Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Вдоль речки Роговой

В прошлый поисковый выход мы не смогли определить наличия трассы узкоколейки в предполагаемом нами районе. Поэтому в очередной раз решили проверить ещё один вариант расположения узкоколейки, которая могла находиться на одной из квартальных просек на соединение с ранее обнаруженными узкоколейными путями. Инициатором, проводником и основной движущей силой как всегда идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов. А а так же на маршрут вышли председатель РОРК  Ю.М.Сухарев, и еще один наш постоянный спутник в самых трудных и, можно сказать, ответственных маршрутах А.Б.Шершнев, а замыкающим шел автор этих строк.

   В начале маршрута мы посмотрели карты, планы и электронные схемы на спутниковых навигационных  приборах. Сразу определили и рассмотрели, как лучше подъехать к исходной точке маршрута и по наличию просек и старых дорог на разных картах, предположили   возможности прохождения трассы узкоколейной железных дорог.

   Наш маршрут мы начали с базы, расположенной в лесном массиве, где организован небольшой водоём и от местных жителей услышали название — рыбник. Двигаясь туда по лесной дороге можно было с уверенностью сказать, что здесь давно никто не ездил. Обычно на обитаемых пространствах в лесу на грязи всегда есть отпечатки протектора автомобилей или отпечатки следов пеших путешественников. Ни чего подобного в этот раз мы не увидели и поэтому был логичным вариант, что база заброшенная и давно никем не используется.

   Но на берегу водоёма оказалось неплохая база отдыха, которая может вместить при желании большое количество отдыхающих или рыбаков. С удивлением отметили закрытый на замок шлагбаум на въезде. В зоне прямой видимости несколько строений, баня, пара капитальных домов, а так же навесы для хранения инвентаря и другой техники. Ну и конечно большая площадка или стоянка для размещения техники приезжих, есть где поставить автомобиль. Тут же бегает крупная сторожевая собака и навстречу нам вышел сторож.

   На водоёме устроены мостики, есть возможность рыбачить с берега. Под деревьями лежит на просушке пара лодок. На всех подходах к водоёму висят таблички «Рыбалка запрещена». Мы переговорили со сторожем, объяснили цель нашего приезда и он нам подсказал как кратчайшим путём выйди к  высоковольтной и где находится вход на дорогу которая нас интересует.

   Осмотревшись по сторонам, поработали фотоаппаратами, зафиксировали ситуацию на современные цифровые носители и, долго не задерживаясь, двинулись к началу нашего маршрута. Живописный мостик на одном из притоков, можно сказать ручье, который впадает в водоём. Буйные заросли кустов, камыша по краям водоема, признаки наличия в этом районе уток, на поверхности воды на ряске чётко видимые следы от проплывавших уток.

   Оставив позади живописный мостик дальше  двигались по едва видимой старой дороге, которая идёт в Южном направлении, это нас как раз и устраивало. Выходим на большой покос, расположенный недалеко от базы, здесь охотниками устроена подкормочная площадка и тут же стоит вышка для охоты на кабанов. Здесь же сделан солонец и посреди большой поляны на подставке насыпан овес. Вся площадь строго покоса засеяна «зелёнкой» типа клевера с горохом. Всё это хорошо обустроено, продумано и уже на выходе замечаем, что с правой стороны на дереве висит фотоловушка. Наши товарищи подошли внимательно всё осмотрели, сфотографировали  ловушку, передали привет егерям и охотникам Сухоложского района и двинулись дальше.

   На выходе с подкормочной площадки для кабанов интересное сооружение. Тряпками обмотан ствол берёзки, все это закреплено стальной проволокой и ветошь пропитана соляркой. Вокруг берёзки вся почва вытоптана до состояния болота. Это верный признак, что кабаны пользуются этим устройством. Это сделано для того чтобы изгонять паразитов с тела животных.

   Мы двигаемся дальше, на нашем пути смешанный лес, пространство заросло высокой травой и через полчаса хода мы понимаем, что сбились с едва заметной дороги. Пытались в очередной раз определить дорогу по наличию хотя бы колеи, но вместо этого попадаем,  как нам показалось, в небольшое болото. Продолжая движение, смотрим по сторонам, может в пределах видимости есть какие то просветы, которые могут указать нам на старую дорогу. 

   Движение по болоту продолжалось, как нам показалось, очень долго, сверившись с картами и посмотрев на спутниковую навигационную систему, мы увидели, что идем вдоль болота прямо по его середине. Определив свое местоположение, сменили направление  движения и пошли перпендикулярно намеченному маршруту. Старую дорогу, по которой мы двигались в начале маршрута, мы конечно потеряли, по болоту дорога идти не может, она обходит скорее всего это болото с Восточной стороны, но нам не удалось найти просеку где эта дорога проходит. Дорога старая, всё конечно заросло и на сегодняшний день определить её направление очень трудно.

   Двигаясь перпендикулярно нашему маршруту, это в западном направлении, мы выходим на большой заросший покос, находим большое дерево и садимся. Небольшой перекур, по кружке чая и воды и двигаемся дальше. Наше движение по лесу по направлению навигационной системы выводит нас на высоковольтную. Вот именно на этом участке рядом с этой высоковольтной проходит старая дорога, пройдя вдоль нее в течение получаса мы также пытались найти какие-то артефакты, которые могли бы нам указать на наличие на этом участке узкоколейной железной дороги. Но признаков никаких нет.

   Пройдя до квартальной, переходим на правую сторону высоковольтной, это западная сторона. С поисковыми мероприятиями выходим на другое ответвление старинной дороги, которая в прежние времена проходила от деревень расположенных на реке Пышме в сторону, можно сказать, современного посёлка Шамейка. Так же с поисковыми мероприятиями двигаемся по этой дороге, проверяем наличие возможных деталей железной дороги. Железо нам попадается, но это не то что нас интересует, очень много железных изделий от гусеничной тракторной техники, которая, наверное, в большом количестве передвигалась и работала на этой дороге.

   Также находим большое количество конских принадлежностей, в том числе обломки подков и запчастей от конских повозок. Кроме того большое количество металлических деталей скорее всего от тракторных прицепов или каких-то грузовых машин. Шайбы большого диаметра, болты, гайки и прочие. Это и неудивительно, в этих районах на протяжении многих лет вели лесозаготовительные работы.

   Пройдя весь маршрут спускаемся по старой дороге в Южном направлении до того места, где мы проходили в прошлый раз. На этом участке вдоль высоковольтной маршрут замкнут, как и в два предыдущих выхода мы не нашли ни одного подтверждения наличия здесь железной дороги. Следовательно, напрашивается пара выводов: участка который соединил Асбестовский и Сухоложский участки узкоколейки или не было или мы пока не можем наткнуться на эту ветку. У нас есть ещё один вариант, который можно рассматривать.

   А пока двигаемся в обратном направлении, выходим на высоковольтную и по едва заметной колее, наверно следы от работы лесозаготовителей или энергетиков, двигаемся в сторону базы рыбаков, идём в обратном направлении. Здесь на открытом месте на глине отлично видно следы присутствия всех представителей животного мира которые населяют наши леса. Местность немножко заболочена даже на высоковольтной в низких местах стоят лужи, приходится обходить или идти напрямую, с условием что они не такие глубокие.

   Кроме того можно сказать что при движении по лесу от самого начала нашего маршрута весь день нас сопровождали мошки, комары, нескольких видов паутов,  есть большие жирные, как с улыбкой говорят товарищи «на две котлеты» есть маленькие с цветными крыльями. И вообще какие-то похожие на муху, но кусаются все эти разновидности очень хорошо. Мы применили всякие химикаты, мази, репелленты, но всё это помогает на час-два и снова это стадо кровососущих насекомых нападает на вас, садится на руки, на шею, стараются укусить за лицо или лезут в глаза. Нельзя не сказать ещё и о клещах. Всю дорогу сколько мы шли постоянно осматриваемся, потому что глядя на экран телевизора и послушав рассказы медиков о страшных последствиях клещевого энцефалита и ещё пачки каких-то неизвестных нам ранее заболеваний, которые несут на лапах или зубах эти мелкие энцефалитные клещи, приходится опасаться.

   Именно поэтому мы регулярно осматриваемся и, конечно же, находим на нашей одежде этих насекомых. Каждый из наших путешественников снял как минимум пару клещей. Несмотря на то, что мы нашу амуницию, особенно сапоги и брюки опрыскали большим количеством различных химикатов. Двигаясь по дороге в сторону рыболовной базы, с удивлением смотрим, что дорога почти как асфальт, несмотря на лужи и грязь она идёт в нужном нам направлении и пройти по ней можно без особых усилий.

   Подойдя к водоёму смотрим, что это дорога идёт по лесу она слегка завалена буреломом, но тем не менее она проходима для обыкновенного человека и выходит именно к тому мостику с которого мы начали нашу маршрут. Ещё полчаса хода и мы на базе. Побеседовали со сторожем, узнали о наличии рыбы в водоеме, стоимости однодневной рыбалки и еще много прикладных вопросов. Попрощавшись, отбыли восвояси.

   Маршрут пройден полностью, день прошёл отлично,  погода нас не подвела и, если не считать наличие комаров и прочих мошек, мы отлично прошли и размялись. Хорошее настроение, хорошая компания, лёгкий юмор, а то, что мы не смогли найти наличие узкоколейной железной дороги в этом районе нас не здорово огорчает. Отрицательный результат тоже результат, иной раз наши поиски по другим тематикам продолжается также долго и в конце иногда бывает результат положительный. Редко когда с первого раза удаётся решить любой вопрос, найти то что нас интересует.

   По результатам нашего выхода будут написаны статьи, опубликованы и выложены на сайте многочисленные фотографии и смонтирован фильм.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты