Белова О.А. «Красные корочки». (По следам документов из архива семьи Т.Н.Бабушкиной — Ярославцевой)
«Красными корочками» называли в советское время документы работников партийных и хозяйственных органов, а также силовых структур и ведомств. Восстанавливая страницы прошлого, страницы истории предприятия под названием Сысертское асбестовое рудоуправление мне приходится пользоваться различными источниками. Каждый из них, будь то документы, хранящиеся в архиве, или просто воспоминания очевидцев, имеют определенную ценность.
Они, как маленькие отдельные точки и фрагменты «картины», разорванной временем, вдруг начинают складываться в интересное полотно, на котором можно разглядеть важные исторические моменты жизни. Люди делают историю, создают ее своими делами, поступками, они являются ее главными героями. Я расскажу о судьбе одного такого героя, о его потомках, о том, как один документ из его семейного архива заставил искать нужную историческую информацию, и о том, как эти поиски увенчались успехом.
Мой родной поселок Асбест в Сысертском районе Свердловской области существует 80 лет. Он возник в конце 1930-ых годов с открытием рудника по добыче уникального минерала антофиллит – асбеста, используемого в СССР в химической промышленности. Рудник «Антофиллит» — (так его называли первоначально) начал свою работу в октябре 1940 года. Почти сразу предприятие получило другое название «Сысертское асбестовое рудоуправление». В конце 1990 года предприятие прекратило работу, на его базе было создано ООО «Стром» [2]. Рудник просуществовал 50 лет. За весь период работы рудника с 1940 по 1990 год включительно сменилось одиннадцать директоров этого предприятия. Всех дольше в этой должности проработал Ярославцев Николай Яковлевич более 17 лет с 1947 года по 1964 год. Своими делами и поступками он сделал большой вклад в развитие поселка Асбест, в развитие производства антофиллит – асбеста. Старожилы поселка вспоминают о нем очень уважительно и с гордостью говорят: « Меня же сам Ярославцев на работу принимал!»
Такая людская молва дорогого стоит. Я не помню Николая Яковлевича, но из многочисленных бесед воспоминаний жителей старшего возраста поселка Асбест невольно проникалась все большим уважением к нему. Это подогревало во мне интерес познакомиться поближе с родными Николая Яковлевича. Я знала, что в живых его уже нет, но есть дети, внуки, правнуки. И вот в августе 2017 года совсем случайно (а может быть и нет) я знакомлюсь с его младшей дочерью Татьяной Николаевной Бабушкиной. Она живет в Сысерти в родительском доме, бережно хранит память о родителях, и как оказалось у нее есть семейный архив. Это бесценное наследие Татьяна Николаевна предоставила для изучения краеведческому музею по моей просьбе. Среди личных документов Николая Яковлевича меня и других сотрудников музея очень заинтересовало удостоверение, выданное Н. Я. Ярославцеву, как директору Сысертского Асбестового рудоуправления в 1951 году. Нужно пояснить, что рудник находился в подчинении треста «Союзасбест», базирующемся на Баженовском месторождении хризотил асбеста. На этом документе присутствует надпись «Трест Союзасбест Главасбеста МВД». МВД – это Министерство внутренних дел. Нетрудно догадаться, что главк треста в те годы, по каким — то причинам существовал в непромышленном вовсе министерстве, а в силовом. С чем это было связано? Может быть, Сысертский рудник поставлял свою продукцию для стратегических целей?
Тогда бы, наверно, существовала запретная зона с охраной. Но ведь доступ на предприятие и в поселок всегда были открытыми.
Ответ на этот вопрос содержится в книге краеведа из поселка Рефтинский Ю.М. Сухарева «Трудовые лагеря и спецпоселения в бассейне реки Рефт». Оказалось, что в городе Асбесте на Баженовском месторождении хризотил асбеста в 1950 году был расположен Баженовлаг – исправительно- трудовой лагерь для заключенных. Тогда и был создан Главасбест МВД, чтобы «привлечь внимание высшего руководства министерства, если возникли бы трудности при выполнении производственных заданий… и позволил бы руководителям обращаться напрямую к высшему руководству МВД» [1, с.38]. В структуре МВД создался главк для одного малочисленного ИТЛ под названием Баженовлаг.
С момента организации и до закрытия начальником Главасбеста МВД был горный генеральный директор 3-го ранга А.П. Митюков. Стр. 38 «Численность лагеря составляла на 01.04.52 г 6802 человека из них 666 женщин и 315 осужденных за контрреволюцию» [1, с.34].
Контингент Баженовлага занимался строительством асбестовых предприятий МВД в районе Баженовского месторождения, асбообогатительных фабрик, асбокартонной фабрики, работой в асбестовом карьере, проходкой шахт, строительством Ново – механического завода, жилья, ж/д путей, автомобильных дорог, коммунально – бытовых объектов и многого другого [1, с.39].
«Главное управление лагерей асбестовой промышленности закрыто 18 марта 1953 года постановлением СМ СССР№832 -370СС в связи с освобождением от производственно – хозяйственной деятельности. Его производственные структуры переданы в Министерство промышленности строительных материалов СССР, а Баженовский ИТЛ перешел в ведение ГУЛАГа Министерства Юстиции 29 апреля 1953 года… и окончательно перестал существовать в середине 50-ых годов» [1, с.41]. Интересно знал сам владелец удостоверения про Баженовлаг? Про труд заключенных? Предполагаю, что знал, но не распространял эту информацию, потому что Николай Яковлевич был человек по-военному строгий и дисциплинированный. Об этом свидетельствуют факты из его биографии.
Родился Николай Яковлевич 27 ноября 1906 года в городе Оханске Пермского края в нищей семье. Ввиду трудного материального положения родная мать отдала его на воспитание приемным родителям Якову Мокеевичу и Анне Каливановне Ярославцевым. Но при этом не теряла связи с сыном. Навещала его. И впоследствии Николай Яковлевич не забыл свою родную мать.
Мать Николая Яковлевича, Вяткина А.М., первый ряд, вторая слева, 1951 г.
В 1917 году в возрасте 11 лет он пошел работать на Юго- Камский завод. Сначала был сортировщиком резных гвоздей, затем — гвоздорубом. В 1923 году вступил в ряды Ленинского комсомола. С 1924- 1928 год работал формовщиком. В 1925 году женился на Марии Степановне. В 1926 году у них родился сын Павел. В 1929 году вступает в ряды ВКП(б). Николая Яковлевича выдвигают на должность председателя фабрично- заводского комитета Юго — Камского завода. 1932 – 1934 г. — работа в Оханском леспромхозе в качестве заместителя директора и начальника лесного отдела. С 1934 по 1936 г. он редактор заводской многотиражки. 1936 -1937г. – учеба на годичных курсах марксизма – ленинизма в городе Свердловске. После окончания курсов с 1937 по 1938 год Н.Я. Ярославцев работает ответственным редактором районной газеты «За большевистские темпы» в городе Полевском. 3 мая 1938 года он избран вторым секретарем Полевского РК ВКП(б). В феврале 1939 года направлен на работу первым секретарем Сысертского РК ВКП(б) [3]. В ноябре 1941 года добровольцем уходит на фронт. Заканчивает курсы политсостава в городе Белебей( Башкирия) и направляется на фронт в качестве заместителем командира батальона по политчасти в 230-ый армейский запасной стрелковый полк 53-ей Армии. Воевал на Северо – Западном фронте, Степном, Украинском, Втором Украинском, Забайкальском фронтах. Вернулся домой в Сысерть после капитуляции империалистической Японии в 1946 году [3].
1930 г. Юго-Камск. Ярославцев Н.Я.
В семейном архиве сохранились его фронтовые рукописи под названием «Воспоминания из Полевой сумки» о нелегких буднях защитников Родины в годы ВОВ. В прежней должности первого секретаря Сысертского райкома ВКП(б) его не восстановили (место занято). Семью Ярославцевых выселили из служебной квартиры по улице Коммуны. Тогда — то и начал хозяин строить свой дом на Поварне, а работу нашел на заводе « Уралгидромаш» в качестве парторга завода. В семье подрастали дети Юрий и Ленина, в 1947 году родилась дочь Татьяна. Понятно было, что несправедливо с ним обошлись в райкоме партии, отказав восстановить в должности. По этому поводу Николай Яковлевич написал в Москву и посоветовался с фронтовым другом. Вскоре его пригласили в столицу в министерство для личной беседы. Там предложили возглавить Сысертское Асборудоуправление по добыче и обогащению антофиллит – асбестовой руды. Он согласился. И взялся за работу. В 1947 году первые тонны сортового асбеста дала только что построенная обогатительная фабрика в п. Асбест [2]. В округе разведывались новые участки и месторождения этого минерала. В 1947 году трестом «Союзасбест» была создана геолого-поисковая партия специально для разведки антофиллит-асбеста в Сысертском районе, которая в последствии стала называться Сысертской ГРП. Был открыт еще один карьер на Мочаловском месторождении [2]. Постепенно приходила на помощь горнякам и обогатителям техника – экскаваторы, бульдозеры, многотонные грузовики. В поселке строились жилые дома, появлялись новые улицы, магазины, школа, детский сад, баня, здание двухэтажного клуба и конторы, столовая, общежития, пожарное депо, медпункт. Жизнь и благосостояние людей, работающих в Асборудоуправлении, улучшались с каждым годом. В этом его заслуга как грамотного, честного, заботливого руководителя. В 1964 году здоровье Николая Яковлевича пошатнулось. Ввиду болезни ему пришлось покинуть пост руководителя [2]. Он остался нештатным корреспондентом районной газеты «Маяк». Писал статьи, очерки, заметки. В 1969 году Н.Я. Ярославцева не стало [3]. Прошло почти полвека с тех пор. Но память о Николае Яковлевиче Ярославцеве жива.
Доклад был представлен на НП конференции «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 16.02.2019 г.
Использованные источники:
- Ю.М. Сухарев «Трудовые лагеря и спецпоселения в бассейне реки Рефт». Асбест, 2009. – 228с. – С.34, 38, 39, 41, 216
- Архивный отдел администрации МО Сысертский район (ф.133), д.1)
- Семейный архив Бабушкиной ( Ярославцевой) Татьяны Николаевны г. Сысерть.