Сухарев Юрий

Календарь

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Комаров Д. Стоявший у истоков

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Так уж случилось, что начало велосипедному движению в городе Екатеринбурге, да и на всем Урале, было положено моим родственником – уроженцем Юговского казенного завода Александром Константиновичем НЕСМЕЯНОВЫМ.

 

О МОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ

Родоведением я интересуюсь довольно давно, но первые сколь либо ощутимые результаты в этом деле появились лишь пару месяцев назад. Благодаря паре счастливых случайностей за такой короткий срок удалось найти и установить несколько десятков прямых предков и их родственников, узнать о них столько, сколько не знали даже мои бабушки.

Нескольких поколений моих предков жили, работали, вступали в брак и умирали на Юговском казенном заводе, что под Пермью.

Большинство из них были простыми рабочими (мастеровыми) или членами их семей. После освобождения от крепостной зависимости многие стали крестьянами (сельскими обывателями). Так что происхождение мое самое, что ни на есть, — рабоче-крестьянское…

Однако, в любом правиле обязательно есть исключения, хотя бы одно. Таковым и стал троюродный брат моего прапрадеда Григория Михайловича Комарова — Александр Константинович Несмеянов, которому удалось почти невозможное — пробиться из мастеровых в дворяне, и стать довольно известным в городе Екатеринбурге человеком.

НА ФОТО: Александр Константинович НЕСМЕЯНОВ.

 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ЧИНАХ

Александр Константинович Несмеянов родился 10 декабря 1858 года (здесь и далее даты по старому стилю) в Юговском казенном заводе, в семье урядника Константина Федоровича Несмеянова и его жены Фелицаты Алексеевны (в девичестве — Баевой). Крещен 15 декабря 1858 года в Юговском Христорождественском соборе.

Дед Александра Константиновича — Федор Филиппович Несмеянов — был унтер-шихтмейстром — младшим мастером смены (высшее в XVIII — первой трети XIX веков горное звание для представителей простого народа). Он был старшим сыном «служителя» Юговского завода Филиппа Кузьмича Несмеянова. Мой прямой предок — простой мастеровой Иосиф Филиппович Несмеянов — средним. А еще имелся младший — Яков Филиппович Несмеянов. Он так же, как и старший брат, сделал максимально возможную для мастерового карьеру, став унтер-шихтмейстером. А затем, переехав в губернский город Пермь, поднялся еще выше, получив по линии горного ведомства первый гражданский чин коллежского регистратора…

Но вернемся к Александру Константиновичу. Окончив Уральское горное училище (Екатеринбург) и Казанское пехотное юнкерское училище, он в 1879 году поступает на военную службу. А 26 января 1881 года получает первый офицерский чин прапорщика. Служить молодому офицеру приходилось в разных местах, но наибольшую известность ему принес екатеринбургский период.

 

ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Александр Константинович Несмеянов был весьма прогрессивным для своего времени человеком. Он серьезно увлекался относительно недавно изобретенным велосипедом. И вместе с шестью такими же энтузиастами, любителями этого двухколесного транспортного средства, создал сначала неформальный кружок, а затем вполне официальное — Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей (ЕОВЛ).

Сообщалось, что «Небольшой по количеству, но с большим достатком энергии Екатеринбургский кружок велосипедистов в лице опытнейшего из них, поручика А.К. Несмеянова и других лиц, выработал устав и в декабре 1885 года отослал его на утверждение правительства».

И, похоже, что это высказывание было недалеко от истины, ибо именно Александра Константиновича Несмеянова в июле 1886 года избрали на должность первого председателя утвержденного Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей. Вместе с ним был избран первый состав комитета ЕОВЛ, в который вошли еще пять должностных лиц.

Так распорядителем общества стал инженер-технолог Иван Львович Меннет (один из трех совладельцев «Товарищества для эксплуатации уральских ископаемых», владевших Вознесенским прииском Баженовского месторождения асбеста), помощником распорядителя — С.В. Логинов, секретарем-казначеем — Ю.Р. Витман, рядовыми членами комитета — О.Ф. Гюнтер и К.К. Ганнау.

 

О ЗИМНЕМ МАНЕЖЕ

Свою общественную должность Александр Константинович Несмеянов исправлял в течение порядка двух лет — с 1886 по 1888 годы. За это время ему удалось многое. Так, например, общество «озаботилось поиском» помещения для катания на велосипедах зимой. Приметив довольно обширный военный манеж, комитет обратился к воинскому начальнику полковнику Лысову с ходатайством уступить его обществу безвозмездно.

Ходатайство увенчалось успехом. Думается, что именно председателю общества, поручику А.К. Несмеянову, как человеку военному, найти взаимопонимание с полковником Лысовым — было не так уж и сложно.

В октябре 1886 года, после предварительной подготовки и ремонта, состоялось открытие манежа, где проходило обучение и катание на велосипедах в зимнее время.

Катание велосипедистов в манеже происходило два раза в неделю, а в воскресенье и праздничные дни, когда играл оркестр военной музыки, гости по рекомендации членов допускались за плату. И хотя сборы были невелики, все же они покрывали текущие расходы.

К концу 1886-го, первого отчетного года, из 37 членов общества 15 человек имели свои собственные велосипеды, а на трех общественных катались бесплатно все члены общества.

Велосипеды в то время были высокими, с большим передним колесом и маленьким задним. У них еще не было тормоза и возможности свободного хода, то есть приходилось постоянно крутить педали…

 

ВЕЛОСИПЕДНЫЕ ГОНКИ

В следующем году, на внеочередном заседании комитета общества, состоявшемся 26 июля 1887 года, было решено устроить первую велосипедную гонку, которая прошла 2 августа того же года на ипподроме города Екатеринбурга.

Землетрясение в городе Верном (ныне — Алма-Ата) побудило комитет ЕОВЛ прийти на помощь пострадавшим от стихийного бедствия.

8 августа 1887 года на заседании комитета было принято решение «Устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, выслать пострадавшим жителям города Верного».

На такую благую цель общества горячо откликнулись жители Екатеринбурга, которые посетили вторую гонку, состоявшуюся 16 августа 1887 года.

 

ПРОГУЛКИ И ПОЕЗДКИ

Кроме гонок на ипподроме, общество проводило загородные прогулки по Московскому, Челябинскому и Сибирскому трактам.

Впрочем, первые совместные поездки в окрестности уездного Екатеринбурга велокружковцы совершали еще задолго до официальной регистрации общества.

А в 1887-1888 годах были совершены поездки в село Арамиль и деревню Мостовая.

НА ФОТО: Велосипедная прогулка. Акварель. Около 1887 года.

 

Совершались и индивидуальные поездки. Так И.Ф. Торопов осуществил поездку в город Челябинск и обратно (422 версты), С.В. Логинов — в город Ирбит (350 верст).

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В 1888 году председателем Общества велосипедистов-любителей становится Ю.Р. Витман. По всей видимости, поручик А.К. Несмеянов был вынужден оставить свой пост из-за неотложных дел военной службы.

А в 1889 году Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей приостанавливает свою деятельность. Соответствующее решение было принято на заседании комитета ЕОВЛ, состоявшемся 15 августа 1889 года.

Принятие такого решения объяснялось тем, что наступали ненастные дни, и нет удобного и теплого помещения для катания на велосипедах зимой.

По мнению же одного из местных журналистов, главная причина приостановки деятельности ЕОВЛ состояла в том, что исключительно высокие двухколесные велосипеды французского типа (образца 1870 года) были несовершенны и небезопасны, и несколько случаев падений с них привели к ушибам и даже серьезным ранениям.

Впрочем, к приостановлению деятельности общества велосипедистов-любителей вполне мог привести и уход со своих должностей двух его основных движителей – председателя А.К. Несмеянова и распорядителя И.Л. Меннета…

 

НЕ ТОЛЬКО ВЕЛОСПОРТ

Деятельность Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей возобновляется лишь в 1893-1894 годах с появлением на Урале велосипедов английского производства (образца 1885 года), более низких, с двумя одинаковыми колесами, наличием тормоза и возможности свободного хода – в общем-то, вполне современного вида.

А с 1900 года общество становится универсальным центром физической культуры, инициируя появление и развитие на Урале таких дисциплин, как тяжелая и легкая атлетика, борьба, футбол, мотоспорт, лыжный и конькобежный спорт, фигурное катание.

Универсальный характер общества велосипедистов-любителей (ЕОВЛ) находит свое отражение и в его новом наименовании — Екатеринбургское общество велосипедистов и любителей физического развития (ЕОВиЛФР).

НА ФОТО: Афиша Екатеринбургского общества велосипедистов и любителей физического развития (ЕОВиЛФР). 1910-е годы.

 

Вот и получается, что у самых истоков спортивного движения в городе Екатеринбурге — в частности, и на Среднем Урале — в целом, стоял, в том числе и Александр Константинович Несмеянов.

Екатеринбургское общество велосипедистов и любителей физического развития высоко оценило заслуги А.К. Несмеянова, присвоив ему статус своего первого почетного члена.

 

НА ПИКЕ ВОЕННОЙ КАРЬЕРЫ

Между тем, военная служба Александра Константиновича Несмеянова продолжалась. 15 марта 1894 года ему был присвоен чин штабс-капитана.

С 6 мая 1900 года он — капитан.

Пиком военной карьеры А.К. Несмеянова стала Русско-японская война. В 1904-1905 годах он находился «в походах и делах» действующей против Японии Маньчжурской армии. Вначале Александр Константинович командовал 5-й ротой, затем 1-м батальоном 140-го пехотного Зарайского полка. Участвовал в сражении на реке Шахе и в Мукденской операции.

18 февраля 1905 года он получает чин подполковника — за боевое отличие.

После Русско-японской войны Александр Константинович удостаивается знаков отличия российских орденов Святой Анны III степени с мечами и бантом (1906), Святого Станислава II степени с мечами (1907).

С 1 января 1908 года Александр Константинович Несмеянов — младший штаб-офицер 15-го пехотного Шлиссельбургского полка.

В 1908 году он пожалован орденом Святого Владимира IV степени с мечами за двадцать пять лет беспорочной службы.

С 1 ноября 1909 года А.К. Несмеянов исполнял обязанности командира 15-го пехотного Шлиссельбургского полка.

С 1 января 1910 года он назначен Тюменским уездным воинским начальником, с зачислением по линии армейской пехоты.

1 мая 1911 года уволен в отставку по состоянию здоровья, с мундиром, пенсией и зачислением в пешее ополчение по Пермской губернии и повышением в чине до полковника.

Александр Константинович Несмеянов возвращается в ставший родным город Екатеринбург.

 

ИЗ ПУШКИ В НЕБО

После отставки судьба отмерила Александру Константиновичу Несмеянову совсем немного времени. Он умер в 1912 году. Похоронен на Ивановском кладбище Екатеринбурга.

Памятник на могиле отставного полковника полон символизма. В его очертаниях можно усмотреть не только срубленное вместе с побегами дерево, но и артиллерийское орудие, смотрящее своим жерлом в небо, как будто только что сделавшее выстрел…

НА ФОТО: Памятник полковнику Александру Константиновичу Несмеянову (интернет-ресурс «Офицеры Российской императорской армии»).

 

Автор выражает огромную искреннюю благодарность Ирине Станиславовне Несмеяновой за предоставление сведений, без которых было бы невозможно написание этой статьи; сотрудникам интернет-портала «Поколения Пермского края» за их поистине титанический труд по оцифровке метрических книг, ревизских сказок и других документов ушедшей эпохи; создателям интернет-ресурса «Офицеры РИА» за размещение биографии А.К. Несмеянова; администрации сайта «Спорт на Урале» за замечательную статью об истории Екатеринбургского общества велосипедистов-любителей, а также членам Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный щит» А.М. Кручинину, В.К. Некрасову и Н.Б. Неуймину за приведение в порядок могилы А.К. Несмеянова.

Дмитрий КОМАРОВ

Комментарии запрещены.

Полезные сайты