Карасёв Н.С. Село Покровское
…У меня перед глазами был покровский дедушка, Матвей Петрович, тоже дьякон, но человек крайне деятельный. Я его мало знал. Это был высокий, полный, седой, строгий старик с окладистой большой бородой. У него была большая семья, которую поднимать на ноги стоило громадных трудов. Одного дьяконского заработка, конечно, не хватало, и у дедушки была устроена в нижнем этаже его дома громадная столярная мастерская, дававшая возможность пополнять бюджет.
Кроме столярного ремесла, Матвей Петрович занимался ювелирным делом. Вообще старик отличался деятельным характером и даже ходил на охоту. Так как дьякону запрещено это удовольствие, то старик брал с собой кого-нибудь из крестьян, давал ему ружье и так ходил в лес. И село Покровское не походило на Горный Щит,— это было настоящее бойкое сибирское село (Ирбитского уезда), вытянувшееся по тракту на целых семь верст. Зимой, когда открывалась ирбитская ярмарка, Покровское жило самой кипучей жизнью. День и ночь тянулись бесконечные обозы, летели тройки с купцами и т. д. В доме Матвея Петровича было всегда и людно и шумно, особенно когда собиралась вся семья. За стол садилось человек по двенадцати. Была жива и бабушка, но я ее совсем не помню, а помню только красивую и бойкую тетю Душу, красивую девушку, которая наполняла веселой суматохой весь дом. Особенно я любил, когда красавица Душа (уменьшительное от Авдотьи) что-нибудь пела своим светлым девичьим голосом. Дедушка Матвей Петрович был строг, и все его боялись, за исключением одной Души.
Дмитрий Мамин-Сибиряк. «Из далекого прошлого»
Когда прошлой осенью я проезжал село Покровское Артемовского района, то, разумеется, вспомнил эти строки Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка из сборника воспоминаний «Из далекого прошлого». Ехали мы с Юрием Михайловичем Сухаревым на автобусе из Екатеринбурга с село Большое Трифоново, где нас уже ждали, так что остановиться в Покровском не было возможности. Удалось лишь сделать несколько фотографий Покровской церкви из окна автобуса. Вот одна из них:
Село Покровское было основано в 1649 году, так что недавно отметило свое 370-летие. По некоторым сведениям оно возникло еще раньше, в 1621 году, и, если эти сведения верны, в этом году селу исполняется 400 лет. Ныне существующая каменная церковь была заложена 200 лет назад, в 1821 году и, как следует из названия села, освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1934 году церковь была закрыта, сейчас возвращена Церкви и понемногу восстанавливается.
Матвей Петрович Мамин, дед писателя, служил диаконом в Покровской церкви с 1835 года. Здесь же, в Покровском, он и скончался от горячки 6 (по новому стилю – 18) сентября 1861 года в возрасте 62 лет.
Рядом с храмом в Покровском стоит здание воскресной школы. Эта школа – одно из старейших учебных заведений в регионе, она была открыта в 1843 году. Диакон Мамин был одним из инициаторов ее открытия.
Слева – воскресная школа (Фото В.А. Мартьянова, февраль 2021 г.)
До 1980-х годов в Покровском существовал также дом, в котором жил Матвей Мамин с семьей.
Фото около 1968 г (из архива Горбунова В.И.). На заднем плане дом диакона Мамина.
В России существовала традиция хоронить умерших священнослужителей вблизи храмов, в которых они служили. Исходя из этого, можно предположить, что диакон Матвей Петрович Мамин был погребен за алтарем Покровской церкви. К сожалению, в метрической книге Покровской церкви за 1861 год место его погребения не указано. Если бы там была, как это обычно и делалось, приписка – «при церкви» или «в церковной ограде» – вопроса бы не возникало.
С другой стороны, кладбище села Покровского, как мне объяснили, как раз и начиналось за алтарем церкви, от нынешней улицы Ленина, и простиралось в сторону железной дороги. Логично предположить, что могилы священнослужителей как раз и располагались в этой части приходского кладбища. В советское время большая часть кладбища была уничтожена, на «образовавшемся» поле выращивали кукурузу… Часть территории погоста сейчас занята дорогой и жилыми постройками. Мне рассказывали, что при строительных работах случалось находить останки погребенных здесь когда-то людей.
В сентябре этого года будет 160 лет с момента кончины диакона Матвея Мамина, прожившего в селе Покровском 26 лет. А в следующем, 2022 году, Урал будет отмечать 170-летие со дня рождения его знаменитого внука – писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Было бы логично к одной из этих дат установить памятный крест с соответствующей надписью возле Покровской церкви, на том месте, где когда-то были захоронения священнослужителей.
На мой взгляд, в этой надписи должен быть помянут не только о. Матвей, но также и другие служители Покровского храма, которые по всей вероятности были погребены в той части кладбища, которая примыкала к алтарю. Метрические книги Покровской церкви ныне находятся в двух хранилищах – Государственном архиве Свердловской области и МБУ «Центр архивной документации» Артемовского городского округа. Краеведам эти собрания хорошо известны. Было бы правильно, опираясь на метрические книги и другие архивные источники (ревизские сказки, исповедные и клировые ведомости) составить своеобразный мартиролог Покровской церкви. Нельзя не упомянуть и священномученика Платона Горных – священника, который служил в Покровской церкви с 1894 года и летом 1918 г. был арестован и расстрелян в дер. Сарафаново.
Возле Покровской церкви сейчас установлены два памятника – жертвам Гражданской и Великой Отечественной войн. Мне кажется справедливым, чтобы за алтарем храма появился и третий, посвященный памяти священнослужителей, которые некогда сопровождали своих прихожан, жителей села Покровского и прилегающих деревень, от рождения до кончины – крестили, исповедовали, причащали, учили грамоте в церковно-приходских школах, венчали и отпевали. И тогда каждый из нас сможет подойти к этому памятнику и поклониться им, служившим в этом храме и похороненным в этой земле – не важно, в этом ли самом месте или в каком-то другом…
Фото В.А. Мартьянова, февраль 2021 г.
Место, где располагалось приходское кладбище в селе Покровском на Яндекс-картах: