Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Воробьева Л.Б. Родные окна

      

Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.   Пифагор.

                  (Из книги «Семейная летопись», подаренной детьми на 41 год со дня свадьбы)

 Дерево держится — корнями, а человек – родственниками. Поговорка. 

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Поговорка. 

     В прошедшем 2021 году ушли из жизни трое родных людей, пандемия коронавируса забирает самых лучших.

Ещё летом гуляла по родному леспромхозу на Вятке, о котором создала книгу, радовалась встрече с родственниками, фотографировала дорогие взгляду дома с наличниками на окнах. Что-то подсказывало сердцу сделать записи о предках по маминой линии. Сметанина (Невидимова) Анастасия Васильевна – мама Тася для дочерей Нины и Лиды, Настя — для мужа Бориса Авдеевича, для брата Юрия Васильевича, для племянницы Наташи с семьёй, приехавшей из Кирова, — в свои 83 года собрала нас на Родине, видимо, тоже с мыслью объединить родство, не терять друг друга… Внимательно вслушивалась в короткие минуты отдыха за обедом, за ужином… Переспрашиваю, уточняю, записываю, пытаюсь составить схемы на обычном развороте тетрадного листа.

     Обрабатывая материал, выстраивая одну из генеалогических ветвей по материнской линии, вспоминаю рекомендации Бархатовой Нины Алексеевны. В назидательных телефонных разговорах и в интервью для юбилейной статьи Нина Алексеевна неоднократно уточняла, что «работа над родословной, не развлекаловка, а серьёзный научный труд…», «поиски документов в музеях, архивах». Проговаривала, что «стишки» тут не при чём», но ценила и уважала язык народа, которым художественно-образно создавала и свои книги. Автору строк в своей книге «История леспромхоза Плотбище и лесозавода Арпорек» этому  пришлось тщательно следовать, особенно когда от земляков приходили уточнения и дополнения. Действительно, создать своё произведение, будь то стихотворение,  рассказ, статья в газету на злободневную тему, легче: придумал, записал, проверил на грамотность, соответствие жанру и «выводи в жизнь»… Выполняя краеведческую работу, ту же «Историю леспромхоза…», берёшь на себя ответственность за факты, за их последовательность в описании выбранного объекта, не нафантазируешь, — не поработав с музейными, архивными документами. Встречи с живущими свидетелями наталкивают на забытые линии в сюжете… Едешь и идёшь за ними иногда в далёкие места, находящиеся от тебя… Благо есть сейчас интернет, но иногда и не во благо… «Ничего на свете лучше нету, чем друзьям» смотреть в глаза. Считаю, что наш менталитет «из уст в уста», «глаза в глаза» даёт для исторических работ больше, чем «беготня по просторам интернета» Глубоко из памяти и сердца взятые слова, из рассказов твоих односельчан, из памяти о предках, из семейных легенд складываются историко-краеведческие работы.      

     Работа над ветвью родословного древа по материнской линии привела к обозначению в ней семей 4-х сестёр и 2-х братьев Марии Ивановны Невидимовой (в девич. Брагина) – мать моей матери Сметаниной — Федосимовой (в девич. Невидимова) Анастасии Васильевны 1937 г.р., её брата Юрия Васильевича 1941г.р. и сестры Анны Васильевны 1935 г.р. По документам (свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей), которые сохранились в семье, узнаём о родителях Марии Ивановны 7 апр. 1908 г.р.

вверху слева направо: мама Мария Ивановна Невидимова (в девич. Брагина), Татьяна Хлебникова, Таля – родственница (жила у Брагиных), Аверьян Иванович (мамин брат) Брагин;

     Её мать Брагина Парасковия Ивановна (в девич.) и отец Брагин Иван Игнатьевич скончались друг за другом от «испанки» в конце 1919 – нач. 1920 гг., бушевавшей в России в начале прошлого века. Записей архивных нет. Возможно, что при планируемом посещении Вятского краеведческого музея и архива что-либо обнаружим. Пока что эту линия остановилась на прабабушках, прадедушках.12-летней Марии пришлось нянчится с младшим братом, тоже не прожившим долго, поэтому образования школьного она не получила: «Ходила в школу 3 дня…» — по словам дочери Насти, — «Но писать и считать умела, вела домашнее крепкое хозяйство. В колхоз не вступившая с мужем до войны, потерявшая мужа «без вести пропавшим», вырастила грамотными троих детей. На месте дома Невидимовых в д.Новая под селом Аджим, Уржумского района до сих пор сохранилась кирпичная кладка такой крепости, что снести её не смогли, всего лишь пристроили к ней деревянные стены для существующего амбара у новых хозяев. А в былые времена в этот амбар лошади запряжённые в телеги с мешками муки заезжали… Кирпичное основание большого амбара выдерживало эти повозки, подъезжавшие сюда с мельницы.

Чья была мельница? Чем владели родители, деды? Остаётся пока загадкой. Приоткроет ли завесу Библия, читанная в годы войны братом Марии Аверьяном и, возможно, их родителями. Может быть, кто-либо был служителями церкви. Селу Аджим больше 400 лет, местной школе более 180 лет.   Церковь существует с начала основания села. Есть в селе музей, в котором работает наша однофамилица Невидимова, пытающаяся установить наше родство, помогающая Юрию Васильевичу (моему дяде) найти следы «пропавшего без вести» 6 февр.1943 (по извещению от 6 авг. 1947 г.) отца – Невидимова Василия Никитьевича 11 янв. 1909 г.р.  

Разговоры вокруг семейной Библии разные. С одной стороны, конечно, глубокое почтение к читавшему её Аверьяну Ивановичу Брагину – маминому дяде.   

Брагин Аверьян Иванович
(1887(?) – 1967)

С другой стороны, трудная жизненная ситуация, когда маму Тасю на утреннюю воскресную службу натощак отправляли с дядей: «Настя пойдёт, Юрка – маленький, Нюрка маме помогать должна!» Настя – девочка лет 8 — в Аджимской церкви поёт на службе «до умопомрачения»: в животе урчит, в голове трещит.  Запах ладана до сих пор отвращение вызывает (в церковь нигде не ходит, через дочерей и внучек восковые свечи для семейных потреб заказывает). Радостная выбежит по окончании   службы, в снег упадёт от бессилия, а надо ещё из села до деревни идти… В школе ребята над ней смеются «певичкой церковной» обзывают. Вот и в пионеры, в комсомол не приняли. А может быть, не поэтому! А потому что слабенькая росла, только воспалением лёгких 2 раза болела, деревенский фельдшер после второго излечения сказала: «Настя, ещё раз заболеешь, — умрёшь! Так что не лежи больше на снегу!»

Не вступившая в колхоз семья не доедала в войну, после войны, пенсию на детей получили только в 1947 по извещению о пропавшем без вести отце. Василия Никитича взяли на войну в июле 1941 года, в сентябре родился братик Юра. Настя (4 г.) помнит, что вечером спать залезли с Нюрой (7 лет) на полати, дядя Аверьян за печкой на лавке (на войну не взят 1887 г.р. – инвалид хромоногий). Ночью глаза открыла от того, что ребёнок орёт в избе, тётя Таня (Татьяна Ивановна Зыкина (Брагина) 1905г.р.) возле мамы «впереди» (в передней комнате) ходит. Утром проснулись, тётя Таня уже ушла в свою деревню Решетники, конец сентября – страда – некогда «гостить», итак, видимо, не спала эту ночь. И в этой семье ещё один рот добавился… Вырастила всех троих.

 Дочери Анна и Анастасия в леспромхозах работали, Юрий после службы армии на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле танки монтировал. 

    По схеме в КРУГЕ СЕМЬИ определилась до прабабушки и прадедушки – отца и матери Марии: отец Брагин Иван Игнатьевич, мать Брагина (в девич.-?) Парасковья Агафоновна .

     Мои прадедушка Брагин Иван Игнатьевич и прабабушка Брагина (в девич.-?) Парасковья Агафоновна умерли от «испанки» друг за другом в 20-е годы 20 века. Записей в архивах нет, по крайней мере, пока не обнаружено. Какова была девичья фамилия Парасковьи Агафоновны? Не знаем. По мужской линии искать у нас тоже не получается. Погибли на войне, пропали без вести. Наши с мужем отцы погибли в леспромхозе в тридцатилетнем возрасте… «Эх, война! Что ж ты сделала, подлая…» Через потерю мужчин в молодом возрасте в наш род заложена генетическая ненависть к войне. Матери одни растят детей. Мне, видимо, предстоит снять это «проклятие» написанием романа «Безотцовщина», завершить уход мужчин из жизни, не оставлять воспитание детей на плечах женщин. Чувствую, значит, — сделаю!

     Благо, что сейчас могу и делаю для семьи следующую родословную ветвь. Ушли из жизни рано Иван Игнатьевич и Парасковья Агафоновна Брагины, но из 9 рождённых детей оставили после себя для жизни 6-х: Мария Ивановна (1908г.р., в замуж. Невидимова) – 4-я, Аксинья Ивановна (1885-?г.р.) – 1-я, Аверьян Иванович Брагин (1887г.р. – 1967, захорон. в г.Яранск,  находился в приюте для бездетных инвалидов), — 2-й, Татьяна Ивановна (в замуж. Зыкина) (1905 г.р. – март 1960г.) – 3-я, вслед за Марьей Фаина (Феня) Ивановна (1910-? г.р. прожив. с. Ральники) – 5-я, Афанасий Иванович Брагин (1920 г.р. «погиб на войне, была похоронка») — 6-й. Интересным становиться то, что в настоящих поисках находим родню – потомков двоюродных бабушек. Видимо, при встречах ещё последуют уточнения и открытия предков. Так как они нашего возраста и для «молодого поколения» составляют свои родословные. Приятно быть не «Иванами непомнящими родства», приятно в содружестве с дальними родственниками отыскивать «точки соприкосновения», встречаться пусть пока онлайн… А это выводит из депрессии, из больного состояния и восстанавливает «генетическое здоровье»

     По линии маминого отца Невидимова Василия Никитьевича определились тоже пока до его родителей по свидетельству о рождении и по свидетельству о браке. В «Свидетельстве о рождении» под № 9734288, выданном Народным Комиссариатом Внутренних Дел СССР, отделом актов гражданского состояния под девизом тех времён «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», присутствует штамп «ПАСПОРТ ВЫДАН», что давало возможность деревенскому жителю пойти на заработки в город, в рядом действующий леспромхоз. Без паспорта никуда и уйти не мог. А не вступивший в колхоз мог существовать на своей скудной земле небогато. Несовпадения написаний имён и названий поселений в документах приносят проблемы в будущем. Так наш «Невидимов Василий Никитьевич родился в тысяча девятьсот девятом году 11 января 1909 году. Отец Невидимов Никит Васильев. Мать — Пелогия Прокопьевна. Место рождения район Шурминский, область Кировская, д. Верьхняя. Место регистрации с. Аджим» в «Свидетельстве о браке» от 3 февраля1927 года, выданном «повторно» для поисков «пропавшего без вести» сыну Юрию 19.05.1965г. записано «Невидимов Василий Никитич» Место регистрации Район Рожкинский, Кировской области. В Извещении о гибели обозначен «Никитьевич», видимо, в паспорте – в военном билете прописали всё-таки точно.

    Деревенская жизнь складывалась не просто. Женился Василий Никитьевич на сироте Марии Ивановне на год старше его, у которой родители от «испанки» скончались, пришёл в дом, где ещё 3 сестры и 2 брата росли. Девушки замуж вышли в соседние деревни Ральники, Дубровку, братья Афанасий и Аверьян да родственница Таля(?), бабка Ирина (из воспоминаний дочери Насти) проживали тут же. В колхоз не вступали, библию Аверьян при лучине вечерами читал. Дом так и называли потом «Невидимовой Марьи Ивановны». Жить в этом доме было, видимо, лучше. У матери Василия Никитьевича была дочь Катя, у отца – сын Евгений. Судьба дочери Пелагеи Прокопьевны Екатерины – неизвестна. Сын Никиты Васильевича Евгений Никитьевич до войны с братом уходил на заработки за Вятку в Плотбищенский леспромхоз. Мама Тася помнит, как её отец Василий и дядя Женя пришли на выходные из-за Вятки с гостинцами. Разулись на крыльце, портянки с ног размотали, отдыхают… из сумки мешочек сахарного песку достали, детям тут же развязали, мама Марья хлеба вынесла, Настя сидит и горбушкой макает в мешочек с сахаром… Сла-а-адко-о! Не описать словами. Помнит ещё одну сладость. У магазина в складе по дороге с поскотины нашли бумажки сладкие, в них была завёрнута халва; так они с сестрой жевали и проглатывали эти бумажки… А дядя Евгений Никитьевич перед самой войной «завербовался в Донбасс, в начале войны залит водой в шахте… Было какое-то сообщение в деревню, несколько человек их туда ушло». Мысленно предстаёт эпизод из «Молодой гвардии» А. Фадеева.

     Наверное, определиться глубже по этой ветви родословного древа невозможно. Благо, что 84-летняя мама Сметанина Анастасия Васильевна не отказывается объяснять и даже наказывает съездить познакомиться и расспросить известных ей родственников, для нас совсем далёких и в настоящее время недостижимых в реальности. Попробуем через интернет… В Вятские Поляны (Кировская обл.) до войны «ушла в ФЗО Анна Никитьевна, которой была крёсна Катя» = Катя дочь матери Василия Никитьевича Пелагеи Прокопьевны, Анна – дочь отца Василия Никитьевича Никиты Васильевича (?). На Ленина, 16 проживает Татьяна Геннадьевна – одна из внучек Анны Никитьевны. Её дочери Валентина, Маруся всю жизнь жили в В.Полянах и много лет отработали на заводе, когда-то закрытом предприятии, производившем военную продукцию (автоматы ППШ) и мотороллеры…

    В Серпухове (Московская обл.) проживает семья Екатерины Ерченко (девич. Напольских), отец которой Хлебников Пётр Агафонович является братом моей прабабушке Брагиной (в девич. Хлебникова (?) Парасковье Агафоновне. Их мать Хлебникова(?) Маруся. Младшая сестра Екатерины Надежда Макарова (девич. Напольских) проживает в д. Зониха (Кировская обл.), ведут семьёй большое хозяйство. Встречались летом 2021 года со Сметаниной Анастасией Васильевной на Плотбище (Кировская обл., Малмыжский р.) Составляют свою родословную. Ожидаем лучших времён для встречи!

    От Светланы Клавдиевны Соболевой из Киреевска (Тульская обл.) через сайт ОДНОКЛАССНИКи получила сведения о нашем родстве через маму. Сестра бабушки Марии Ивановны Татьяна Ивановна Брагина (в замуж. Зыкина в с.Ральники), её сын Виталий; дочь Любовь (в замуж. Соболева в д.Дубровка) родила дочь Светлану. Умерла в возрасте около 30 лет. Светлана Клавдиевна – ветеран труда юриспруденции и милиции. Виталий (мама Тася называет «братенником») с женой Шурой проживают в Вятских Полянах, ветераны труда Вятско-Полянского машинного завода.

   И последняя, на сегодняшний день, неизвестная ситуация: у 6-го ребёнка в семье Брагиных Ивана Игнатьевича и Парасковьи Агафоновны – Афанасия Ивановича от женщины Клавы (не зарегистр. до войны) в д.Шои, с.Аджим родился сын Саша. Кто знает? Возможно, на Вятской земле ещё найдутся «брательники»!?  Надо искать, работать в архивах, находить связи и линии… Как говорила наш руководитель регионального значения Бархатова Нина Алексеевна, что можно до Адама и Евы определить родство всех людей.

На данный момент вдохновлённая поисками и определением КРУГА СЕМЬИ = СЕМЬ+ Я, Воробьёва Лидия Борисовна, февраль 2022 года.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты