Сухарев Юрий

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

В окрестностях Алтыная: находки, вопросы, жернова. 16.10.2022 г

16 октября 2022 г вдвоем с Максимом Шишминцевым вышли на маршрут в окрестности п. Алтынай. Там много интересных мест и еще не все они нами обследованы, хотя выходили туда уже десятки раз.

Задача виделась не сложной. Есть план1952 г, начерченный военными людьми. На плане ж/д, шахта, бараки, кладбище военнопленных. Нам нужно хотя бы что-то из этого найти.

Все пошло немножко не так. Во-первых, Максим забыл сапоги, и пришлось ему ходить по лесу в парадных кроссовках. Во-вторых, гладко было на бумаге…

На плане положение кладбища показано, как мы поняли, в полутора километрах от шахты. Хотя это не факт, но решили добросовестно отработать номер, зайдя в лесной массив на этом расстоянии и двигаясь на юг. Понятно, что если его никто не пометил в последние 30 лет, то найти шансов мало. Почти нет.

Сразу обнаружили следы некого поселения. Не заросшая лесом площадка, яблоня, столбы, остатки заграждений и колодца. Нет ям от погребов. Возможно, в далекие колхозные времена  здесь был пункт отстоя сельскохозяйственных животных. Но это предположение.

Вокруг встречаем много разведочных (как мы поняли) канав в форме правильного прямоугольника. Встречаем и штыри, очевидно используемые разведчиками недр.

Дальше идем по старой дороге, осматривая прилегающие массивы. Сама дорожка хранит предметы гужевого назначения.

Кабаны…

Выходим к месту, где была шахта номер 5 Ключевского шахтоуправления. Само это шахтоуправление появилось перед войной. В июне 1940 г существовало Черемшано-Ключевское шахтоуправление. Секретарем  комсомольской организации Черемшано-Ключевского шахтоуправления в 1941 г был Сысолятин Иван Матвеевич (1923-2006), будущий Герой Советского Союза и генерал-лейтенант.

Во время войны Ключевское шахтоуправление работало на Облтоп. Первые военные годы Ключи работали не важно, в части транспортировки угля. Газета «Уральский рабочий» писала 12 июня 1943 г: «На Ключевской шахте есть тракторы, но на них уголь не транспортируют. Все надежды возложены на канатную подвесную дорогу, а строят её черепашьими темпами». Это вообще не ясная история. Когда железнодорожная ветка заменила канатную дорогу – не понятно. Скорей всего, в 1944-45 гг. В эти годы шахта была на хорошем счету и получала премии и переходящие знамена. Кроме местного населения работали здесь в 1945-47 гг интернированные и пленные разных национальностей, в т.ч. и женщины  (немцы, поляки, даже один украинец помер здесь и похоронен). Это все контингент Артемовского лагеря 523. Его численность (алтынайская шахта «Ключи») — 219 человек.

Работала шахта  до конца 50-х годов, это тоже известно по косвенным данным.

В районе бывшей шахты местность изувечена до предела. Огромные ямы (видимо уголь добывали здесь и открытым способом), разрушенные здания постройки, видимо, 80-х или 90-х годов. Не видно ни шахты, ни насыпи железной дороги.

Вопрос: была ли здесь узкоколейка или широкая колея? Решаем осмотреть насыпь со стороны  ст. Алтынай. Найденный костыль серьезных размеров. Шпалы, которые валяются на обочине, тоже длиной около 2,5 м – такие ставят на широкую колею.

Но это еще не факт. Возможно, какие были шпалы, такие и ставили… Не отпиливать же их… Эта ветка и леспромхозовская  УЖД к Ирбитскому озеру сходились в одной точке у ст. Алтынай. Там было паровозное депо. Этот аргумент  в пользу того, что и на шахту была УЖД. Но вопрос требует дальнейшего изучения….

Леспромхозовская ветка

Решаем пройти последний километр леспромхозовской узкоколейки ногами. Она идет по болотистой местности, заросшей лесом с преобладанием кустарника.

Выходя к трассе, метрах в двухста от автодороги находим… мельничный жернов! Откуда он здесь? В Ирбитских вершинах мельницы, вроде, не было… И была бы, то не в этом болоте… Кто притащил жернов и когда? Был он, похоже,  уже  скрыт перегоревшей листвой и травой, а найден, думаем, искателями металла, следы которых повсюду. Не они ли отбили у него край?

В состоянии повышенного удивления выходим на трассу УЖД. Ба, шпалы то здесь тоже не короткие…

Много железобетонных быков. Следы это эстакад и паровозного депо или той канатной дороги?  Пока не знаем…

Вот точка, где, кажется, соединялись ветки жд на шахту и лесовозная.

А это остатки склада угля. Последний уголь Ирбитско-Вершинского месторождения…  Лежит здесь десятилетия.

Таким выдался этот день. Кто скажет, что он прошел в пустую?

Ю.Сухарев

Комментарии запрещены.

Полезные сайты