Карасёв Н. С. В поисках Дмитрия Мамина. Часть 2: Николай Димитриевич Мамин и Архангело-Пашийский завод
В статье «В поисках Дмитрия Мамина» я уже рассказывал о семье Димитрия Антоновича Мамина, основателя пермской ветви священнического рода Маминых. Изучая биографию Димитрия Антоновича и его четверых сыновей, я не мог пройти мимо судьбы своего тезки, старшего сына Д. А. Мамина – Николая Димитриевича.
Два с четвертью века назад, в 1786 году, на реке Пашии на землях, принадлежащих князю Михаилу Михайловичу Голицыну, был основан чугунолитейный завод. Создание завода влекло за собой возникновение поселения, где селились мастеровые. Такой тип поселения – горнорудные заводы – был характерен для Урала XVIII – XIX веков. В подобном поселении, на Висимо-Шайтанском заводе Верхотурского уезда, родился Д. Н. Мамин-Сибиряк.
Голицынский завод получает наименование Архангело-Пашийский, видимо в честь небесного покровителя владельца, Архистратига Михаила. Архангело-Пашийский завод, таким образом – и название собственно завода, и наименование населенного пункта. Их история неотделима друг от друга.
Столь крупный населенный пункт был немыслим в то время без собственной церкви, поэтому князь Голицын дает указание: «строить церковь, выбрав место пристойное». Для строительства храма была выбрана господствующая над поселком возвышенность. Место оказалось настолько удачное, что даже в нынешнем своем плачевном состоянии возвышающаяся над Пашией Свято-Троицкая церковь (вернее то, что от нее осталось) поражает своей величественностью.
Кто был автором проекта Архангело-Пашийской церкви, доподлинно неизвестно. Однако исследователи-краеведы не без оснований приписывают авторство Андрею Никифоровичу Воронихину, создателю Казанского собора в Санкт-Петербурге. Как известно, Воронихин был крепостным графа Строганова, двоюродного брата жены владельца Архангело-Пашийского завода Анны Александровны Голицыной. Архитектор был зависим от своих бывших хозяев, и часто был вынужден выполнять различные заказы по их поручениям. Предположительно, одним из таких поручений и являлся проект Архангело-Пашийской церкви.
Вероятнее всего, храм был заложен в год основания завода, летом 1786 года. А уже через четыре с половиной года, здание было возведено и в праздник Крещения в январе 1791 года в храме освятили первый престол во имя Богоявления Господня. Второй престол, во имя Архистратига Михаила, был освящен в 1794 году, а третий, в верхнем храме – во имя Святой Троицы – в 1827.
Свято-Троицкая церковь, как указано в клировой ведомости, – «каменная, двухэтажная с каменною колокольнею и ограждена каменною оградою с деревянными решетками». Впоследствии обветшавшие деревянные решетки были заменены ажурными металлическими. Встроенная в верхнюю часть здания церкви колокольня имела 16 колоколов различного звучания, а в чердачном помещении находились механизмы курантов. Стены и потолки церкви были покрыты росписями, выполненными, вероятно, художниками иконописной мастерской Строгановых из Пыскорского монастыря. Остатки этих росписей и сейчас еще можно разглядеть на сохранившихся частях здания. Из внутреннего убранства церкви до нашего времени сохранились лишь несколько деревянных скульптур, вывезенных в 1920-е годы и хранящихся в Пермской государственной художественной галерее.
1880-й год…
К пашийской церкви, помимо основного заводского поселения, относились также и расположенные поблизости – Верхний завод, Зыковский рудник, деревня Всесвятская. В епархиальном адрес календаре на 1885 год в списке соборов и церквей о церкви Архангело-Пашийского завода сказано: «Троицкая, каменная, 2 эт., постр. 1791 г; от губ. г. 175, от благочиния 80 верст. Прихожан 1479, деревень 3, в 4-20 в., 1 дер. (рудн.) преп. болота… Земли пахотной 99 дес., неуд.; домов 3». Более полная информация содержится в клировой ведомости. Из нее мы узнаем, что выделенные заводовладельцем 99 десятин земли церковнослужителями не используются, «по бесплодности и неудобности грунта, каменистого и болотистого, к обработке». Для церковного притча были построены три деревянных дома; также церкви принадлежало девять лавок, построенных в пользу церкви прихожанами на заводской площади. К Троицкой церкви было приписано и несколько расположенных поблизости часовен, к которым ежегодно совершались крестные ходы.
В середине XIX века в Архангело-Пашийском заводе были открыты мужское и женское приходские училища. С этих пор настоятели Троицкой церкви выполняли не только сугубо религиозную, но и образовательную функцию. Так, в №39 «Пермских епархиальных ведомостей» от 27 сентября 1872 года читаем следующее объявление: «Предложение Его Высокопреосвященства, от 21 сентября сего года за №479. Во всеобщее сведение воспитанников окончивших курс семинарского учения и священников, ищущих перемещения, напечатать в следующем же нумере: праздно священническое место при церкви Архангело-Пашийского завода, Пермского уезда. Желающий занять оное, с обязанностию приходского священника, должен принять обязанность законоучителя в мужеском и женском училищах Архангело-Пашийского завода».
Николай Димитриевич Мамин родился 7 сентября 1845 года в Бизярском заводе, где в то время служил его отец Димитрий Антонович. В 1866 году окончил Пермскую духовную семинарию по второму разряду. Интересно, что в этот год семинарию окончили четверо Маминых – это были, помимо Николая, его родной брат Антоний Димитриевич, двоюродный брат Димитрий Алексеевич и Антонин Валерианович, один из внуков Матвея Петровича Мамина, деда Д. Н. Мамина-Сибиряка.
К сожалению, пока не удалось обнаружить сведений о семье самого Николая Димитриевича. Священник в момент рукоположения в сан обязательно должен был быть женат; Николай Димитриевич рукоположен и определен к церкви Усть-Сылвинского села Пермского уезда в ноябре того же 1866 года, значит женился он где-то летом-осенью. Судя по всему, его супруга вскоре скончалась, и детей у них не было. Во всяком случае, во время службы в Архангело-Пашийском заводе он уже числится вдовцом.
В 1872 г. Н.Д. Мамин переведен в село Калинское Пермского уезда и, наконец, в 1875 г. – в Архангело-Пашийский завод, где он прослужит более 20 лет, до своей кончины.
Нетрудно представить себе жизнь сельского приходского священника: ежедневные церковные службы; исполнение треб по крещениям, бракосочетаниям и отпеваниям прихожан; преподавание Закона Божьего в церковно-приходской школе и приходском училище, да и организация деятельности приходских учебных заведений в целом; наконец хозяйственно-административная деятельность по содержанию храма и других построек. Например, при осуществлении ремонтных работ в церкви и приходских постройках, от притча требовалась смета, надзор за производством работ и отчетность перед епархиальным начальством. А еще следует учесть, что среди полутора тысяч населения завода и приписанных к нему сел были, конечно, люди разные, со своими достоинствами и недостатками, слабостями и пороками. Все они обращаются к своему священнику за советом и справедливым словом, и со всеми надо уметь поговорить, напутствовать, убедить… Выражаясь современным светским языком, как минимум найти общий язык. И все это круглый год, без выходных и праздников. Какой тут трудовой кодекс с его восьмичасовым рабочим днем и обязательным отпуском!
Конечно, среди священников также были люди разные, по-разному воспринимавшие и исполнявшие свои пастырские обязанности. О пастырской деятельности Николая Димитриевича Мамина в Архангело-Пашийском заводе и ее оценке современниками мы можем судить по заметке в «Пермских епархиальных ведомостях», опубликованной в №2 от 16 января 1892 года. Так как подобные сообщения в официальном печатном органе епархии публиковались нечасто, приведу ее текст целиком.
Двадцатипятилетие служения в священном сане священника Пашийской церкви, Пермского уезда, Н. Д. Мамина. – В конце ноября месяца истекшего 1891 года, с благословения и разрешения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, епископа Пермского и Соликамского, в Пашийском заводе скромно отпраздновано было 25-летие служения в священном сане священника Николая Димитриевича Мамина. 27 ноября в Пашийском заводе к о. Николаю съехались священники близких сел 2-го благочиннического округа Пермского уезда, с о. благочинным во главе, и поднесли ему икону Святителя Николая в сребро-озлащенной ризе; при чем о. благочинный обратился к нему от лица всех присутствующих с следующей краткой речью, в которой и обрисовал его деятельность, как приходского пастыря и душевные качества, как человека, снискавшие ему общую любовь среди священнослужителей благочиннического округа:
«Досточтимый и пречестнейший
о. Николай Димитриевич!
Настоящее скромное торжество, по случаю исполнившегося 25-ти летнего твоего служения в священном сане, побуждает меня от лица всех присутствующих здесь обратиться к тебе с несколькими словами. Мы собрались в сем св. храме в настоящий день затем, чтобы принести благодарение Богу, что Он по своей благости благоволил прожить тебе толикое число лет на благо святой православной нашей церкви. Прожить 25 лет в сане священника, заслужить расположение и любовь своей паствы – это по истине великая заслуга пастыря; это показывает, что пастырь добросовестно выполняет свой пастырский долг, значит он имеет в себе черты, которые заставляют относиться к нему с уважением, внушают к нему любовь. Что же мы видим, смотря на твою жизнь среди вверенной тебе паствы? Мы видим любовь, расположение паствы к пастырю. А это в свою очередь показывает, что ты свято исполняешь свой пастырский долг, имеешь добрые душевные качества, которые заставляют относиться к тебе с такой любовью. И действительно, хорошо зная твою жизнь, мы должны сказать, что ты не леностный пастырь: во всякое время года, не страшась ни суровой зимы, ни зноя лета, ни трудности пути, ни заразной болезни, спешить утешить и напутствовать больных, рискуя, быть может, пожертвовать своим здоровьем. И как все это делается? Без тени ропота или упрека, а с полною охотою и любовью. Точно такие же отношения, чисто братские, были и есть между тобою и клиром вверенной тебе церкви. Твое смирение и любовь к ближнему, можно сказать, чисто идеальные, заставляли людей, даже недоброжелательно относившихся к тебе, говорить, что ты имеешь ангельскую доброту. Вот те мотивы, которые побудили в сей знаменательный для тебя день твою паству, твоих духовных детей прибыть в сей св. храм, чтобы вознести общее благодарение Господу Богу за столь счастливо прожитое тобою время и вместе с сим испросить у Подателя благ новых тебе сил и здоровья для дальнейшего служения св. православной церкви. С этою целью и в знак глубокого к тебе уважения и преданности мы приносим тебе св. икону Святителя Николая, соименного твоего святого: да послужит он тебе образцом кротости и смирения и в дальнейшей твоей жизни на благо св. православной церкви и вверенной тебе паствы.»
Вся жизнь священнослужителя протекала на глазах его паствы. Очевидно, что перед нами не просто «дежурное» юбилейное поздравление – «любовь и расположение паствы к пастырю» в данном случае были и искренним, и взаимным.
В газетной статье не указано никаких имен, кроме имени самого юбиляра. Но из данных о священнослужителях Пермской епархии известно, что благочинным 2-го округа Пермского уезда в то время был Илия Иоаннович Любимов, священник церкви Верхне-Чусовского села, до этого служивший в Камасинском, неподалеку от Архангело-Пашийского завода. Пройдет чуть более четырех лет, и тот самый о. Илия Любимов, в сослужении священников Петра Словцова, Алексея Дягилева и Алексея Сокольского, здесь же в Свято-Троицкой церкви будет отпевать и хоронить о. Николая Димитриевича, скончавшегося от чахотки 24 марта 1896 года.
Николай Димитриевич Мамин был погребен в ограде церкви, в которой он отслужил чуть более 20 лет. Я не изучал специально данные о назначении священников к Архангело-Пашийской Свято-Троицкой церкви, но судя по всему, Н. Д. Мамин был одним из немногих, если не единственным, служившим на этом месте столь продолжительное время, и при этом умершим в действующем сане. Данные о его захоронении имеются в материалах «Русского провинциального некрополя», собранных по инициативе великого князя Николая Михайловича в 1908-1916 годах, и в наше время частично изданных. По воспоминаниям жителей поселка, на могилах церковнослужителей в церковной ограде стояли мраморные памятники.
В фондах Государственного архива Пермского края находится большая коллекция метрических книг Пермской епархии. Среди них – почти все метрические книги Архангело-Пашийской церкви. Анализ этих материалов позволяет дополнить наш рассказ еще некоторыми штрихами.
Прежде всего, следует отметить, что в Архангело-Пашийском заводе бывали и другие представители семьи Маминых, ближайшие родственники Николая Димитриевича. Так, в 1892 году, по крайней мере, некоторое время, здесь живет у своего старшего сына «патриарх» пермских Маминых – Димитрий Антонович. Он в этот момент заштатный священник, после отрешения от места на Верхне-Сергинском заводе. Мы это узнаем из сделанных им записей в метрической книге: вероятно, он по какой-то причине сослужил сыну или, скорее всего, подменял его на время болезни или отъезда. Ранее, в 1889-90 годах, в Архангело-Пашийской церкви служит «исправляющим должность» псаломщика родной племянник Николая Димитриевича, Димитрий Димитриевич Мамин. Наверное, сын священника Ново-Ильинского села по окончании Пермского духовного училища был отправлен к дяде так сказать на профориентацию, для освоения профессии. Однако впоследствии он предпочтет духовной службе гражданскую и будет служить чиновником акцизного ведомства.
В последний раз фамилия Мамин встречается в метрической книге Свято-Троицкой церкви в мае 1896 года. Уже скончался о. Николай; на его место назначен и прибыл из Кольцовского новый священник, Константин Шестаков. На могилу о. Николая в Архангело-Пашийский завод приезжают два его младших брата, Антоний и Димитрий Димитриевичи. Полагаю, что новый священник отлучился по каким-то делам, возможно связанным с переездом своей семьи. Так что еще около недели, в память о Николае Димитриевиче, под сводами Архангело-Пашийской церкви будет звучать голос Маминых.
За двадцать лет под пастырским попечением Николая Димитриевича Мамина выросло несколько поколений. Я проанализировал содержащиеся в метрических книгах данные о количестве родившихся, сочетавшихся браком и умерших жителях Архангело-Пашийского завода, прихожанах Свято-Троицкой церкви. В среднем в 1870-90-е годы ежегодно регистрировалось 210 рождений, 37 браков и 185 смертей. Получается, что за все годы своего служения о. Николай Мамин крестил и отпевал около четырех тысяч раз. Эта цифра превышает численность проживающих в поселке! Свою последнюю службу о. Николай Мамин провел 19 февраля 1896 года. В этот день им были крещены дочери заводских мастеровых: Андрея Власова – Евдокия, Михаила Оборина – Антонина и Павла Полыгалова – Дарья.
В 1929 году Свято-Троицкая церковь была закрыта. С нее были сняты кресты и колокола, и начались многократные попытки приспособить здание церкви под другие нужды. Сначала на первом этаже были организованы школьные мастерские – столярная и слесарная; затем планировалось переустроить здание под школу ФЗУ. Верхний этаж церкви в середине 30-х годов пытались использовать под кинотеатр, но в верхней части колокольни возник пожар, который распространился на весь второй этаж. Затем возник еще один проект переустройства здания, на сей раз под среднюю школу, но его реализации помешала Великая Отечественная война. В военные годы, в связи с размещением в поселке эвакогоспиталя и большим наплывом эвакуированных, нижний этаж церкви был переоборудован в хлебопекарню, просуществовавшую до 1967 года. Наконец, в 1967 году начинаются работы по переустройству здания под физкультурный клуб, но вскоре и они были прекращены.
Работы по консервации здания церкви не проводились, в результате оно стало окончательно разрушаться. Церковная ограда также была разрушена, находившиеся в ограде надгробные памятники вывезены. Есть информация, что часть из них сохранилась.
Возможно, где-то на складах поселкового кладбища находится и плита с именем Николая Димитриевича Мамина…
… и 2017-й
Очень бы хотелось, чтобы этот рассказ получил продолжение. Мы сейчас возвращаемся к своим истокам; постепенно приходит понимание необходимости восстановления и сохранения духовных традиций наших предков, наконец – просто памяти о них. После десятилетий антирелигиозной пропаганды в стране возрождается религиозная жизнь, строятся и возрождаются храмы. Быть может, дойдет очередь и до Свято-Троицкой церкви, и ее купола вновь заблестят под лучами солнца, а звон колоколов будет созывать людей на службу. А возле церкви, на земле, ставшей местом упокоения церковнослужителей, появится хотя бы памятный знак.
Использованные издания и публикации:
- Власова О., Перескоков Л. «Бог есть свет и нет в нём никакой тьмы…» // «РУССКИЙ МIРЪ. Пространство и время русской культуры» № 7, 2012 г. С. 364-368.
- ГАПК Ф.719. Оп.1. Д.142а. Метрическая книга Свято-Троицкой церкви Архангело-Пашийского завода Пермского уезда Пермской губернии за 1896 год.
- Клировые ведомости Свято-Троицкой церкви Архангело-Пашийского завода (по материалам из фондов МБУК «Пашийская библиотека»).
- Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича (по документам РГИА). Выпуск 1. Екатеринбургская, Оренбургская и Пермская епархии. Публикация Д. Н. Шилова. СПб., Изд. ВИРД, 2003 г. С. 52.
- «Пермские епархиальные ведомости», №39, от 27 сентября 1872 г.
- «Пермские епархиальные ведомости», №2, от 16 января 1892 г.
- Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 год. (Сост. Н.Д. Топорков.). – Пермь: Тип. Пермской губернской земской управы, 1884.
- Чувызгалова В.П. К истории Свято-Троицкой церкви при Архангело-Пашийском заводе // Пятые районные краеведческие Киреевские чтения / Сост. Л.К. Колосова. – Горнозаводск: МУ ЦБС, 2005. С. 4-10.
Данный материал представляет собой сокращенный вариант статьи, подготовленной автором для газеты «Новости» Горнозаводского района Пермского края.
Фотографии предоставлены МБУК «Пашийская библиотека»