Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Карасёв Н.С. От Пашии до Горнозаводска. «Записки путешественника»

В сентябре прошлого года, будучи в поселке Пашия, я решил вернуться в Горнозаводск (где на том момент остановился) пешком. В значительной мере это решение было вызвано любознательностью заезжего путешественника, однако не последнюю роль сыграла логистика: автобус ходит примерно раз в два часа, предыдущий как раз недавно ушел, – и, таким образом, собственно выбора у меня особо и не было.

Транспортное сообщение в Пермском крае, вообще говоря, отдельная тема: по моему мнению, оно абсолютно не соответствует огромному туристическому потенциалу региона. Прочая необходимая для путешественника инфраструктура также оставляет желать лучшего. Так что если вы соберетесь путешествовать по Прикамью – без автомобиля будет довольно непросто.

В Пашии целью моего пребывания была Свято-Троицкая церковь, о которой, как и о самом поселке Пашия (до революции носившем название Архангело-Пашийского завода), я уже рассказывал

Так церковь выглядит сейчас

 

Между зданием церкви и школой, выстроенной в советское время, находится могила красногвардейцев, погибших летом 1918 г.

За алтарем церкви когда-то хоронили церковнослужителей и выдающихся жителей заводского поселка. После закрытия церкви кладбище было уничтожено. Лет 10-15 назад при прокладке коммуникаций были обнаружены фрагменты надгробий. Мы с директором Пашийской библиотеки Валентиной Павловной Чувызгаловой осмотрели эти надгробия и на нескольких из них нам удалось разобрать даты смерти. Так как большинство метрических книг Архангело-Пашийской церкви доступны на ресурсе «Поколения Пермского края», я предложил попробовать поискать соответствующие записи. И действительно, под указанными на надгробиях датами обнаружились записи об умерших, похороненых в церковной ограде. Причем Валентина Павловна, которая много лет занимается историей Пашии, сказала, что эти имена ей хорошо известны!

В результате возникла такая «историко-краеведческая идея»: по данным метрических книг Свято-Троицкой церкви (а они мало того, что сохранились – почти все они отсканированы и доступны в Интернете) составить мартиролог  жителей Архангело-Пашийского завода, которые некогда были похоронены возле церкви. Он, к примеру, может быть использован при установке памятного знака на месте церковного кладбища.

 

Современный поселковый гастроном – здание торговых помещений «Общества потребителей», 1904 г. Первое (после Троицкой церкви) каменное здание, построенное в поселке

 

Здание Народного дома – дом культуры (клуб) и библиотека. 1914-17 гг.

Чугунолитейный Архангело-Пашийский завод был основан князем М.М. Голицыным в 1786 году. Свое название завод получил по имени небесного покровителя владельца – Архангела Михаила и по названию реки Пашийки (притока р. Вижай), на берегах которой был построен.

К началу ХХ века на заводе работали четыре доменных печи. Изначально завод был только чугунолитейным, а чугун для переделки в железо перевозился на Нытвенский завод. Впоследствии выше по течению реки Пашийки был построен вспомогательный Михайловский завод, который действовал до 1876 года. После постройки Чусовского завода пашийский чугун стали отправлять туда. Руда для производства чугуна доставлялась из расположенных поблизости рудников, основными из которых были Зыковский и Сергиевский.

В 30-е годы ХХ века завод был переориентирован и стал металлургическо-цементным. Сейчас ОАО «Пашийский металлургическо-цементный завод» выпускает глиноземистый цемент и специализированные изделия из чугуна для горнодобывающих и металлургических предприятий. Судя по внешнему виду заводских построек и самого поселка, завод – увы! – не относится к числу процветающих…

Доменная печь

 

Один из заводских цехов

Заводской пруд

Плотина

Пашийский пруд и плотина, как историко-природный памятник, относятся к охраняемым природным территориям.

Панорама заводских построек

 

Еще несколько фотографий с видами поселка Пашия:

Старый заброшенный дом

Этот дом жилой, с сохранившимся старинным двором – комплексом хозяйственных построек

 

А этот даже в очень хорошем состоянии

Этот дом построен на пригорке, который вероятно образован из заброшенного угольного отвала. Несколько «подкопов» позволяют предположить, что сейчас отсюда берут уголь. Дому по виду более ста лет; причины образования этих залежей угля мне непонятны…

Два памятных знака:

в честь 200-летия завода и поселка (установлен у заводской плотины)…

… и при въезде в Пашию со стороны Горнозаводска

На этом поселок Пашия закончился, впереди около 8 километров по уральской дороге. Как говорит о Горнозаводском районе Википедия, «переходный от равнинного к горному волнистый рельеф»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мост через р. Вижай

 

Река Вижай

 

У моста стоит своеобразный артобъект – «дерево молодоженов»

 

 

 

Мост над технологической дорогой, ведущей в карьер. Это уже окраины Горнозаводска, скоро покажется и градообразующее предприятие – ПАО «Горнозаводскцемент».

 

 

 

Рядом с автотранспортным цехом завода стоит большегрузный самосвал БелАЗ-540 – основной «трудяга», обеспечивавший перевозку угля, руды и других материалов. Его грузоподъемность – 27 тонн. Специально сфотографировался рядом с колесом, чтобы можно было оценить размеры и мощь этого гиганта (мой рост почти 190см):

 

 

При строительстве первой на Урале железной дороги Пермь-Екатеринбург неподалеку от Архангело-Пашийского завода была построена станция, которая получила название Пашия. До середины ХХ века возле станции был лишь небольшой поселок. Все изменилось в 1947 году, когда здесь началось строительство цементного завода. В 1965 г. поселок Ново-Пашийский был преобразован в районный центр – город Горнозаводск. Сейчас численность его населения – чуть более 11 тысяч человек.

 

Несколько видов осеннего Горнозаводска:

 

 

 

 

 

Дом культуры им. Л.И. Бэра

 

Железнодорожная станция Пашия

Так как Горнозаводск можно назвать городом цемента, то и в «малых архитектурных формах», украшающих улицы города, акцент сделан именно на этом материале:

 «Окно в Европу»: европейская сторона…

 

… и азиатская

Тема границы Европы и Азии – довольно распространенный сюжет уральских памятников, которые обычно устанавливаются именно там, где непосредственно линия границы проходит. Так как город расположен несколько в стороне от этой линии, на памятнике так и написали: «От Горнозаводска до Азии 76 км».

Еще один памятник – «Сердце города»:

Символ мироздания – три слона, стоящие на черепахе:

Панда – симпатичный, но что он означает, честно говоря, не понял:

Есть еще памятник влюбленным («Обычная история») и бабушке («Голуби»). Сам я их не фотографировал, для желающих увидеть оставляю ссылку: https://zen.yandex.ru/media/solevar/gornozavodsk—samyi-vostochnyi-gorod-permskogo-kraia-5f4dd7fce02311348a56c9c2

 Естественно, все памятники сделаны из цемента!

Есть в городе мемориалы, посвященные Гражданской войне:

и Великой Отечественной:

 

Для тех, кто помнит Московскую олимпиаду 1980 года, наверняка окажется приятной встреча со старым знакомым, изображенным на стене дома:

 

 

Завершает мое путешествие визит в Горнозаводский краеведческий музей им. М.П. Старостина.

Не буду подробно рассказывать  об истории и о фондах музея, для этого есть сайт самого музея: http://almazmuseum.ru. Помимо в общем-то типичной для любого краеведческого музея экспозиции, посвященной истории, природе, промышленности региона, быту местных жителей, в музее представлена богатейшая геолого-минералогическая коллекция (все-таки первых в России алмаз был найден в 1829 году именно здесь!) и, что совершенно неожиданно встретить на Урале, – коллекция различных морских обитателей и раковин. Помимо обширности и разнообразия самих этих коллекций, я бы особо выделил мастерство создателей музейных экспозиций. Горнозаводские Музей моря и Музей камня вполне способны составить конкуренцию соответствующим столичным музеям. Так что всем путешественникам, оказавшимся в этом городе – очень рекомендую не пройти мимо!

В заключение несколько снимков, сделанных в залах музея:

 

Прялка и деревенская кузница

 

Драга – землечерпальная машина, предназначенная для добычи золота и алмазов

 

 

 

Весь маршрут путешествия на карте Яндекса: https://yandex.ru/maps/-/CCUQRPcU0D

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты