Сухарев Юрий

Календарь

Февраль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829  

Шишминцев М.В. УЖД в районе лесного поселка Круглыш

О существование узкоколейной железной дороги  в районе п.Роговского  у  местных краеведов была непрочная информация от одного старожила, как будто видевшего ее следы. Но больше ни от кого. Сколько ни спрашивали у бывших жителей лесных поселков, все утверждали, что «не было» или «не видели».  Тот район от устья Роговушки  и вниз по течению Рефта до ручья Круглыш, нами был изучен  хорошо и туда с 2015 года было организованно несколько экспедиций.

Никаких следов  железной дороги обнаружено не было, а искали мы хорошо. Был даже найден потерянный всеми погост (кладбище) поселка Роговской.

И вот в начале октября 2021 года,  при проходе очередного  маршрута от бывшего поселения Большой  Круглыш  к поселку Малый Круглыш (тоже бывшему), случайно была обнаружена одна из веток  УЖД.  За осенний период было предпринято несколько выходов, для изучения и составления схемы УЖД, так как сеть оказалось обширной.

Нам нужно было выяснить, что это за узкоколейка.  В СССР УЖД подразделялись на две категории: сплавные и те, которые соединялись к ширококолейным трассам. У нас были ожидания, что всё-таки наша «железка» относилась ко второй группе. Ветки УЖД дружно уходили в сторону Асбеста. Но дальнейшее изучение выявило, что наша УЖД оказалась сплавной, имеющей конечную цель — доставку древесины от делянок данного района к реке Рефт, то есть на сплавной участок. Как доставлялись материалы для строительства (в первую очередь – рельсы), остаётся только догадываться, скорее всего, гужевым и автотранспортом по грунтовой дороге с Сухого Лога.

Лесосплавная УЖД (Пермский край)

Кроме поисковых работ на местности  также велись поиски в архивах, были организованы опросы и встречи со старожилами и начальником Сухоложского лесничества Крылосовым А.И., который предоставил для изучения архив своего хозяйства, где обнаружены документы о статусе  обеих посёлков (Круглушей) в 1952 г, как ликвидируемых .

  Были изучены сотни страниц областных газет и профильных журналов периода  1941-1953 года. Попутно найдены материалы о других  УЖД в Сухоложском  районе. Информацию собирали по крупицам, в буквальном смысле. Нашли же только в перечне лесосплавных пунктов – «Круглыш», и всё, больше никаких упоминаний. Так Круглыш неохотно приоткрывал свои тайны.

Об других УЖД известно многое. К примеру, о соседней Алтынайской УЖД, протяженностью путей около 30 км, написаны статьи в газетах и даже издана книга под названием « В передовом леспромхозе». Об УЖД на Круглыше (существовала ли, время постройки, кто строил), — нигде не упоминается.

Но как говорится: « Кто ищет, тот всегда найдёт». И вот находим  в  газете «Уральский рабочий», за номером 253 от 25 октября 1945 года, в передовице  статью: «Равняться по передовым леспромхозам». В ней говорится, что в одном из лесозаготовительном предприятии, коллектив под руководством товарища Жуковского, досрочно выполнил месячный план и к 28 годовщине Октября, обязуется заготовить для угольной и горнорудной промышленности ещё 24 тысячи кубометров леса и для этого проложили временные узкоколейные и круглолежнёвые дороги, непосредственно к рубке леса, а также раньше срока отремонтировали автомашины и трактора.

Почему мы решили, что это относится к нашей УЖД?  Во-первых, остальные более-менее известны, в т.ч. и когда построены.   Во вторых, одним из лесозаготовительных предприятий края бы Сухоложский ДОК № 3, относящийся в военно-строительному управлению. В газетах данные военных предприятий не разглашались, а указывались лишь фамилии директоров или парторгов. Не указывалась и локация таких организаций,  и их производственных объектов. Может потому так мало информации о лесосеке в районе Круглыша?

 Предположили так и стали искать ещё доказательства. Раз начальник известен, будем искать по его фамилии. Но товарища Жуковского, оказалось, не было ни в одном  «гражданском» леспромхозе  региона. Пришлось преодолеть и путаницу  в наименовании Асбестовского леспромхоза. В воспоминаниях работников лесных хозяйства тех лет,  он то Асбестовский (это его официальное название), то Сухоложский (по месту расположения главной конторы).

Изучив массу документов, выяснили, что Круглыш относился к Винокурскому лесничеству, где рубку осуществлял Асбестовский леспромхоз, причисленный  к Свердловской лесозаготовительной конторе Наркомугля, главной задачей которого являлась заготовка шахтных стоек. В 1942 году в Сухом Логу образован ДОК №3 (деревообрабатывающий комбинат) Свердловского областного военно-строительного управления. Находился комбинат на одной производственной площадке с Асбестовским леспромхозом.  Этот комбинат и принял на себя часть задач Асбестовского леспромхоза. В том числе, видимо, и заготовку шахтных стоек: за успехи в этом деле и хвалил  «Уральский рабочий» засекреченного т. Жуковского.

 В распоряжении комбината находились кроме вольнонаёмного персонала, подразделения трудармии, спецпереселенцы, а затем и военнопленные, сначала немецкие, затем японские. По нашему предположению именно контингент ДОКа №3 и строил УЖД в 1945 году. Деятельность военных предприятий засекречена и документов нет в открытом доступе.  Но как же товарищ Жуковский? В открытых документах (НТФ ГАСО, ф. 229-р,оп. 1, д. 349) нашли, что Жуковский Михаил Владимирович находясь в управлении 7 районом Тагиллага в мае 1942 был смещён с должности и подвержен условному аресту на короткий срок за злоупотреблении служебным положением и переведён на другую должность,  место службы неизвестно, но  он появляется  в приказе по НКВД № 1195 от 01.11.1945 года (через неделю после статьи в газете) назначен начальником Ивдельского ИТЛ, а в приказе по МВД № 1495 от 18.11.1949 освобождён от занимаемой должности и в 1949 году он становится начальником Управления Востураллага МВД СССР, а в феврале 1958 года откомандирован в расположение УВД Свердловского Облисполкома. Умер в 1981 году, похоронен на Широкореченском кладбище в Свердловске.

 Скорее всего, с 1942 по 1945 год, находясь  в опале, Жуковский командовал в наших лесах через руководство военным ДОК-3.

Эта версия не очень крепкая, некоторые ее звенья заменяют наши рассуждения. А должны быть документы. Или воспоминания очевидцев. И они нашлись!

Рефтинский краевед Коновалов Василий Николаевич (уже не один год изучающий историю п. Роговской) передал нам воспоминания Ираиды Комаровой 1937 г.р. Очень пожилая женщина вспомнила, что в возрасте 10-12 лет (т.е. в 1947 -49 гг) она с роговскими ребятами ходили на узкоколейку к поселку Круглыш (это 2-3 км от Роговушки). По ней, как она говорит, паровозик таскал вагонетки с лесом.  Детвора цеплялась  за вагонетки и каталась – развлечение для лесного жития не из последних.

Итак, подведём итоги, что нам стало известно о Круглыше. Посёлок организовали предположительно вначале 1930 годах, он был лесозаготовительным. По воспоминаниям жителей соседнего посёлка Роговской, бывавших там  в конце 40-х годов, Круглыш был мрачным, стоял на краю болота и дома были ветхие, в отличие от их посёлка. В посёлке был небольшой пруд и вырыт колодец.

Площадка п. Б.Круглыш, 2021 г

Лесохозяйственные документы указывают примерное время лесозаготовок конец 30 – 40-е годы 20 века. На это указывают и множество найденных воронок для сбора живицы довоенного образца и возраст восстановившегося леса. То есть работа шла по всем правилам,  сначала на территории собрали живицу, а через  определённое время, приступили к рубкам.

Путевые устройства УЖД «Круглыш»

Сначала лесорубами были вольнонаёмные, потом спецпереселенцы, а во время Великой Отечественной Войны  стали поступать военнопленные. Предположительно в 1945 году была построена УЖД, вероятно —  силами немецких военнопленных, протяжённостью около 12 километров. УЖД была временная, просуществовала, скорее всего, года два-три.

Наш интерес вызывало техническое решение о подходе трассы к нижнему складу: перепад высот примерно метров 20. УЖД пустили по дну ручья, сделав насыпь прямо по руслу. По остаткам шпал и произведённым размерам, установлена ширина колеи — 750 мм.

Так же были найдены (в основном на стрелочных переводах, так как на них часто происходили крушения вагонов с лесом) цепи для сцепки вагонов, изогнутые рельсы (их не забирали при демонтаже УЖД, так как они не подлежали ремонту), железнодорожный башмак под колёса. 

На подходах к Круглышу найдено множество фаркопов для вагонов, ну и большое количество железнодорожных костылей.

В 1952 году лесосечные фонды были полностью освоены и Асбестовский леспромхоз со всем своим хозяйством был перебазирован в Висимо-Уткинскому леспромхозу. В это же примерно время масштабную лесозаготовку прекратил и Сухоложский ДОК № 3.

Статья представлена на НПК «Возрождение родословных традиций» 26.02.2022 г, п. Рефтинский.

Цветная вкладка

Комментарии запрещены.

Полезные сайты