Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Комаров Д.М. «Конская голова»

Выход гранита, расположенный на левом берегу речушки Токовой, что проистекает из небольшого безымянного заболоченного озерца, расположенного немного севернее Сретенского прииска (нынешнего поселка имени Свердлова), является одной из достопримечательностей Изумрудного края.

Данный геологический артефакт не остался незамеченным, став персонажем не только первого геолого-исторического очерка об уральских изумрудных копях, написанного командиром Екатеринбургской гранильной фабрики П.И. МИКЛАШЕВСКИМ, но одной из народных легенд, сложенных гораздо позднее.

«Конская голова», камень, вблизи которого были найдены первые изумруды.

Так советский писатель И.И. ЛИКСТАНОВ, готовя к публикации свою приключенческую повесть «Зелен камень», привел в ее тексте легенду о М.С. КОЖЕВНИКОВЕ, записанную ровно сто лет спустя, в 1931 году, в деревне Боярке Белоярского района Свердловской области со слов местного жителя О.А. КРЮКОВА:

 

«Тут Максимушка Кожевников в Белоярке проживал. Был он небогатый мужик, смолу гнал. Казны Максимушка не нажил, а ребят нажил полну избу. Он на то не жалобился, удачи не искал, да удача ему сама далась. Только Максимушка больно прост оказался, по простоте своей не исхитрился.

Колись поехал Максимушка на лошади в тайгу за смольем. Зимой, сказывают, то было. Глядит, на выворотке сосновом, на сохлом коренье камешки висят зеленые, светлые такие. И много их. Думай так, что по лесу зелень зимой процветает, солнышку радуется. Дивно стало Максимушке на такую красоту. Обобрал он камешки, сколь их было, поклал в гончаринку из-под каши, дома ребятишкам на забаву отдал. Он прост душой был, не понял божьей милости подмоги.

В то время случись пурга, а барин, какой ни есть из сибирской стороны в Катеринбург ехал. Он в кошевке пообмерз и просится к Максимушке на постоялое.

Максимушка говорит: «Изба то из нашей сосны рублена, нашей березкой топлена, нашим хлебушком сыта. Ночуй в тепле».

Утром барин глаза продрал, а уж солнышко в окошечко глядит, и на оконнице что-ничто зелено-зеленеет. Посмотрел барин камешки, говорит:

– Где такое добыл?

– А это не добытое, не рытое, это я на сосновом коренье собрал милым деткам на забаву, да уж наигрались баловни, вишь раскидали.

Барин и говорит: – Продай камешки, сколь их есть, повезу своим ребятам. Пускай и они позабавятся.

А Максимушка смеется: – Почто неробленное продавать! Бери в подарунок милым твоим деткам на забаву, а коли что – я еще добуду….

А у барина и ребят-то не было, обманывал он.

Уехал барин, только вскори опять тут, а с ним уж начальство наехало из Катеринбурга. Велят Максимушке: «Кажи место, где зелен камень взял!».

Понял Максимушка, что прост оказался, однако повел их в тайгу; долго водил, а место не показал: запамятовал, мол.

Ввечеру продрали Максимушку батожьем по голью, исть не подали, а утром опять: «Веди нас, – кажи место».

Так три дня Максимушку мучили, а на четвертый не стерпел он, показал, где зелен камень поднял.

С того места все шахты пошли. Баре наживались, а народу приказали от себя вольно камень не искать; на шахты народ сгоняли, каторжну работу уставили. Народ того не хотел, в хиту уходил: хитил у бар с отвалов руду непромытую, мыл ее по рекам в темну ночь, добывал на свою разживу Максимушкин камень, богом даренный. Ну и Максимушка еще долго жил. Его вольная хита уважала. Разве кто не по злобе скажет: «Зря ты, отец милый, барам камешек показал». Он это понимал, в ноги кланялся, винился.

Пришло Максимушке помирать. Он богу то и пожалобись:

«Подал ты мне камень в великую милость, а не научил простоту мою. Я камень не сберег, перед народом провиноватился. Как мне помирать без исправки?».

Тут и открылось Максимушке в тайной копушке великое гнездо камня. Он тот забойчик кошмой (войлочный ковер – Д.К.) заклал, сверху отметинку – конску голову – положил, а на кошмовой забойчик слово сказал никому не открываться, покуль баре наверху. А как не станет бар, должен забойчик народу вскори открыться. А Максимушка ушел в Верхотурский монастырь, там и помер, сказывают…».

(И.И. ЛИКСТАНОВ «Зелен камень», 1949 год, Москва-Ленинград, часть 1, глава 4)

 

Приведенный выше текст является не более, чем легендой, сам же рассказ жителя деревни Боярки Белоярского района О.А. КРЮКОВА является целиком вымышленным, начиная от обстоятельств находки изумрудов и завершая смертью нашедшего их белоярского крестьянина-смолокура Максима КОЖЕВНИКОВА, якобы приключившейся в Верхотурском монастыре. Это недвусмысленно подтверждается дальнейшим текстом книги Иосифа Исааковича ЛИКСТАНОВА:

«– Хороший сказ… – Весьма, весьма!.. Содержательный, хотя и неверный… По этому сказу можно проследить, как создаются мифы, сказки»…

 

Место первоначальной находки изумрудов расположено на полверсты южнее камня «Конская голова», в северной части нынешнего Сретенского (Свердловского) карьера. Тем не менее, до сих пор еще есть жители Изумрудного края, всерьез считающие, что смарагды нашли именно рядом с этим камнем, представляющем собой выход горных пород на поверхность.

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что вблизи камня «Конская голова» действительно когда-то существовала так называемая яма № 16 Токовского изумрудного прииска…

НА ФОТО: Место расположения камня «Конская голова» на карте И.И. ВЕЙЦА 1842 года.

 

Несмотря на то, что камень «Конская голова» является довольно заметным объектом, в исторических источниках встречается, чуть ли не единственное упоминание о нем:

«На левом берегу речки Токовой встречен остров гранита, обнаженный к северу в виде плоского холма. Гранит состоит из кварца белого цвета, желтого полевого шпата и слюды бледно-зеленоватого цвета. Кварц темного цвета составляет в массе гранита зерна и прорости. В граните этом заметны весьма мелкие кристаллы венисы *».

(П.И. МИКЛАШЕВСКИЙ «Описание уральских изумрудных копей и их окрестностей», «Горный журнал», 1862 год, книга 7, стр. 54)

 

* Словарь Владимира Ивановича ДАЛЯ трактует слово «вениса» и его производные следующим образом:

«Вениса – ископаемое из числа честных камней, полупрозрачное, самого темного красного цвета; гранат.

Венисовый, сделанный из венисы, гранатовый; к ней относящийся, гранатный.

Венисатик – камень, состоящий весь из плохой, негодной в дело венисы; вениса сплошная, матерая».

 

Каждому, кто сегодня путешествует из Асбеста в населенные пункты Изумрудного края, по проезду поселка Свердлова (который официально считается лишь одноименной улицей поселка Изумруд) и речушки Токовушки (она же — Сретенский ручей), с правой стороны автомобильной дороги, в окружении молодых сосенок и берез, вдруг покажется сам легендарный гранитный выход. А если скорость вашего авто сравнительно небольшая, то вы получите возможность его довольно легко рассмотреть…

Комментарии запрещены.

Полезные сайты