Бархатова Н.А. «О возрождении родословных традиций» (продолжение, начало Сборник. 2019. с. 37.)
Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали все благие
Как собеседника на пир.
Ф.И. Тютчев
В предыдущем докладе автор представила начало деятельности родоведов в городе Асбесте и поселке Рефтинском:
историю создания общества родоведов и краеведов и общее направление его деятельности, выраженной в очень емкой формулировке: «Возрождение родословных традиций», и предложила провести обмен мнениями за «круглым столом» о наших национальных русских традициях в прошлом и настоящем. Но никакого обсуждения за «круглым столом» не состоялось.
Не учла, что мы живем по обычаю: кто предлагает, тот и делает. Теперь, согласно укоренившейся традиции, предлагаю: следующую нашу конференцию в 2021 году посвятить нашим традициям, а родоведов и краеведов призываю выступить по этой теме.
Что такое традиция?
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений: образ действий, правила жизни в семье, в миру, в быту. Традиция – обычай, установленный порядок (например, отмечать новый год; по субботам ходить в баню; все есть с хлебом; служить Отечеству и т.п.).
Обычаи старые, новые, обычаи своей деревни, на своей улице. Традиции национальные, воинские, светские, духовные. Есть пословица: «Обычай старше закона». Когда не было государства, племя, чтобы выживать, вырабатывало свои правила жизни – обычаи и традиционно передавало их следующим поколениям, что сохранилось в нашем языке.
Когда царя Александра II спросили: «Легко ли управлять такой большой империей, как Россия?». Он ответил: «Управлять не трудно, но народ наш живет не по законам, как во Франции, а по пословицам и поговоркам». В пословицах – традиции, в традициях – законы жизни. «Не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь».
Мы живем в очень сложное для родоведения время. Наше общество не объединено никакой общей идеей для выживания и построения будущего, мы разделены на партии; на патриотов и либералов; на верующих и атеистов; в культуре — на народников и западников и т.д.. Вот почему так остро стоит вопрос о традициях!
У каждого общественного движения есть свои идеологи-проповедники: у Церкви – это апостолы, проповедовавшие Благую Весть-Евангелие; у большевиков – Карл Маркс и Фридрих Энгельс с открытием экономического закона развития капитализма, его гибели и победы коммунизма, что изложено в главном труде Карла Маркса «Капитал».
У нас были и есть свои идеологи-проповедники родоведения М. Ю. Елькин и Ю. В. Коновалов.
25 лет назад наши идеологи создали свой «Первый Интернационал» — Уральское историко-родословное общество, сейчас грядет «Второй Интернационал».
Цель УИРО: озадачить родоведением людей, имеющих корни низших сословий – крестьян, мастеровых и прочих.
В 90-е годы прошлого столетия и начала нынешнего, услышав призыв М. Ю. Елькина и Ю. В. Коновалова стать родоведами и открыв в себе генную память о своих предках, мы, не имея никакого представления о науке генеалогии (родоведении), смело шагнули в необычный, неизвестный, многомерный и пугающий нас космос — генеалогию. Преодолев страх и комплекс неполноценности, начали учиться очно-заочно в библиотеках, музеях, архивах и учреждениях, широко разбросанных на просторах нашего родного Отечества.
К сожалению, многие и даже большинство начинавших родоведов затвердели на пороге космоса – родоведения на многие годы, остолбенев от его грандиозности, так и не рискнув шагнуть в его отрытое пространство. А те, кто шагнул в генеалогию и утонул в её объятьях, успешно путешествуют и делают открытия.
25 лет назад М. Ю. Елькин и Ю. В. Коновалов разработали программу обучения неофитов. Начиная с 1999 года, они стали неутомимо проводить выездные заседания в городах: Артемовский, Асбест, Каменск Уральский, Реж, Сухой Лог, Нижний Тагил, Верхняя Салда и других, в том числе и в поселке Рефтинском. Это были настоящие мастер-классы, как сейчас говорят, по обучению родоведению.
Начинающим родоведам открылось великое множество имен авторов исторических, родоведческих и других трудов ранее им неизвестных: В. Шишонко, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.С. Иконников, Н.И. Костомаров, В. Даль, Н.К. Чупин, Е.Н. Полякова, В.А. Никонов, А.А. Преображенский, С.Б. Веселовский, А.А. Дмитриев, Федор Тараканов, Михаил Тюхин, Лев М. Поскочин, Григорий Чертков, Андрей Бернацкий и многие другие.
Об архивных документах мы тоже не имели никакого понятия. Что такое дозоры, ревизские сказки, крестоприводные книги, челобитные, исповедные росписи, метрические книги и где они хранятся?
Подводя итоги, сегодня мы видим, что успешно работающих родоведов-искателей надо специально выращивать специалистами учителями.
Но вот что интересно: абсолютно все наслышаны, что иметь свое родословное древо полезно и с гордостью несут портреты отцов, дедов в движении «Бессмертный полк»; на Радоницу посещают кладбища, поминают своих предков и горюют, что предки не оставили им родословия в письменном виде; идут в церковь, помянуть бы надо прадедов, опять горюют, что не помнят, не знают ни одного их имени.
Радоваться надо, что таких людей почти вся Россия: и они уже не «иваны не помнящие родства», они горюют. Они уже стоят « при дверех» и стучат в двери родоведения.
Настало время проповедникам родоведения встречаться именно с этими людьми, сблизиться с церковью, затеять одно дело и строить ряды своего родоведческого бессмертного полка предков и демонстрировать его хотя бы в День родоведа (12 мая) в национальной русской одежде, с портретами или именами-фамилиями предков и со своим родоведческим флагом, как Ю.М. Сухарев.
Чтобы собрать мнения о развитии родоведения, рефтинские родоведы разработали анкету следующего содержания:
— что нужно для того, чтобы в каждой семье было свое родословие?
— каковы условия того, чтобы родоведение стало всеобщим, всенародным, как например, «Бессмертный полк»?
— каковы перспективы развития родоведения в России?
Все, кто ответили на вопросы анкеты, единогласно заявили, что должна быть государственная программа обучения учащихся школ, профессиональных училищ; студентов колледжей и высших учебных заведений по различным вопросам и учебникам. Изучение родословий укрепит патриотические чувства, поможет разобраться с бытующими и прошлыми традициями, поможет успешно строить справедливое будущее.
Приведу пример обстоятельного ответа на вопросы анкеты действительного члена Уральского историко-родословного общества Елены Ивановны Павшинкиной.
«Для того, чтобы в семье было свое родословие, члены семьи должны уважать своих родителей, дедушек и бабушек, знать и помнить своих предков, нужно детям в семье прививать интерес к истории страны, рассказывать, где жили их предки, чем занимались в тот или иной период истории.
Чтобы родоведу полноценно заниматься своим родословием, нужно иметь доступ к историческим документам в архивах. Желательно, чтобы архивы как можно больше выставляли документов в интернет, так как ездить по всей стране и часами и днями ждать, когда выдадут материалы – нет ни времени, ни средств. Выходит, если сам не будешь шевелиться, то вряд ли сможешь собрать свое родословие.
Наконец, совет всем родоведам: чтобы знать историю рода, нужно изучать свою русскую культуру, быт своего народа, пытаться представить себя в то время, когда жили предки. Нужно любить свой народ и гордиться им. Воспитание людей патриотами – залог сильной и успешной России»!
В начале нулевых лет нашего столетия мы плодотворно сотрудничали с родоведом г. Асбеста, членом УГО и УИРО Александром Иосифовичем Перевозовым – очень большим пропагандистом родоведения. В 90-е годы прошлого века Александр Иосифович не раз ездил на родину своих предков в Тамбовскую область, объехал пять городов, встречался с незнакомыми родственниками, искал могилы упокоившихся родных на кладбищах. Невероятные открытия ждали его на каждом шагу: нашлась родословная роспись Перевозовых, начатая в середине XIX века с последней записью в 20-е годы ХХ века! В ней запечатлена трагедия рода Перевозовых, трагедия Родины но, главное, традиции тех лет и семейные ценности.
Александр Иосифович стал ярым проповедником родоведения: написал множество статей, опубликованных в газетах «Асбестовский рабочий», «Уральский рабочий», выступал на конференциях в городах: Екатеринбург, Каменск Уральский, Артемовский, Асбест, поселок Рефтинский, ездил в город Ирбит. Он говорил и писал: «Я обращаюсь ко всем гражданам, ко всем общественным и государственным организациям и даже к власти: самые удивительные открытия рождаются на стыке наук, давайте все вместе состыкуемся для формирования в человеке нравственных и моральных начал!… Отдача будет максимально эффективной!
… У нас в области прошла программа возрождения родников. Но кто возглавит и финансирует программу возрождения родоведения, тот родник, из которого утоляет жажду наша душа?».
Изменения в сознании народа в пользу родоведения, конечно, есть, но нет общего национального направления – идеологии в нашей Конституции.
19 декабря 2019 года В.В. Путин на пресс-конференции так ответил на вопрос о государственной идеологии (дословно): «Идеология должна быть только одна — патриотизм». А о Конституции сказал, что в последующие четыре года никаких изменений не будет.
Но наша уникальная родоведческая патриотическая деятельность должна продолжаться и совершенствоваться. Конечно, мы при всем рвении не можем довести свой род до Адама и Евы, как афонский монах Римский-Корсаков, да и не надо. Чтобы знания о своем роде были полезными, достаточно для начала описать историю рода хотя бы на 4 колена, как предлагал «Союз возрождения родословных традиций», а это уже 15 персон с заходом в XIX век! Если собрать 6 колен рода, то это XIX и ХХ века. Можно найти, чем занимались наши предки в эти два века, какими они были в семье, в миру, какие у них были традиции, таланты, подвиги; увидеть русскость в русском человеке, отличную от западной. Западный человек «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой», русский человек всегда недоволен собой, требует от себя большего, часто бескорыстно вкладывает себя в других и в другое, чем требует жизнь. Пример: все родоведы и краеведы. Мой родственник В.В. Малыгин строит храм в селе Бичур на свои деньги (пенсия – семье, а что заработал – на храм).
Надо рекомендовать семьям завести «Родовую книгу», не по Мосину А.Г. (она не приживается), а свою, на свой манер, как один из вариантов семейной летописи, увлекательной для всей семьи: в ней делают записи и дети, и внуки в виде рисунков, стихов, высказываний, сочинений и пожеланий.
Рефтинское объединение родоведов и краеведов издало свою Родовую книгу: «Хронику Рефтинского объединения родоведов и краеведов». 1999-2019гг.
Примечательно то, что отрезок времени 1999-2019 годы – это время правления В.В. Путина. 7 мая 2000 года на инаугурации (какое неблагозвучное слово для русского уха!) В.В. Путин произнес: «У нас нет права быть «иванами не помнящими родства!» и, давая клятву, обещал: «работать открыто и честно», «руководствоваться исключительно государственными интересами».
Была надежда, что как раз наступила пора «собирать камни», возрождать разрушенное, открывать настоящую историю России, историю своего рода-племени, чтобы не быть ««иванами не помнящими родства».
За эти двадцать лет создано нами Рефтинское объединение родоведов и краеведов, издано десять сборников наших творческих открытий, изданы лично книги по родоведению и краеведение: Ю. М. Сухарев, Н.А. Бархатова, А.Л. Копырин, В.И. Бугаенко. Популярность наших научно-практических конференций такова, что на ней выступают изыскатели из городов: Екатеринбург, Асбест, Каменск Уральский, Артемовский, Реж, Сухой Лог, Сысерть; из поселков и деревень.
«Хроника» не дает подробного изложения событий, но отсылает к источникам.
Уникально проведение праздника «День родоведа» (12 мая), что само по себе делает нас русскими: национальная одежда, русские песни и игры, состязания, застолье с братиной и другое. Отражено в «Хронике» проведение экскурсий по родному краю, научных экспедиций и их участников.
Смею надеяться, что полезность издания «Хроники Рефтинского объединения родоведов и краеведов» не только в сохранении многолетней деятельности членов общества, но и наводит на размышления насколько полезно и почетно служить нашей родной России.