Сухарев Юрий

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Боровских Мария Мой дед и его памятник В.Н. Татищеву и В.И. де Генину в Екатеринбурге

Введение

                                                                 Без памяти – нет истории.

                                                                     Без истории  — нет культуры.

                                                                          Без культуры — нет духовности.

                                                                            Без духовности – нет воспитания.

                                                                          Без воспитания – нет Человека.

                                                                    Без Человека —  нет Народа!

                                                                                                     В.А,Караковский

У каждого человека самое важное и дорогое место на Земле – это его родина, место, где он родился, рос, где живут  его родители и близкие для него люди.

Узнать об историческом прошлом своей семьи мы можем из рассказов родителей, бабушек и дедушек. И вдвойне интересней хочется знать, если история твоей семьи тесно переплетается с историей твоей страны, края, в котором ты живешь. Ещё совсем недавно я не задумывалась о том, что мне рассказывали мама, тетя о монументе — памятнике  основателям Екатеринбурга – В.Н. Татищеву и В.И. Генину.

 Памятники, как и люди, имеют свою судьбу. Народная молва гласит: «Не зная прошлого, нельзя жить в настоящем»

Бывая в г. Екатеринбурге и, прогуливаясь по Плотинке, мы обязательно фотографировались возле памятника основателям Екатеринбурга.

Мне мама говорила, что этот памятник сделал мой двоюродный дедушка. Но я, пока была маленькой, как-то не задумывалась об этом. И лишь недавно мне стало интересно узнать об этом более подробно.

Поэтому мне захотелось вникнуть в историю своей семьи, узнать о жизни и творчестве своего двоюродного деда. Так возникла идея исследовательского проекта «Памятники…….

Цель: узнать о жизни и творчестве своего двоюродного деда, художнике-скульпторе Чусовитине П.П., автора памятника – В.Н. Татищеву и В.И. де  Генину в Екатеринбурге.

Актуальность: знать свои корни, помнить о близких и дальних своих родственниках, кто и кем были мои предки, оставили ли они свой след в истории? Сохранить семейные традиции, передавать их из поколения в поколение.

Проблема: время идет, и люди уходят, а мы задумываемся о своём прошлом, о своих корнях слишком поздно.

Задачи:        

1. Сбор и обработка информации по теме ( статьи журналов, газет, справочная литература, архивные материалы), работа с литературой и интернет — источниками

 2.  Опрос близких и дальних родственников.

О памятниках

        Памятник – это скульптура или архитектурное сооружение, предназначенные для увековечивания реально существовавших (существующих) людей, исторических событий или объектов, литературных и кинематографических персонажей и др.     Памятники – это часть культурного достояния страны, народа, человечества.

В России признанные памятниками истории и культуры объекты получают статус памятника и находятся под защитой государства.

        Памятник – это, прежде всего память о человеке, о месте, о каком либо событии. Они дают нам возможность познакомиться с людьми, которые изображены, увидеть их и даже потрогать, узнать героев войны и труда, чьи фамилии вычерчены на мемориальных досках. Памятники помогают приблизиться нам к той эпохе, в которую жили и совершали подвиги эти люди. Ведь мы – граждане России, и наш долг знать и чтить историю нашей страны и малой родины.

 Краткая биография Чусовитина П.П.

      Чусовитин Петр Павлович  — скульптор, заслуженный художник России.  Родился  в 1944 году, в деревне Шипелово Белоярского района Свердловской области.  


Петр Павлович Чусовитин (слева) со своим братом Коптеловым Николаем Ивановичем в деревне Шипелово Белоярского района

   Учился в Свердловском художественном училище у Мосина Г. С. и Брусиловского М.Ш.. Затем учился в Строгановском художественном училище в Москве у С.Л. Рабиновича и Г.А. Шульца. Потом в студии у Белашовой Е.Ф., которая оказала на него большое влияние. Автор исторических портретов, участник более 110 советских, российских  и зарубежных выставок. Живет и работает в Москве.

      В одном из интервью на вопрос: «Как Вы стали скульптором?»,  Петр Павлович ответил: « У меня не было никогда проблемы выбора профессии.     Я, сколько себя помню, всегда хотел быть художником. Первые же мои детские воспоминания связаны с тем, что я что-то рисую: углём разрисовывал бабушкину русскую печку… Никто вокруг меня не рисовал, один я, и мои родственники решили, что я буду художником. Я и сам в это поверил: «Раз взрослые люди говорят, наверное, я обязан быть художником».        И я всегда держался за коробочку с акварелью, как утопающий – за соломинку. Мои сверстники ходили, допустим, на станцию «бомбить» вагоны. А я шёл писать какие-то пейзажи. В Екатеринбурге я окончил художественное училище. До этого ходил одновременно в три студии, в детскую художественную школу, в художественное училище. Моё же попадание в скульптуру – дело случая. Когда я приехал в Москву, я пошёл в Суриковский институт и увидел там горку приставленных к стене дипломов. Стал их рассматривать. И увидел, что я, в общем, прямо сейчас так могу написать. Зачем же мне шесть лет тратить на то, что я уже умею?! И подумал: «Надо бы мне поучиться тому, чего я не умею…» А что я не умею? Я не умею делать скульптуры. В Москве в это время как раз была выставка чешских скульпторов. И я подумал: « Ну вот,  скульптура из металла – сварка,  ковка,  литьё – это, наверное,  интересно…».  И поступил в Строгановку на   Художественный металл. Оказалось, что металл – это совсем не скульптура. Вернее, скульптура, но только отчасти: это какие-то медали, сувениры, призы и т.д. Да, есть и настольная скульптура, но не крупная. В общем, я перевёлся уже внутри института на скульптуру. А сделал я это с помощью Белашовой Екатерины Фёдоровны, которой я помогал в мастерской. Она была председателем Союза художников СССР, академиком и вот она, по моей просьбе, помогла мне перевестись с металла на скульптуру».  

      За годы учебы в Московском высшем художественно-промышленном училище (б. Строгановское) и одновременно работа в мастерской Е. Ф. Белашовой, знакомство с которой оказало заметное влияние на начинающего скульптора. Ее неиссякаемая энергия, принципиальность и идейность в суждениях об искусстве, преданность своему делу и удивительная трудоспособность стали для Петра Павловича тем идеалом, к которому, по его мнению, должен стремиться каждый молодой художник. « По сей день я сохраню в своей душе образы «Пушкина», «Сократа», «Партизанки», созданные Е. Ф. Белашовой », — говорит скульптор.

       Работы Чусовитина П.П.

       Одна из первых работ на  тему « Товарищ комиссар » камень, 1976 год.   В лице комиссара сочетаются суровая решимость, непреклонность и вместе с тем душевная теплота и какая-то даже задумчивая мечтательность. Комиссар первых октябрьских лет увиден глазами современного художника.

           «Иван Бабушкин» (бронза, 1977).  Иван Васильевич Бабушкин  — конкретная историческая личность. Он был революционером, его путь в революцию начался в 1894 году, когда он начал заниматься в руководимом В.И. Лениным рабочем  марксистском  кружке. ( ВИКИПЕДИЯ)

            От «Комиссара» и «Ивана Бабушкина» Петр Павлович приходит к работе над образом В. И. Ленина. Его увлекает задача показать В. И. Ленина прежде всего как  натуру, силы духа и высокие идеи которой питались верой в неисчерпаемые возможности человека, мечтой о социалистическом преобразовании мира.

          Дальнейшее развитие революционной темы нашло воплощение в работе «Время, вперед!» (кованая медь, 1980). Изображая похожих друг на друга красного командира эпохи 20-х годов и своего современника — молодого рабочего. Фигуры энергично развернуты в пространстве, жесты полны силы, движения упруги.

       «Товарищ комиссар» (1976). Историко-революционная тема, над которой П.П. Чусовитин работает много и плодотворно, все же не является единственной в его творчестве. Круг интересов мастера широк и многообразен. Как говорит сам автор: «Трудно установить свое лицо, но еще труднее от него избавиться. Поэтому художник должен всегда стремиться быть новым для себя и, как следствие, — новым для зрителя».

         Любовь к дереву (материалу, наиболее распространенному на Руси)        после изучения музейных коллекций отечественной пластики послужила основой многих экспериментов с цветом. Петра Павловича глубоко заинтересовали произведения русской деревянной скульптуры: «спасы », распятия, сложные пластические композиции в дереве, хранящиеся в музеях Ростова, Ярославля, Суздаля, Владимира и других древних городов.

    Большое восхищение вызывает у него коллекция пермской деревянной скульптуры. Знакомству с ней, а также с работами современных народных мастеров он обязан своим интересом к цвету в скульптуре. Первоначально Чусовитин раскрашивает только небольшие скульптуры, выполненные в дереве («Гуманисты», 1973; «Дионисий с Феодосием и Владимиром», 1975; «Иван Кулибин», 1975; «Охотник», 1976)

       В искусстве портрета есть метод, которому следует и  Петр Павлович Чусовитин. Художник как бы настигает натуру в момент, когда она остается в добром расположении духа наедине с собой, обнаруживая в себе нечто неизменное, проносимое через самые различные обстоятельства. В характере героев мы не встретим особенных противоречий, но не найдем и односторонности исключительной ситуации. Таковы портреты В. Никитиной (известняк, 1977), заслуженного лесничего РСФСР С. Ф. Харитонова («Деревенский философ», известняк, 1978). Образы, создаваемые скульптором, всегда находятся на грани обобщения п конкретности, будь то портреты пли фигурные композиции.

     Умение передать своеобразие пластики обнаженного человеческого тела и учесть скульптурные возможности материала проявили себя в «Пловчихе» (бронза, 1979). Непринужденность позы, жизненная убедительность самой лепки, мягкая светотень, плавная певучесть форм и контурных линий создают образ женственный и лиричный. «Пловчиха» — пример яркого композиционного дарования автора. П.П. Чусовитин умело преодолевает одну из трудностей ваяния — необходимость сообщить движение неподвижной статуе. Он стремится к иллюзии создания смыслового пространственного «поля» вокруг фигуры. Пространство решается как органическая часть скульптурной композиции.  

  Памятник отцам – основателям города Екатеринбурга

      Один из самых известных монументов Екатеринбурга – памятник отцам – основателям города Василию Никитичу Татищеву и Георгу Вильгельму (Вилиму Ивановичу) де Генину. Памятник находится в историческом центре уральской столицы, возле городской плотины. Два знаменитых деятеля изображены стоящими рядом ( в полный рост), надпись на монументе гласит «Славным сынам России В.Н.Татищеву и В.И. де Генину, Екатеринбург благодарный 1998 год». 

 Разговор с мамой.

  Моя мама, Боровских Елизавета Николаевна, мне рассказывала (, что когда она была маленькой, они с семьей часто бывали проездом в Москве. Бывало так, что они останавливались у Петра Павловича в мастерской.

Петр Павлович жил и работал в скульптурной мастерской, по адресу Преснянский Вал, дом 5. Из маминых воспоминаний: «Мне нравилось рассматривать скульптуры и бюсты в рабочем зале. Там было очень не обычно, много всяких инструментов для работы скульптора. А на втором этаже находилась библиотека Петра Павловича и спальня. Со второго этажа хорошо просматривалась сама мастерская и кухня». По словам мамы, Петр Павлович работал всегда ночью и много читал. И если семья мамы приезжала в Москву утром или днем приходилось гулять до позднего вечера, чтоб не будить Петра Павловича. Сам Пётр Павлович очень любил гулять по Ваганьковскому кладбищу. Многие памятники увиденные там вдохновляли его.

 Информация от других родственников

    От тети, Нямцу Елены Николаевны, я узнала, что ей много о Петре Павловиче рассказывала ее бабушка и отец. По словам тети, в детстве Петр Павлович, действительно очень любил рисовать. После окончания художественного училища в Свердловске, ему очень хотелось поехать учиться в Москву. Но так как семья жила бедно, денег на поездку не было. И в один прекрасный момент Петр Павлович сбежал из дома и добрался до Москвы на товарных поездах, В Москве ему тоже не сладко пришлось и первое время жил на чердаках жилых домов.

 Семейное древо

       Мне пришлось вникать, кем же я прихожусь Петру Павловичу?  Петр Павлович является двоюродным братом моему деду Коптелову Николаю Ивановичу (1945гр)   по маминой линии, и он старше моего деда на год. Значит я троюродная внучатая племянница Чусовитину П.П.


По центру бабушка (в черном платке) Чусовитина П.П. и рядом с бабушкой справа мать Чусовитина П.П. Ольга Георгиевна

    В ходе  работы над проектом я  рассказала о  родословной линии моей мамы. Я выбрала эту тему, так как актуальность её для меня очевидна. Я поняла, что незнание своей родословной – это упущение мое и моей семьи, неуважение к памяти своих предков.

  У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.

 Работая над данным проектом, я выполнила все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо.

        Данная работа возможно может иметь продолжение. Мне хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо, не только по одной линии. Сделать его ветви более разветвлёнными.

Статья представлена на 18-ю НПК «Возрождение родословных традиций, 18.02.2023 г, Рефтинский

Автор:  Боровских Мария Владимировна ученица  6«а» класса, руководитель: Черепанова Марина Леонидовна, педагог дополнительного образования, Лицей №9

Комментарии запрещены.

Полезные сайты