Бугаенко В.И. Деревня Чебуренки — моя малая родина
«Деревня дальняя моя,
Что Чебуренкою звалась.
Жила там вся моя родня
И я там родилась.
Берёзки белые стоят
Под солнцем на ветру.
Они меня домой манят…
И вновь слезу утру.
Жила я там, где шёл Колчак,
Окопы вдоль дорог.
Не позабудется никак
Жестоких войн урок.
Сибирь моя – родная Русь!
Озёр зеркальных блеск.
Когда-нибудь сюда вернусь
Услышать водный всплеск».
В 2017 году с сестрёнками Любой и Галей осенью в октябре приезжали в Чебуренку, чтобы побывать на могилах родителей и родственников. Подъезжали к дому, вернее сказать к месту, что осталось от нашего дома. Развалины… Только две ели в саду, что садил ещё наш дед Чуянов Аким Игнатьевич (1883-1937гг.)
«Домишка старый в центре той деревни
Скучая, скособочившись, стоит,
Где солнце ярко, где косые ливни,
А он сейчас как старый инвалид.
В деревне пусто, не поют девчата.
Не так кричат под утро петухи,
Но слышал дом застольную когда-то,
И в дверь его стучали женихи.
Стоят понуро сгрудившись берёзы,
Встречая ночь и утром солнца свет.
Идут дожди, гремят в июле грозы,
Но только нас в том доме больше нет!»
О такой небольшой деревеньке, как Чебуренки, сведений в старых книгах и архивных документах сохранилось мало. И здесь пригодились воспоминания моих родственников, папиных сестёр, а также старожилов деревни и их детей и внуков.
Говорят, что своё название деревня получила от фамилии офицера на царской службе Чебуренко, получившего в награду за службу , участок казачьей земли. И, действительно, в старых документах такая фамилия встречалась. Чебуренко на своей земле не жил, а передал её в аренду переселенцам. До образлвания деревни у берёзовой рощи, где сейчас находится кладбище, жил казах Балеке (Белеке), переехавший позже в соседний аул. Отношения между переселенцами и казахами были добрососедскими, они приезжали друг к другу в гости.
В Сибирь тогда ехали в поисках лучшей жизни, спасаясь от малоземелья. Это стало возможным после отмены крепостного права (1861г.) Мой прадед Чуянов Игнатий Васильевич с женой и детьми Иваном, Акимом, Филиппом, Григорием, дочерьми Настей, Полиной, Аграфеной переехали в конце 19 века, где-то в 1899 году из-под Гомеля (Белоруссия), из села Старые Иваки.
Переселившихся был целый поезд, с собой они везли всякую утварь (мебель, одежду, прялки и даже саженцы красной смородины (апоречке) по речке росла. И до сих пор в садах потомков – белорусов растёт этот кустарник и в саду моего отца росла эта кисло-сладкая ягода.
Приехали также Дорошенко, Пархоменко, Холявкины. Стали строить жильё.
Дорошенко Никифор Ермолаевич построил дом из самана: прихожая, кухня, зал, две спальни. Его сын Яков сначала жил вместе с отцом, но затем отделился. Чуянов Игнатий Васильевич построил деревянный дом (стоял там, где в послевоенные годы был магазин.
Старожилы рассказывали, что чебуренские крестьяне считались зажиточными, держали много скота, распахивали землю, выращивали зерно и овощи. Часть из них были баптистами, алкогольные напитки не употребляли, и это способствовало процветанию крестьянских хозяйств. Вера сближала их с жителями села Усовки, где у баптистов был молельный дом.
Анна Яковлевна Эсаулова(Дорошенко) вспоминала, что особенно хорошо жили Чуяновы. Их дом был крыт железом. В хозяйстве была паровая машина, приводившая в действие молотилку. Материальное благополучие достигалось тяжёлым трудом и экономией. Своим дочерям-девицам И.В. Чуянов не покупал шерстяных платьев – копил деньги на приобретение лобогрейки. Его сын Аким (1883-1937гг.), мой дед, прибыв в Сибирь, батрачил в Усовке, а затем ему пришлось служить в царской армии. За службу был награждён медалью за спасение погибающего.(1903-1905гг.)
Спасаясь от бедности перед революцией из Витебской губернии в Михайловку к родственникам приехала девица Жизневская Таисия, здесь она была знакома с Осипом Брозовичем (И.Б. Тито), а вскоре перебралась в Чебуренки к старшей сестре, бывшей замужем за Холявкиным.
Позже Таисию выдали замуж за объездчика Совпеля Алексея Николаевича, а после его смерти она вышла замуж за Пархоменко Василия Семёновича, председателя местного колхоза, погибшего в 1942 году на войне. Когда-то в Чебуренках жила большая семья Совпелей. У Николая Михайловича Совпеля были сыновья Михаил, Алексей (умер в 1938г.от туберкулёза), Вениамин (погиб на войне) и дочери : Ольга, Полина, Настасья, Екатерина.
Постепенно деревня Чебуренки разрасталась, налаживались связи с окрестными селениями. Тит Ковалёв (1675г.р.) приехал в Марьяновку в самом начале века. Был он стрелочником на станции. Какой-то старик наворожил ему, что Тит женится на девушке в клетчатой рубашке, с которой он познакомится у колодца. Так и случилось. В Чебуренки, куда Ковалёв приехал с земляками, он познакомился с Анастасией Игнатьевной Чуяновой, понравились друг другу и поженились. Молодым дали в железнодорожном доме ( стоял до 1988 года у входа на Марьяновский пешеходный переход) однокомнатную квартиру. Дети Тита и Анастасии Иван, Борис и другие приезжали к деду Игнатию и бабушке в Чебуренки, а во время марьяновских боёв спасались у них от опасности быть убитыми.
Учительница Москаленской школы Лукашева Лидия Ивановна также была дочерью Тита Ковалёва, но не носила его фамилии и отчества, потому что, когда умерла её мать , Анастасии было пять дней. А вскоре отец сошёлся с женщиной и переехал к ней на соседнюю станцию. А малютку удочерила тётя , сестра умершей матери, Пелагея Игнатьевна и ей муж Дорошенко Иван Никифорович, чью фамилию и отчество Лидия и носила.
Жители Чебуренки в округе слыли заядлыми охотниками. Старожилы, вспоминая былое, шутили, что Семён Пархоменко, при переселении в Сибирь, шёл за поездом с ружьём. В Марьяновском музее хранятся фотографии за 1925-29годы, на них запечатлены охотники из Чебуренки. Мужчины видные, в плащах, болотных сапогах, с ружьями. На траву брошены трофеи, в одном случае это волк, в других- зайцы, утки.
В 30-е годы, во время коллективизации и репрессий, богатую деревню разорили. Самых трудолюбивых крестьян выслали или погубили. Не буду называть фамилии тех людей, чьими руками была выполнена эта грязная работа, хотя их в Марьяновке (после реабилитации невинно уничтоженных) узнали, когда стали доступны документы по раскулаченным жителям Чебуренки.
Вот судьба моего деда Чуянова Акима Игнатьевича. Когда его семью раскулачили, дочке Ирине было 6 лет ( Ирину Акимовну, проработавшую много лет в институте усовершенствования учителей города Омска, знают многие марьяновские педагоги). Она рассказывала: « Была зима, нас собрали всех в кучу и на конях повезли в Боголюбовку, где был сборный пункт для отправки раскулаченных на север. Но потом детей вернули в Чебуренку, а там оказалось, уже всё вычистили: картошку из погреба, все овощи, вещи, корову увели. Немного погодя нас отправили на лошадях в Иркутскую область. В дороге у мамы выкрали продукты. Не понимаю, как она смогла нас спасти, выходить, мне 6 лет, Груне 4 года, а Игнату -2? Отца отправили на стройку Беломорканала, мы так и не встретились с ним, а нас снова в Чебуренку более чем за две тысячи километров. Через три года отца за ударный труд отпустили домой. А четвёртого сентября 1937 года пятиклассница Ирина Чуянова и другие дети шли из овцеводческой школы (5км от Чебуренки) домой, по дороге их догнал конный милиционер Д. « Где Чуянов Аким живёт?»-спрашивает. Ему показали. «Прихожу домой, вспоминала Ирина Акимовна, -а отец уже умывается: « Прощайте деточки.» И его увели. А мы уже три года без мамы жили, я за старшую в семье осталась. Весь год перебивались, нас избегали. Тётя Поля, сестра отца (приёмная мать Лукашевой Лидии Ивановны) настряпает чего-нибудь и огородами нам несёт. Потом уже Анна Акимовна, старшая сестра (1911г.) не вынесла, уговорила мужа переехать из Щербакульского района Омской области в Чебуренки, и мы стали жить одной семьёй. Отец больше домой не вернулся. Реабилитирован в 1988 году. Из документов узнали, что был расстрелян 22 сентября 1937г. Осталось восемь детей, отец мой самый младший. Раскулачили и старшего брата Акима Игнатьевича Григория Игнатьевича и сестру Аграфену Игнатьевну Василенко(Чуянова).
В 30-е годы председателем местного колхоза «Седьмой съезд Советов» был Наум Гаврилович Дорошенко. После него колхоз возглавил Василий Семёнович Пархоменко, а когда его призвали в армию, председателем назначили ветфельдшера Иосифа Савельевича Чебука, но не надолго. В конце 1941 года его арестовали, как врага народа. Домой он также не вернулся.
Чебуренские старожилы помнят его сына, Фёдора Иосифовича, он был учителем начальной школы. Я тоже четыре года училась у Федора Иосифовича и у его жены Татьяны Фёдоровны с 1954-58гг. Уже давно их нет, похоронены в Чебуренки.
Школа в Чебуренки была и раньше. Это был деревянный дом, разделённый коридором надвое, по одну сторону большой класс, по другую – квартира молодой учительницы Марии Фёдоровны Воропаевой. Было это в 20-е годы 20 века. Тогда (в 1925году) в деревне Чебуренки Нокинского сельского совета насчитывалось 32 хозяина и проживало 193 человека, а через три года в Чебуренки , но уже Боголюбовского сельского совета , число жителей увеличилось до 249.
Написать полную историю даже такой небольшой деревеньки, как Чебуренки, невозможно. Стоит лишь продолжить поиски, как обнаружатся новые подробности. Жизнь не укладывается в рамки в рамки моего сообщения.
После войны Чебуренки стала отделением госплемзавода «Марьяновский». В 70-е годы уже были планы о «списании», т.е. ликвидации деревни, как населённого пункта, но тогда это сделать не успели. Деревня живёт. Хотя численность населения в ней уменьшилась с 302 человек в 1970 году до 237 в 1976 году. К настоящему времени коренных жителей почти не осталось.
На 1 октября 2023 численность населения (постоянных жителей) деревни Чебуренки составляет 119 человек, в том числе детей в возрасте до 6 лет — 4 человека, подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет — 6 человек, молодежи от 18 до 29 лет — 14 человек, взрослых в возрасте от 30 до 60 лет — 55 человек, пожилых людей от 60 лет — 34 человека, а долгожителей деревни 6 человек.
Чебуре́нки — деревня в Марьяновском районе Омской области России. Входит в состав Грибановского сельского поселения. Основана в 1900 году. В 1928 г. посёлок Чебуренково состоял из 45 хозяйства, основное население — русские. В составе Нокинского сельсовета Борисовского района Омского округа Сибирского края. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в гендерной структуре населения из 178 человек мужчин — 93, женщин — 85(52,2 и 47,8 % соответственно) В 1928 г. основное население — русские. Согласно результатам переписи 2002 года, в национальной структуре населения русские составляли 77 % от общей численности населения в 190 чел..
Статья представлена на региональной XIX НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 10.02.2024 г
Литература:
1.Книга «Народы Омской области» 2011г.
2.Книга « Марьяновский меридиан» М.И.Саньков
3. Газета»Омская правда» май 1988г.
4.Газета «Авангард» июль 2000г.
Фотографии из семейного альбома В.И. Бугаенко (Чуяновой),