Колесов А.В. Заметки любителя железных дорог (и не только) о музее в Верхней Пышме
Объективно.
Музейный комплекс УГМК (Уральской горно-металлургической компании) это частный музей военной и гражданской техники, расположенный в пригороде Екатеринбурга г. Верхней Пышме — «медной столице России» (который от областного центра отделяет немногим более 1 км — если мерить по границам застройки). Ныне он позиционируется как крупнейший технический музей России.
Музей был основан 9 мая 2005 г. Работы по его созданию начал Александр Анатольевич Козицын, директор ОАО «Уралэлектромедь» (входящего в состав УГМК). Основным спонсором и идейным вдохновителем всего музейного комплекса является его брат Андрей Анатольевич Козицын — директор УГМК (последняя, помимо электролитической меди, выплавляет и другие ценные металлы, вплоть до золота).
Все последующие годы музей непрерывно развивался. Ныне он имеет четыре больших выставочных корпуса: музей военной техники («мелкая» техника, а также личное оружие, военная форма, знаки отличия, награды и т. д.), музей автомобильной техники, музей авиации и так называемый центр «Парадный расчет» (где находятся ходовые экспонаты, использующиеся на военных парадах 9 мая и др.). Есть также несколько малых экспозиционных павильонов, вспомогательные здания и огромная по площади открытая экспозиционная площадка. В коллекции музея насчитывается около тысячи образцов военной и гражданской техники. Значительная часть экспонатов была приобретена за границей (автомобили, танки, самолеты…, включая те, которые поставлялись к нам во время Великой Отечественной войны по ленд-лизу, но при этом у нас самих не сохранились).
9 мая 2015 г. в составе музея была открыта и железнодорожная экспозиция. Ныне она насчитывает почти 40 единиц подвижного состава (если считать бронепоезд за одну единицу). В их числе 6 паровозов: Ов-4171, Эу 686-09, Эм 716-66, Эр 795-27, Еа-2780, ТЭ-1114; кроме того, в составе бронепоезда находится еще один Ов, предположительно № 6698. Обе «овечки» были доставлены несколько лет назад из депо Долгое (у реки Таз) 503-го строительства (знаменитой «Мертвой дороги»). Также имеется 8 единиц военной техники на ж-д ходу, около 20 грузовых вагонов и 4 старотипных пассажирских, а еще семафоры, углеподъемный кран, гидроколонка, водонапорная башня, фрагмент здания вокзала…
Субъективно.
В общем и целом, создается полное ощущение того, что руководство УГМК, в отличие от всей остальной страны, озабочено не тем, откуда взять деньги на те или иные нужды, а тем, куда их деть… При этом, если некоторые появившиеся в Верхней Пышме за последние годы объекты городу действительно нужны, то другие возникли, попросту исходя из принципа: «чтоб были». К числу последних относится, например, соседствующий с музеем огромный театр (строительство которого откровенно затянулось, но в 2026 году его всё же обещают завершить), уместный для какого-нибудь миллионного мегаполиса, но уж никак не для города с населением немногим более 70 тыс. чел. (не говоря уже о том, что местные театралы легко могут ездить в расположенный рядом Екатеринбург). Отметим и то, что Верхней Пышме злые языки давно уже дали второе название — Наркоград…
Теперь — о музее. Главный его недостаток я вижу в том, что о судьбе выставленных экспонатов, как правило, не сообщается вообще ничего; подлинные ли они, новоделы либо макеты (кстати, похоже, что последних здесь чересчур много), — понять обычно невозможно. Скажем, когда в шикарном автомобильном музее на пояснительной табличке, относящейся к санитарному автобусу времён ВОВ, читаешь, что ни одного его экземпляра не сохранилось до наших дней (а он вот — достаточно протянуть руку, чтобы потрогать), то это порождает, если я не ошибаюсь, то, что называется когнитивным диссонансом…

И да, вся вышеупомянутая ж-д инфраструктура (семафоры, углеподъемный кран, гидроколонка, водонапорная башня) является бутафорией чистой воды, а здание вокзала вообще представлено фрагментарно — «в мелкой нарезке», т. к. в своих истинных размерах оно оказалось чересчур широким. Кстати, все единицы ж-д военной техники тоже являются не более чем макетами…
Паровозы в экспозиции, впрочем, подлинные, но, например, люди, готовившие их для музея, не знали о том, что буферная тарелка с одной стороны бруса должна быть выпуклой, а с другой — плоской; что спицы колесных пар должны краситься не в черный цвет, а в красный и т. д. и т. п. Особо не повезло платформам (среди них, кстати, есть весьма ценные образцы), с боковин рам которых перед постановкой в музей «болгаркой» были срезаны все выступающие детали, а борта приделаны на совершенно нетиповые (наподобие рояльных) петли…
Видимо, принцип здесь такой: за все эти экспонаты мы отдали свои деньги, поэтому можем делать с ними все, что захотим, и в советах каких-то нищебродов не нуждаемся!
С музеем УГМК непосредственно связаны еще две местные достопримечательности. Одна из них — это междугородняя трамвайная линия Екатеринбург–Верхняя Пышма, пущенная в августе 2022 года и ныне являющаяся единственной таковой в стране. (Скажем, на Урале до этого существовали две подобных линии: Карпинск–Волчанск и Челябинск–Копейск, причем первая была закрыта в 1965 году, вторая — в 1976-ом…) Вот только автобусы и маршрутки идут от областного центра через всю В. Пышму и далее до г. Среднеуральска, тогда как трамвайная линия заканчивается у музея военной техники и заводской проходной, не доходя до основного городского жилого массива. Соответственно, трамваи при этом используются далеко не с полной загрузкой…
И да, если дорога, по которой ходят автобусы и маршрутки, в пределах Екатеринбурга проходит относительно прямо, то новая трамвайная линия сильно петляет, а дальше, если и идет параллельно а/д, то все равно трамваи там развивают скорость не выше, чем автобусы.
Заслуживает упоминания и то обстоятельство, что главный въезд в В. Пышму со стороны Екатеринбурга длительное время имел петлю, проходившую через переезд на промышленной ж-д ветке. В конце концов, УГМК решила это исправить, и трасса автодороги была спрямлена, а над ж. д. построен путепровод. И, как это у нас нередко бывает, вскоре после этого ветка была разобрана (по причине своей естественной кончины), так что мост получился ни над чем. Тогда — по-видимому, исключительно для того, чтобы не мозолить глаза гостей города подобным абсурдом на самом видном месте, под мостом пропустили трамвайную линию; никакой иной необходимости в подобной трассировке не усматривается.
Кроме того, при строительстве этой линии проезжая часть соответствующей улицы (являющейся, напомню, главным въездом в город) была расширена, и при этом там с обеих сторон снесли всю жилую застройку (!!), так что сейчас проезжающие могут лицезреть лишь заборы, огороды и сараи домов, стоящих вдоль параллельных улиц.
Как итог, речь идёт об объекте хотя и небезынтересном в туристическом отношении, однако, по сути, ставшем очередным примером выбрасывания денег на ветер; в чисто практическом отношении таких же результатов можно было бы достичь, пустив на линию несколько дополнительных автобусов (что обошлось бы на два-три порядка дешевле)! Впрочем, говорят, что следующим пунктом повестки дня стоит прокладка от Екатеринбурга до В. Пышмы линии метрополитена…
Вторая достопримечательность — это ретропоезд, с декабря 2022 года курсирующий от Екатеринбурга до верхнепышминского музея по выходным и праздничным дням. Самому мне довелось стать его пассажиром примерно два года назад. Главное из впечатлений: за свою жизнь я немало ездил по железной дороге, но впервые попал по билету… в вагон-ресторан, где и просидел всю дорогу в оба конца! Примерно в половине одиннадцатого был подан обед (или второй завтрак?), что входило в стоимость билета (в общем, хорошо, но мало, при этом напитки надо было оплачивать отдельно).
По станции Шувакиш была продолжительная стоянка, во время которой электровоз меняли на паровоз. Там специально для туристов построен отдельный вокзал «а-ля под старину», оборудована игровая зона для детей и т. д. Вроде, и неплохо, но всё опять-таки выглядит чересчур декоративно, по бутафорски. На вокзале, к примеру, есть буфет, кабинет начальника, но практически нет зала ожидания — только небольшой вестибюль с двумя-тремя скамейками, при этом совершенно отсутствуют кассы (которые, правда, там без надобности, но…). Вообще, хотя речь и идет о ретропоезде, фактически из ретро налицо только локомотив; кстати, электровоз серии ЧС2 должен быть признан более раритетным, чем паровоз (обычно Л или ЛВ), поскольку он такой сейчас является единственным действующим на всю страну).
Самое главное: пускать подобный поезд на расстояние всего в 25 км это примерно то же самое, что арендовать лимузин для того, чтобы добраться до соседнего дома…
Общий итог.
В любом случае, музей УГМК однозначно должен быть признан заслуживающим посещения (особенно для людей, небезразличных к старой технике), причем для его досконального осмотра одного дня будет маловато. Из Екатеринбурга туда проще всего добраться на автобусе 111 (либо на маршрутке или на вышеупомянутом трамвае), от станции метро «Проспект Космонавтов». Другой вариант — «рельсовым автобусом» от ж-д вокзала. А вот совмещать первое посещение музея с поездкой на ретропоезде вряд ли целесообразно, поскольку трех с половиной часов на осмотр (от прибытия поезда до его отправления обратно в Екатеринбург) окажется уже крайне недостаточно.








