Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Буткина С.Г. «Братство любите»: от идеи братолюбия к созданию Симеоновского братства (Шадринск) в просветительской деятельности прот. Николая Буткина

 

 

 Прот. Николай Григорьевич Буткин (1882-1937) — непрославленный новомученик. Родился он на Урале, а расстрелян был в Уфе 28 ноября 1937 г. Этот человек заслуживает серьёзного внимания, особенно в канун 135-летия Екатеринбургской епархии. Именно здесь начиналось его служение.

Николай Григорьевич Буткин, выпускник Казанской духовной академии, 1907 г.

Духовная Акадения г.Казань

 После окончания в 1907 г. Казанской духовной академии свящ. Николай Буткин направлен в г.Екатеринбург и где он служит до августа 1916 года. Это очень активный период. В это время он одновременно:

— постоянный член Екатеринбургского уездного отделения епархиального училищного Совета;

— член епархиального миссионерского Совета; — председатель проповеднического Комитета;

— член совета епархиального Братства святого праведного Симеона Верхотурского;

— член совета и делопроизводитель Общества Милосердия во имя святителя Николая;

Отец Николай Буткин, 1910 год

Мужская гимназия №1

— законоучитель сначала женской, а затем мужской гимназии № 1 г. Екатеринбурга; — священник в Покровском домовом храме при Екатеринбургской мужской гимназии.

Нередко по вечерам у него на квартире проходят заседания совета Общества милосердия или комитета пастырских собраний. Отец Николай в центре многих обсуждаемых проблем: он участвует в программе публичных чтений по вопросам общественной трезвости, в решении проблем по устройству детского убежища с целью дать дневной приют детям улицы.

Как активный член миссионерского братства отец Николай часто выступал в общественных собраниях, особенно там, где собирались интеллигенция и молодежь.

Что бы лучше представить масштаб личности, глубину веры и духовной интуиции этого человека рассмотрим каждое направление церковного служения отца Николая более подробно.

I

Детское убежище екатеринбургского Благотворительного общества

 Занимаясь вопросом создания детского Убежища отец Николай, прежде всего, объединяет усилия городских благотворительных учреждений. Предлагает программу, в которой надо отметить адресность помощи, тщательное исследование всех обстоятельств нуждающихся, чтобы помощь была действенной. Жизнь детей в Убежище планировалась так, что обучаясь ремеслу, получая горячий обед и возможность дневного отдыха, дети несли и ответственность за порядок в помещениях, за мебель и используемый инструмент. При этом ставилась цель не только оказать материальную помощь, но и воспитать человека, способствовать формированию его личности. Так отец Николай пишет, что необходимо оказать «широкую духовную помощь брошенным детям. Путем организации обучения и после объединенных занятий ремеслом совершенно парализовать ужасное влияние на них улицы и в большинстве случаев ужасной семейной обстановки. Наконец, путем организации всего режима дневного Убежища перевоспитать этих обреченных на гибель ребятишек, развить в них любовь к труду, сделать их способными к жизни в Обществе». 3 декабря 1912 г. убежище было открыто

II

Григорий Иванович Буткин

 О законоучительском дслужении отца Николая хочется сказать следующее. Его отец — Григорий Иванович Буткин, более сорока лет был бессменным директором в школе села Бродокалмак (Челябинской обл.). Идя по его стопам, отец Николай в течение 9 лет преподавал Закон Божий в гимназиях Екатеринбурга, сначала в женской, а затем в мужской. Это дело он называл родным. Оставить работу в школе его вынудила болезнь – развивающаяся глухота. Позднее, составляя программу по Закону Божию прот. Николай писал, «что существующая программа Закона Божия неудовлетворительна признано почти всеми. Главный её недостаток в том, что она дает материал для заучивания, но ничуть не развивает религиозного сознания, равно и не стремится использовать воспитательное значение священных уроков».  Свой подход к этим занятиям прот. Николай выразил так: «через все школьные годы я старался выдержать девиз: от ребенка не требуйте знания Закона Божия, давайте ему его почувствовать. Научите его верить в промысел Божий и обращаться к Отцу Небесному. Покажите ему несомненное участие Бога в жизни человеческой и убедите, что человек должен помогать в мире делу Божьему. Раскройте ему глаза на явление Христа, как на призыв всех людей к Царству Божию».

III

Стоит сказать о проповедническом и миссионерском служении отца Николая. В силу того что он находился в гуще современного ему общества, видел церковную, общественную, политическую и культурную жизнь, то он и хорошо понимал болезни этого общества. В церкви его особенно волновали такие проблемы как:

— аскетизм или пути индивидуального спасения;

— обособленность церкви и духовенства от мирской науки и культуры;

— обмирщение веры и ее раздвоенность.

Необходимым условием для преодоления этих проблем и церковного преобразования прот. Николай считал внутрицерковную миссию.

1) Его проповеди, статьи, доклады и лекции обращены к людям верующим, утратившим веру, а так же к собратьям-пастырям и церковному клиру. В рамках личной миссии отца Николая следует отметить множество публикаций рассчитанных на самую разнообразную аудиторию — от неграмотного крестьянина уральской глубинки до рафинированного интеллигента и пытливого молодого атеистически настроенного студента. Его лекции, например, «Аскетизм и христианство», «Богословие и жизнь», «Ищущие Бога» всегда собирали большое количество народа. 

Екатеринбургское отделение Императорского музыкального общевства

Так на лекцию «Ищущие Бога» в зал Екатеринбургского отделения Императорского русского музыкального общества собралось до тысячи человек. Журнал ЕЕВ за 1913 г. сообщает: «На такое количество зал не рассчитан. Не хватало мест и многим пришлось все время стоять. Не хватало мест и на вешалках для платья публики. Запоздавшие принуждены были сваливать свои шубы в общие кучи прямо на пол у ног швейцаров. Вход был бесплатный по билетам, но многие прошли и без билетов, так как остановить хлынувший поток публики распорядителям, удалось не сразу».

2) Выступает отец Николай и на епархиальных собраниях. Из его обращений к братьям-пастырям видно, как горячо он радеет о том, что бы «даже самая убогая церковь отныне огласилась непрерывным словом благовествования Евангелия Христова, согрела бы и обласкала душу каждого мирянина, привязала бы её навсегда самыми мощными узами ко Христу, каждого покорила бы всецело св. Церкви». Стремясь к тому что бы возродилось пастырское служение духовенства в деле церковного учительства и просвещения народа отец Николай предлагает создать внебогослужебную организацию проповеднического содружества пастырей. Такая организация, по его мнению, могла бы способствовать развитию души и религиозного самосознанию проповедника, а так же «будить ум вопросами текущей жизни»[1]. Собираясь и вместе обсуждая евангельские тексты пастыри так же могли бы в этом «содружестве, активно приобщиться к братии и тем разрешить свою душу от личных переживаний»[2]. Для того чтобы слово пастыря было со властью, а его речь живой отец Николай предлагает на собраниях проповеднического кружка обсуждать темы проповедей, выслушивать добровольные импровизации, а так же подбирать лучшие проповеди современных церковных проповедников, использовать возможность приглашать друг друга проповедовать.

В своем докладе «Психологическая сторона нравоучительной проповеди» прот. Николай дает подробные практические рекомендации о характере, содержании проповеди и объясняет особенности благовествования различным группам общества (интеллигентам, крестьянам, среднему сословию).

«Под современностью нельзя понимать погоню за вкусами и увлечениями времени. Слово проповедническое должно быть всегда учительным и беспристрастным, уроки жизни — объективными, не завсящими от вкусов слушателей.

«Современность» — это удочка которой проповедник заманивает слушателей, приковывает их внимание и ловит их в послушание  Христу… Здесь испытание учителю. Он должен приямо и без обиняков объяснить, как смотрит на то или другое обстоятельство Евангелие и Церковь. Что оно дозволяет и что безусловно осуждает и запрещает. Может быть учение Христово как раз будет противоположно ественному настрою и «воле народа».

«Сила слова… не столько обуславливается искусством, сколько неподдельное участие в жизни людей. Любовь нужна проповеднику в таких обстоятельствах».

«Нужно умножать в себе религиозный опыт — вот что можно посоветывать проповеднику слова Божия».

 

Обращает внимание и на такой особый вид проповедничества — Богослужебное чтение это — «оглашение людей самим Словом Божьим», так как «благоговейное чтение, осмысленная передача слова Божия и богослужебных молитвословий отнимет скуку в молящихся и научит их понимать славянский язык».

3) В сущности молодой еще священник отец Николай хорошо понимает как велика роль пастыря в духовной жизни человека. Поэтому целью его обращения и активной проповеди собратьям-пастырям является возрождение священнического служения, как исповедничества. Соглашаясь с архиеп. Волынским Антонием[3], отец Николай считал, что центром пастырства должно быть «участие и полное срастворение жизни служителя Божия с жизнью пасомых»[4].

Необразованность, непросвещенность духовенства стали в то время уже повсеместной проблемой в России, пути ее обсуждали в ходе предсоборной дискуссии[5]. Отец Николай считал, что только духовный рост пастырей, может благотворно влиять на прихожан, помогая формировать в них духовные потребности, стремление к вхождению в церковную традицию и способность противостоять различным суевериям.

4) Но в это время в церковную среду уже вошла такая серьезная беда как индивидуализм. Поэтому требовалось с одной стороны, просвещение и самообразование духовенства, с другой стороны, преодоление индивидуализма. Отец Николай понимал, что обособленность и разъединенность в среде духовенства пагубно влияли и на паству. «Знаю скудность духовной жизни в приходах, знаю, что много плевел растёт на поле Божьем. Много запущено, и, пожалуй, с чего начинать работу, сказать трудно. На одно можно указать: надо покончить с уединением, обособленностью. Грех этот сделал то, что мы, духовенство, утратили словно представление об общем деле пастырства. Каждый делает дело от себя и за свой страх. Что же в результате? Паства потеряла ясное понимание обязанностей религиозных и тоже, как мы, впала в индивидуализм»[6].

Отец Николай стремится возвратить пастырей на путь братского единения предлагает разные возможности. Например, воспользоваться пастырскими собраниями духовенства как возможностью «обменяться заветными мечтами, нужными мыслями, найти в содружестве с другими живую среду для своих пастырских верований и настроений»[7]. Говорит об объединении духовенства для поддержки епархиального Екатеринбургского Симеоновского Братства, способствующего делу просвещения. Епархиальное Братство выполняет великую миссию, отец Николай пишет: «только через эти Братства можно перевести религиозное просвещение народа из храма и школы в самую жизнь»[8].

Сложная общественно – политическая ситуация в стране, так же требовала от пастырей специального разъяснения ее прихожанам. Об этой обязанности духовенства писал прот. Н. Буткин и другие пастыри.[9] В 1915 году, в назревающей революционной ситуации отец Николай предлагает полемическую площадку на страницах Екатеринбургских епархиальных ведомостей «Дневник священика». Пишет там об общих путях пастырства, о признании единых для всех пастырских целей и задач, утверждении пастырей в духе церковности, чтобы «по церковному думать, чувствовать и жить»[10]. В связи с революционными событиями 1917 г. вопрос внутреннего единства в среде духовенства становится особенно актуальным.

 

Следует отметить духовную интуицию прот. Николая. Многие, думаю, знают с какой радостью и надеждой на преобразование церковной жизни была встречена духовенством Екатеринбурга февральская революция. От провозглашенной Временным правительством свободы царила всеобщая эйфория. В отличие многих прот. Николай сохраняет трезвенность, не поддаваясь политическим лозунгам и не улавливаясь духом времени.

Свое отношение к революционным событиям он высказал в письме к другу: «Революция стихийно вызывает к обнаружению человеческие страсти и вожделения. Нам предстоит поэтому видеть и пережить многое. Нужно ли, чтобы мы, духовенство, увеличивали необдуманными выступлениями страстность людскую и участвовали непосредственно в борьбе за гражданские права?»[11].

На рубеже 1916-1917 гг. в церкви активно обсуждался вопрос о возрождении жизни на приходах и отец Николай участвует в обсуждениях. Однако в итоге своего служения в Екатеринбурге у него вызревает мысль об объединении верующих людей в церковное Братство мирян служащих Богу. Главной задачей его пастырского служения стало – собрать людей во имя Христа. 

Клир Спасо-Преображенского собора прот. Николай Буткин в центре, 1920-е гг.

Он пишет: «Задача духовенства в том, чтобы организуя верных, как должно, на деле доказать как мирно и радостно может идти жизнь под покровом Церкви. Мы знаем какое значение в первохристианствн имела Любовь. Будем и мы внедрять в жизнь Любовь. Будем учить жить не в одиночку, а братством»[12]. Это сердечное устремление нашло свое реальное воплощение на приходе Спасо-Преображенского собора в г. Шадринске. 

Спасо-Преображенский собор г.Шадринск

С 1916 по 1918 годы все свои дары – просветительский, проповеднический, дар милосердной любви к людям и дар общения – прот. Николай направляет на вдохновение людей идеей христианского братства и находит единомышленников из разных слоёв общества. Образ св. Симеона Верхотурского чудотворца, как служащего мирянина, вдохновлял отца Николая на собирание людей желающих послужить Богу и церкви. Поэтому названо было братство Симеоновским. Его официальное открытие состоялось после торжественного молебствия 31 декабря 1918 года.

Симеоновское Братство при Спасо-Преображенском соборе

«Народная газета» сообщала, что «Братство ставит своей задачей объединение верующих около церкви и поднятие веры в людях до степени сознательной, действенной»[13]. Члены Братства активно занимались помощью пострадавшим от революционных перемен семьям (помогали независимо от того, по чьей вине – белых или красных – семья потеряла кормильца). Овощи с посаженного и общими силами взращиваемого огорода собирали и развозили по всем опекаемым семьям. Вместе молились, украшали храм, занимались религиозным воспитанием детей. 

В 1918 году прот. Николай подвергался «ложному расстрел», в июле 1919 года его задерживает ВЧК, и он избегает расстрела только благодаря тому, что за него заступились многие горожане и два красноармейца, семьям которых Братство помогало, спасало от голода и нужды. В 1920 и в 1923 годах прот. Николая арестовывали по обвинению в «контрреволюционном содержании проповедей» и за «поминание на богослужении Патриарха Тихона».

В 1926 году прот. Николая Буткина ссылают в Уфу, а Симеоновское братство закрывают в связи с запретом осуществлять в советском государстве религиозную деятельность.

В Уфе он продолжает священническое служение до 1931 г., до тех пор когда в городе полностью закрывают храмы.

До нас дошли рукописи прот. Николая, написанные им в период проживания в Уфе. В одном из текстов он пишет, что мечтает о собирании братстве, но видя тяжелое душевное положение людей, подавленность, страх, разрозненность понимает невозможность этого. Продолжает, однако, призывать верующих людей к соборности и дисциплине.

1 августа 1937 г. прот. Николай арестован, обвинён в организации тайного женского монастыря и в участии в контрреволюционной организации. Виновным себя не признал.

Расстрелян по приговору тройки при УНКВД Башкирской АССР 28 ноября 1937 года. 4 мая 1960 года Президиумом Верховного Суда Башкирской АССР реабилитирован.

[1]       Николай, свящ. О проповеднической организации // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1913. Отдел неофиц. № 39. С. 859.

[2]     Там же. С. 858.

[3]               В докладе «Психологическая сторона нравоучительной проповеди» кроме архиеп. Волынского Антония отец Николай обращается к примеру проповеди еп. Тамбовского Феофана, свт. Иаонна Кронштадтского, архиеп. Херсонского Иннокентия, свт. Тихона Задонского, а также свт. Григорию Богослову и свт. Иоанну Златоусту, а также книге Ч. Сперджена « Как сделаться оратором», Сер. Пос. 1908 г.

[4]               Буткин Николай, свящ. Психологическая сторона нравоучительной проповеди // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1910. Отдел неофиц. № 47. С. 1058.

[5]           Флоровский Г., прот. Пути Русского богословия. 3-е изд. Репр. воспроизведение изд.: Париж, 1937, Вильнюс: [б. и.], 1991. 600 с.

[6]               См.: Буткин Николай, свящ. Дневник священника // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1915. Отдел неофиц. № 21, 25, 26, 41.

[7]                Буткин Николай, свящ. Доклад «Объединение духовенства» был прочитан на пастырском собрании духовенства Екатеринбургского благочиннического округа 08.03.1911 г., а впоследствии напечатан в Екатеринбургских епархиальных ведомостях священника // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1911. Отдел неофиц. № 18. С. 402.

[8]                Буткин Николай, свящ. Общее епархиальное дело // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1913. Отдел неофиц. № 42.С. 994.

[9]              См. Серафим (Чичагов), архиеп. О возрождении приходской жизни. Спб. : Сатисъ, 1993.С. 11.

[10]             Буткин Николай, свящ. Дневник священника // Екатеринбургские епархиальные ведомости. [Электронный ресурс]. 1915. Отдел неофиц. № 21. С. 401.

[11] Буткин Николай, прот. Роман «Виноградари. Ч. I. Сеятель» (вступ. ст., публ. и прим. С. Г. Буткиной) // Вестник ЕДС. 2014. № 2 (8). С.289–375.

[12]                   Там же. Л. 94, [в печати].

[13]                   Народная газета. 1919. № 4. 5 января

Комментарии запрещены.

Полезные сайты