Копырин А.Л. Велосипеды
Общаясь с жителями нашего города разных возрастов, с удивлением для себя обнаружил, что в наш век авто и мото техники, многие с удовольствием катаются на велосипедах.
Конечно велосипедистов на улицах нашего города, сейчас не так много. Их намного меньше того «золотого» времени, на которое пришлось наше детство.
А наше «золотое детство» пришлось на 60-е годы ХХ века. В тот период, наверно у многих жителей нашего города, был велосипед или «мотовелик». А остальные, у кого не было железных коней, глядя вслед проезжающим, мечтали о них.
На асбестовых приисках, с дореволюционного периода (1917 г.) уже были велосипеды и мотоциклы. Группа велосипедистов, в летний период, каталась по приискам. А с 1920 года велосипеды стали появляться у простого народа. На Ильинском участке (территория Южного карьера) была построена футбольная площадка. Здесь в вечернее время, когда не было футбольных баталий, молодежь училась кататься на велосипедах.
В тридцатые годы ХХ века, когда асбестовая промышленность стремительно развивалась и строился город, велосипеды играли заметную роль в различных сферах жизни. Например, велосипедами награждали передовиков производства.
Здесь невозможно удержаться и не привести исторический, документально зафиксированный пример:
В 1934 году техрук Ильинской обогатительной фабрики А.А.Королев (будущий генеральный директор комбината «Ураласбест») «…в ознаменование 17 годовщины Октябрьской революции, за ударный труд к 7 ноября…», был награжден велосипедом.
В тот период велосипедами награждали не просто так. Некоторым особо отличившимся, велосипеды вручали на собрании производственного коллектива, в торжественной обстановке, от имени Председателя президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина.
Именно так, в конце 30–х годов ХХ века, вручали велосипед И.Н.Коковину, передовому работнику Совхоза. А жил передовик в бараке, в небольшой комнате и вечером после вручения, весь барак учился ездить на велосипеде, сначала в общем коридоре, затем на улице.
Во время войны, велосипеды стали выполнять роль твердой валюты. Например, велосипед меняли на ружье и пару пальто, для жены и хозяина.
В послевоенный период, велосипеды так же играли заметную роль в жизни народа. Их везли в качестве трофеев из европейских стран. И советская промышленность наладила широкий ассортимент велосипедов.
В тот период, это было надежное и распространенное средство передвижения. И жители нашего города ездили на велосипедах в Реж, Богданович, Свердловск и пригородные поселки.
Некоторые товарищи, находили велосипедам различные нестандартные применения. Например, один из жителей нашего города, когда только появились денежно вещевые лотереи, продал велосипед и купил несколько пачек лотерейных билетов.
Потом до конца жизни, с присказками и крепким русским словом рассказывал, что самый большой выигрыш, вместо велосипеда, чернильная авторучка.
Но можно привести и другой пример: пионер Гена в 1965 году, выиграл в денежно-вещевую лотерею, сразу два подростковых велосипеда.
А в то время, когда наши ровесники сели в седло велосипеда, их в городе было уже много. Часть велосипедов была трофейная. На них, были какие-то иностранные буквы и все эти велосипеды, как правило, были черного цвета.
Нам запомнились другие. Велосипеды с мотором. Как говорили их владельцы, это немецкие трофеи. Внешне это были точно такие же велосипеды, только у одних на задней оси сбоку, приделан небольшой мотор. У других такой же мотор, был установлен на переднее колесо.
Мотовелосипеды с тарахтением проезжали по дорогам. Сбоку, в землю била тугая синяя струя дыма, а пацаны с горящими глазами, провожали необычную технику. Но это другая тема и о ней разговор будет отдельный.
У меня первый велосипед появился в дошкольном возрасте. Мне повезло, с дошкольного возраста у меня был трехколесный велосипед, который впоследствии переделали в двухколесный. Купили мне его дядьки, братья моей матери, на день рождения.
Стоит наверно сказать, что велосипед даже в 60-х годах ХХ века, для большинства жителей города был предметом роскоши. Даже не роскоши, семьи в тот период были большие, заработки как сейчас принято говорить «достойные», так что у большинства даже взрослого населения, велосипедов не бывало.
И если у кого-то из мальчишек, появлялся велосипед, да еще новый, это являлось предметом зависти.
Нередки были случаи, когда обладатель велосипеда с товарищами, отойдя подальше от дома, что б родители не видели, давал прокатиться по очереди своим друзьям.
Второй появившийся у меня велосипед, их в то время называли подростковыми, был куплен у подросшего соседа.
У некоторых моих товарищей сверстников, так же были велосипеды. И мы коллективом катались по городу.
Очень хорошо запомнился трофейный велосипед одного из моих товарищей. У меня в тот период велосипеда не было, и мы катались вдвоем на его трофейном велосипеде. Один за рулем, второй на рамке, так мы объехали все близлежащие улицы, а еще падали в лужи и врезались в заросли крапивы.
Велосипед внешне был обычный, рама черного цвета, без крыльев. Но вот колеса, на переднем колесе покрышка зеленого цвета. На заднем — красная, с причудливым протектором в виде трефовой масти, как на картах.
У другого товарища был велосипед «Спутник», с переключением скоростей на раме, для нас по тем временам, почти гоночный.
А в магазинах в то время, продавали велосипеды для детей «Школьник» и «Подростковый». Для взрослых, дорожные велосипеды «ЗиФ» и «Урал», спортивные велосипеды «Спутник», с ручками управления колодочными тормозами на руле и переключателем скоростей. А также были в продаже гоночные велосипеды «Чемпион» и «Старт шоссе».
На велосипеде «Спутник» еще были крылья, а вот на гоночных велосипедах, крыльев не было. И кто ездил на них в дождливую погоду, по спине шла размашистая грязная полоса.
Гоночные велосипеды еще отличались от остальных шинами. На всех велосипедах, шины состояли из камер и покрышек, а на гоночных велосипедах, были тонкие резиновые трубки. Которые, часто прокалывались при езде по стеклам.
При продаже велосипеда в магазине, кроме инструкции по эксплуатации и паспорта, прилагался комплект инструмента. А также велоаптечка, для ремонта камер и шин в дорожных условиях. И у всех велосипедов, в комплекте шел насос, который крепился в специальные гнезда на раме.
Все велосипеды, особенно спортивные, были раскрашены в разные цвета. А на дорожных велосипедах, вдоль крыльев и по ободу колеса, шли две или три разноцветные полоски. Впоследствии обода у колес стали блестящие, никелированные.
Большое значение, с точки зрения подростков, уделялось багажнику. Одному ездить не интересно. Нужно прокатить товарища или соседскую девчонку и конструкции багажника, придавалось большое значение.
Конструкция, когда багажник крепился под седло, нас не устраивала, они часто ломались.
А вот на старых велосипедах, багажник крепился захватом с затягивающим болтом, это нам нравилось больше. Багажники были крепкие и не ломались.
И неудивительно, в те времена не только дети ездили на велосипедах по двое, но и молодые парни и мужчины. А на багажнике или «на рамке», как говорили в те времена, частенько катали девушек.
А пацаны иной раз, на велосипедах ездили и по трое. Один на багажнике, второй за рулем и третий на рамке. Вот так и мы с товарищами, ездили на Рефт купаться.
Отдельно хотелось бы сказать о дамских велосипедах. Средняя стойка, изготовленная из трубы, была скошена. А вот на заднем колесе, с обеих сторон, одета тонкая разноцветная сетка. Маленькими крючками она крепилась к заднему крылу.
Это позволяло девушкам ездить в платье, при движении его не затягивало в спицы.
Были на некоторых велосипедах и «прибамбасы». Кое у кого стояли фары и на передней вилке устройство, вырабатывающее электроэнергию от вращения колеса. У части велосипедистов, на передней вилке были установлены счетчики километража.
На некоторых моделях велосипедов был ручной тормоз, он работал на переднее колесо.
В определенный период мальчишки стали украшать свои велосипеды рисунками. Не избежала этой участи и наша компания. Мы на заднем крыле велосипеда, масляными красками, рисовали «битломанов» с гитарами и в шляпах.
Еще в определенный период времени было «поветрие», одевать на ручки руля, цветные пробки от виноградных вин. В тот период в магазинах был широкий ассортимент вин, как из братских республик, так и из стран соцлагеря.
На горлышко бутылки, сверху одевалась полиэтиленовая пробка. Расцветки были различные, очевидно это было связано с красными и белыми винами, но диапазон цветов пробок был очень широк.
Обычно пацаны на левую ручку руля, одевали красную пробку, на правую — зеленую или желтую.
На старых моделях велосипедов, сумочка для ключей, имела вытянутую вниз форму и крепилась под село к раме.
У более поздних моделей сумочка имела квадратную форму и крепилась туда же на раму под седло. Но многие перестегивали сумочку к раме у передней вилки, другие прицепляли сумочку к багажнику, кто-то цеплял вперед на руль.
В конце 60-х годов велосипедов в городе стало очень много и власти решили всем велосипедам и мотовелосипедам дать номера.
Номера были небольшого размера и крепились или на заднее крыло или многие ставили их под сиденье. Народ в тот период был дисциплинированный и очень многие пошли получать номера на велосипед.
Но когда пришли получать номера, очередь оказалось очень большой и в конечном итоге номеров на всех велосипедистов не хватило.
Подобное мероприятие было проведено и до войны в 1938 году. В тот период, так же предписывалось всем прийти и получить номера на велосипеды. Но в тот период чиновники пошли еще дальше, параллельно производилась регистрация кошек и собак.
Для справки: в городе в разные периоды, существовали коллективы велосипедистов, которые ездили в Свердловск, по лесной дороге и возвращалась по Белоярской автодороге. Другие группы товарищей ездили по лесным дорогам в город Реж, в Егоршино, в Богданович.
Был велопробег школьников на родину Н.И.Кузнецова в город Талицу. И самое удивительное, коллектив велосипедистов, в котором были девушки, в летний период ездили на Черное море.
На сегодняшний день жители нашего города различных возрастов от школьников до пенсионеров ездят на велосипедах и в сад, и на прогулки и совершают такие же увлекательные путешествия по живописным окрестностям нашего города.
С удивлением узнал, что и в наше время, энтузиасты и экстремалы велосипедного спорта не перевелись. Неоднократно встречал велосипедистов далеко в лесу за поселком Черемша.
Можно привести пример велосипедного пробега по непростому маршруту: Асбест, пос.Малиновка, Ельничный кордон, деревня Чудова, село Грязновское, пос. Белокаменный, Асбест.
А недавно узнал еще более удивительный факт. Энтузиаст из поселка Рефтинский в летний период на велосипеде проезжает по маршруту до Асбеста, поселок Белоярка, село Грязновское, Богданович, Сухой Лог. И через деревню Глядены возвращается в Рефтинский.
Иногда этот маршрут у него сокращен, через Асбест и поселок Белокаменный, проезжает до Сухого Лога и там поворачивает на Глядены и через плотину возвращается в Рефтинский.
Наш подростковый коллектив, в далекие времена, конечно такие маршруты не проезжал. Мы ездили по-другому.
В летний период, при полном сборе, наша компания состояла из восьми велосипедистов. И вот мы на велосипедах осваивали сначала соседние улицы, потом пригороды, затем уже близлежащие поселки и берега рек Пышмы и Рефта. Ездили купаться, загорать, за лесными цветами и ягодами и конечно за грибами.
На грибах надо остановиться отдельно. Ездили мы за поселок Папанинцев и за ретранслятор по высоковольтной. За болото Березовый падун, в том районе сейчас расположены сады и поля. Грибов набирали ведрами и большими двухведерными плетенными старинными корзинами.
Трое из нас ровесники самые молодые, все остальные старше, кто на три года и двое на пять. В лес ехали всей группой. А вот обратно…
Дорога по высоковольтной была грунтовая, после дождей много луж и грязь с глиной. Иногда падали или особо большие лужи обходили пешком стороной. А когда возвращались обратно, при выезде на асфальт, начиналась гонка — кто первый доедет до дома. Один раз первым приехал наш старший (на 5 лет) товарищ. Все остальные заезды пришлось выиграть мне, самому молодому в компании.
Не только пацанов было много на улицах, но и населения в городе было много. Строилась 6 фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. Народу приехало со всех концов страны. Как молодежи, после школьной скамьи так и молодых семейных пар, многие с детьми. А сколько семей создали в городе, наверно учету не поддается.
Нередко можно была наблюдать, как парни или молодые мужчины ехали на велосипеде и на багажнике везли девушку. После окончания рабочего дня, у магазинов вело и мото техники было не меряно.
У Первого магазина, прямо от крыльца и до самой дороги, вся площадка была асфальтирована, а посредине стоял деревянный столб.
Подъехавшие первыми, ставили мотоциклы на подножку, а велосипеды и мотовелики приваливали к столбу. Владельцы уходили в магазин и вставали в очередь. Приезжали следующие и точно так же приваливали свой велосипед на уже стоящий. И там бывали такие завалы, что пока мужики стояли и ждали, что придут хозяева и разберут свою велотехнику, успевали сообразить «на троих».
На сегодняшний день разнообразие велосипедов в торговых сетях, наверно может удовлетворить любого требовательного велосипедиста.
И люди скорее всего катаются на велосипедах в свое удовольствие, хотя некоторые ездят в сад и на работу.
На сегодняшний день интерес вызывает другое — маршруты. Куда ездят любители крутить педали.
Например, встретить велосипедистов в лесу, по дороге на Сорочьи скалы, это уже не удивительно. Но вот встретить наших велосипедистов далеко в лесу, в Березовском районе, это уже интересно.
Велосипеды активно входят в жизнь и в больших городах, а 21 мая объявлено днем велосипедистов. В этот день всех призывают оставить автомобили и пересесть на велосипед.
Велосипед возвращается в нашу жизнь немного в другом качестве. Это уже не средство передвижения, а атрибут, иногда и очень дорогой, спортивного образа жизни или один из видов активного отдыха.
И, не смотря ни на что, приятно видеть как в хорошую погоду, катаются на трехколесных велосипедах дети, неугомонные подростки скачут на ступеньках на своих велосипедах, а солидные жители нашего города, в ярких спортивных костюмах, некоторые и в касках, с серьезным видом давят на педали.
Лето, солнце, хорошее настроение и велосипед!
А.Копырин.