Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Вдоль речки Островной

В один из последних погожих дней, которые выпали в начале ноября, коллектив единомышленников решил совершить пешеходный маршрут в лесной массив расположенные западнее поселка Черемша. Погодные условия для пешего дневного маршрута имеют большое значение. Как то не хочется, что бы с утра вас полил дождик, а потом весь день вы шагаете в мокрой одежде. И наоборот: в конце дня попадаете под проливной дождь и вон, за тем поворотом, нас ждет приехавший автомобиль, а с нас ручьями течет вода.

Но вот сегодня погода относительно теплая, пасмурная, мягкая. И самое главное еще нет большого снега, а на кустах уже опали листья и нет высокой травы, которая закрывает обзор. Видимость в лесу отличная, а воздух…

   Руководителем, проводником и вдохновителем как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н.Рубцов. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышел Председатель РОРК Ю.М.Сухарев. К сожалению, не смог принять участие незаменимый участник краеведческого общества М.В.Шишминцев. А замыкающими в поисковой группе шли асбестовские краеведы О.М.Кожевников и автор статьи.

   По нашим планам согласованным еще в летний период, нам предстояло пройти поисковым маршрутом вдоль реки Островной. На участке от слияния с Большим Рефтом и по лесному пространству через территории трех старинных приисков работавших в этом районе.  

   На маршрут мы вышли ранним утром, но, несмотря на это, в лесном массиве уже было большое количество людей. Дорога на этом участке живописная и интересная, особенно если вы немного знаете тему и возможно здесь уже бывали.

   Первым природным экспонатом является речка Красненькая. В разные времена в разных документах она обозначена по разному. Речка, ручей, ключ, но это ни чего не меняет, тем более что именно здесь рядом с дорогой есть ключ, с отличной питьевой водой. А сама речка шириной около метра вытекает из Красного болота и имеет большое значение, потому что она играет большую роль в освоении, хронологии и топонимике  нашего района. По названию этой речки даны названия некоторых современных промышленных объектов, которые до недавнего времени работали на территории нашего района. А так же здесь имеется Красное болото, а в давние времена ХIХ века в верховьях реки работали Красноболотские прииски.    

   На речке Красненькой прямо у переправы через речку с далёких времён были известны несколько родников. На сегодняшний день один из родников сохранился и работает. Он слегка обустроен и находится в общем-то в приемлемом состоянии.

   С другой стороны дороги, там, где видна просека, раньше была дорога. И севернее небольшой скальный уступ, вот здесь под корнями березы тоже был отличный родник.

   Этот родник автор впервые посетил в начале шестидесятых годов XX века. У моих старших родственников в этом районе были покосы и утром двигаясь на покос заходили сюда для того что бы набрать воды. Воду набирали старинной стеклянной банкой с широким горлышком, которая была спрятана среди камней. Уже будучи в студенческом возрасте я приехал сюда с группой товарищей на пикник и вспомнил о наличии банки спрятанной в каменных россыпях.

    Зная месторасположение, где была спрятана банка в далёкие времена, аккуратно разобрали уложенные камни и нашли банку. Мы, конечно, испробовали воды из этой банки и положили её на место. Это была середина семидесятых годов ХХ века. Снова попал сюда уже в начале восьмидесятых годов и обнаружил, что по этому месту прошёл бульдозер, сравнял обрывистые берега которые здесь были. А со временем дорогу перенесли на десять метров южнее, а на том месте, где был известный мне родник, всё заросло кустами.

   А наша группа двигалась дальше вдоль Южного берега водоема на реке Большой Рефт.

Несмотря на раннее утро, мы увидели что на льду сидит рыбак. Передвигаясь вдоль водоёма, мы видели, что на поверхности воды лёд, но кое-где он был островами, кое-где он был затоплен водой, а на некоторых участках, чистая вода. А здесь, чуть ли не на середине реки, на небольшом стульчике сидел рыбак, который ловил на удочку рыбу. Он был тепло одет и с поднятым воротником.

   Конечно, очень удивились смелости нашего русского человека, но так как в нашей группе были два рыбака, которые также заниматься зимними видами рыбалки и досконально знают все тонкости, особого удивления они не высказали. Но сказали, что сами по такому тонкому льду рыбачить бы не стали. С берега задали несколько вопросов коллеге, сидящему с удочкой, о толщине льда, количестве и размере рыбы, как клюёт и сколько поймал. Получив ответы, двинулись дальше.

   Вдоль водоема заметны следы деятельности бобров. Все кустарники вдоль уреза воды аккуратно «подстрижены». Но эти неутомимые работники провели работы не только вдоль берега, но и зашли в лес и поработали с кустарниками и осинами. Даже попробовали свалить березы, не везде это получилось, но вот зашкурить березовые стволы, это у них получается хорошо.

   Первым пунктом нашей остановки должен быть кордон Островной. Перед кордоном на берегу реки небольшие пространства вытоптанной травы. Эти плешины натоптали «лихие люди», которые копают камни на дороге, отсыпанной из отвалов. А на этом участке у реки они промывали породу. Здесь вдоль берега видны оставшиеся гальки, которые были высыпаны после промывки.

   Дальше буквально в пятидесяти метрах площадка от Островного кордона. Сам кордон на сегодняшний день не существует, от него заросшая кустами площадка, да фундамент оставшийся от дома.

   Сразу внесем ясность для людей, интересующихся историей нашего района. Это местоположение кордона, где он был построен в послевоенное время. На этом месте был построен деревянный дом с сараями и прочими подсобными сооружениями, которые требовались для ведения хозяйства и содержания домашних животных.

Кордон Островной, 50 -е гг

   А рядом на огромной площади, которая была расположена рядом, были разбиты огороды. Тут же располагался погреб для хранения сельскохозяйственной продукции. Такая схема существовала во многих хозяйствах, которая были устроены людьми родившимися начале XX века.   

 

   А до этого периода кордон лесника и поселок лесозаготовителей, располагался на противоположном берегу Рефта, примерно в полукилометре от этого места. Площадка существует до сих пор. Огороды заброшены уже в ХХI веке, но в прошлом году еще были видны полусгнившие изгороди. А вот яблони плодоносят до сих пор и вдоль основной улицы посредине поселка, она же была дорогой, стройными рядами растут вишни. 

   Существование этого кордона отмечено в документах XIX века. Здесь же проходила древняя дорога, которая была расположена в направлении север — юг. В южном направлении это дорога уходила через Каменский кордон на деревню Белоярка, это современное название, а в XIX веке и начале XX века, это деревня называлась Большая. На сегодня это часть поселка Белоярского. В  северном направлении, дорога выходила на Сретенский прииск, современный поселок Первомайский. И дальше через него, это дорога уходила раздваиваясь левым ответвлением на дорогу, которая проходила за современным посёлком Малышева. Правое ответвление выходило на Режевской тракт, остатки которого есть за поселком Окунево.

   В этом месте через реку Большой Рефт был мост. Этот мост как и вся дорога от села Белоярского описано в материалах ревизора И.П.Ярошевицкого 1835 г., который приезжал на Изумрудные копи. На тот период она считалось основной дорогой на Изумрудные копи. Хотя ревизоры приехавшие из столицы отзывались об этой дороге отрицательно. Дорога очень извилистая идет по болотам,  петляет между деревьями, вдоль дороги большое количество огромных камней.

Мост, 2012 г

   А на сегодняшний день от моста не осталось ничего. Еще пять лет назад, здесь лежали большие черные  бревна, по которым можно было в пешеходном варианте перейти с одного берега на другой. И какие-то молодые, отчаянные головы на квадроциклах, переезжали по этим полусгнившим бревнам на другой берег. Сегодня эти брёвна снесены течением и валяются в непосредственной близости от места где был мост. Но память о мосте остались на фотографиях различных периодов, и в воспоминаниях людей которые часто бывали здесь.

   Дом лесника на кордоне простоял до перестроечного периода. После того как началась перестройка, оптимизация и прочие инновации, должность лесника видимо вместе с кордоном была упразднена. Сначала дом и надворные постройки находились на месте в отличном состоянии. Но в течении одного года были выбиты окна, оторванные двери, разобраны крыши, в общем все как всегда… И понадобилось всего два-три года, что бы все постройки были разобраны. На сегодняшний день проглядывается полуразвалившийся фундамент на месте где стоял дом.

   Напротив бывшего здания кордона большая площадка с останками асфальтированной дорожки и бетонными основаниями от столбов ЛЭП. Здесь располагался лагерь отдыха от Ремесленного училища № 12. Территория была обнесена деревянным забором и на входе, закрывающиеся на замок высокие ворота из штакетника.

    А мимо кордона проходит другая дорога, которая и по сей день активно используется. Располагается она с запада на восток. В восточном направлении, это дорога выходит в посёлок Черемшу и проходит по улице Павлова. В западном направлении дорога через лесной массив, город Старопышминск и выходила в сторону Екатеринбурга.

    Автору удалось поговорить со старожилами, которые в разные годы неоднократно проезжали по этой дороге. В двадцатые годы здесь было оживленное движение. В зимний период на конных кошевках ездили в Екатеринбург. Навстречу шли большие конные обозы с древесным углем. Старожилы даже назвали почти точную дату. Уехали в город Екатеринбург, а приехали из города Свердловска. В предвоенный период по этой дороге ходили грузовики, в пятидесятые годы XX века точно так же здесь уже было грузовое движение. В некоторых случаях ездили и на личном автотранспорте. В.Н.Рубцов ездил здесь с родственниками на автомобиле «Победа». Один из старожилов, проживавших в нашем городе, рассказывал как уже в шестидесятые годы, они молодой семьей ездили на мотороллере с кузовом в город Свердловск. Муж за рулем, жена с детьми в кузове.

   И наш путь продолжается дальше, от старого кордона мы идем по едва заметной дороге, которая поворачивает на юг и проходит вдоль речки Островной. Сегодняшнее состояние дороги приемлемо, но вот вдоль дороги большое количество свежих вырубов различной размерности. А еще десяток лет назад, вдоль речки стояли огромные темно-зеленые ели. И проходя здесь  тёмный лес навевал сказочные мысли, о леших, водяных, избушке на курьих ножках… А охотничья избушка действительно была. На другой стороне речки на небольшом острове, именно среди густых елок.

   Но сегодня небольшие участки елового леса еще есть, в вперемешку с большими полянами вырубок и густыми кустами. С западной стороны речки Островной большое болото, при желании конечно можно по нему пройти, но без особой необходимости туда соваться не стоит. Хотя охотники, грибники и ягодники знают тропы, по которым можно пройти, где посмотреть ягоды и где живут зайцы, а в старые времена на этом болоте драли мох.

   Здесь же вдоль речки, опять можно наблюдать результаты деятельности бобров. Большое количество поваленных деревьев, особое внимание бобры уделяют осине. Разрезав стволы на почти метровые куски, утаскивают все это в воду. А на противоположном берегу, на самой кромке болота видна хатка бобров. Она возвышается над поверхностью замерзшей воды примерно на полтора метра. И построена с таким расчетом, что в летний период к ней не подойдешь со стороны реки, а уж тем более со стороны болота.

   Вдоль речки Островной доходим до большой площади курумников. Это каменные реки, которых в нашем районе в лесных массивах разбросано очень много. Здесь они вытянуты неширокой полосой вдоль речки, расположены четырьмя участками. Две россыпи небольшие буквально по тридцать метров в длину, еще один участок совсем небольшой, просто несколько торчащих из мха камней. А вот самый протяжённый, представляет интересную картину. Крупные камни как бы беспорядочно навалены вдоль реки, на них небольшая растительность багульник, какие-то кустики, мох двухцветный. Есть рыжего, есть зелёного цвета, а сверху белый. Рядом стоит огромная покосившиеся сухая сосна, она жутко ветвистая и наклонилась над каменными россыпями, как бы разглядывает их или охраняет. Для людей у которых есть творческое воображение, могут на эту тему придумать сказку или рассказать легенду. А мы идем дальше, ещё полчаса холода и выходим на территорию прииска.

   Перед нами большая поляна, которая начала зарастать молодыми сосенками. Она обозначена на всех картах и схемах. На этом месте был небольшой жилой поселок, а еще раньше во времена ХIХ века здесь был прииск.  

   На картах в этом месте обозначен грот, но на местности нет ни каких сооружений, которые можно было отнести к ландшафтным достопримечательностям. Десять лет назад автор провёл неоднократные тщательные поиски на этом месте и окружающей территории, для обнаружения этой достопримечательности. По словам старожилов здесь были два больших камня, высотой около двух метров, которые наклонены друг к другу. В основании камней была большая полость, уходящая внутрь земли. Как потом оказалось в начале нового ХХI века, лесозаготовители столкнули эти камни бульдозером.

   Это место знали многие. Но каждое поколение называло его по-разному. В начале ХХ века этот участок называли «Печи», в довоенный период прииском, в 50-е годы «Длинный мост» или «Горелый мост».

   Название связанное с мостом обусловлено тем, что на западной стороне речки Островной, которая перед нами сейчас два метра шириной, был мост. Останки его и сейчас на месте. После того как мост сгорел, его по верху засыпали грунтом, русло речки было перекрыто породой и вода в весенний период, нашла себе новое русло, уже вдалеке от моста по восточной стороне заливного луга.

   Мост в деревянном варианте, построен в далёкие времена послевоенного периода, это наверное пятидесятые годы, основательный, капитальный, впрочем как и все что делалось в советский период. По рассказам старожилов здесь ходили даже грузовики. Да и как могло быть иначе, мост построили для того чтобы вывозить с покосов сено и если в послевоенный период возили на телегах, то уже в шестидесятые годы большинство хозяйственных мужиков привлекали для этой работы знакомых, работавших на грузовых автомобилях.

   Автор застал остатки этого моста лет двадцать назад. Мы на УАЗике переезжали речку Островную и по останкам моста проехали на западный берег. В другой раз, увидев что какие-то экстремальные гонщики с северной стороны от моста проложили почти проезжую дорогу вырубив часть кустов, мы уже не ездили по бревнам которые лежали на месте моста. При разговоре с жителями Черемши выяснили, что этот участок они называли «Горелый мост». Потому что во время пожара настил моста сгорел.

   Прииск Зосимо-Савватеевский который начал работать в 1901 году, расположен был длинной полосой с запада на восток. И на сегодняшней поляне существовал небольшой поселок. По территории прииска идет дорога, вот по ней мы и двинулись в обратную сторону. Дорога, петляя по лесному массиву, выходит в посёлок Черемша, предварительно пересекая переправу на речке Красненькой.

   Двигаясь по этой дороге, мы пересекаем территорию еще двух приисков. Первый Островной, который отмечен работающим до 1862 года. Современное состояние местности таково, что на лесном рельефе не видно ни каких следов горных работ. Кое где есть обвалившиеся ямы, это скорее всего шахтные стволы. А так же большое количество ям от углевыжигательных печей. И нужно сделать поправку на то, что лес который нас окружает, растет почти ровными рядами, следовательно это посадки советского периода, скорее всего послевоенные.

   Но более заметны на местности широкие канавы большой протяженности, которые устроены по просекам,  ориентированным с севера на юг. От дороги они расположены слева. Это следы деятельности геологоразведочной партии, проводивший исследование изумрудной полосы в 50-х годах ХХ века. Дорога ведет нас дальше плавными поворотами, она идет вдоль старой квартальной просеки. Это обусловлено большим количеством упавших деревьев. Пошедшие два года подряд мощные ураганы повалили очень много деревьев. И теперь квартальная просека, на которой видны глубокие старые колеи от лесовозной техники, завалена поперек упавшими деревьями, а именно она раньше использовалась как дорога.

   Местность на этом участке плавно поднимется вверх и достигнув свей наивысшей точки, так же плавно опускается в сторону речки Красненькой. Постороннему человеку, идущему по дороге это наверно не заметно. А тем, кто знает, что именно вот на этом возвышении стояла большая деревянная вышка, геодезический знак, самое время внимательно посмотреть в юго-восточном направлении.

   И если мы посмотрим на любые карты или планы, лучше всего советского периода, увидим, что за отметкой геодезического знака нанесена просека, которая к современной сетке квартальных просек идет наискосок. Эта вырубка устроена в 1856 году по инициативе владельцев приисков, французскими геодезистами Бержье и Аллори, а рабочие для вырубки деревьев были направлены из поселения Вороний брод на реке Пышме.

   Дорога идет в восточном направлении, а с обоих сторон видны останки старых углевыжигательных печей. В довоенный период здесь в массовом порядке выжигали древесный уголь и были смолокурни, которые точно также обозначены на всех старых картах.

   Опираясь на воспоминания людей старшего поколения, которые часто бывало в этом районе, можно сказать, что углевыжигание продолжалось до начала Великой Отечественной войны. Мои старшие родственники в этом лесном массиве имели покосы и рассказывали, что когда ходили косить сено во время войны, эти углевыжигательные печи при вывозке конным транспортом мешались. Расположены они были рядом с дорогами.

   По их словам печи были круглой формы, снаружи обложены дерном и сверху засыпаны землей. Были печи и другого вида, вытянутой формы, высотой выше роста человека и точно также засыпанные сверху землёй. В военный период они были брошены и так обвалившиеся и просевшие стояли до 50-х годов, пока полностью не пришли в негодность.

   Подходя к речке Красненькой, мы вышли на дорогу, по которой вывозят спиленный лес и осмотрели состояние обочин. В прежние времена здесь работали копатели. И на сегодняшний день есть много свежих покопок, но самих людей не встретили.

   Маршрут пройден, современная ситуация зафиксирована на цифровые носители, материалы послужат отправной точкой для создания фильма, создания информационного материала в виде статей и публикаций для краеведческого сайта. А поисковики с чувством выполненного долга, приятной усталостью и отличным настроением вернулись домой.

 

 

Ноябрь  2020 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты