Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Велосипеды

   Велосипед 9.05.1960 г.Общаясь с жителями нашего города разных возрастов, с удивлением для себя обнаружил, что в наш век авто и мото техники, многие с удовольствием катаются на велосипедах.

   Конечно велосипедистов на улицах нашего города, сейчас не так много. Их намного меньше того «золотого» времени, на которое пришлось наше детство.

   А наше «золотое детство» пришлось на 60-е годы ХХ века. В тот период, наверно у многих жителей нашего города, был велосипед или «мотовелик». А остальные, у кого не было железных коней, глядя вслед проезжающим, мечтали о них.

   На асбестовых приисках, с дореволюционного периода (1917 г.) уже были велосипеды и мотоциклы. Группа велосипедистов, в летний период, каталась по приискам. А с 1920 года велосипеды стали появляться у простого народа. На Ильинском участке (территория Южного карьера) была построена футбольная площадка. Здесь в вечернее время, когда не было футбольных баталий, молодежь училась кататься на велосипедах.

   В тридцатые годы ХХ века, когда асбестовая промышленность стремительно развивалась и строился город, велосипеды играли заметную роль в различных сферах жизни. Например, велосипедами награждали передовиков производства.

   Здесь невозможно удержаться и не привести исторический, документально зафиксированный пример:

   В 1934 году техрук Ильинской обогатительной фабрики А.А.Королев (будущий генеральный директор комбината «Ураласбест») «…в ознаменование 17 годовщины Октябрьской революции, за ударный труд к 7 ноября…», был награжден велосипедом.

   В тот период велосипедами награждали не просто так. Некоторым особо отличившимся, велосипеды вручали на собрании производственного коллектива, в торжественной обстановке, от имени Председателя президиума Верховного Совета СССР М.И.Калинина.

   Именно так, в конце 30–х годов ХХ века, вручали велосипед И.Н.Коковину, передовому работнику Совхоза. А жил передовик в бараке, в небольшой комнате и вечером после вручения, весь барак учился ездить на велосипеде, сначала в общем коридоре, затем на улице.

Во время войны, велосипеды стали выполнять роль твердой валюты. Например, велосипед меняли на ружье и пару пальто, для жены и хозяина.

1939 - копия

   В послевоенный период, велосипеды так же играли заметную роль в жизни народа. Их везли в качестве трофеев из европейских стран. И советская промышленность наладила широкий ассортимент велосипедов.

   В тот период, это было надежное и распространенное средство передвижения. И жители нашего города ездили на велосипедах в Реж, Богданович, Свердловск и пригородные поселки.

   Некоторые товарищи, находили велосипедам различные нестандартные применения. Например, один из жителей нашего города, когда только появились денежно вещевые лотереи, продал велосипед и купил несколько пачек лотерейных билетов.

   Потом до конца жизни, с присказками и крепким русским словом рассказывал, что самый большой выигрыш, вместо велосипеда, чернильная авторучка.

   Но можно привести и другой пример: пионер Гена в 1965 году, выиграл в денежно-вещевую лотерею, сразу два подростковых велосипеда.

Велосипед 9.05.1960 г.

   А в то время, когда наши ровесники сели в седло велосипеда, их в городе было уже много. Часть велосипедов была трофейная. На них, были какие-то иностранные буквы и все эти велосипеды, как правило, были черного цвета.

   Нам запомнились другие. Велосипеды с мотором. Как говорили их владельцы, это немецкие трофеи. Внешне это были точно такие же велосипеды, только у одних на задней оси сбоку, приделан небольшой мотор. У других такой же мотор, был установлен на переднее колесо.

   Мотовелосипеды с тарахтением проезжали по дорогам. Сбоку, в землю била тугая синяя струя дыма, а пацаны с горящими глазами, провожали необычную технику. Но это другая тема и о ней разговор будет отдельный.

   У меня первый велосипед появился в дошкольном возрасте. Мне повезло, с дошкольного возраста у меня был трехколесный велосипед, который впоследствии переделали в двухколесный. Купили мне его дядьки, братья моей матери, на день рождения.

Стоит наверно сказать, что велосипед даже в 60-х годах ХХ века, для большинства жителей города был предметом роскоши. Даже не роскоши, семьи в тот период были большие, заработки как сейчас принято говорить «достойные», так что у большинства даже взрослого населения, велосипедов не бывало.

   И если у кого-то из мальчишек, появлялся велосипед, да еще новый, это являлось предметом зависти.

1960

Нередки были случаи, когда обладатель велосипеда с товарищами, отойдя подальше от дома, что б родители не видели, давал прокатиться по очереди своим друзьям.

   Второй появившийся у меня велосипед, их в то время называли подростковыми, был куплен у подросшего соседа.

   У некоторых моих товарищей сверстников, так же были велосипеды. И мы коллективом катались по городу.

   Очень хорошо запомнился трофейный велосипед одного из моих товарищей. У меня в тот период велосипеда не было, и мы катались вдвоем на его трофейном велосипеде. Один за рулем, второй на рамке, так мы объехали все близлежащие улицы, а еще падали в лужи и врезались в заросли крапивы.

   Велосипед внешне был обычный, рама черного цвета, без крыльев. Но вот колеса, на переднем колесе покрышка зеленого цвета. На заднем — красная, с причудливым протектором в виде трефовой масти, как на картах.

   У другого товарища был велосипед «Спутник», с переключением скоростей на раме, для нас по тем временам, почти гоночный.

1972-1

   А в магазинах в то время, продавали велосипеды для детей «Школьник» и «Подростковый». Для взрослых, дорожные велосипеды «ЗиФ» и «Урал», спортивные велосипеды «Спутник», с ручками управления колодочными тормозами на руле и переключателем скоростей. А также были в продаже гоночные велосипеды «Чемпион» и «Старт шоссе».

   На велосипеде «Спутник» еще были крылья, а вот на гоночных велосипедах, крыльев не было. И кто ездил на них в дождливую погоду, по спине шла размашистая грязная полоса.

   Гоночные велосипеды еще отличались от остальных шинами. На всех велосипедах, шины состояли из камер и покрышек, а на гоночных велосипедах, были тонкие резиновые трубки. Которые, часто прокалывались при езде по стеклам.

   При продаже велосипеда в магазине, кроме инструкции по эксплуатации и паспорта, прилагался комплект инструмента. А также велоаптечка, для ремонта камер и шин в дорожных условиях. И у всех велосипедов, в комплекте шел насос, который крепился в специальные гнезда на раме.

   Все велосипеды, особенно спортивные, были раскрашены в разные цвета. А на дорожных велосипедах, вдоль крыльев и по ободу колеса, шли две или три разноцветные полоски. Впоследствии обода у колес стали блестящие, никелированные.

   Большое значение, с точки зрения подростков, уделялось багажнику. Одному ездить не интересно. Нужно прокатить товарища или соседскую девчонку и конструкции багажника, придавалось большое значение.

   Конструкция, когда багажник крепился под седло, нас не устраивала, они часто ломались.

   А вот на старых велосипедах, багажник крепился захватом с затягивающим болтом, это нам нравилось больше. Багажники были крепкие и не ломались.

   И неудивительно, в те времена не только дети ездили на велосипедах по двое, но и молодые парни и мужчины. А на багажнике или «на рамке», как говорили в те времена, частенько катали девушек.

   А пацаны иной раз, на велосипедах ездили и по трое. Один на багажнике, второй за рулем и третий на рамке. Вот так и мы с товарищами, ездили на Рефт купаться.

   Отдельно хотелось бы сказать о дамских велосипедах. Средняя стойка, изготовленная из трубы, была скошена. А вот на заднем колесе, с обеих сторон, одета тонкая разноцветная сетка. Маленькими крючками она крепилась к заднему крылу.

   Это позволяло девушкам ездить в платье, при движении его не затягивало в спицы.

   Были на некоторых велосипедах и «прибамбасы». Кое у кого стояли фары и на передней вилке устройство, вырабатывающее электроэнергию от вращения колеса. У части велосипедистов, на передней вилке были установлены счетчики километража.

   На некоторых моделях велосипедов был ручной тормоз, он работал на переднее колесо.

   В определенный период мальчишки стали украшать свои велосипеды рисунками. Не избежала этой участи и наша компания. Мы на заднем крыле велосипеда, масляными красками, рисовали «битломанов» с гитарами и в шляпах.

Вело 4

   Еще в определенный период времени было «поветрие», одевать на ручки руля, цветные пробки от виноградных вин. В тот период в магазинах был широкий ассортимент вин, как из братских республик, так и из стран соцлагеря.

   На горлышко бутылки, сверху одевалась полиэтиленовая пробка. Расцветки были различные, очевидно это было связано с красными и белыми винами, но диапазон цветов пробок был очень широк.

   Обычно пацаны на левую ручку руля, одевали красную пробку, на правую — зеленую или желтую.

   На старых моделях велосипедов, сумочка для ключей, имела вытянутую вниз форму и крепилась под село к раме.

   У более поздних моделей сумочка имела квадратную форму и крепилась туда же на раму под седло. Но многие перестегивали сумочку к раме у передней вилки, другие прицепляли сумочку к багажнику, кто-то цеплял вперед на руль.

   В конце 60-х годов велосипедов в городе стало очень много и власти решили всем велосипедам и мотовелосипедам дать номера.

   Номера были небольшого размера и крепились или на заднее крыло или многие ставили их под сиденье. Народ в тот период был дисциплинированный и очень многие пошли получать номера на велосипед.

   Но когда пришли получать номера, очередь оказалось очень большой и в конечном итоге номеров на всех велосипедистов не хватило.

   Подобное мероприятие было проведено и до войны в 1938 году. В тот период, так же предписывалось всем прийти и получить номера на велосипеды. Но в тот период чиновники пошли еще дальше, параллельно производилась регистрация кошек и собак.

5

   Для справки: в городе в разные периоды, существовали коллективы велосипедистов, которые ездили в Свердловск, по лесной дороге и возвращалась по Белоярской автодороге. Другие группы товарищей ездили по лесным дорогам в город Реж, в Егоршино, в Богданович.

   Был велопробег школьников на родину Н.И.Кузнецова в город Талицу. И самое удивительное, коллектив велосипедистов, в котором были девушки, в летний период ездили на Черное море.

Велосипедисты Н

   На сегодняшний день жители нашего города различных возрастов от школьников до пенсионеров ездят на велосипедах и в сад, и на прогулки и совершают такие же увлекательные путешествия по живописным окрестностям нашего города.

   С удивлением узнал, что и в наше время, энтузиасты и экстремалы велосипедного спорта не перевелись. Неоднократно встречал велосипедистов далеко в лесу за поселком Черемша.

   Можно привести пример велосипедного пробега по непростому маршруту: Асбест, пос.Малиновка, Ельничный кордон, деревня Чудова, село Грязновское, пос. Белокаменный, Асбест.

   А недавно узнал еще более удивительный факт. Энтузиаст из поселка Рефтинский в летний период на велосипеде проезжает по маршруту до Асбеста, поселок Белоярка, село Грязновское, Богданович, Сухой Лог. И через деревню Глядены возвращается в Рефтинский.

   Иногда этот маршрут у него сокращен, через Асбест и поселок Белокаменный, проезжает до Сухого Лога и там поворачивает на Глядены и через плотину возвращается в Рефтинский.

 

   Наш подростковый коллектив, в далекие времена, конечно такие маршруты не проезжал. Мы ездили по-другому.

   В летний период, при полном сборе, наша компания состояла из восьми велосипедистов. И вот мы на велосипедах осваивали сначала соседние улицы, потом пригороды, затем уже близлежащие поселки и берега рек Пышмы и Рефта. Ездили купаться, загорать, за лесными цветами и ягодами и конечно за грибами.

   На грибах надо остановиться отдельно. Ездили мы за поселок Папанинцев и за ретранслятор по высоковольтной. За болото Березовый падун, в том районе сейчас расположены сады и поля. Грибов набирали ведрами и большими двухведерными плетенными старинными корзинами.

   Трое из нас ровесники самые молодые, все остальные старше, кто на три года и двое на пять. В лес ехали всей группой. А вот обратно…

   Дорога по высоковольтной была грунтовая, после дождей много луж и грязь с глиной. Иногда падали или особо большие лужи обходили пешком стороной. А когда возвращались обратно, при выезде на асфальт, начиналась гонка — кто первый доедет до дома. Один раз первым приехал наш старший (на 5 лет) товарищ. Все остальные заезды пришлось выиграть мне, самому молодому в компании.

Вело 3

   Не только пацанов было много на улицах, но и населения в городе было много. Строилась 6 фабрика, объявленная ударной комсомольской стройкой. Народу приехало со всех концов страны. Как молодежи, после школьной скамьи так и молодых семейных пар, многие с детьми. А сколько семей создали в городе, наверно учету не поддается.

   Нередко можно была наблюдать, как парни или молодые мужчины ехали на велосипеде и на багажнике везли девушку. После окончания рабочего дня, у магазинов вело и мото техники было не меряно.

   У Первого магазина, прямо от крыльца и до самой дороги, вся площадка была асфальтирована, а посредине стоял деревянный столб.

   Подъехавшие первыми, ставили мотоциклы на подножку, а велосипеды и мотовелики приваливали к столбу. Владельцы уходили в магазин и вставали в очередь. Приезжали следующие и точно так же приваливали свой велосипед на уже стоящий. И там бывали такие завалы, что пока мужики стояли и ждали, что придут хозяева и разберут свою велотехнику, успевали сообразить «на троих».

   На сегодняшний день разнообразие велосипедов в торговых сетях, наверно может удовлетворить любого требовательного велосипедиста.

   И люди скорее всего катаются на велосипедах в свое удовольствие, хотя некоторые ездят в сад и на работу.

   На сегодняшний день интерес вызывает другое — маршруты. Куда ездят любители крутить педали.

   Например, встретить велосипедистов в лесу, по дороге на Сорочьи скалы, это уже не удивительно. Но вот встретить наших велосипедистов далеко в лесу, в Березовском районе, это уже интересно.

 

   Велосипеды активно входят в жизнь и в больших городах, а 21 мая объявлено днем велосипедистов. В этот день всех призывают оставить автомобили и пересесть на велосипед.

   Велосипед возвращается в нашу жизнь немного в другом качестве. Это уже не средство передвижения, а атрибут, иногда и очень дорогой, спортивного образа жизни или один из видов активного отдыха.

   И, не смотря ни на что, приятно видеть как в хорошую погоду, катаются на трехколесных велосипедах дети, неугомонные подростки скачут на ступеньках на своих велосипедах, а солидные жители нашего города, в ярких спортивных костюмах, некоторые и в касках, с серьезным видом давят на педали.

   Лето, солнце, хорошее настроение и велосипед!

 

                                   А.Копырин.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты