Колокольный звон над землей плывет…
В субботу 12 июля Рефтинское объединение родоведов и краеведов организовало поездку в г. Каменск-Уральский на фестиваль колокольного звона. Середина лета это не самое удобное время для таких экскурсий – сады, спланированные отпуска. Кроме того синоптики нагадали на выходные ненастье. Но такой «засады», какая случилась, наверное, не ожидали от погоды и они…
Однако колокольный праздник, носящий православно-этнографический характер, настолько «заточен» под формат общества краеведов, что было решено: поездке быть. Группа сформировалась из жителей Рефтинского и Асбеста общей численностью 13 человек.
Первая часть программы заключалась в посещении ярмарки и театрализованного представления, проходивших на Соборной площади. Людей было не особо много. Народные промыслы представляли, главным образом, производители игрушек и сувениров в фольклорном стиле. Были замечены изделия вышивальщиц, художников-примитивистов.
Женщины всегда находят что купить. Даже там, где купить, на мой взгляд, совершенно нечего. Время, оставшееся до начала главного действа, было отдано осмотру краеведческого музея, архитектуры Каменска, посещению Свято-Троицкого собора.
Музей приятно удивляет ценами за билеты – 45 рублей (пенсионерам – 35, ветеранам труда, инвалидам – бесплатно). Отдел истории города – не велик, не больше трехкомнатной квартиры. Размещен музей в бывших подсобных зданиях Каменского чугунолитейного завода, существовавшего с 1701 г до 20-х гг века XX. Удивляют изыски архитектуры этих объектов — складские сооружения завода имеют вид памятников каменного зодчества. Умели наши предки строить красиво.
Бывшее здание конторы Каменского завода, ныне — музей.
Бывшее здание провиантного склада Каменского завода
Содержимое музея представлено грамотно. Любопытно, что для детей школьного возраста одним из самых интересных экспонатов является компьютер «Корвет» 1986 г рождения, изготовленный на одном из оборонных предприятия Каменска.
Памятники архитектуры сохранились в городе в большом количестве, по сравнению с тем же Екатеринбургом. Здесь застройка осуществляется не так интенсивно. Ни один из пяти храмов, существовавших до революции, не был снесен. Поэтому – есть на что посмотреть.
Преображенская церковь б. женского монастыря. Заложена в 1861 г.
Дом врача Скворцова. Первая половина XIX в.
Тот же Свято-Троицкий собор, восьмипрестольный – большая редкость. В Екатеринбурге есть только шестипрестольный храм – Вознесенский. Собор Каменска был заложен в 1790 г, раньше самой древней каменной церкви Екатеринбурга, той же Вознесенской (1792 г).
Свято-Троицкий собор.
Колокольный фестиваль проходил у храма Александра Невского. Построен он в 1990-е гг. Погода к тому времени испортилась совершенно – холодный дождь с порывами ветра.
Рефтинцы на колокольном фестивале.
Площадка перед помостом была заполнена людьми весьма умерено. Сверху это выглядело как поле разноцветных зонтов.
Те же водозащитные устройства были единственным спасением и для VIP-персон — епископа Каменского и Алапаевского Мефодия, главы города, работников нескольких иностранных консульств.
Надо сказать, что фестиваль носит статус международного. Сюда прибыли звонари и звонарицы (т.е. звонари-женщины) не только из российских городов (например, Перми, Архангельска), но и из Белоруссии, Латвии, с Украины (из Полтавы, между прочим).
Использовались, для демонстрации искусства мастеров, колокола звонницы храма Александра Невского. Также на сцене были установлены небольшие концертные колокола и станина с бронзовыми пластинами (такой металлический ксилофон).
Колокольный звон перемежался с вокальными и хореографическими номерами. И это было на хорошем уровне. Дольше всего на сцене находился гость с Украины Василий Жданкин – певец народных песен, русских и на «молве». Как бы мы ни относились к соседям (в свете последних событий), но украинские народные песни определенно хороши.
Однако гвоздем программы был колокольный перезвон. Создать гармонию звуков посредством ударов металла о металл – искусство. Говорят, колокольный звон гонит всё темное – от нечистой силы до вредоносных микробов.
Видимо, поэтому, несколько раз, после выступлений звонарей (звонариц), через свинцовые тучи ненадолго пробивалось солнце и стихал дождь. Владыка Мефодий заметил это и показал близ сидящим. Это из моих наблюдений за VIP-персонами.
Весь день крутилась в голове песня иеромонаха Романа, которая так и называется «Колокольный звон»:
Колокольный звон
Над землей плывет,
А в монастыре
Братский хор поет:
» Господи, помилуй».
…
С музыкой такой
Хоть иди на смерть!
Много ли тебе,
Русь Святая, петь?
Сухарев Юрий