об их нравственном идеале, об их понимании прекрасного».

у дома

Комментарии запрещены.

Полезные сайты