Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Автобусное движение в городе Асбесте

  Автобус 1950 год фото Вы давно ездили по нашему городу на рейсовом автобусе? Или может вы пользуетесь рейсовым автобусом для поездки на работу? Скорее всего, кто то ездит на автобусе на садовые участки. Но это уже пригородные перевозки.

   На сегодняшний день, в городе всего несколько маршрутов и перевозят жителей нашего города, в подавляющем большинстве, на небольших иностранных микроавтобусах.

   Может это и неплохо, но нашему поколению, заставшему более благоприятные времена, теснота маленького салона, затемненные окна, узенькие кресла, дают возможность вспомнить ушедшее время и сравнить.

   Кажется еще совсем недавно, по улицам нашего города регулярно ходили большие комфортабельные по тем временам автобусы ЛАЗ, ЛиаЗ, не будем говорить о сочлененных венгерских автобусах ИКАРУС, которые в народе называли «гармошкой».

   И самое интересное они ездили по тем же дорогам, маршруты пролегали точно там же, что и сегодня. Но в наше время, почему то закрывают или переносят некоторые маршруты, из-за плохой или узкой дороги. Или придумывают другие отговорки.

   А в советское время венгерским ИКАРУСАМ, которые наверно раза в два, как минимум, больше современных «маршруток» и места на дороге хватало и радиусы поворотов устраивали. Что это? Уровень квалификации водителей или нежелание (неумение?) компаний перевозчиков работать?

   Оставим эти не благодарные вопросы и лучше напомним, куда ходили рейсовые городские автобусы в 70-х годах ХХ века.

   Маршрут № 2 на 101 квартал.

   Маршрут № 3 на фабрику № 3.

   Маршрут № 4 на 67 квартал до предприятия Уралспецстрой.

   Маршрут № 5 ходил до 5-й фабрики. А утром и вечером, в час прибытия электропоезда из Екатеринбурга, автобус ходил до станции Изумруд.

   Маршрут № 6 проходил до 6-й фабрики и на нем можно было доехать до станции Асбест и перейдя пути пешком, попасть в поселок 101 квартала.

   Маршрут № 7 ходил на Черемшу до городской Плотины. И в годы, которые теперь принято ругать, автобус выезжал на берег водоема для высадки пассажиров, но сразу уточним, это только в летний период, в купальный сезон.

   Маршрут № 8 до станции Восточной. Маршрут проходил по тему же пути, что и что № 6, но у асфальтового завода, поворачивал влево и через фабрику № 4, мимо поселка Талицкий, проходил до станции Восточная, где с южной стороны путей, была остановка и разворотная площадка.

   Маршрут № 9 проходил до поселка Окунево.

   В сторону поселка Папанинцев, ходил автобусный маршрут № 10. Этот же автобус, заходил на станцию Изумруд, в час прибытия электрички из Екатеринбурга.

   Напомним современным читателям, что автовокзал находился на улице Садовой, на площадке рядом с городским рынком. И отсюда, все автобусные маршруты причудливым зигзагом, проехав по улицам города,  уходили в конечные пункты своего назначения.

   И любой житель города, зная маршруты движения автобуса, мог сесть в городской автобус и проехать в любой конец города. А билет на городских маршрутах, независимо от остановки, стоил 5 копеек.

   Схемы движения были составлены так, что магазины, поликлиники, учебные и общественные учреждения были, как сейчас принято говорить — в шаговой доступности от автобусных остановок.

   Конечно все автобусные маршруты, в разные годы, с течением времени, меняли свои траектории. Комбинат «Ураласбест» активно работал, производство совершенствовалось, карьеры расширялись.

   Старые улицы и кварталы попадали под снос, но вырастали новые современные районы нашего города.

   В 50-е годы ХХ века были снесены перешейки в Центральном карьере, в 60-е годы такая же участь постигла перешеек в Южном карьере. А в 80-х начался снос перешейка между Центральным и Южным карьерами.

   Все это конечно повлияло на схемы городского автобусного сообщения.

   Автобусные маршруты 70-х и 60-х годов ХХ века старшее поколение жителей нашего города наверно помнит отлично. А как было организовано автобусное движение в более ранние годы.

   В послевоенный период, основной задачей автобусного движения, было соединить окраины города, коими были многочисленные разбросанные поселки, с центром города и промышленными предприятиями.

   Большинство дорог на тот период были грунтовыми, «просыпанные» скальным грунтом и выровненные щебнем.

Автобус 1950 год фото

   Автобусы, работавшие на перевозках пассажиров представляли старые модели ГАЗ-АА и ГАЗ 03-30. В середине 50-х годов ХХ века, на дороги города вышли автобусы ЗИЛ-155 (руководство города обратилось с письмом в Областной центр, о выделении новых автобусов в количестве 25 штук) и в этот же период на перевозке пассажиров, работали автобусы Курганского завода на базе ГАЗ-51.

ЗИС - 155

   Интересно отметить, что в этот же период для перевозки трудящихся на промышленные предприятия, применяли оборудованные грузовые автомашины.

   Приведем схему движения маршрута № 1 «Кольцо», который работал в городе в 50-е годы. Автобусное движение начиналось в 7.00 утра и продолжалось до 24.00 часов. Еще несколько рейсов производилось с 2.00 часов ночи до 4.00 утра. Остановки обозначим современными названиями улиц.

   Движение начиналось от Первомайского рудника. Это территория современного Центрального карьера в его северной части.

   Автобус шел по улице Февральской революции с двумя остановками. Затем он поворачивал на улицу Володарского и так же с двумя остановками, проходил до остановки на углу улиц Лермонтова и 8-е марта.

   Далее маршрут пролегал по улице Садовой с остановкой на улице Уральской, и далее на улицу Промышленную (в тот период улица Ленина).

   На улице Промышленной было две остановки, на перекрестке с улицей Ленинградской, напротив старого стадиона и следующая остановка на перекрестке с улицей Калинина. Далее автобус шел в сторону Южного рудника, с остановками у хлебозавода и на перекрестке с современной улицей Войкова. Затем поворачивал влево, на восток и по улице Мопра, шел до перекрестка с улицей Клубной, далее по улице Клубной до Ильинской площади (это центральная часть Южного карьера) и далее автобус шел до Вокзала через фабрику № 3.

   Это послевоенный период, когда очертания города уже заметно менялись, но еще существовали такие большие поселки как Талицкий, Щебеночный, Привокзальный, поселок имени Фрунзе.

Автобс расписание

   Далее приведем маршрут автобуса довоенного периода. Документы датируются 1940 годом. Названия оставим старые, потому что кроме двух остановок Хлебозавод и ул. Калинина, в современной городской черте ориентиров не осталось.

   Напомним, что в довоенный период, на территории современного Центрального карьера с западной стороны, был большой жилой район, носивший название Октябрьский участок. А на территории Южного карьера был жилой район, который располагался от современной улицы Промышленной на восток. А протяженность его была от водонапорной башни, и почти до современного здания Южного рудника.

Автобус расписание 1

   Маршрут проходил по кольцу с ответвлениями на вокзал, на поселок Изумруд и на фабрику № 2. Стоимость проезда в тот период составляла 45 копеек, по кольцу, и 1 рубль до вокзала или поселка Изумруд.

   Для справки: На 1938 г.

   З/плата директора фабрики №2 –   800 руб.

   Шофер                            350 руб.

   Нормировщик                      400 руб.

   Старшая машинистка               268 руб.

   Старший дворник                  175 руб.

   Стоимость лошади                1150 руб.

   Билет в ДК для игры в бильярд    3,5 руб.

   Билет в ДК на танцы                1 руб.

    Остановки: Садовая, музей, угол Культуры и Декабристов, Книжный магазин, угол Мопра и Декабристов, хлебозавод, угол Ленина и Калинина, телефонная станция, рабочий посёлок, пож. часть № 1, фабрика № 2, вокзал, клуб Кирова, Ильинская больница, школа № 2, индивидуальный посёлок, больничный городок, поселок Изумруд.

   И вот мы подошли к самому главному вопросу. Когда же в нашем городе, началось регулярное автобусное сообщение.

   «…с 10 июня 1936 года курсирует автобус по всем производственным точкам по установленному расписанию…

   …Предлагается всем директорам и Начальникам групп цехов, Начальникам отделов комбината и всем работникам контор по делам службы, пользоваться городским автобусом».

   Расписание автобуса.

5.00  Гараж – Асбокомбинат.

5.20  Асбокомбинат – Ильинка.

6.00  Ильинка — комбинат – «Гигант» — Гараж.

10.30 Гараж – Асбокомбинат – «Гигант».

11.00 «Гигант» – Асбокомбинат – Ильинка.

12.15 Ильинка — комбинат – «Гигант» — Гараж

4 час.15 мин. Гараж – Асбокомбинат – «Гигант» — Гараж.

8 час. 30 мин. Гараж — Вокзал – Гараж.

   Поясним термины, из которых до наших дней сохранился единственный «Вокзал». Так в недавнем прошлом именовали станцию Асбест.

   Гараж — находился на территории современного Южного карьера, за магазином «Уралторг» на улице Клубной.

   Асбокомбинат — находился северо-западнее фабрики № 2, на территории современного Центрального карьера.  

    Ильинка — территория Южного карьера, восточнее современного завода ЖБИ.

    «Гигант» — фабрика №2, находилась северо-западнее современного асфальтового завода.

   Дороги в городе в 30-е годы ХХ века, были грунтовые, в низких местах отсыпаны карьерным камнем и сверху присыпаны щебнем. Проезжая часть на основных  улицах выложена камнем, (например улицы Промышленная, Калинина, Культуры, Милицейская)  в тот период это называлось не брусчатка, а дорога мощёная.

   И на территории города, существовал официальный запрет на езду на тракторах по мощёным дорогам.

   А перевозки людей в тот период перевозки осуществлялись автобусами ГАЗ-АА.

   В заключении повторим: автобусное движение в городе Асбесте началось 10 июня 1936 года.

2017 г.                      А.Копырин.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты