Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Бархатова Н.А. «О возрождении родословных традиций» (продолжение, начало Сборник. 2019. с. 37.)

Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский.

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали все благие

Как собеседника на пир.

Ф.И. Тютчев

В предыдущем докладе автор представила начало деятельности родоведов в  городе Асбесте и поселке Рефтинском:

историю создания общества родоведов и краеведов и общее направление его деятельности, выраженной в очень емкой  формулировке: «Возрождение родословных традиций», и предложила провести обмен мнениями за «круглым столом» о наших национальных русских традициях в прошлом и настоящем. Но никакого обсуждения за «круглым столом» не состоялось.

Не учла, что мы живем по обычаю: кто предлагает, тот и делает. Теперь, согласно укоренившейся традиции, предлагаю: следующую нашу конференцию в 2021 году посвятить нашим традициям, а родоведов и краеведов призываю выступить по этой теме.

Что такое традиция?

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений: образ действий, правила жизни в семье, в миру, в быту. Традиция – обычай, установленный порядок (например, отмечать новый год; по субботам ходить в баню; все есть с хлебом; служить Отечеству и т.п.).

Обычаи старые, новые, обычаи своей деревни, на своей улице. Традиции  национальные, воинские, светские, духовные. Есть пословица: «Обычай старше закона». Когда не было государства, племя, чтобы выживать, вырабатывало свои правила жизни – обычаи и традиционно передавало их следующим поколениям, что сохранилось в нашем языке.

Когда царя   Александра II  спросили: «Легко ли управлять такой большой империей, как Россия?». Он ответил: «Управлять не трудно, но народ наш живет не по законам, как во Франции, а по пословицам и поговоркам». В пословицах – традиции, в традициях – законы жизни. «Не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь».

Мы живем в очень сложное для родоведения время. Наше общество не объединено никакой общей идеей для выживания и построения будущего, мы разделены на партии; на патриотов и либералов; на верующих и атеистов; в культуре — на народников и западников и т.д.. Вот почему так остро стоит вопрос о традициях!

У каждого общественного движения есть свои идеологи-проповедники: у Церкви – это апостолы, проповедовавшие Благую Весть-Евангелие; у большевиков – Карл Маркс и Фридрих Энгельс с открытием экономического закона развития капитализма, его  гибели и победы коммунизма, что изложено в главном труде Карла Маркса «Капитал».

У нас были и есть свои идеологи-проповедники родоведения М. Ю. Елькин и Ю. В. Коновалов.

25 лет назад наши идеологи создали свой «Первый Интернационал» — Уральское историко-родословное общество, сейчас грядет «Второй Интернационал».

Цель УИРО: озадачить родоведением людей, имеющих корни низших сословий – крестьян, мастеровых и прочих.

В 90-е годы прошлого столетия и начала нынешнего, услышав призыв М. Ю. Елькина и Ю. В. Коновалова стать родоведами и открыв в себе генную память о своих предках, мы, не имея никакого  представления о науке генеалогии (родоведении), смело шагнули в необычный, неизвестный, многомерный и пугающий нас космос — генеалогию. Преодолев страх и комплекс неполноценности, начали учиться очно-заочно в библиотеках, музеях, архивах и учреждениях, широко разбросанных на просторах нашего родного Отечества.

К сожалению, многие и даже большинство начинавших родоведов затвердели на пороге космоса – родоведения на  многие годы, остолбенев от его грандиозности, так и не рискнув шагнуть в его отрытое пространство. А те, кто  шагнул в генеалогию и утонул в её объятьях, успешно путешествуют и делают открытия.

25 лет назад М. Ю. Елькин и Ю. В. Коновалов разработали программу обучения неофитов. Начиная с 1999 года, они стали неутомимо проводить выездные заседания в городах: Артемовский,           Асбест, Каменск Уральский, Реж, Сухой Лог, Нижний Тагил, Верхняя Салда и других, в том числе и в поселке Рефтинском. Это были настоящие мастер-классы, как сейчас говорят, по обучению родоведению.

Начинающим родоведам открылось великое множество имен авторов исторических, родоведческих и других трудов ранее им неизвестных: В. Шишонко, К.Н. Бестужев-Рюмин, В.С. Иконников, Н.И. Костомаров, В. Даль, Н.К. Чупин, Е.Н. Полякова, В.А. Никонов, А.А. Преображенский, С.Б.  Веселовский, А.А. Дмитриев, Федор Тараканов, Михаил Тюхин, Лев М. Поскочин, Григорий Чертков, Андрей Бернацкий и многие другие.

Об архивных документах мы тоже не имели никакого понятия. Что такое дозоры, ревизские сказки, крестоприводные книги, челобитные, исповедные росписи, метрические книги и где они хранятся?

Подводя итоги, сегодня мы видим, что успешно работающих родоведов-искателей надо специально выращивать специалистами учителями.

Но вот что интересно: абсолютно все наслышаны, что иметь свое родословное древо полезно и с гордостью несут портреты отцов, дедов в движении «Бессмертный полк»; на Радоницу посещают кладбища, поминают своих предков и горюют, что предки не оставили им родословия в письменном виде; идут в церковь, помянуть бы надо прадедов, опять горюют, что не помнят, не знают ни одного их имени.

Радоваться надо, что таких людей почти вся Россия: и они уже не «иваны не помнящие родства», они горюют. Они уже стоят « при дверех» и стучат в двери родоведения.

Настало время проповедникам родоведения встречаться именно с этими людьми, сблизиться с церковью, затеять одно дело и строить ряды своего родоведческого бессмертного полка предков и  демонстрировать его хотя бы в День родоведа (12 мая)  в национальной русской одежде, с портретами или  именами-фамилиями предков и со своим родоведческим флагом, как Ю.М. Сухарев.

Чтобы собрать мнения о развитии родоведения, рефтинские родоведы разработали анкету следующего содержания:

— что нужно для того, чтобы в каждой семье было свое родословие?

— каковы условия того, чтобы родоведение стало всеобщим, всенародным, как например, «Бессмертный полк»?

— каковы перспективы развития родоведения в России?

Все, кто ответили на вопросы анкеты, единогласно заявили, что должна быть государственная программа обучения учащихся школ,  профессиональных  училищ; студентов колледжей и высших учебных заведений по различным вопросам и учебникам. Изучение родословий укрепит патриотические чувства, поможет разобраться с бытующими и прошлыми традициями, поможет успешно строить справедливое будущее.

Приведу пример обстоятельного ответа на вопросы анкеты действительного члена Уральского историко-родословного общества Елены Ивановны Павшинкиной.

«Для того, чтобы в семье было свое родословие, члены семьи должны уважать своих родителей, дедушек и бабушек, знать и помнить своих предков, нужно детям в семье прививать интерес к истории страны, рассказывать, где жили их предки, чем  занимались в тот или иной период истории.

Чтобы родоведу полноценно заниматься своим родословием, нужно иметь доступ к историческим документам в архивах. Желательно, чтобы архивы как можно больше выставляли документов в интернет, так как ездить по всей стране и часами и днями ждать, когда выдадут материалы – нет ни времени, ни средств. Выходит, если сам не будешь шевелиться, то вряд ли сможешь собрать свое родословие.

Наконец, совет всем родоведам: чтобы знать историю рода, нужно изучать свою русскую культуру, быт своего народа, пытаться представить себя в то время, когда жили предки. Нужно любить свой народ и гордиться им. Воспитание людей патриотами – залог сильной и успешной России»!

В начале нулевых лет нашего столетия мы плодотворно сотрудничали с родоведом  г. Асбеста, членом УГО и УИРО Александром Иосифовичем Перевозовым – очень большим пропагандистом родоведения. В 90-е годы прошлого века Александр Иосифович не раз ездил  на родину своих предков в Тамбовскую область, объехал  пять городов, встречался с незнакомыми родственниками, искал могилы упокоившихся родных на кладбищах. Невероятные открытия ждали его  на каждом шагу: нашлась родословная роспись Перевозовых, начатая в середине XIX века с последней записью в 20-е годы ХХ века! В ней  запечатлена трагедия рода Перевозовых, трагедия Родины но, главное, традиции тех лет и семейные ценности.

Александр Иосифович стал ярым проповедником родоведения: написал множество статей, опубликованных в газетах «Асбестовский рабочий», «Уральский рабочий», выступал на конференциях в городах: Екатеринбург, Каменск Уральский, Артемовский, Асбест, поселок Рефтинский, ездил в город Ирбит. Он говорил и писал: «Я обращаюсь ко всем гражданам, ко всем общественным и государственным организациям и даже к власти: самые удивительные открытия рождаются на стыке наук, давайте все вместе состыкуемся для формирования в человеке нравственных и моральных начал!… Отдача будет максимально эффективной!

… У нас в области прошла программа возрождения родников. Но кто возглавит и финансирует программу возрождения родоведения, тот родник, из которого утоляет жажду наша душа?».

Изменения в сознании народа в пользу родоведения, конечно, есть, но нет общего национального  направления – идеологии в нашей Конституции.

19 декабря 2019 года В.В. Путин на пресс-конференции  так ответил на вопрос о государственной идеологии (дословно): «Идеология должна быть только одна — патриотизм». А о Конституции сказал, что в последующие четыре года никаких изменений не будет.

Но наша уникальная родоведческая патриотическая деятельность должна продолжаться и совершенствоваться. Конечно, мы при всем рвении не можем довести свой род до Адама и Евы, как афонский монах Римский-Корсаков, да и не надо. Чтобы знания о своем роде были полезными, достаточно для начала описать историю рода хотя бы на 4 колена, как предлагал «Союз возрождения родословных традиций», а это уже 15 персон с заходом в XIX век! Если собрать 6 колен рода, то это  XIX и ХХ века. Можно найти, чем занимались наши предки в эти два века, какими они были в семье, в миру, какие у них были традиции, таланты, подвиги; увидеть русскость в русском человеке, отличную от западной. Западный человек «всегда доволен сам собой, своим обедом и женой», русский человек всегда недоволен собой, требует от себя большего, часто бескорыстно вкладывает себя в других и в другое, чем требует жизнь. Пример: все родоведы и краеведы. Мой родственник В.В. Малыгин строит храм в селе Бичур на свои деньги (пенсия – семье, а что заработал – на храм).

Надо рекомендовать семьям завести «Родовую книгу», не по Мосину А.Г. (она не приживается), а свою, на свой манер, как один из вариантов семейной летописи, увлекательной для всей семьи: в ней делают записи и дети, и внуки в виде рисунков, стихов, высказываний, сочинений и пожеланий.

Рефтинское объединение родоведов и краеведов издало свою Родовую книгу: «Хронику Рефтинского объединения родоведов и краеведов». 1999-2019гг.

Примечательно то, что отрезок времени 1999-2019 годы – это время правления В.В. Путина. 7 мая 2000 года на инаугурации (какое неблагозвучное слово для русского уха!) В.В. Путин произнес: «У нас нет права быть «иванами не помнящими родства!» и, давая клятву, обещал: «работать открыто и честно», «руководствоваться исключительно государственными интересами».

Была надежда, что как раз наступила пора «собирать камни», возрождать разрушенное, открывать настоящую историю России, историю своего рода-племени, чтобы не быть ««иванами не помнящими родства».

За эти двадцать лет создано нами Рефтинское объединение родоведов и краеведов, издано десять сборников наших творческих открытий, изданы лично книги по родоведению и краеведение: Ю. М. Сухарев, Н.А. Бархатова, А.Л. Копырин, В.И. Бугаенко. Популярность наших научно-практических конференций такова, что на ней выступают изыскатели из городов: Екатеринбург, Асбест,        Каменск Уральский, Артемовский, Реж, Сухой Лог, Сысерть; из поселков и деревень.

«Хроника» не дает подробного изложения событий, но отсылает к источникам.

Уникально проведение праздника «День родоведа» (12 мая), что само по себе делает нас русскими: национальная одежда, русские песни и игры, состязания, застолье с братиной и другое. Отражено в «Хронике» проведение экскурсий по родному краю, научных экспедиций и их участников.

Смею надеяться, что полезность издания «Хроники Рефтинского объединения родоведов и краеведов» не только в сохранении многолетней деятельности членов общества, но и наводит на размышления насколько полезно и почетно служить нашей родной России.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты