Сухарев Юрий

Календарь

Октябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Копырин А.Л. В Сухоложском районе

Пока стоит хорошая погода, наш коллектив в очередной раз решил выйти на поисковый маршрут. Тема соединение узкоколейной железной дороги Сухоложского участка с Асбестовским не даёт нам покоя. И этот   вопрос интересует не только нас. Те, кто на сегодняшний день занимаются вопросом узкоколейных  железных дорог или интересуются этой темой и в курсе наших изысканий, постоянно задают вопрос найден ли участок на соединении с Рефтинской узкоколейкой.  

   Вот в очередной раз мы выходим на маршрут в  Сухоложский район. Инициатором, проводником и основной движущей силой как всегда идет известный краевед города Асбеста В.Н.Рубцов. А так же на маршрут вышли председатель РОРК  Ю.М.Сухарев, и еще один наш постоянный спутник в самых трудных и можно сказать ответственных маршрутах А.Б.Шершнев, а замыкающим шел автор этих строк.

   Маршрут начинается от кромки леса, первые полчаса дорога отличного качества здесь можно даже проехать на легковой машине, но мы шагаем меряя расстояние своими ногами. Дальше дорога ухудшается, огромная колея выходит на большую поляну которая основательно распахана техникой. Кругом валяются напиленные деревянные чурки, которые видны и в ямах, здесь застряли даже большие лесовозы «Урал» и вытаскивали их скорее всего трактором.

   Выходим на кромку высоковольтной, проверяем наличие спутниковой связи, смотрим бумажные варианты карты, сверяемся с электронными носителями и продолжаем наш путь. Предварительно теоретически проработав вопрос с трассой узкоколейки, выдвинули теорию, что просека от узкоколейки, конечно если она сохранилась, должна быть хорошо видна на кромке высоковольтной линии.

   Параллельно рассмотрели еще такую версию, возможно пути могли быть проложены по старой просеке, которая была вырублена для линии электропередач в начале 20-х годов прошлого века. После постройки Егоршинской электростанции и прокладки новой лини электропередач на Асбестовые прииски, старая линия была демонтирована. В теории на этой просеке можно было разместить железнодорожные узкоколейные пути,  пусть даже во временном варианте.

   Для проверки этой теории у нас есть координаты точки пересечения старой просеки от ЛЭП с современной высоковольтной линией проложенной в 80-е годы ХХ века.

   Двигаясь по высоковольтной осматриваем следы оставленные квадроциклами или современными мотоциклами и обращаем внимание на боковые ответвления дороги, по наезженным следам можно найти обход болотины, которые встречаются нам на пути.

   На высоковольтной встречаются несколько мелких болот которые можно обойти или пройти по кромке или в крайнем случае форсировать перепрыгивая по кочкам. На самой высоковольтной,  где проложена дорога для обслуживания линии, на сегодняшний день проехать невозможно, даже на лесозаготовительной технике.

   Рядом с болотами и в колеях на грязи обращаем внимание на следы которые оставили лесные жители.  Здесь есть следы лосей, косуль, собак неизвестно как оказавшихся здесь, а возможно собаки находились здесь с людьми или с охотниками, а возможно и с грибниками. Грибов кстати в лесу очень много, но подавляющее большинство уже переросшие, хотя часть  в отличном товарном состоянии. Кое-где на грязи есть следы лисы, многочисленные следы мелких птиц и отпечатки мелких лапок куницы, ее небольшие аккуратненькие отпечатки совсем свежие.    

   Двигаясь по трассе высоковольтной нетрудно заметить следы работы лесозаготовителей. На кромке леса можно наблюдать большое количество свежих пеньков. Почти весь лес вывезен, но местами валяется  вершинник, а в некоторых местах лежат небольшие штабеля леса, которые возможно вывезут в зимний период.

    Лесорубам, которые производили работы по расширению просеки под линию ЛЭП, можно высказать претензии. Они испортили все ориентиры, которые существовали не только на данном участке. Даже на пересечении квартальных просек с высоковольтной, в прежние времена стояли квартальные столбики с номерами кварталов. На сегодняшний день ни одного квартального столбика в наличии нет.

   Дело в том что квартальные просеки, которые обозначены на картах, видны на экране компьютера со спутниковых снимков. И здесь так же видна старинная просека 20-х годов от ЛЭП, но это на снимках, а на местности в лесу, даже квартальные просеки не просматриваются или завалены буреломом. И большое количество старых дорог, которыми пользовались с XIX века до начала перестройки, почти полностью прекратили своё существование. Если не знать что на этом участке проходила старинная дорога её можно и не найти.

   А мы, ориентируясь по картам и по спутниковому навигатору, зашли в лесные массивы, осмотрели остатки старых дорог, которые завалены буреломом и пытались определить возможное наличие на этих участках узкоколейки. Но никаких признаков железной дороги мы не обнаружили. Точно так же отрицательные результаты у нас получились с линией ЛЭП, которая была проложена в двадцатые годы 20 века. Этой просеки на местности мы так же не смогли определить.

   Просека была прорублена в 1924 году, на сегодняшний день на местности в Сухоложском районе нами обнаружены отдельные участки. Но эти участки видны только тем, кто знает, что это старинная просека. Объяснить наглядность сохранившихся участков можно тем, что они использовались как автодорога лесорубами для вывозки леса. Но основная часть этой просеки заброшена, не используются и на местности её практически не видно. А вот если вы посмотрите через компьютер со спутникового снимка, линия эта при определённом увеличении хорошо видна. Она пересекает все речки и болота, которые есть на карте и проходит через отвалы комбината Ураласбест,  прямо к подстанции которая расположена на улице Заломова.

   Поиски этой просеки по компьютерным координатам точно так же ничего не дали, просеку в указанном месте найти не удалось или она заросла, а, возможно, координаты которые мы получили взяты с ошибкой. Не вдаваясь в подробности скажем, что на этом участке не найдено признаков нахождения узкоколейной железной дороги.

   Время к обеду, устроившись поудобнее на открытом месте, чтобы не мешали мошки и комары, произвели процедуру обеда. Посидели на продуваемом участке на солнышке, перекусили, запили всё это ароматном горячим чаем, а на природе даже хлеб другого вкуса, не говоря уже о таких деликатесах как копчёные колбасы и овощная продукция в большом ассортименте, которая на сегодняшний день наверное есть у всех, кто занимается садоводничеством и огородничеством. Тут же было высказано мнение, что свои огурцы и помидоры в два раза вкуснее тех, которые продаются в магазине и привезены неизвестно откуда. Это мнение распространено у всех, кто знаком с лопатой, теплицей и огородными работами.

   После обеда мы прошли ещё несколько километров по обнаруженной в лесу дороге, которая уходит в Восточном направлении и скорее всего она должна выйти к базе, с которой мы заезжали на маршрут в прошлый раз. Далеко ходить мы не стали, потому что никаких признаков наличия железнодорожных запчастей нет, хотя дорога в отличном состоянии, упавшие деревья пропилены, значит ей пользуются или лесники или охотники. Хотя свежих следов на этой дороге мы не заметили.  

   Ещё в двух или в трёх местах произвели попытки найти просеки, которые бы пересекали современную линию электропередач под определённым углом, но удача нам не улыбнулась. В лесном массиве в послеобеденный период вышли на высоковольтную линию, где шли первоначально. И нам осталось только  вернуться домой. По дороге увидели много интересных картин нашей осенней уральской природы.

   С некоторых деревьев листья уже облетели. Другие, осины огненно красного цвета, берёзы золотисто-жёлтые с различными оттенками. Но все-таки пока в лесу преобладает зелёный цвет который представлен тоже многими оттенками. Елки очень тёмно-зелёного цвета, сосновые насаждения тут несколько оттенков, деревья которые взрослые темно зеленого цвета, маленькие сосёнки ярко-зелёные, но где они находятся в большом количеством, там цвета немного различаются в зависимости от возраста молодых насаждений. Которые подросли и уже высотой до 5 м у них цвет хвои немного другой. Лиственницы, которые встречаются не так часто на нашем пути, наполовину уже облетели. А некоторые даже ещё и не закисли, это обозначение жёлтого цвета на хвое лиственницы.

   Мы на это обращаем внимание, потому что на лиственницы вылетают лесные птицы глухари, которые являются объектом охоты на нашей территории. Но сегодня мы вживую на близком расстоянии видели только как они взлетают.

   Сегодняшний маршрут мы прошли неплохо, весь день стояла отличная погода, шагая по лесным дорогам с хорошим настроением, под солнечными лучами мы получили кучу положительных впечатлений. И, несмотря на то, что цель нашего экспедиционного маршрута не увенчалась успехом, как говорят научные работники, отрицательный результат тоже результат.  

    Тем не менее, хорошее настроение не покидало нас на протяжении всего пути, эмоциональное восприятие окружающей природы перекрыло все остальное и хотя ноги гудят от благородной усталости, мы довольны, а вдобавок это хорошие физические нагрузки и как говорил один наш товарищ: «…всё работает печень, почки, сердце, лёгкие…».    

   По результатам нашего выхода будут написаны статьи, опубликованы и выложены на сайте многочисленные фотографии и смонтирован фильм.

    2024 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты