Жериков Сергей Убиённое болото
Проторённых дорог к нему давно нет. Может, это и к лучшему — больно уж мрачная слава у этого болота…
Я раньше и не слыхал про это загадочное место — до тех пор, пока заведующая Большетрифоновской библиотекой Наталья Редькина не спросила:
-А вы про Убиённое болото можете что-нибудь рассказать?
— А где это такое? – озадачился я.
Оказалось, что такое болото существует, да и находится оно не так уж далеко. А рассказали про него жители села, у которых Наталья Алексеевна собирала сведения о названиях здешних ручейков, горок, болот и прочих местечек. Сведения записывались.
С разрешения Натальи Алексеевны я заглянул в её записи — да уж, прямо-таки готовый сценарий для фильма ужасов.
Картина вырисовывается следующая. Когда-то давно через Большое Трифоново и Крутую проходила по дремучим лесам дорога, по которой из Екатеринбурга ездили на ярмарку в Ирбит. Проезжали по ней и богатенькие купцы. Так вот, в районе того самого болота проезжих подстерегали разбойники. Купцов грабили, а потом топили их в трясине. Вместе с повозками.
Люди старались этих мест избегать: здесь не раз тонули даже кони. На болоте были так называемые «корчаги» — провалы, затянутые зеленью, а на гладкой поверхности болота хорошо видны были ровные круги зелёного цвета диаметром до 30 метров. Казалось, что само болото предупреждает людей: — «Здесь смертельно опасно!» Но, тем не менее, народ вокруг болота бывал – больно уж хорошая трава росла на покосах в районе болота.
На сегодняшний день подъезда к Убиённому болоту нет, дороги разбиты лесовозами. Вековой лес вырублен, покосы заброшены, болото осталось отдельными «рукавами», зарастает бурьяном и кустарником. Найти его теперь трудно.
А вот знаток здешних мест Юрий Ильич Пономарёв схемку набросал, где какое здешнее болото находится и как называется. Я на эту схему посмотрел, подивился — ни на одной официальной карте эти болота не обозначены – Скакуха, Лягушачье, Убиённое опять же. Сходить бы надо туда, посмотреть своими глазами, где там разбойники с купцами расправлялись, которые на ярмарку ехали…
И я напросился в гости к Юрию Ильичу.
— Приезжай, конечно, — обрадовался он мне, — я тебе про любую сосёнку в наших лесах расскажу – где какая росла, да когда её спилили!
Мы попили чайку, и Юрий Ильич детально разъяснил, откуда проще всего добраться до Убиённого болота. Оно не такое уж и большое, с одной стороны ограничено упомянутой дорогой, а с другой – речкой Черемшанкой в её верхнем течении. Я вроде бы всё понял, однако чуть позже воспользовался случаем заглянуть в Интернет и посмотреть на здешние края с высоты спутника. Через какое-то время, похоже, наткнулся на это самое болото. И на всякий случай «забил» его координаты в навигатор.
Юрий Ильич Пономарев
А на следующее утро отправился к Убиённому болоту.
От Малого Трифоново до «высоковольтки» дорога была наезжена прилично, а вот потом фактически исчезла – лесовозными колеями она постоянно раздваивалась, растраивалась и расчетверялась. Приходилось постоянно следить, чтобы не сбиться с уже бывшей дороги, обходя затопленные участки и заросли кустов с мелколесьем.
Наконец местность в очередной раз стала понижаться, сквозь высокую траву блеснула вода, а тут и навигатор мявкнул – пришли, дескать, на место.
Ну да, это было когда-то обширное болото. Было – потому что края его уже заросли кустарником, уже и осинки с берёзками вовсю осваивали его берега и продвигались всё дальше. Но кое-где ещё виднелись те самые «корчаги», только были они уже не тех размеров, и тоже зарастали по краям травой и кустарником. Я прошёлся вдоль топкого берега, вглядываясь в дальние просветы, где виднелись участки открытого болота.
В само болото не полез. Утопленные купцы покоились глубоко на дне, и составлять им компанию что-то не хотелось. (- И правильно, что дальше не пошёл – одобрил потом Юрий Ильич, — там такая глубина! Хотел как-то померять, так до дна не достал!)
Обратно решил выбираться напрямик, по навигатору. Уже выходил к Кислянке, когда Юрий Ильич мне на сотовый позвонил:
— Ну что, нашёл Убиённое болото?
— Нашёл, уже обратно иду.
— Я тебе забыл сказать, в том месте медведь обитал!
— И давно он там обитал?
-Ну, когда я ещё охотился там…
-Так это когда было!
-Ну да, может убили его уже давно.
— Ага. А может и сам помер. От старости.
Мы посмеялись — медведей ещё тут не хватало!
Однако в истории с убиенными купцами было непонятно – на какую ярмарку они ездили. На Ирбитскую? Но эта дорога, вроде бы, не в ту сторону идёт. К тому же Ирбитская ярмарка проводилась всегда зимой – в январе и феврале. А это значит, что для «утопления» купцов, да ещё и с их повозками, прорубь рубить надо было. Как-то не вписывается это всё в реальную историю про купцов и разбойников.
Но, может быть, та дорога-то была вовсе не на Ирбитскую ярмарку — ведь не только же в Ирбите подобные мероприятия проводились? И скорее всего, ездили по той дороге на так называемую Крестовско-Ивановскую ярмарку, которая ежегодно проводилась в селе Ивановском, что в 27 верстах от города Шадринска. Это была ярмарка достаточно серьёзная – по масштабам своим она занимала третье место в России – после Нижегородской и Ирбитской.
Крестовская ярмарка
Сюда в 1900 году было привезено товаров (меха, чай, мануфактура и так далее.) на 3 712 000 рублей, а продано на 3 209 000 рублей. Во время ярмарки в селе Ивановском открывались отделения Государственного банка и почтово-телеграфная контора. Проходила ярмарка с июля по сентябрь, то есть в тёплое время года. И дорога, проходящая мимо Убиённого болота как раз в ту сторону, идёт.
С этой версией согласен известный рефтинский краевед Юрий Сухарев:
— Если на ярмарку, то верней всего ехали они от Крутой по Покровско-Пышминской дороге, двигались к Пышме, а там во всех селах были ярмарки в разное время. Как вариант — на грандиозную Крестовскую ярмарку под Шадринск. Но точно — не на Ирбитскую.
Вот теперь, кажется, всё и сошлось.
Я уходил от Убиенного болота по заброшенной дороге. И дорога заброшена, и болото, оставшись «без работы» зарастает: нынешние разбойники подкарауливают нынешних купцов совсем на других дорогах…
Сергей Жериков
Фото автора и из сети Интернет