Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Копырин А.Л. Кладбище на острове

В военный период на территории города Асбеста был большой лагерь военнопленных. Он состоял из нескольких отделений. Военнопленные работали на предприятиях нашего города, на строительстве промышленных и социальных объектов, а так же строили жилье.

   Официальный период пребывания военнопленных определяется с февраля 1943 года по 1955 год. Количество военнопленных в разные годы менялось, но принято считать, что в лагерях на территории нашего города  находилось более 10 тысяч человек.

   На территории вокруг города Асбеста три официально оформленных площадки, которые принято считать местом захоронения военнопленных. Одно из кладбищ находится в районе кирпичного завода, как можно узнать из надписи на каменном обелиске, там похоронены венгерские граждане.

   Второе кладбище находится в лесном массиве за Северо-пролетарского отвалом. Здесь похоронены старшие офицеры германской армии, а так же венгерские, румынские и австрийские офицеры. О чем свидетельствует небольшая информационная табличка на входе. Его обычно именуют генеральским.

   И третье кладбище, на котором похоронены солдаты и унтер офицеры стран воевавших на стороне гитлеровской Германии. Находится оно на территории карьера комбината Ураласбест. Сейчас его называют солдатским кладбищем или кладбищем в карьере, еще иногда говорят кладбище на острове. В до перестроечный период его называли немецким кладбищем, этот же термин был распространен и у старшего поколения.

   Сейчас на его территорию просто так не пройти. Вокруг все перекопано горными работами. Поэтому его иногда и называют кладбищем на острове. А в далекие времена когда это кладбище было официально отведено, дорога к нему проходила по территории современного Центрального карьера. А уже в 50-х годах ХХ века при расширении карьеров, была проложена новая дорога, которая в народном лексиконе называлась Окуневская, потому что вела в поселок Окунево и здесь ходил городской рейсовый автобус. И дорога проходила в непосредственной близости от кладбища военнопленных.

На сегодняшний день от этой дороги остался небольшой участок хорошо видимый на местности.

   Вся эта ситуация отлично просматривается в современном варианте на экране компьютера со спутниковых снимков. Особо любознательные могут увидеть все это своими глазами с высоты отвала, который расположен рядом с дорогой.

   А мы пройдем по старой Окуневской дороге. Дорога по которой мы идем, также имеет свою интересную историю как впрочем и любой участок на территории нашего города. Конечно это не всемирная история и даже не история разделенная веками.

   Это история развития города, история освоения района, история жизни и деятельности населения нашего города. Дорога поднимается круто в гору и вот на этом участке, который виден издалека в пятидесятые годы XX века, кто-то краской сделал надпись прямо на асфальте: «Владимир Ильич вставай. Россия голодает». Времена были жесткие, командно-административная система работала без сбоев, быстро провели расследование и конечно же был найден виновный, который понес уголовное наказание. В частной беседе с этим пожилым человеком, он мне дал честное слово и сказал, что этой надписи он не писал.

Надпись была на этом участке дороги

   А этот факт о надписи на асфальте знали, наверное, все жители старшего поколения нашего города. Как ни странно эту информацию я услышал будучи школьником, от одного из преподавателей нашей школы.

   Но дело не в этом, мы идем по Окуневской дороге, на сегодняшний день здесь сохранилось асфальтовое покрытие, по ней ездят вездесущие пацаны на велосипедах, любители экстрима на квадроциклах и даже есть следы от УАЗика. Это скорее всего комбинатовская охрана.

   Выходим на борт карьера и здесь видно, что прямой дороги до кладбища нет. Высокий борт карьера заросший сосенками и вдалеке, в зеленом сосняке кладбище военнопленных. А вокруг весь грунт был отгружен экскаватором и если бы не нагрянула перестройка это площадка оставшаяся в карьере, была бы отработана.

 

Для справки:

Кладбища № 1 которое находится на Восточном борту Южного карьера, также было запланировано под снос. Через 25 лет после последнего захоронения кладбище планировали отработать, для расширения бортов карьера. Жители города это знали и всем имевшим захоронения родственников на этом кладбище, разрешили перенести своих близких на новое кладбище, которое сейчас имеет обозначение кладбище №2. Есть подобные примеры сноса кладбищ, для бурно развивающихся городов, в том числе и за границей.

 

   Через полчаса мы заходим в глубину невысокого леса. Густой сосновый лес семиметровой высоты, который успел вырасти уже в современный период. Извилистая дорога ведет нас к старой квартальной просеке, по которой мы и выйдем на территорию кладбища.

   Раньше заезд на кладбище был с Южной стороны от основной автодороги, которая шла на посёлок Окунево. На сегодняшний день вход на кладбище организован с Северной стороны, с территории промышленного комплекса комбината Ураласбест. Дорога выходит на квартальную просеку ориентированную север-юг, двигаясь по ней выходим на территорию которая считается местом захоронения военнопленных.

   В устном лексиконе жителей города это место называется немецким кладбищем или солдатским кладбищем. Но это всё относительно. Если мы посмотрим на официальную табличку которая прибита на дереве, можно согласиться, что это кладбище немецких военнопленных, потому что здесь немцев похоронено намного больше остальных. Но если посмотреть на табличку и перечисленные здесь национальности наверно справедливее назвать это кладбище интернациональным. Здесь похоронены венгры, румыны, итальянцы, финны. Наверняка есть и другие национальности, которые перечислены в списках умерших на территории нашего города.

   Небольшая табличка с официальными данными о количестве захороненных и периоде когда это производилось. Тут же указан номер телефона, по которому можно получать справки для особо интересующихся. Осматриваемся по сторонам и замечаем, рядом на дереве прибита небольшая фотография в рамке. Она уже выцвела и с трудом рассматривается. Но мы бывали здесь раньше и знаем, что это фотография итальянского солдата с надписью на двух языках на итальянском и русском и дата смерти.

   Немного южнее стоят два мемориальных камня, которые оформлены и установлены, видимо в соответствии с какой то нормативной документацией. Потому, что на других крупных захоронениях военнопленных установлены подобные камни. Один из памятников финским военнопленным светло-серый, ромбовидной формы. И второй камень черного цвета в виде обелиска, который стоит на расстоянии примерно пятидесяти метров, прямо посредине квартальной. Это памятник венгерским военнопленным. На нем так же соответствующие надписи на двух языках.

   А вокруг в лесном массиве вся территория в небольших буграх и местами изрыта. Где были могилы, определить на сегодняшний день не представляется возможным. Приезжающие граждане европейских государств, просят показать пронумерованные могилы, где покоятся ихние предки. А так как территория с шестидесятых годов ХХ века находится без присмотра и пришла в запустение, конкретное место указать невозможно. Родственники очевидно это знали заранее и поэтому они привозят с собой фотографии, цветы и какие-то памятные знаки. Некоторые привозят просто деревянный католический крест и устанавливают всё это рядом с обелиском или в стороне у основания деревьев.

   На сегодняшний день у мемориальных камней нет не венков не цветов, ни каких-либо других признаков, что этим летом здесь побывали иностранные делегации. Осмотревшись и обойдя площадку места захоронения военнопленных, мы удалились в обратном направлении.

   Выходя с территории захоронения военнопленных, мы  вышли на борт карьера и увидели потрясающую картину.  Конечно, мы её видели и раньше, и каждый раз бывая здесь просто невозможно пройти мимо и не выйти на кромку борта и не посмотреть на огромную водную поверхность затопленного Северного карьера. Площадь водного пространства очень большая, а с левой стороны из труб идёт непрерывный приток воды, которая откачивается из подземных сооружений расположенных под карьером.

   На современном этапе мы видим большое рукотворное озеро, которое при солнечной хорошей погоде просто радует глаз. Кто здесь раньше часто бывал в летнее время, видел на этом водном пространстве стаи уток. В свое время были и сети поставлены отчаянными рыбаками, но сейчас доступ в этот район запрещён.

   Поэтому берега рукотворного озера пустые и необитаемые. Через какое-то время, засыпанное пространство зарастёт сосновым лесом, а водоем должен остаться.

   А мы своим же маршрутом возвращаемся на старую Окуневскую дорогу и двигаться к остановке автобуса.

 

 

Октябрь 2020 г.                А.Копырин

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты