Конференция УИРО 23-24.11.2018 г, Екатеринбург.
Конференция состоялась. От Рефтинского объединения родоведов и краеведов с докладами выступили Н.А.Бархатова, Н.А. и Н.В.Клюкины, а также автор этой публикации. Присутствовал, внимательно слушал и фотографировал Копырин А.Л. – пожалуй, самый плодовитый и читаемый автор из наших рядов. Здесь же одна из ветеранов УИРО, жительница Рефтинского Л.Э.Денисенко.
Этот форум 17-й по счету. Для ветеранов движения очередной форум привносит в настроение и нотку ностальгии по временам двадцатилетней давности. «Когда мы были молодые…».
Я в УИРО десять лет, но и для меня очередная конференция стала уже обязательной вешкой годового круга.
Появляется возможность пересчитаться, поздороваться, обменяться… Пересчет всегда указывает на потери в рядах. Вот и в этот год М.Ю.Елькин сообщил о трех членах УИРО, ушедших в мир иной. Вечная им память.
Позитивным моментом этой конференции стал факт издания сразу двух сборников докладов – за 2011 г и (внимание!) прошлый 2017 г. Это стало возможным в связи с тем, что хоть как-то, но стали поступать взносы от членов УИРО.
Что сказать о докладах участников… Я присутствовал только в первый день и прослушал лишь половину заявленного. Много было интересных тем, историй поисков. Больше всего поразила история семьи Мишиных из Ирбитского уезда. Одна из представительниц фамилии родила 12(!) незаконнорожденных детей, прекрасно их воспитала и дала образование, при том являясь женщиной малоимущей. С интересом прочитаю статью в сборнике, так как на слух не все понял.
Вообще, доклад и статья – это разные формы подачи информации. Мы же, частенько, написав статью, пытаемся ее прочитать всю, думая, что это и есть наша задача. Отведенного времени едва хватает на две-три странички. И тогда мы должны либо скомкать все и закончить, либо пытаться судорожно скороговоркой дочитать, под тяжелым пристальным взглядом ведущего…
Нет, друзья мои, прочитать статью на конференции не надо и пробовать. В отведенное время можно лишь ее анонсировать, высказав самое главное из содержания.
Обратил внимание на многообразие судеб, ставших предметом исследования. Здесь и истории красноармейцев, ставших жертвами колчаковцев. И колчаковцев, ставших жертвами большевиков. Все как в нынешнем Екатеринбурге (верно заметил один из гостей): к Храму на крови нужно идти по улице Свердлова. Или Карла Либкнехта. Или по Царской…
Запомнилась и сценка из тридцатых годов. Выселенной из дома семье кулаков никто не дал напиться, хотя пол деревни были родственниками. Лишь их вечный недоброжелатель вынес ведро воды с ковшом: «Пейте, Настасья Петровна…». А деревенская родня еще долго и с удовольствием донашивала конфискованную у семьи одежду…
Такие детали никакими документами не фиксируются. Лишь народная память их передает из уст в уста. Помню, как мой дядя (сын раскулаченного) брал за грудки моего деда «комбедовца»: «Ты зачем с моего тяти полушубок снял?». Это было через сорок лет после события. А недавно одна бабушка вспоминала, как ее раскулаченный родственник сожалел всю жизнь об отобранной рубахе: «Ничего не жалко, а рубаху жалко. Шибко красивая была».
У нас каждое село это «Тихий Дон» и «Поднятая целина» в квадрате…
Такие вот мысли посещали меня в гостеприимном конференц-зале отдела краеведения библиотеки Белинского.
Ну и фотографии:
Ю.Сухарев
Фото А.Копырина и В.Шабурова