Сухарев Юрий

Календарь

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Ёлкина А.И. Семейная хроника как издание на заказ

Нет такой семьи, у которой бы не было своей истории. В каждом родственному кругу найдется о чем рассказать, и часто такие рассказы передают характер и манеры другого времени. Зачастую старшее поколение с особым вниманием относится к задаче передать эти жизненные и поучительные истории своим потомкам. Стремясь сохранить их, наши родители ищут способы составить свои семейные хроники. Лучше всего эти хроники передают семейную историю, когда оформлены как книжное издание. Такие книги становятся семейной реликвией, позволяя молодому поколению сохранять память о предках.

К изданию такого формата книг обращались многие ценители семейных традиций. Известные писатели в литературно-художественных произведениях отражали истории своих семей: трилогия Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» этому яркий пример. В России во второй половине XIX века появляется особый литературный жанр семейной хроники, которая вошла в ряд классической русской литературы вместе с произведениями Аксакова «Семейная хроника», В. С. Соловьева «Хроника четырех поколений», М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» и «Пошехонская старина». [Никольский Е. В. «Предания русского семейства»: жанр семейной хроники в русской литературе XIX–XX столетий, 2012].

В контексте запроса сохранить историю семьи появилась идея обратиться к такому виду издания, как семейная хроника. Среди прочих изданий, относящихся к мемуарной литературе, это художественно-литературный жанр, в котором емко передается история семьи в ее хронологическом порядке. В связи с ростом интереса к истокам семьи, который обусловлен популярностью самопознания и самоопределения, все большее число людей обращается к вопросу о сохранении семейных ценностей, начинает записывать истории со слов родных. Так формируется полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные люди, события. Поэтому семейная хроника балансирует между художественной и публицистической литературой.

Семейные хроники на заказ находят сегодня широкое применение, но только небольшое число издательств готово взяться за масштабные проекты, ведь каждое издание этого вида – целое исследование семейной родословной. Для человека, заинтересованного изданием семейной истории, проблема траты времени на большую исследовательскую работу очень актуальна. Желание узнать о своей семье и сохранить истории конфликтует с вопросом, когда этим заниматься. Задача откладывается на потом, которое, возможно, никогда не случится. Со временем носители этих историй уходят из жизни, что приводит к потере фактов семейной биографии. Семейные хроники как книги помогают решить эту проблему. Структурированный подход к материалу издания позволит удовлетворить спрос, сохранить память о родных и близких. Важен только интерес заказчика. Таким образом, актуальность исследования обусловлена поиском способа реализации системного подхода к изданию семейной хроники на заказ.

Целью настоящей статьи стало – выделить структурно-содержательные особенности семейной хроники и разработать системный подход к изданию книги на заказ.

Для изучения вопроса по изданию семейных хроник важно уточнить это понятие. Обратимся к Большому энциклопедическому словарю.

«Семейная хроника (от греч. chronika от chronos – время) – 1) запись исторических событий в хронологической последовательности, один из основных видов средневековых исторических сочинений (русские летописи; «Хроники» Р. Холиншеда); 2) литературный жанр повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приемы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова); 3) газетно-журнальный жанр – краткое сообщение о факте» [Большой энциклопедический словарь, 2012].

Семейная хроника как вид издания по ГОСТ 7.0.60–2020 «Издания. Основные виды. Термины и определения» по целевому назначению относится к такому виду непериодических изданий, как досуговое издание развлекательного характера. Читательский адрес – массовый, так как нет возрастного ограничения. Целевая аудитория определяется не возрастом, а тем, относится ли читатель к кругу семьи, о которой идет речь. По тиражу – внетиражное издание. Семейная хроника выйдет тиражом, оговоренном заранее: издатель ориентируется на запрос семьи [ГОСТ Р 7.0.60–2020. Издания. Основные виды. Термины и определения].

Несмотря на то, что словари и справочники относят семейные хроники к литературному жанру, многие литературоведы сталкиваются с проблемой определения семейной хроники как вида издания. Немало особенностей, которые содержит в себе семейная хроника, наводят на сравнение хроники с мемуарами или историческим романом. Поэтому прежде чем рассматривать объект исследования, необходимо точно определить явление и выделить характеристики, способные отнести семейную хронику к отдельному литературному жанру.

С точки зрения литературоведения, семейная хроника попадает в ряды литературных жанров, которые соотносятся с историческим романом или мемуарами. Е. В. Никольский определяет термин хроника как «литературный жанр, излагающий исторические события в их временной последовательности» [Никольский Е. В. «Предания русского семейства»: жанр семейной хроники в русской литературе XIX–XX столетий, 2012]. К характерным чертам относит тот факт, что сюжет и композиция зависят от хода времени и определяются им: действия и судьбы персонажей выстраиваются относительно временной шкалы. Далее – сюжет экстенсивный, обусловлен чередой событий, которые показывают темп и ритм действительности – отражая быстротечность времени, его реальность через исторические события. «Редкая как самостоятельный жанр хроника образует внутри многих произведений систему включения реального исторического времени в вымышленный сюжет» [там же].

В случае, когда задачей является не написание литературно-художественного произведения, а издание семейной хроники на заказ, концепция работы меняется. Для литературно-художественного произведения цель – изложить авторскую мысль в контексте исторических событий, семейных сюжетов, а для издания на заказ – передать семейные истории, традиции и ценности. В последнем случае не так важны художественно-изобразительные средства передачи информации, как перечисление фактов и подробностей, важных для семьи.

Отражая истории, воспоминания, события, заказное издание семейной хроники относится к публицистике, сочетая при этом в себе особенности литературного жанра. Во-первых, в нем есть простота повествования как отражение непосредственности семейных историй, во-вторых, в семейной хронике важной особенностью является смена поколений на протяжении истории семьи: хронология событий изображается последовательно.
В-третьих, в основе сюжета заказного произведения история родственного коллектива, рассказы, завязанные на общности ценностей той семьи, о которой ведется повествование. Поэтому в центре внимания не один персонаж, но герои и рассказчики, которые меняются в разные исторические периоды [Закаблукова Т. Н. Семейная хроника как сюжетно-типологическая основа романов «Чараевы» Г. Д. Гребенщекова и «Угрюм-река» В. Я. Шишкова, 2008]. Еще одну особенность выделяет И. П. Видуэцкая. Обычно повествование ведется о трех поколениях семьи, при этом история рода, его поздние представители описываются кратко. Так формируется зачин истории семьи, который во многом и определяет, что перед нами семейная хроника [там же].

Для изучения вопроса о комплексном подходе к изданию семейных хроник была привлечена семейная хроника «Маханёк как призвание», работа над изданием которой сейчас находится на стадии редактирования собранного материала. На основе этого проекта выявлены особенности издания семейных хроник на заказ.

Чтобы понимать, как выстроить работу с концепцией издания, необходимо разобраться, какие структурно-содержательные особенности оно включает. Издание семейных хроник содержит большую исследовательскую часть и служит для структурирования всей информации, собранной одной семьей. Важно отметить, что каждое такое издание представляет собой полноценный проект, который включает содержательные особенности, определяющие структуру собранного материала.

Во-первых, сами истории и рассказы, которые бережно передаются из поколения в поколение, вспоминаются за застольем в праздники, которые проводятся с семьей. Они учат жизни, тому, что в каждой истории есть смысл, особенно, если это касается опыта родственника. Они воспитывают трепетное отношение к своим корням и формируют понимание, насколько семейные узы крепкие – в каждой семейной истории находится особенность, которая остается крепко в памяти и помогает найти источники одной из черт характера человека.

Во-вторых, рассказы, собранные членами семьи, не обойдутся без сопроводительного исторического материала. Люди – это история. Исторические события напрямую связаны с теми рассказами, которые наши родственники пережили и сохранили в памяти. Поэтому издание семейной хроники важно дополнять историческими фактами, документами, письмами. Все это подтверждает, что люди были свидетелями значимых для страны событий. Например, война. Похоронки, пришедшие на мужа, выписки из газет, письма с фронта. Такие документы ценятся, и семейная хроника становится удачным помощником, чтобы сохранить и передать их своим потомкам. При работе с семейной хроникой «Маханёк как призвание» обращались к записям прабабушки заказчика (старообрядческие молитвы, рецепты и советы), документам, свидетельствующим о том, что прадедушка заказчика принимал участие в сражениях ВОВ. Важно эти доказательства не просто изучить, но продлить их существование, поместив в раздел «Архивные материалы» издания. Такие свидетельства со временем разрушаются.

В-третьих, не менее важным памятным материалом являются фотографии, которые также со временем теряют свой цвет. Переиздание фотографий в рамках книги семейной хроники даст им новую жизнь. Благодаря современным технологиям печати издание бережно сохранит яркость и красочность фотографий, передав при этом настроение того времени, память о котором хранит фотография.

В-четвертых, изучение семейной истории без обращения к краеведческим особенностям той местности, о которой эта история рассказывает, может оказаться сложной задачей. Место, окружение определяют человека, воспитывают его и дают опыт становления личности. Поэтому ни один семейный проект не обходится без хотя бы небольшого краеведческого исследования. В семейной истории «Маханёк как призвание» большое значение отдается своему родному краю, рабочему поселку Висим Свердловской области. История поселка, который был образован в результате постройки демидовского Висимо-Шайтанского завода, привлекла и позволила лучше узнать предков, о которых рассказывали свидетели того времени. Первыми рабочими людьми стали жители старообрядческих поселений у рек Висим и Шайтанка. Позже Акинфий Демидов переселил сюда крестьян из Тульской и Черниговской губерний. Это сделало Висим уникальным: поселение, в котором жили три разных народа – каждый со своими традициями и культурой. Старообрядцы, прозванные кержаками, уживались вместе с крестьянами с центральных земель страны – туляками и хохлами – выходцами с Украины. У всех свой уклад и обычай. Благодаря знакомству с историей поселка сформировалось понимание семейных традиций, нашлись источники верований и легенд.

В-пятых, важной задачей является передача семейных ценностей и традиций, поэтому семейная хроника может включать легенды, сказы, народные приметы или кулинарные рецепты, закрепленные в семье как традиционные. Например, издание «Маханёк как призвание» будет включать традиционно закрепившиеся кулинарные рецепты, взятые из записной книжки прабабушки заказчика и любимые рецепты семьи, которые всегда готовятся на праздничное застолье, а также старообрядческая песнь его прабабушки и любимая сказка прапрабабушки заказчика. Такие ценные воспоминания сохранятся в издании и передадут мотив традиции семьи, помогут сохранить линию установок и правил, которые на своем опыте узнали родственники.

В-шестых, для того чтобы придать структурность материалу семейных историй, важно оформить и поместить в издание генеалогическое древо. Оно сформирует точное представление, кто кому приходится в семье и позволит нагляднее представить семейную историю. В семье Маханёк генеалогическое древо представляет собой родственников шести поколений, о которых идет повествование в книге. Визуализация родственных связей помогает точно ориентироваться по книге: хронология событий выстраивается последовательно, что помогает легче воспринимать материал как автору-составителю, так и читателю.

Таким образом, издание семейных хроник представляется сложным многокомпонентным предметом работы и требует комплексного подхода к формированию целостного продукта. С одной стороны, перед нами крупный проект по исследованию родословной семьи: работа с историческим и краеведческим материалом, сбор документов, свидетельствующих о том или другом событии, формирование целостной системы традиций семьи (часто понимание традиции в семье остается на словах, издание помогает структурировать информацию), выбор фотографий и оформление генеалогического дерева. С другой стороны, перед нами издание на заказ, важной задачей при работе с которым становятся правильно выстроенные отношения с заказчиком, точно определённая структура работы и соответствие ее установленным срокам. Благодаря пониманию этого формируются структурные особенности издания, составляющие схему работы над ним.

Чтобы предоставить заказчику готовый продукт вовремя и выполнить обговоренные заранее обязательства, важно точно описать схему работы. Такой подход даст заказчику уверенность в том, что услуга будет выполнена. Определяющими показателями исполнительности работы являются время (насколько точно определен временной интервал работы), этапы работы (насколько конкретно они расписаны) и точная стоимость услуги (важно предоставить список, что будет формировать цену).

С опорой на содержательные особенности и принципы работы с изданиями на заказ работу над изданием семейных хроник можно будет условно разделить на 7 этапов.

1 этап. Обработка запроса. Заказчик оставляет свои данные на сайте или связывается с издателем любым удобным ему способом. Задачей издателя на этом этапе является быстрый ответ, постановка ожиданий заказчика, грамотно сформулированный и точный ответ на вопросы клиента, а также установка дальнейшей связи.

2 этап. Определение концепции издания. Для этого на первой встрече с заказчиком должен предлагаться перечень разделов книги, точная схема их проработки (сроки, необходимые материалы) и стоимость работы с каждым из них. На этом этапе важно узнать запрос потребителя и выбрать максимально комфортные для него условия общения по работе над изданием. Необходимо определить, какие разделы будут в книге исходя из цели издания, и уже на этом этапе договориться о следующей встрече с выбранными для книги материалами.

3 этап. Исследование родословной. В зависимости от выбранного перечня разделов будет распределена работа над сбором материала: поиск фотографий, работа с документами, архивными записями семьи, сбор рассказов семьи или написание биографических сведений о каждом известном родственнике, оформление генеалогического дерева и т. п. Здесь важным фактором качественно проделанной работы будет сработанность заказчика и издателя, что должно сформировать доверие заказчика для издания семейной реликвии.

4 этап. Начало работы с материалом. Этот этап должен включать в себя работу над конкретными разделами, поэтому будет поделен на несколько дополнительных этапов в зависимости от количества разделов книги. Здесь важно четко разграничить работу по разделам, определить временные рамки и дать понять заказчику структуру работы над книгой.

5 этап. Редакторская подготовка издания. Весь собранный материал будет передан редактору для первых правок. На этом этапе подключается корректор и начинается обсуждение дизайна будущего макета издания. Здесь важно обозначить срок, к которому будет готова рукопись, а также предложить заранее подготовленные варианты дизайна макета.

6 этап. Определение дизайна книги, верстка. После того как дизайн макета будет определен, текст, прошедший редакционную подготовку, отправляется на верстку. К этому процессу важной задачей будет привлечение заказчика к обсуждению работы с книгой. Визуально оформленный текст, собранный с документами и фотографиями, даст точное представление, как будет выглядеть будущее издание. Каждая упущенная верстальщиком деталь будет обесценивать работу предыдущих этапов. Поэтому необходимо выстроить график встреч с заказчиком, чтобы проверять, насколько его запрос удовлетворяется.

7 этап. Печать. После того как финальный макет будет согласован с заказчиком, составляется техническое задание в типографию и финальный вариант макета уходит в печать. Готовые экземпляры выдаются заказчику на руки.

Выстроенная схема работы над изданием семейных хроник дает представление о необходимости наличия системного подхода. Важно не только обозначить сроки, цену и структуру работы, но и предугадать потребности, желание потребителя, грамотно договориться с ним. От этого зависит доверие и желание заказчика работать с издателем вместе, что составляет большую часть работы. Семейные хроники – это комплексный проект, результатом которого становится семейная реликвия. Осознание ценности этого – ключ к успешной деятельности издателя в сфере издания семейных хроник.

Таким образом, выделены структурно-содержательные особенности и системный подход к изданию семейной хроники на заказ. Такое издание поможет не только структурно представить семейные истории, но и популяризовать исследования родословных. Так, разработка структуры семейной хроники как издания на заказ позволит оформить семейные родословные, облечь тем самым семейные истории в форму, в которой они будут передаваться из поколения в поколение и учить бережному отношению к истории своей семьи.

Статья была представлена в форме доклада на 16-й НПК «Возрождение родословных традиций», п. Рефтинский, 13.02.2021 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ГОСТ Р 7.0.60–2020. Издания. Основные виды. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное : утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2020 г. № 655-ст : введен впервые / разработан Федеральным государственным унитарным предприятием «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» филиал «Российская книжная палата». Российским книжным союзом. Международной рекламной ассоциацией. – Москва :Стандартинформ, 2020. – 46 с. – Текст : непосредственный.
  2. Закаблукова Т. Н. Семейная хроника как сюжетно-типологическая основа романов «Чараевы» Г. Д. Гребенщекова и «Угрюм-река» В. Я. Шишкова : специальность 10.01.01. – русская литература : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Т. Н. Закаблукова; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 24 с. – Библиогр.: с. 24. – Текст : непосредственный.
  3. Никольский Е. В. «Предания русского семейства»: жанр семейной хроники в русской литературе XIX–XX столетий : [текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»] / Никольский Е. В. – Текст : непосредственный // Пушкинские чтения. – 2012. – С. 49–54.
  4. Прохоров А. М, Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / А. М. Прохоров. – Москва : Норинт, 2004. – 1456 с.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты