Воробьева Л.Б. БУКВАльная жизнь учительницы русского языка и литературы Клюкиной (Устиновой) Людмилы Фёдоровны
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев «Русский язык»
Посвящается
году Педагога и Наставника – 2023
и году Семьи -2024,
педагогам, работавшим в рефтинской школе № 17,
и о которых ещё предстоит написать
Ярославцева Ангелина Ильинична
Колясникова Людмила Александровна,
Нифонтова Галина Андреевна,
Коврижных Вера Донатовна,
Коняхи на Валентина Илларионовна
Эпиграфом к статье «БУКВАльная жизнь учительницы русского языка и литературы Клюкиной (Устиновой) Людмилы Фёдоровны» не зря взято стихотворение в прозе И.С.Тургенева « Русский язык»:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Жизнь учительницы русского языка и литературы Клюкиной Людмилы Фёдоровны была БУКВАльно наполнена «раздумьями о судьбах» своих детей, учеников, и видела она в нём цель воспитания – «поддержку и опору», «великую» силу для формирования моральных качеств характера школьника с помощью «могучего, правдивого и свободного русского языка»! После посещения одного из уроков молодой коллеги по теме «Стихотворения в прозе Тургенева» Людмила Фёдоровна, оценив его на «хорошо», предложила на будущее внести в него минутный рассказ о судьбе этого стихотворения в оккупированном фашистами Спасском-Лутовинове:
Школьная учительница, оставшаяся в оккупации, пришла к коменданту с просьбой не закрывать музей при усадьбе писателя И.С. Тургенева. Обосновавшиеся здесь фашисты ничего крамольного не увидели в работе музея, когда и сами побывали на экскурсии в нём. Здесь была хорошая мебель, шкафы и витрины с книгами и рукописями русского писателя.
Но… не могли понять: почему затем селяне выходили из музея с просветлёнными лицами. Улыбка, радость в глазах, не сгорбленные спины и не понурая походка насторожили полицаев! Им было невдомёк, что учительница, прочитывая стихотворение великого писателя «Русский язык», вселяла в людей веру в победу и освобождение! Действительно так происходило и с моими учениками! Они упорно заучивали наизусть и с улыбкой на лице произносили даже последние трудные для их понимания строчки:
«Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Видимо, эти строки будут навсегда своевременны. Особенные они для нас и сейчас! Благодарю моего Наставника, Педагога с большой буквы Клюкину Людмилу Фёдоровну за тактичную методическую помощь, за великую любовь к русскому языку и литературе!
Устинова Людмила Фёдоровна
родилась 21 апреля 1936 года в городе Ижевск. Семья переехала в г. Свердловск и Людмила начала учёбу в школе № 24 на Шарташе, закончила обучение с серебряной медалью. По окончании школы училась в Свердловском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы.
В 1960 году по распределению поехала в п. Белоречка, что находится под Верхним Тагилом Свердловской области, где проработала несколько лет. В 1970 году Людмила Фёдоровна с Виктором Фёдоровичем Клюкиным и двумя сыновьями переехали в п. Рефтинский. 1 сентября 1971 год Людмила Фёдоровна с сыновьями перешли в 17 школу, Коля – 6 кл, Боря – 7 класс. В школе № 17 Людмила Фёдоровна преподавала русский язык и литературу. Выпустила учеников в 1975, 1989, 1996 году. Многие помнят её как Устинову, но в 90-е годы она поменяла фамилию на Клюкину. Умерла 30 апреля 2002 года в п. Рефтинский в возрасте 66 лет.
17 ноября 2023 года с Ботаниной Розой Ивановной рассматриваем фотографии, где есть Клюкина Людмила Фёдоровна, она вспоминает совместное время работы: Преподавала математику в классах, где классным руководителем была Людмила Фёдоровна. Говорить особенное и торжественно о коллеге не умеет и не хочет. Работали рядом, как подруги – коллеги. Выполняли свой профессиональный долг, тактично находя индивидуальный подход к каждому ученику. Можно ведь и без вмешательства родителей и педсовета побеседовать с учеником, что и «тройка» — это оценка! Хотя кто-то ей рад, потому что в этот раз достиг большего. Кто-то совершенно не доволен. С каждым разговор разный! Отличник видит свою ошибку и требует исправить оценку. Ему приходится объяснять, что в следующей работе будешь внимательнее, не отвлекайся, пиши цифру в ответе точную… А перед троечником ставишь задачу: не снижать темпов! Так и находишь компромисс. Необходимо, чтобы ученик сам осознал: над чем ему работать. Случаи бывали разные, та же Марина Семёнова, дочь директоров, отличница в математике, за одно из заданий в тетради получила тройку. Запереживала! Как об этом сообщить маме!? Решили, что не надо пока говорить ни классному руководителю, ни родителям… Ведь постаралась, сделала следующее на отлично. В результате, в журнале стояла хорошая оценка, что и требовалось всем!
Роза Ивановна проводит пальцем по фотографии: вот Алёна Ульянова, вот Люба Дубинкина, Стас Приходкин, Наташа Зудова, Алла Шведкина, Женя Решетникова, Миша Панов… А мне представляется, как и Людмила Фёдоровна своеобразно говорит о каждом ученике, об отношении к учёбе, к общественному труду, к мероприятиям. А если задаёшь «официальный» вопрос о наградах, категориях, зарплате — смутится до румянца на щеках, прикроет немного глаза и переведёт разговор на «простые вещи».
Воспоминания о Клюкиной (Устиновой) Людмиле Федоровне
Н.В. Клюкин
08.04.1970 года не стало моей родной матери Клюкиной (Ворошиловой) Зинаиды Федоровны. Проживали мы в г. Верхний Тагил Кировградского района Свердловской области. Моему брату Борису было 13 лет, а мне 11лет.
Мой отец Виктор Федорович работал на Верхнетагильской ГРЭС. В это же время строилась Рефтинская ГРЭС, куда постоянно требовались рабочие и специалисты различных профессий. Отец познакомился с Людмилой Федоровной учителем русского языка и литературы старших классов в рабочем поселке Белоречка. По общему согласию решили переехать жить в п. Рефтинский. Закончили с братом учебный год в школе и летом переехали в Рефтинский. В сентябре 1970 года мы с братом пошли учиться в школу №15 (я в 6д класс, брат в 7 класс). Людмила Федоровна так же устроилась преподавателем. Школу №17 сдали перед новым 1971 годом, и мы строем перешли в новую школу. Старшие классы были 7-е, это был первый выпуск школы. Людмилу Федоровну назначили преподавателем русского языка и литературы, а также классным руководителем нашего класса.
Не могу сказать, что это для меня было хорошо. Людмила Федоровна всегда требовательней относилась ко мне и строже спрашивала. Но, с другой стороны, всегда помогала мне дома по разным предметам. Потому, что она была человеком всесторонне грамотным. Могу привести лишь один пример. Трудно давалась мне геометрия. Людмила Федоровна смогла разъяснить мне азы этого предмета. Просто нужно понять теорему Пифагора и в дальнейшем у меня были по геометрии одни пятерки. Русский язык у меня тоже «хромал». Людмила Федоровна (в дальнейшем мы звали ее мамой) заставляла переписывать художественную литературу, чтобы запомнить правописание. Человек она по характеру была требовательный и справедливый. Достаточно сказать, что единственная тройка в аттестате у меня была по русскому языку, хотя я планировал поступать в ВУЗ. Сказала мне потом: «Коля, ты предмет на 4 не знаешь». После 10-го класса встал вопрос на продолжение образования. Я все время хотел путешествовать, и у меня были задумки поступить на геологоразведку в техникум, чтобы стать буровым мастером.
Все изменилось, когда Людмила Федоровна принесла мне книгу Владимира Чивилихина «Серебряные рельсы». Книга освящает события военного времени, когда группа изыскателей отправилась на исследование будущей железной дороги «Абакан-Тайшет». Вся экспедиция погибла от холода и голода. Однако по записям руководителя группы А.М. Кошурникова дорога была построена. Эту книгу я прочитал на одном дыхании и вопроса, куда пойти учится, у меня уже не было. Только в железнодорожный институт на специальность изыскания и строительство железных дорог. Так моя судьба была определена, о чем я до сих пор не жалею.
В целом жизнь у нас была нормальной. Людмила Федоровна много занималась как в школе, так и дома. Всегда могла дать правильный совет и ответить на любые вопросы. С моим отцом держали сад, делали заготовки на зиму. До шестидесяти пяти лет Людмила Федоровна преподавала в школе.
30.04.2002 года в связи с тяжелой болезнью Людмилы Федоровны не стало. В нашей памяти она осталась как хороший человек и заботливая мать.
Как провести пионерский сбор?
Для автора этой статьи Устинова Людмила Фёдоровна в 1985 году предстала Учителем с большой буквы, Мастером своего дела, Наставником в преподавании школьной литературы и русского языка. Начинала Воробьёва Лидия Борисовна с пионервожатства в 17-й школе. Пионерская комната на 3-м этаже. Из 7 класса Людмилы Фёдоровны в Совет пионерской дружины им. Н.И.Кузнецова пришло несколько учеников и работали они дружно и весело. С гордостью носили пионерский галстук, собирали макулатуру, ездили в колхоз на картошку, организовывали сборы разной тематики, вели интернациональную переписку. Председатель совета дружины Наташа Зудова, знаменосец Миша Панов, трубач Бойков Паша, барабанщик Иванов Серёжа, знамённая группа Алла Шведкина и Женя Решетникова… Юля Иванова – председатель совета отряда. Так позитивно вспоминается советская действительность 40-летней давности. Для юных людей того времени патриотическое состояние было настолько глубоким, что, готовясь к вступлению в комсомол, они, посоветовавшись с классным руководителем и пионерской вожатой, решили провести сбор «Прощание с пионерским галстуком». Звучали песни и стихи… «Как повяжешь галстук, — береги его, он ведь с красным знаменем цвета одного…»
Воспитательная задача сквозной линией прошла по мероприятию: трогательное отношение к символу пионерии – галстуку – запомнилось навечно каждому участнику сбора. Пионервожатая не просто развязала узел на будущих комсомольцах, а бережно повесила каждому на руку, согнутую в локте и прижатую к сердцу, где уже у многих прикреплен значок с тремя языками пламени, символизирующими крепкий союз, как и на галстуке: пионер, комсомолец, коммунист. Видела навернувшиеся на глазах ребят слёзы счастья, — есть в жизни цель: реализовать себя в общественной работе, выбрать верный путь в жизни. Об этом они напишут в фотоальбоме, подаренном любимой учительнице Клюкиной Людмиле Фёдоровне.
Записи в фотоальбоме говорят сами за себя:
Дорогой Людмиле Фёдоровне на память от 8 «а»
Матюков Константин: « Школа в некоторой степени открыла глаза на жизнь».
Цикарева Наталья: «Она научила меня быть доброй, отзывчивой, искренней. В школе я выбрала свою будущую профессию – педагог».
Серёгин Спартак: « Я научился жить в обществе, с помощью школы приобрёл друзей».
Бойков Павел: «Школа! Любимая школа! Проучился я уже 8 лет. Теперь и расставаться не хочется. Большое спасибо тебе, школа, и твоим учителям!».
Решетникова Евгения: «Большое спасибо всем учителям! Вы любили нас, как своих детей. Мы будем также любить Вас всю жизнь!».
Хромцова Алёна: « 8 лет я проучилась в Школе, и только за этот последний год я поняла, что значит для меня Школа! Я не могу без неё!».
Иванова Юля: «В школе у нас появилось много друзей, старших товарищей – учителей, которые в трудную минуту готовы прийти на помощь. Спасибо, школа!».
Подскрёбышев Сергей: «Учась в школе, я стал серьёзнее относиться к дружбе с товарищами. За это и благодарен школе.»
Миниханова Татьяна: «Я считаю, что школьный коллектив, в том числе и мой класс, лучший для меня из всех других школ».
Иванов Сергей: «Школа научила меня общаться с людьми, вывела меня на путь к знанию».
Дубинкина Любовь: « Школа научила меня мечтать».
Устьянцева Наталья: «Школа научила ценить дружбу, открыла предо мною горизонты трудолюбия, научила понимать людей. И я хочу от всей души поблагодарить моих учителей, за всё, что они для меня сделали.»
Хмыльнин Анатолий: «Школа меня научила любить и уважать пироду, людей, раскрыла глаза на жизнь».
Из статьи в газете к празднику День Учителя
Л.Ф. Клюкина в школе № 17, пожалуй, одна из тех учителей, кого здесь все любят, ценят и уважают. И это не просто красивые слова. Бывшие выпускники школы, например, так отзываются о ней:
С.Каменская: «Я благодарна ей за то, что она научила меня понимать литературу и русский язык…»
Н.Коновалова: «Мы постоянно чувствовали её любовь…»
В.Вертипорог: «Людмила Фёдоровна в течение всех этих лет работала наравне с нами в колхозе, на базе ОРСа… Также она помогала организовывать поездки по путёвкам, ездила на экскурсии…»
А вот мнение бывшего директора школы Т.А. Семёновой, которое редакция почерпнула из её записок «Из опыта работы учителя с учениками»: «Людмила Фёдоровна в течение сентября посещает все семьи своих новых воспитанников, те, которые считает примерными, и те, которые вызывают беспокойство…»
Добавлю от своей встречи с Татьяной Андреевной, которая с радостью уточнила, что и к ним в семью Людмила Фёдоровна приходила, когда в её класс пришла дочь Марина. Посмотрела рабочее место ученицы, условия для занятий своей будущей воспитанницы, поинтересовалась отношением в одноклассников к дочке учителей, приоритетами девочки к школьным предметам, труду и домашними обязанностями. Согласитесь, не каждый сможет так тактично это сделать! Но Людмила Фёдоровна считала обязанностью в педагогическом труде настолько глубоко знать своих учеников и их семьи.
Нынешний директор школы В.И. Рыжков к этому добавляет: «Людмила Фёдоровна одна из первых начала вести работу по самоуправлению. Не раз она давала открытые уроки для коллег города. И вообще, человек этот по натуре своей очень мягкий, отзывчивый…».
Что ж, есть повод для того, чтобы таких людей в первую очередь поздравлять с праздником учителя. Счастья Вам, Людмила Фёдоровна! Этого желает Вам и редакция, и весь педагогический коллектив школы.
В кабинете Русского языка и Литературы на 3 этаже оформление было согласно тематике: на стенах планшеты с репродукциями картин родной природы. К ним соответствующие стихи русских поэтов: Блока, Пушкина, Есенина, Тургенева «Русский язык».
Крупнее всего справа у доски патриотические слова о свободолюбии великого Пушкина, призывающие молодое поколение верить в будущее и идти к нему уверенно:
К Чаадаеву
Любви, надежды тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы
Как сон, как утренний туман;
…
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1818
Напечатанное учениками пёрышком от руки оформление в кабинете имело как воспитательное значение, так и учебно – познавательное. Если у школьников всегда перед глазами определения имени существительного, прилагательного, глагола, местоимения, причастия и деепричастия, то и работать на уроке русского языка легче, делать «отличные» ответы у доски. Легко и приятно осознавать смысл предмета литературы, когда над доской слова писателя Максима Горького:
«Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворять свою жизнь светлым духом красоты»
А рядом графическое изображение «Буревестника» и страницы книги, вдохновляющие на подвиг….
Здесь есть и бюст Пушкина, с которым ребята любили фотографироваться, потому, наверное, что слышали из уст Людмилы Федоровны и Письмо Татьяны Онегину, и ответ Онегина Татьяне. Да и вообще, Л.Ф. знала весь роман «Евгений Онегин» наизусть. Пишущая эти строки знает, как на встрече выпускников в классе учительница «провела урок по «Онегину» и «ученики» читали наизусть отрывки, а Л.Ф. последовательно из глав романа…
Стихи из фотоальбома выпускников 8а класса 1987 года:
Учитель – какое хорошее слово!
Нам близко оно от того,
Что много душевного и дорогого
Мы с детства вложили в него.
Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнётся ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.
*
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймёт
Какое счастье быть полезным людям,
Учить его величество – народ!
Нести ему дар мудрости и знания
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней признания,
Почётнее и радостнее нет.
*
В нас добрые чувства упрочить хотел он,
К науке любовь заронить.
Мы можем его благородное дело
С трудом садовода сравнить.
Растит садовод молодые растенья,
Им нужен уход и вода.
Он их охраняет в период цветенья,
Спешит утеплить в холода.
И дети растут, как на ветках побеги,
Трудом заменяя игру
И память храня о родном человеке,
Который учил их добру.
*
Тополя в осенней позолоте,
А рябины – будто бы костры.
Ты, учитель, снова на работе
В окруженье шумной детворы.
В светлый класс, украшенный цветами,
Как всегда, волнуясь, ты войдёшь
И, сдружившись с малышами,
За собой по жизни поведёшь.
*
Учитель!
Он всегда в дороге –
В заботах, поисках, тревоге –
И никогда покоя нет.
И сто вопросов на пороге,
И нужно верный дать ответ.
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной, но рвётся ввысь!
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой пересеклись!
*
Желтеют страницы книг,
Меняют названья реки,
Но ты его ученик
Тогда, сейчас и навеки!
И если в жизни большой –
Вольно или невольно –
Ты вдруг покривишь душой,
Ему будет очень больно.
А если в суровый час
Ты выстоишь как мужчина,
Улыбка хлынет из глаз
Лучами добрых морщинок.
*
Бессмертными идеями очертен,
Пусть будет труд Ваш честен до конца,
И Вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.
И пронесут они как эстафету,
Как память об учителе своём
Стремленье краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живём!
*
Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученья,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство – когда в глазах холодных
Зажжётся понимания заря,
И ты поймёшь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря…
*
Ты нужен, нужен на веку
И юноше, и старику,
Чтоб их обогащать упорно.
Так добывается руда,
Так вёсны света ждут всегда,
И так выращивают зёрна.
Твой труд… Так ювелир подчас
Шлифует крохотный алмаз,
Так сообщают блеск булату.
Да, главным в нынешней судьбе
Земля обязана тебе.
*
Учитель! Пусть тебя стократ
Восславят, возблагодарят
И вознесут на трон из песен,
Чтоб с каждым поколеньем впредь
Тебе волшебно молодеть
В труде, который так чудесен!
Суть педагога — профессионала Клюкиной Людмилы Фёдоровны — методически точно донести до учеников суть и красоту школьных знаний, школьной жизни, воспитать в учениках уважение к каждому предмету, к каждому учителю… Тем же отвечали и ученики советской школы.
Откуда в учителе столько интеллигентности и стремления к самообразованию. Среди людей разных специальностей, разного жизненного уклада есть разное отношение к образованию: кто останавливает своё совершенствование после окончания учебного заведения, а кто-то продолжает его после ВУЗа. Очевидно, что многое идёт из семьи. В ней истоки трудолюбия, самопознания и совершенствования себя на протяжении всей жизни. Так сложилось и в семье Клюкиных. Чтят и уважают своих предков, помнят и ценят культуру отношений и образованность. Сохраняют традиции. Сохранили письма с фронта отца трёх дочерей Нины, Людмилы и Валентины Федора Власовича Устинова, в которых прочитывается наказ жене Нохриной Ксении Павловне воспитывать трудолюбию и дать образование детям. Вчитываясь в строки писем Фёдора Власовича, понимаешь, откуда любовь и уважение к языку, к пониманию и вИдению мира его дочерей. Культура и интеллигентность рождаются в семье. Перед нами в год Семьи — 2024 предстаёт образец российской СЕМЬИ, в которой выросла УЧИТЕЛЬНИЦА русского языка и литературы Клюкина Людмила Фёдоровна. Материалы о ней занесены в «скрижали» памяти семьи и музея рефтинской школы № 17.
Клюкина Н.А. История фронтовика Федора Власовича Устинова
В своей работе родоведы сталкиваются с множеством неизвестных… Кроме документальных свидетельств, воспоминаний родных, хорошо, если есть письма.
Я расскажу об отце Людмилы Федоровны Клюкиной (Устиновой), много лет преподававшей русский язык и литературу в школе № 17 п. Рефтинский.
Жил в Асбесте с 1929 по 1931 годы, работал в военизированной пожарной команде города. В этот период Устинов познакомился с Нохриной Ксенией Павловной, которая приехала в г. Асбест из села Филатово Сухоложского района. Ксения работала в столовой, ей было тогда 22 года. Молодые нашли друг друга и не расставались до самой войны.
Член партии с 1931 года. Федор учился на курсах младшего начсостава Военизированной пожарной охраны, потом постоянно совершенствовался, и в январе 1938 года уже занимал должность помощника начальника 4-й Ижевской ГПК (Городской пожарной команды) по политической части.
Старшая дочь Нина родилась в 1934 году в г. Воткинске. Людмила родилась в 1936 году в г. Ижевске и младшая Валентина родилась там же в конце 1937 года.
Жили в г. Ижевске, после на севере, в Пермском крае.
Потом семья приехала в город Свердловск. Федор устроился на работу в пожарную охрану, и поселился там же, в помещении, который предоставили его большой семье на первое время.
Потом Устинов устроился в колхоз им. Сталина. Весной 1941 года председатель колхоза отправил Федора на дальнюю делянку в Сарапулку, что в 30-ти километрах от города, где косили траву, что-то сеяли, разводили овец, лошадей. Бригадир Федор с женой Ксеньей и с тремя детьми жил в одном из двух бараков до начала войны.
Однажды он уехал с отчетом в правление колхоза верхом на коне в Свердловск и не вернулся. Устинова Федора призвали в ряды РККА в первых числах июля 1941 года. С семьей он не имел возможности проститься, весть об этом пришла в Сарапулку много позже.
Со слов дочери Нины: «Помню, мы сидели на кровати, а мама обняла нас и громко плакала. Сказала, что началась война.
Первое письмо Федор написал 20 июля 1941 года из г.Алма–Аты, «Прошло 2 недели как уехал от вас…». В последующих письмах читаем:
Строки из писем. (Орфография и пунктуация сохранены)
1 августа 1941г. г. Алма-Ата.
… «Прошу Вас сообщить о себе, как Вы живете, как здоровье ваше и наших дочерей. Как они реагируют на мое отсутствие, т.е. часто нет вспоминают обо мне. А я вспоминаю о дочерях не один раз в день в особенности когда кушаю в столовой и кушаю яблоки каждый раз желал бы самыми лучшими кушаньями и лучшими яблоками угостить Вас, а потом уже угостить сам себя».
28 сентября 1941г. г. Алма-Ата.
… «Дальше кратко хочу описать своего боевого друга коня, вернее кобылицу темно рыжую под кличкой «Львица». Одна кличка говорит сама за себя, что это не конь, а зверь. Пожалуй и на самом деле так. На такой лошадке надеюсь нигде не погибну в особенности она свои боевые качества показала в прошлых учениях, где меня не держали ни рвы ни овраги везде она меня переносила как птица или как действительная львица. Вот кратко и все».
03 октября 1941 года г. Алма — Ата.
…«Еще хочу сообщить Вам о том с кем я служу? Служу я исключительно с уральцами из Свердловской области…»
… «Я нахожусь на берегу реки Сырдарья недалеко от Аральского моря. Местность степная лесу кроме насаждений нет. Дуют сильные ветры и подымают такую пыль, что не видно солнца…
… « Теперь еще пару слов о милых дочерях. Прошу тебя как можно лучше береги их. Помни одно то, что нас связывает с тобой в одно целое это дети. А то знаешь по моему жизнь без детей не очень интересна и прочна. Теперь конкретно. Постарайся чтобы квартира у тебя была теплой, ребята одеты, не бегали не студились на улице, чтобы были обуты и последнее обеспечены питанием».
20 ноября 1941г. г. Казалинск.
… «Дальше опишу своего нового боевого друга коня, который в связи с переменой места службы тоже новый. Я выбираю их сам. Беру самых лихих т.к. это хорошо сочетается с моим спокойным характером. Теперь я выбрал лихого коня масти гнедой под кличкой «Риск» не конь, а огонь. Правда очень опасен может не умелого человека дважды два изувечить, но ко мне начинает привыкать и пока у нас с ним идет дело хорошо, это по уходу за ним. А на занятиях идет дело только на отлично. В особенности дело идет хорошо при преодолении препятствий, которых нам с ним приходится почти каждый день преодолевать около десятка и он без заминки как птица перелетает их…».
Все письма начинались с фразы, наполненной любовью и заботой, а заканчивались, как правило, советами по ведению хозяйства, что посадить весной, как сохранить урожай и так далее.
1942 года 21 февраля г. Алма-Ата
«Здравствуйте милая дорогая моя семья жена Нохрина Ксенья Павловна и милые мои дорогие дочери Нина, Люда и Валя и шлю я самый горячий вам сердечный привет и желаю лишь только всего хорошего в делах и жизни Вашей. Сообщаю Вам, что я от Вас уже около 2-х месяцев не получал единого письма которых жду с нетерпением. Дальше сообщаю Вам, что сего дня я имениник, мне исполнилось 37 лет. В такой торжественный день хорошо было бы отдохнуть и провести день вместе со своей любимой семьей, но что поделаешь приходится мне 37- ю годовщину своей жизни отмечать в таких суровых условиях жизни. Виной которой является озверелый кровавый Гитлер оторвавший нас от мирного труда.
А знаете в таких преклонных годах как мои и имея семью служить очень трудно, не то, что служить действительную службу. За последнее время я чувствую почему то большую скуку и привязанность к своей семье. Я еще никогда за всю свою семейную жизнь не чувствовал того, что чувствую теперь. Откровенно признаться мне никогда еще не была так мила дорогая моя семья с которой я теперь нахожусь в разлуке..
1942 года 27 ноября г. Свердловск
«Здравствуйте дорогая жена Ксенья Павловна милые дочери Нина, Люда и Валя и шлю вам горячий сердечный привет. Сообщаю Вам, что я 25-27 был в городе Свердловске, а побыть дома не пришлось никуда не отпустили. Звонил по телефону вечером 27, но дозвониться не мог, в колхозе телефон испорчен говорил по телефону с Лопутко в пожарной передал, что был в Свердловске. Еще посылал тебе телеграмму с Алма-Аты не знаю получила или нет. Теперь еду в Режевской завод 12 км от Асбеста, жди адрес еще прошу тебя если хочешь, чтобы я побыл дома то вышли мне из колхоза справку о том, что у тебя нет дров и квартира требует текущего ремонта, тогда меня отпустят домой на несколько дней для устройства домашних дел. Я от Вас буду находиться км 35 или 40. Писал торопился на вокзале пока досвидания. Ваш муж Ф.В.Уст. Еще привет пред. колхоза и всем знакомым. Жди адрес и готовь справку».
1943 года 3-го апреля.
«Здравствуйте дорогая моя семья жена Ксенья Павловна милые дочери Нина, Люда и Валя и шлю я вам свой горячий сердечный привет и пожелаю Вам лишь только всего хорошего в делах и жизни Вашей. Сообщаю Вам, что я пока жив здоров того и Вам желаю… Пока досвидания. Ваш муж и папка Нины, Люды и Вали».
Красноармейца Устинова Ф.В. считали без вести пропавшим. Только в январе 1946 года семья получила извещение: «Погиб на фронте. Похоронен: Курская обл. Поныровский р-он, деревня Снова 12 июня 1943 г.»Красноармеец Устинов Ф.В. был сапером. О саперах надо рассказать отдельно.
Ксенья Павловна со времени возвращения в 1943 году в г.Свердловск работала в Кировском ФПК надомницей, затем в 1947 году — зачислена в штат шарташского промкуста в шорный цех работницей — заготовщицей; в 1962 – зачислена в столярный цех заготовщицей 3-го разряда. В октябре 1963 года уволена в связи с уходом на пенсию.
Ксенья Павловна проживала в районе Шарташ г. Свердловска в частном доме с приусадебным участком до конца своих дней. Она обладала сильным характером, много работала. Умерла она в 1989 году в возрасте 82 лет.
Федор Власович трепетно любил своих дочерей, хотел, чтобы они были сыты, одеты, получили образование. Все дочери получили высшее образование: Нина — инженерное, а Людмила и Валентина — педагогическое. Работали, имели активную жизненную позицию, помогали матери.
Ныне здравствуют — старшая дочь Нина Федоровна Устинова 89-ми лет и младшая дочь Валентина Федоровна Бобровникова 86 лет, есть внуки и правнуки.
История жизни Устиновых Федора Власовича и Ксении Павловны поучительна для потомков, они могут гордиться ими. Они воспитывали дочерей трудолюбивыми и сделали всё, чтобы дать им образование. На примере вИдения окружающего мира, пожеланий отца в письмах дочерям, как сказали бы сейчас, — с молоком матери и генетически — передалась внимательность друг к другу, забота о близких, родных людях, добропорядочность и вера в лучшее, из чего и складывается интеллигентность и образованность.
Родители воспитанников Клюкиной Людмилы Фёдоровны вспоминают о её великой вере в честность, порядочность, трудолюбие гражданина нашей страны. Как ни было трудно в советские, постсоветские времена, но Людмила Фёдоровна ходила с детьми в походы, ездила на экскурсии (одна из них в Ленинград с коллегой Ярославцевой Ангелиной Ильиничной). Самозабвенно шла показать строящийся дом в частном секторе п. Рефтинского. Великого труда стоит каждому построить свой дом! Этим и желала вдохновить учительница учеников! Хотя уже тогда не все родители и дети поняли «зачем показывать «что могут богатенькие». Но вера в праведность намерений жила в Людмиле Фёдоровне до конца.
Знаем и о её глубокой вере в Бога! По-другому и невозможно преподавать русскую литературу. Читать Пушкина, Некрасова, Тургенева, Достоевского, не зная хотя бы 10 заповедей, невозможно! Не зная Библию, не поймёшь раскаяния Раскольникова… И не одержишь никакой Победы! Только с верой в мир, в человека можно стать настоящим Учителем! Клюкина Людмила Фёдоровна – УЧИТЕЛЬ от Бога, БУКВально по строкам русской литературы воспитала не одно поколение учеников, умеющих читать русскую литературу и ценящих наш Великий Русский Язык. И мы верим, что Русский Язык «дан великому народу!» НаРОД един! Мы одна российская СЕМЬЯ! С нами Бог! Победа будет за нами!
Эссе – благодарность без выбора названия.
Все названия для школы № 17 го Рефтинский
Школа – центр сохранения традиций
Школа – любимая песня моя
Школа = учитель + ученики
Школа – источник знаний
Школа – вдохновение
Школа – красавица
Школа – праздник
Школа – музей
Школа – танец
Школа — театр
Попадание прямо в «десятку»! Когда снова приглашённым приходишь на праздник в родную 17-ю рефтинскую школу! Приглашены на День Учителя в очередной раз, но с новой радостью, с новой счастливой улыбкой встречают дорогих педагогов – ветеранов работающие учителя и счастливые дети. С порога школы чувствуешь необходимость присутствия здесь и сейчас. На фоне плаката «школа 17» установлена «кинокамера», — готовность «0» для интервью – поздравления в Год Педагога и Наставника. Чувствительная забота и доброта в объятиях и поздравлениях, в распахнутых дверях в кабинет директора, в школьный музей, в зал торжества «забирает в руки» влюблённых в «семнарик» учителей. Под звуки музыки окунаешься в «любимую песню мою» — в любовь всей своей жизни, в ШКОЛУ… Школьные годы чудесные… Здесь столько пройдено и прожито… В этот октябрьский денёк, в этом банкетном зале ощущаешь себя не только дорогим гостем, а родным выпускником, который здесь учился жизни. Учителю, ушедшему на заслуженный отдых, не просто адаптироваться в социуме. А в родной школе напомнят, что ты нужен здесь всегда. Нужен также, как «выпускник», которого ты напутствовал в «большую жизнь», который приходит на вечера встречи, который применяет знания, данные ему в родной школе… Да, мы выпускники 17 школы, «ушли в свободное плавание» и не умеем сидеть без дела. Привычка «инженеров человеческих душ» что-либо создавать укоренилась в нас на всю жизнь! Кто-то организует группы здорового образа жизни на утреннюю зарядку и заплыв на рефтинском пляже в три сезона года. Увлечённые краеведением и родоведением работают в поисках своих корней в архивах, создают презентации и доклады. Большинство – любители чтения книг – участвуют в библиотечных мероприятиях. А кто-то создаёт и свои прозаические и поэтические произведения! Педагоги – мастера своего дела и на заслуженном отдыхе!
Понимающий нас работающий педагогический коллектив и ученики 17 школы не просто пригласил нас в гости зрителями и поздравить с Днём Учителя, а сделал нас действующими лицами в спектакле, посвящённом Году Педагога и Наставника. Каждый может увидеть экспонаты, дорогие сердцу фотографии, новые экспозиции в школьном музее, каждый получил награду – значок «Год Педагога и Наставника 2023» с многозначительным символом пеликана, буквально говорящего о вскармливании птенцов из своего клюва. Искренняя благодарность зарождается в сердце за оценку мастерства каждого из присутствующих в банкетном зале! Сегодня мы – гордость друг друга! Поём, танцуем, рассказываем, вспоминаем…
А ведь были и у нас праздники, тоже хорошие, тоже в разных формах, тоже с подарками и угощением… Сегодняшняя форма концерта — караоке открыла нам добрейших, умнейших, счастливейших учителей – друзей разного возраста. Необыкновенно весёлая и вкусная встреча состоялась благодаря таланту, интеллигентности, тактичности и красоте всего дружного коллектива рефтинской школы № 17. 5.10.23.
Воробьёва Лидия Борисовна, с 25-летним стажем работы в 17 школе,
написавшая эссе – благодарность от имени всех приглашённых
на День Учителя 2023, верит в будущие встречи и творческую дружбу. Успехов всем и во всём!
Статья представлена на региональной XIX НПК «Возрождение родословных традиций», Рефтинский, 10.02.2024 г