Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  

Копырин А.Л. В городском краеведческом музее

  

Недавно (10.04.25 г) в городском краеведческом музее состоялось очередное заседание клуба краеведов. На мероприятии присутствовали члены краеведческого общества, руководители школьных музеев и специалисты, исследователи и те, кто стремится сохранить и приумножить знание о родном крае. В начале мероприятия было проведено обсуждение  планов на ближайшее будущее и рассмотрено несколько ключевых вопросов, которые требуют внимания и соответствующей подготовки.

   Научный сотрудник городского музея С.М.Боос провела краткую экскурсию по Екатеринбургской выставке работавшей в апреле месяце в залах городского музея. Выставка посвящена освоению территориального пространства Урала и заселению его переселенцами из разных губерний нашей страны. На стендах представлены прекрасно оформленные плакаты, здесь в наглядном варианте с указанием основных дат, можно ознакомиться со многими страницами освоения Урала.

   Основной частью мероприятия были доклады краеведов по теме дорожной сети нашего района и прилегающих территорий.

   На территории нашего района, сплошь занятого промышленными предприятиями, изрезанного линиями высоковольтных передач и современными автотрассами, а так же технологическими дорогами различного назначения, сохранилось большое количество старинных дорог. Многие из которых являются даже на сегодняшний день не только маршрутами передвижения, но и важными свидетельствами истории, культуры и частью современных природных ландшафтов.  

   Большая часть старинных дорог на сегодняшний день не эксплуатируется в активном режиме, но являются  дорогами для передвижения туристов, лесников и охотников и, к сожалению, периодически используется лесозаготовительными организациями.

   Эти дороги пересекаются с реками и ручьями, идут вдоль болот и в некоторых случаях вдоль водоемов, они обрамлены высокоствольным лесом, в котором еще совсем недавно кипела жизнь.

   Владимир Николаевич Рубцов, заведующий музеем завода АТИ, рассказал о дорогах которые широкой публике не известны, они отмечены на картах с середины ХYIII века.

   Одна из основных дорог которая известна была всем жителям старшего поколения, это дорога с Каменского завода на Режевской. На сегодняшний день эта дорога в видоизмененном варианте идет от села Грязновского через поселок Белокаменный на город Асбест. Не забыты дороги и в близлежащие деревни Сухоложского района. Частично сохранились на местности дороги в Рудянку – Рудянская дорога, в деревню Мокрую – Мокринская дорога и в село Светлое – Ряпосовская дорога.

   Об этой дороге Владимир Николаевич  рассказал немного подробнее. Именно по этой дороге в зимнюю пору 1885 года к Щучьему озеру приехал землемер А.П.Ладыженский. И в результате отвода приисков обнаружил каменную куделю. А, формулируя официальным языком, совершил открытие Баженовского месторождения асбеста.

   Дороги, находящиеся на территории нашего района, вели в разных направлениях и связывали населенные пункты и лесные кордоны на протяжении многих лет. Все они имели свои названия, некоторые из которых за более чем двухвековую историю существования, меняли свои названия.

   Владимир Николаевич рассказал о Дивулинской дороге, Старковской, Бурковской, Угольной, Липняжьей и некоторых других. Здесь можно добавить, что практически все дороги о которых известно нашим краеведам, пройдены В.Н.Рубцовым с коллективом единомышленников вдоль и поперек. И по результатам  экспедиционных маршрутов написаны и опубликованы статьи с большим количеством фотографий, смонтированы фильмы, которые демонстрируются по местному телевидению.

   О старинном Сибирском тракте, который находится на территории соседнего Белоярского района, рассказал краевед А.Л.Копырин.

   Останки этой некогда знаменитой дороги в приличном состоянии находятся в лесном массиве за поселком Белоярским. Начало строительства Московско-Сибирского тракта относится к 1733 году. Сибирский тракт начинался от Москвы и проходит через города Казань, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Колывань, Енисейск и Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск, конечной его точкой был город Кяхта.

  На землях Белоярской слободы и соседних с ней деревень работы шли почти восемь лет с 1737 года до осени 1744 года.

  В других областях и большинстве районов старинная дорога «закатана» в асфальт, ей даны другие названия, а вот у нас в соседнем районе, часть старинной дороги сохранилась в отличном состоянии.

  О результатах работы по исследовательскому маршруту, пройденному нашими краеведами, и рассказал Александр Леонидович.

Результаты поисков в виде фотографий были представлены собравшимися на демонстрационном экране. Остатки старинных берез, посаженных вдоль Сибирского тракта, проезжая часть и тротуары, расположенные вдоль обочин дороги, зафиксированы на современные цифровые носители. А кроме того, на всем протяжении маршрута, были произведены промеры параметров земляного полотна старинной дороги.

   Старинные дороги, проходившие сквозь лесные пространства, являются живым памятником нашей истории. Это не только пути, по которым передвигались люди, но и останки целой эпохи, наполненной событиями, традициями и культурой.

   В заключительной части мероприятия прошли обсуждения представленных тем с дополнениями, массой вопросов и впечатлениями от услышанного материала. И завершающим этапом мероприятия была общая фотография участников собрания.

Апрель 2025 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты