Сухарев Юрий

Календарь

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Копырин А.Л. Главы из книги

ГородГ О Р О Д

 

    Наш город красивый, современный, с пышными нарядами зеленых насаждений вдоль всех улиц. По сравнению с другими городами старого Урала, те которые находятся вокруг нас и намного старше, наш город выглядит молодо и свежо.

    И не удивительно, наш город за свою небольшую историю, уже трижды сменил свое местоположение.

    На момент открытия месторождения асбеста, это конец ХIХ века, на горные работы пришли жители близлежащих деревень. Сначала работали сезонно, но с увеличением объемов добычи и устойчивым спросом на асбестовое волокно, работы стали круглогодичными. Рядом с разрезами и сортировками (так в старые времена называли карьеры и обогатительные фабрики) начали селиться люди.

    Первые небольшие поселки, назывались как правило по фамилиям владельцев или управляющих.

    На территории современного Южного карьера находилось три поселка.

    Коревинский поселок назван по фамилии владельца П.О.Корево. Поселок Сведберга, назван по фамилии управляющего Вознесенскими приисками Сведберга Э.Э. Здесь же располагался еще один небольшой поселок именовавшийся Вознесенским. Все эти поселения, в дореволюционный период, назывались Вознесенским участком. После революции 1917 года эту территорию стали именовать Ильинским участком, в честь Ильина А.Д. первого председателя депутатского Совета.

    На территории современного Центрального карьера также располагалось несколько поселков. Самый крупный поселок Поклевского, названный по фамилии владельца Поклевского-Козелл А.Ф.

    Севернее располагался Мухановский прииск, названный по фамилии владельца Муханова Н.В., еще севернее располагался поселок Бабеля, названный так же по фамилии владельца Бабеля Б.Э. Все эти поселки были объединены под названием Поклевский участок.

    Здесь же был поселок Карловка. Это название наверняка слышали все жители нашего города, старшего поколения. Откуда оно?

    На одном из приисков управляющий был немец, (фамилию к сожалению сохранить не удалось), его звали Карлом. Пришедшие на заработки деревенские мужики спросили управляющего, где можно устраивать шалаши и землянки. Он махнул в сторону леса — там.

    Сначала строили шалаши и землянки, затем стали строить дома: «Карл разрешил», и поселок назвали Карловкой. Это название «прикипело» к поселку так крепко, что осталось и в советский период, до самого его сноса.

    В советский период ввиду перехода производства на промышленные масштабы, развернулись гигантские работы по строительству новых карьеров и фабрик. Старые поселки расположение в зоне ведения горных работ стали помехой.

    Было принято решение, старый жилой сектор (бараки и казармы) сносить и строить новое жилье.

    Основное жилищное строительство развернулось рядом с поселками, существовавшими до этого, недалеко от карьеров. Весной 1925 года, на Ильинском участке западнее Николаевского отвала, (территория современного Южного карьера) была отведена большая лесная площадь, до берега Топкого болота.

    Здесь началось первое массовое строительство жилья для трудящихся горняков. Строительство* велось ударными темпами и за один сезон, были построены и заселены три улицы: Освобождения, Коммунаров и

Попова. (первоначально улицы назывались по другому) Поселок был назван в честь героя Гражданской войны: поселок имени Фрунзе.

    Дома построенные для рабочих, по тем временам были завидными. С приусадебным участком, надворными постройками (с дореволюционных времен существовал термин — надворная служба). Дома крыты железом, проведено электричество.

    Жилищное строительство в те годы носило массовый характер. Выражаясь современным языком, на асбестовых рудниках был строительный бум.

    На Октябрьском участке, (территория современного Центрального карьера) жилищное строительство

началось на огромной площади. Здесь в короткие сроки начиная с 1927 года, были построены новые улицы: Февральской революции, Володарского, Свердлова, Горького, Шахтерская, Милицейская. Жилье было отдано семьям горняков трудившихся на асбестовых разработках.

В послевоенный период увеличиваются площади карьеров и вновь старые районы города, построенные казалось бы совсем недавно, попали в границы горных работ.

После войны город представлял из себя, два почти обособленных района, соединенных грунтовой дорогой.

Ильинский участок был расположен вдоль карьеров Южной группы (в период 40-50-х годов ХХ века был распространен термин карьеры Центральной и Южной группы) и выходил на южный берег Щучьего озера. В западном направлении жилые дома по улице Дзержинского, Калинина не доходили до современной улицы Уральской. Двухэтажные дома улиц Пионерской, Ильина и Советской уже были построены.

Октябрьский участок располагался вдоль Центрального карьера, с западной стороны и южной частью выходил на северный берег Щучьего озера. Октябрьский участок в южном направлении заканчивался двухэтажными домами по улице Садовой.

В послевоенные годы в Асбесте началось массовое жилищное строительство. Строили дома различных типов, двух и трех этажные и высотные по тем временам пятиэтажные дома, а так же строилось большое количество индивидуальных одноэтажных домов, котеджного типа с приусадебным участком.

В 50-х годах начато строительство целого комплекса пятиэтажных жилых домов по улице Уральской. Если сегодня посмотреть на дома улицы Уральской от улицы Садовой и до проспекта Победы, нетрудно заметить, что это единый архитектурный комплекс. В этот комплекс входила 2-я школа. На перекрестке улиц Садовая и Осипенко после сноса частных домов, начато строительство здание Дворца культуры им. Горького.

В этот же период ведется активное строительство большого района двухэтажных жилых домов на 85 квартале: улицы Садовая, Королева, Лермонтова, 8-е марта. На 67 квартале так же строится большой район жилых двухэтажных домов: улицы Строителей, Лесная, Заводская, Коминтерна. Здесь строительство ведется силами предприятий города хозрасчетным методом.

Большие территории были отданы под индивидуальное жилищное строительство в южной части города. Была застроена огромная площадь от современной улицы Промышленной до улицы Лесной на 67 квартале.

 Дома строились как частными застройщиками, так и некоторыми  предприятиями. В районе улиц Войкова, Строителей, Кооперативной и сейчас еще можно увидеть на фронтонах и воротах сохранившиеся даты постройки: 1949, 1951, 1958. А на некоторых домах были инициалы владельцев, к сожалению, до сегодняшнего дня они не сохранились.

    В пятидесятые годы строится новый жилой район одноэтажных домов в районе улиц Осипенко, Октябрьская, Свердлова, Володарского.

На целые десятилетия город превратился в большую строительную площадку. Неотъемлемой частью городского пейзажа были строительные краны. Начиная с 50-х годов и до средины 80-х, в городе ведется масштабное жилищное строительство.

В послевоенный период сменилась концепция застройки городов. Если раньше планирование велось отдельными улицами, то в послевоенный период стали планировать застройку города, отдельными микрорайонами. С необходимым современным благоустройством и озеленением.

Во дворах и на улицах города зазеленели насаждения, красочными коврами раскину­лись цветники и скверы. Во многих дворах это труд самих жильцов и общественных организаций. В некоторых дворах жители, приехавшие из пригородных поселков, с энтузиазмом взялись за озеленение своих дворов. Под окнами разбиты палисадники, цветники и клумбы.

Строительство новых многоэтажных домов в корне изменило внешний облик нашего города. Если в довоенный период основная часть жилого сектора была одноэтажной. То в послевоенный период стал вырисовываться новый центр города из благоустроенных пятиэтажных домов. На сегодняшний день центр города застроен современными пяти и девятиэтажными домами.

    Видя все это, с гордостью и уверенностью можно сказать, что наши отцы и деды, своим самоотверженным трудом создали то, что окружает нас на сегодняшний день.

                           … до  1885  года …

 

 

    Баженовское месторождение асбеста открыто в 1885 году, Екатеринбургским землемером А.П.Ладыженским. С этого периода и ведется отчет истории нашего города.

    А что было на территории, которая на сегодняшний день называется Асбестовским районом.

    К тому времени, когда месторождение асбеста было открыто, все города и деревни (соседних районов) расположенные вокруг нашего города, уже стояли на протяжении века, а некоторые и более.

    Городу Екатеринбургу к тому времени было 162 года. Более ста лет существовал поселок Березов, (современный город Березовск) в котором шла добыча первого русского золота. В Режевском заводе, основанном в  1773 году, выплавляли металл.

    В тот период территория нашего района, была поделена на лесные дачи и являлась топливной базой для Березовского, Режевского и Каменского железоделательных заводов.

    На картах того периода обозначены: Режевская, Монетная, Каменская и Березовская дачи.

    Каменская, Березовская и Режевская понятно, там были крупные по тем временам заводы, для них жгли уголь. А почему Монетная?

    В 1813 году, Екатеринбургский казенный железоделательный завод, был переоборудован в монетный двор, для чеканки российской медной монеты. С первого десятилетия ХIХ века здесь изготавливали 80% всей медной монеты Российской империи.

    Для плавильных печей потребовались дрова и древесный уголь. Горное управление отвело большую площадь леса к северо-востоку от Березовского завода. Участок леса, отведенный для Монетного двора задел и будущую территорию асбестовых копей.

    В сосновом бору появились бараки для рубщиков и углежогов, задымили печи, впоследствии организовали смолокурку.

    В этот же период был образован поселок с одноименным названием. В середине ХIХ века в поселке Монетный, населения было около 2 тыс. человек. Кроме лесозаготовительных работ, здесь вели и горные работы. На окраине поселка было найдено золото, попутно добывали медь, свинец, серебро.

    В 1870 году Екатеринбургский Монетный двор был ликвидирован. А название Монетные дачи осталось, поселок Монетный существует и сейчас на трассе Реж – Екатеринбург.

    В южном направлении, в двадцати верстах, поселение Белоярское, ныне поселок Белоярский. Рядом станция Баженово, только что построенной, но не пущенной Горнозаводской Уральской железной дороги Екатеринбург — Тюмень. (открытие декабрь 1885 года)

    С восточной стороны ближайшими поселениями были деревни Ряпосова и Мокрая. Население деревень было приписано Каменскому казенному заводу и в основном занималось земледелием.

    Со времен освоения Урала, территория нашего района была хорошо изучена и обследована. Землями этими с 1657 года владел Невьянский монастырь.

    А в 1775 году владелец заводов Савва Яковлев обратился к императрице с просьбой о постройке  железоделательного завода на реке Малый Рефт.

   Все окрестные леса вдоль и поперек были изъезжены и исхожены работным людом. И неудивительно, в Березовске уже более века мыли золото, по ручейкам и рекам бродили казенные люди и старатели. И уже во второй половине ХIХ века на речках Грязнушке, Каменке, Серебрянке, Шамейке, работали золотые прииски.

    На реке Полуденке работала крупная по тем временам, золотопромывочная фабрика. Точно такая же бегунная фабрика работала в поселке Золото. По логам и речушкам мыли рассыпной песок, били шурфы искали коренное золото.

    Искали не только золото. Пятьдесят лет назад в Липовом логу, а это всего в двенадцати верстах, были найдены изумруды.

    Начиная с середины ХIХ века в лесных угодьях

Проводятся широкомасштабные разведочные работы на изумруд.

    Территория от Троицкого прииска (современный пос. Изумруд) в восточном направлении до реки Пышмы и за нее. В Южном направлении до речки Каменки и за нее, включая реки Большой Рефт, Островную, Красенькую, Черемшанку, Грязнушку и Талицу, были сплошь ошурфованы на предмет наличия изумрудов. На север работы велись от речек Полуденки и Старки до Малого Рефта и за него.

    Разведка велась шурфами и канавами. В результате были обнаружены залежи фенакита, изумруда, хризоберилла и турмалина.

    Это вновь подстегнуло Горное управление, богатых торговцев, хитников и старателей. Все ручьи, речки и лога вновь, уже в сотый раз пройдены, промыты, перекопаны.

    Мужики из окрестных деревень, под предлогом половить рыбки в озере Щучьем да Талицком, уезжали в лес. Крадче, шли по берегам таежных речушек, разбирали камень у подножья гор, в поисках заветной добычи.

    Территория от реки Большой Рефт, в северо-западном направлении до Черного озера отрабатывалась «комплексно» здесь добывали любые цветные камни и золотой песок.

    На территории лесных дач шел активный поиск и добыча золота. Отводились земельные участки под прииски, били шурфы, копали канавы, мыли песок по берегам лесных ручьев. В результате в ямах копанных под граневые столбы, поздней осенью 1884 года, была обнаружена каменная куделя.

    Вот с этого периода и начинается история Баженовского месторождения асбеста, давшая жизнь нашему городу – городу Горного льна.

 

             Д О Р О Г И

    Для более полного восприятия вопроса сделаем маленькое пояснение.

    В любой литературе по Баженовскому месторождению асбеста, начиная с ХIХ века и до середины века ХХ, своеобразным ориентиром или точкой отсчета принято считать озеро Щучье и озеро Талицкое.

    На сегодняшний день озера отработаны карьерами комбината «Ураласбест». Местоположение Щучьего озера район водонапорной башни на перекрестке улиц Калинина и Промышленная. Талицкое озеро располагалось напротив современной фабрики № 4, территории частично завалена отвалом, частично отработана карьером.

    Именно мимо этих озер и проходили две основные дороги, о которых мы расскажем ниже.

    На территории, которая на сегодняшний день называется Асбестовским районом, на протяжении двух веков, заготавливали дрова и выжигали древесный уголь, на котором работали плавильные печи крупных по тем временам, металлургических производств. Параллельно гнали смолу и деготь, позднее и скипидар.

    Уголь, конными обозами, доставляли на заводы. Именно поэтому, на момент открытия асбестовых копей основная дорога, проходившая мимо озер Щучье и Талицкое, располагалась с северо — запада на юго — восток. От Режевского завода до Каменского.

    На сегодняшний день от этой дороги остались небольшие участки.

    От города Режа с северного направления по территории современного Асбестовского района эта дорога идет на юг, через лесной поселок 29 квартала, Ильинский кордон, перпендикулярно пересекает сады, расположенные на высоковольтной линии электропередач от подстанции «Окуневская», далее через современный поселок старо-Окунево и в направлении шахты «Северной».

    Дорога проходит по живописным местам со сменой рельефа и перепадами высот, среди могучего соснового бора. На сегодняшний день небольшие участки дороги эксплуатируются лесозаготовителями. Эта дорога называлась Режевским трактом.

    Южный участок дороги, от озера Щучьего до села Грязновского, назывался Старая Грязновская дорога. Старшему поколению жителей нашего города оба эти названия прекрасно знакомы.

    Наверняка все жители нашего города, проезжая в направлении поселка Белокаменный, видели и знают остатки старой автодороги, которая проходит параллельно современной автотрассе. Это и есть старая Грязновская дорога.

    Дорога эта проходит через поселок Белокаменный и дальше извилистой лентой, дважды пересекая современную автотрассу на село Грязновское, проходит по территории садов «Светлая» и дальше вьется по лесу.

    Если внимательно присмотреться к остаткам дороги то можно заметить, что по краям грунтовой дороги сделаны кюветы. А на некоторых участках, с южной стороны дороги, остатки земляных сооружений напоминающих тротуар.

    Точно по такой же технологии и по таким же нормами и параметрам сделан старый Сибирский тракт.

    Именно по этой грунтовой дороге, Грязновской дороге, в начале 50-х годов начали свое движение  первые автобусы, после того как было открыто регулярное автобусное сообщение Асбест-Свердловск.

    Вторая основная дорога проходила от Екатеринбурга через село Старо Пышминское, современный поселок Черемша, озеро Щучье, через современный поселок Рефтинский, в сторону деревни Егоршино.

    Со стороны Екатеринбурга и до современного поселка Черемша, дорога отдельными участками сохранилась в прекрасном состоянии. На сегодняшний день дорога активно используется лесозаготовителями. А еще в середине 50-х годов ХХ века дорога работала по своему прямому назначению. По ней ходили грузовики из Асбеста в Екатеринбург.

    Этот участок дороги проходит по красивейшим местам, особенно это заметно осенью, в теплый солнечный день, представьте сами. Узкая извилистая дорога проходит в середине огромного лесного массива.

    Половина дороги до границы с Березовским районом идет в гору, с плавными перепадами высот, а там дальше дорога пошла «под угор» (как говорили старые жители) почти до самой реки Пышмы.

    Полотно дороги из ярко желтого песка с мелкой речной галькой. Слева и справа, как в почетном карауле замерли стройные высокие сосны. Кое где, особенно это заметно на поворотах дороги, стоят могучие лиственницы, сверху своим лапами они перекрывают полотно дороги и посыпают его мелкой, мягкой хвоей.

    В середине зеленой хвойной стены видны желтые острова берез, и алые кусты рябин и калины…

    В конце ХХ века, когда еще не было массовых рубок леса, пройдя по этой дороге, с жителем города Свердловска услышал от него восхищенную фразу: «Сюда бы художника Шишкина писать картины!»

    Для тех жителей города, кто хорошо знает наш район и часто бывает на природе, можно сделать небольшое дополнение.

    Примерно посредине между речкой Красненькой и Островным кордоном (на сегодняшний день не существует) есть возвышенность, раньше ее называли Перевал.

    Старожилы рассказывали, что встав осенью, когда облетит с деревьев листва, на эту возвышенность и обратив свой взор на восток, можно было не вооруженным глазом, увидеть высокую лиственницу на берегу Щучьего озера. Это начало ХХ века.

    В 50-х годах ХХ века, с этой же возвышенности были видны белые оштукатуренные двухэтажные дома по улице Комсомольской, на этом месте сейчас располагается магазин «Вираж».

    На сегодняшний день, обратив свой взор в этом же направлении, невооруженным взглядом, можно увидеть здание торгового комплекса «Нептун».

    Пересекая речку Красненькую, дорога проходила по современной улице Павлова, проходила мимо современного универмага на проспекте Победы и посредине между озер Щучье и Талицкое, уходила в сторону деревни Егоршино, через современный поселок Рефтинский.

    На площади, от современной территории города и до поселка Рефтинский, ярко выраженных участков старой дороги не сохранилось.

    Есть основания считать эту дорогу наиболее древней, на территории современного Асбестовского района. Именно вдоль уже несуществующей трассы этой дороги, при строительстве 30-й школы, была найдена древняя кольчуга. Вторая кольчуга найдена при строительстве Рефтинской ГРЭС, это и есть  трасса древней дороги, от которой на сегодняшний день, почти ни чего не осталось.

    А еще было много дорог более мелких, но в определенный период более значимых и многие дороги имели свои названия и прозвища. С ними связано большое количество легенд и другой информации, но это уже другая тема.

    Почему уделено такое внимание дорогам? С древнейших времен все дороги были известны и описаны. Они имели свои названия, вдоль дорог селились люди, строили дома, образовывали деревни. Дороги как и реки являлись границами с древних времен и до 1917 года.

    Не нужно забывать и о прямом назначении наших дорог. Современный читатель, привыкший к путешествия по современным автотрассам может скептически улыбнуться. Грунтовые дороги, по лесу…

    А мы обратим свой взгляд в начало ХХ века. В Кудельке, на прииске Поклевского, используют паровозы. На Вознсенском прииске работает электростанция на дровах. Как притащили сюда паровозы, как привезли паровую турбину, как доставляли другое крупногабаритное оборудование, когда не было железной дороги?

    Посмотрим еще дальше в ХIХ век. На Троицком прииске, это современный поселок Изумруд, работает обогатительная фабрика, энергоустановкой служит нефтяной двигатель.

    Как доставляли сюда оборудование для обогатительных фабрик, как в конце концов нефть возили, когда не было бензовозов и трубопроводов? В ведрах носили?

    Все грузы по нашим лесным дорогам, привезли и протащили наши предки при помощи лошадей, деревянных катков и веревок, своими простыми рабочими руками.

    И все эти дороги были знакомы нашим дедам и прадедам. Они ходили по ним, рядом работали и знали, куда они ведут и за сколько часов, можно пешком дойти до того или иного населенного пункта.

         О З Е Р А   И   Р Е К И.

ОЗЕРА 

    На сегодняшний день территория современного Асбестовский района весьма густо изрезана реками и небольшими безымянными ручьями, есть у нас и несколько небольших озер.

    А что было здесь раньше в те времена когда наши прадеды были еще без усов и основным средством передвижения была лошадка да ноги человека.

    На территории, которая на сегодняшний день называется Асбестовским районом, было пять озер: Окуневское, Черное, Щучье, Талицкое и Островное.

Озеро Щ

    На сегодняшний день озер осталось два: Окуневское и Черное.

    Озеро Окунево находится северо-восточнее города Асбеста рядом с автотрассой Асбест — Рефтинский. Это озеро прекрасно знают жители нашего города, в летний период оно является излюбленным местом отдыха асбестовцев и гостей нашего города. На озере имелась база отдыха и лодочная станция.

    В различные периоды здесь водились рыбы: щука, карась, окунь, лещь, линь. Искусственно запускали карпа, сига.

    Озеро Черное находится в труднодоступном заболоченном районе южнее современного поселка Малышева. Этим наверно можно объяснить относительно хорошую сохранность окружающего ландшафта. Из озера вытекает речка Чернушка.

    Озеро хорошо известно любителям природы и рыбакам. В зимний период жителями поселка Малышева по лесному массиву прокладывается «тропа здоровья» которая, активно используется на протяжении всего зимнего периода.

    Озера Щучье и Талицкое, просуществовали до средины шестидесятых годов и были отработаны карьерами комбината «Ураласбест» остались только в памяти старожилов да на редких старинных фотографиях.

    Талицкое озеро находилось на территории современного Центрального карьера и своим восточным берегом выходило к поселку Талицкому располагавшемуся напротив 4-й фабрики.

Талицкое (2)

    Озеро находилось от населенных мест дальше Щучьего и поэтому в начальном этапе разработок асбеста посещалось реже.

В озере ловили рыбу, купались, на берегах отдыхали и загорали. В 50-х годах горные работы подошли к берегам озера и постепенно озеро прекратило свое существование. Остатки озера были завалены отвалом.

    Озеро Щучье, было самым большим на территории нашего района, западным берегом выходило почти к современному зданию горводопровода по ул. Промышленной.

    Старожилы рассказывали, что еще в конце пятидесятых годов, из окон второго этажа дома № 53 по улице Промышленной, открывался прекрасный вид на озеро.

    Озеро Щучье было своеобразной точкой отсчета при разработке асбеста и освоении нашего района. Практически в любой литературе по освоению Баженовского месторождения асбеста, есть упоминание о Щучьем озере. С начал ХХ века на берегу озера был кордон лесника, по берегу проходили и пересекались дороги в различных направлениях.

    Недалеко от берега Щучьего озера, уже в Советский период, когда на берегах озера располагались городские кварталы работал рынок, на юго-восточном берегу озера с 1915 года стояла  церковь. А рядом, на самом берегу, лодочная станция.

Существуют старые фотографии начал ХХ века, где господа с дамами, в одеждах того времени с зонтиками, катаются на лодках по озеру.

    В советское время, на берегу озера была построена парашютная вышка и все желающие могли приобщиться к воздушным полетам.

    Зимой, на льду озера Щучьего расчищали снег, устанавливали освещение и всю зиму, работал каток. Каток начали устраивать еще в царское время.

    В советское время в 30-е годы, зимой на праздники прилетал самолет. Он садился на лед озера и желающих катали над городом бесплатно.    В те годы, это был один из методов пропаганды новой жизни.

    В тридцатых годах на высоком западном берегу Щучьего озера, всего в 100 метрах от озера был построен Драматический театр. Рядом разбит Парк культуры и отдыха имени Горького, в парке установлен памятник И.В.Сталину. Это место стало любимым местом отдыха жителей нашего города.

    В озерах Окунево, Талицкое, Щучье в старые времена рыбы было в избытке. Из печатных изданий мы знаем, что в дореволюционный период, на озера из окрестных деревень, приезжали мужики ловить рыбу. Рыбы было столько, что ее возами отправляли на ярмарку.

 

   Р Е К И.

ПЫШМА

    На территории нашего района более тридцати речек различной величины. Река Пышма самая крупная протекающая по территории нашего района. Она берет начало северо-западнее города Екатеринбурга и несет свои воды до слияния с рекой Турой.

    В масштабах нашей страны река Пышма конечно небольшая, но для районов, по которым она протекает, река имеет важное значение. Для сравнения отметим, что длина реки Невы 70 километров, это в пять раз меньше нашей реки Пышмы.

Первые километры Пышма течет по торфяным болотам и ее русло трудно отличить от канав вырытых для добычи торфа. После выхода из болот река становится более широкой, но берега ее остаются плоскими.

    Река Пышма протекает по нескольким районам и с давних пор вода реки используется в промышленных целях. На реке построено несколько водохранилищ и бесчисленное количество небольших плотин.

    Строительство БАЭС привело к необходимости создания крупного водохранилища. Белоярское водохранилище самое крупное водохранилище на реке Пышме.

    Все исследователи и географы изучавшие Пышму отмечали, что река отличается спокойным нравом. Здесь нет резких подъемов и бурных паводков. Весной она широко и ненадолго разливается, летом сильно мелет, зимой надолго сковывается льдом.

    Река Пышма в давние времена была полноводной,

Пышма

во время весенних паводков широко разливалась. Стоит только взглянуть на ее берега в районе поселка Белокаменный, там где сейчас расположена база отдыха  «Разлив», какова ширина берегов.

    Подобные ландшафты мы можем наблюдать в районе Косого брода, где база отдыха «Подснежник». Высокий скалистый восточный берег и пологая пойма западного берега. Между этими откосами, некогда бывшими берегами реки, около четырехсот метров. Такая же ширина берегов в районе базы отдыха «Петушки» и деревни Малиновка.

    В районе Пионерских скал, река Пышма прорезала в скалах каньон, шириной около трехсот метров.

    Проезжая по трассе в деревне Белоярка, хорошо видно, что в некоторых местах русло реки подходит почти вплотную к автодороге. А вдалеке, метрах в пятистах, виден левый берег, поросший сосновым лесом.

    «…Берега Пышмы так высоки, что их ни когда не заливает вода, хотя сама река большая и полноводная… » — Сибирская летопись 1744 год.

 «…ширина русла реки Пышма на участке от ж/д моста (Асбест-Баженово)  до совхоза г.Асбеста колеблется от 23 до 47 м.»  Гидролог П.П.Казаков. 1936 г.

    С начала освоения Урала русскими, река Пышма была рекой труженицей. В ХIХ веке на реке было большое количество мельниц. От Белоярки до речки Каменки было несколько мельниц.

    В довоенный период и первые послевоенные годы на реке Пышме осуществлялся сплав леса. Кроме того, вода реки Пышмы на протяжении всего течения активно используется в промышленных целях. В нашем районе воду реки Пышмы использует комбинат «Ураласбест».

    Откуда пошло название Пышма? Есть много версий, приведем одну.

    Иоганн фон Сталенберг, пленный швед, долго   проживший в Сибири. Впоследствии профессор географии, в своей работе «Путешествие по Сибири» рассказывает о писанцах на реке Пышме и выдвигает предположение, что название Пышма от русского слова Письмо. Эта версия отвергается учеными, на том основании, что на реке Пышме писанцев нет, но…

    В современной литературе есть упоминания, что уральский археолог М.В. Малахов в ХIХ веке описал наскальные рисунки  по Пышме.

Р Е Ф Т

 

    Наиболее известная и знакомая нам это река Рефт. Она расположена рядом с городом, доступна и является любимым местом отдыха горожан. Кто будучи подростком иногда в тайне от родителей не бегал купаться к Некрасовскому мосту, к Изумрудскому и просто на Рефт за стадион. А водоем на базе «Бодрость», раньше именовавшаяся в народе просто Плотиной, известен всем.

    Эта река Большой Рефт, она является южным рукавом реки Рефт. Берет она свое начало из огромных Рефтинских болот, которые теперь называются Рефтинским торфяником. Это в трехсот метрах от поселка Лубяной, в сторону города Режа.

    Большой Рефт протекает в живописных местах. На отдельных участках река похожа на крупный ручей, а в некоторых местах водное зеркало разливается и создается впечатление большой полноводной реки.

    В двух километрах севернее, берет свое начало второй рукав реки — Малый Рефт. Соединяются они в районе современного Рефтинского водохранилища. И продолжает свой самостоятельный бег недолго.Через шесть километров, в районе деревни Глядены, Рефт впадает в реку Пышму.

Самые живописные участки Рефта, после плотины Рефтинской ГРЭС. Здесь резко увеличивается крутизна и высота берегов, появляются скалы.

    На левом берегу Рефта перед деревней Рудянское встретится базальтовая скала. Это отголоски древних эпох, жерло потухшего вулкана под названием Дальний.

Рефт 1 (2)

    Протяженность реки, считая оба рукава всего 68 километров. Не смотря на столь короткое русло, на реке построена крупнейшая в мире Рефтинская ГРЭС.

    По реке Рефт с дореволюционных времен  производился сплав леса. В послевоенный период, сплав леса в меньших масштабах, осуществляли до начала строительства Рефтинской ГРЭС.

    Откуда пошло название и что обозначает слово Рефт?

    Справочник топонимики разъясняет, что на Урале очень много топонимов с созвучным названием Рефт. Но до сих пор, ни один из однокоренных терминов, не получил правдоподобного и обоснованного объяснения. Здесь наверно нужно пояснить, что раньше название реки писалось как Ревт.

    Подобное написание встречается в литературе по освоению современного асбестовского района. Речки и населенные пункты с однокоренным названием существуют в других регионах нашей страны.

Рефт (2)

    Возможно молодое поколение просвещенное и более образованное, в недалеком будущем найдет разгадку названия наших рек.

    Мелких речек и ручьев на территории нашего района большое количество. Начало они берут за редким исключением, в небольших болотах и несут свои воды до слияния с более крупными реками и затем впадают в основные водные артерии нашего района.

    Все ручьи, речки и болота являются одной водной системой нашего района. Они поддерживают и наполняют водой две самые крупные реки нашего района Рефт и Пышму.

 

    Р А З Р А Б О Т К И   А С Б Е С Т А   

 

    Официальная дата открытия «каменной кудели» 26 февраля 1885 года. Именно тогда  землемеру Ладыженскому А.П. выдают официальный документ, доверенность на право поиска и разработки асбеста. В течении года было оформлено еще десять приисков по добыче асбеста.

    А регулярные работы по добыче каменной кудели, начались в 1889 году. До этого проводились разведочные работы по закладке шурфов и канав с попутной добычей асбеста.

    Первые горные работы по добыче асбеста начались восточнее озера Щучьего, это территория современного Южного карьера.

    Первыми рабочими на разведочных работах были крестьяне с близлежащих деревень. Все работы производились вручную, как и все горные работы того периода. Основной инструмент клин да кувалда, кайла и лопата.

    На начальном этапе разработок нужно было спилить и выкорчевать лес. Снять и вывезти верхний растительный слой. Что бы увеличить скорость работ, их начинали на нескольких участках, затем  соединяли и начиналась разработка горных пород. Все работы производились вручную. Работали весь световой день.

    В летние месяцы рабочий день начинался полпятого утра. Подъем по гудку. Выход на работу по гудку, на обед по гудку. Конец рабочего дня — гудок.

    После окончания рабочего дня, на всех приисках, была трехчасовая вечерняя работа «вечерка». Введена она была для желающих, но заставляли работать всех. Таким образом фактическая продолжительность рабочего дня составляла 16 часов.

    В связи с этим хотелось бы привести выдержку из нормативных документов того периода:

    «…рабочие лошади с конных дворов, должны работать посменно.  Неделю работы, неделю отдыха…», иначе они быстро погибали!

    Первые годы, асбест брали из жил вскрытых прямо с дневной поверхности. Дальше копать не имело смысла, добычные работы шли прямо по вскрытым жилам. На отведенном участке, отрабатывали жилы с богатым содержание асбеста и закапывались, на сколько позволял водоприток. Бедные руды, вместе с пустой породой, шли в отвал.

    Разработка велась уступами, по два метра высотой. Горную породу ломали по жилам и трещинам. Затем выбирали асбест, сортировали его по длине волокна, складывали в деревянные ящики и на поверхность доставляли конным транспортом.

    На начальном периоде разработок было много мелких хозяев. Но уже в первом десятилетии ХХ века асбестовыми разработками владели четыре хозяина.

    Самые крупные Вознесенские прииски (это территория современного южного карьера) принадлежали компании Ревельского барона, французского подданного Ж.Э. де Сукантона.

    Торговый дом А.Ф.Поклевского-Козелл, дворянина польского происхождения, крупного промышленника того периода занимал второе место по объемам горных разработок на асбест. (Территория современного центрального карьера)

    Третьим владельцем производившим разработку асбестовых приисков  было  «Товарищество П.О. Корево». (его участок располагался на территории  южного карьера, напротив современной водонапорной башни.)

    В начале ХХ века появляется еще одна фирма «Товарищество по вере Муханов и К°», первоначально разрабатывавшего один участок. (территория современного северного карьера)

    Технология горных работ в тот период основывалась на ручном труде. Все работы производились вручную и в первые годы, почти не применялись механизмы.

    Когда разработки асбеста стали достигать в глубину 4-6 метров, пришлось решать вопросы водоотлива. Сначала воду откачивали вручную.

    Но с увеличением площади разработок, водоприток увеличился, стали применять конные водокачки, а затем на асбестовых копях, появилась первая паровая машина, которая использовалась для откачки воды.

    Добытое асбестовое волокно шло на продажу почти в необработанном виде. В таком виде оно стоило очень дешево.

    Спрос на асбест и его продукцию был высокий и устойчивый. Поэтому уже в 1900 году было организовано производство изделий из асбеста. Прибыль была настолько высокой, что хозяева «разорились» и купили несколько станков. Прядильных, сушильных, крутильных, две оплеточные машины и точильный станок.

    С начала ХХ века у Поклевских-Козелл было налажено производство таких простых асбестовых изделий как картон, шнур, набивки, пряжи, производились также асбестовые фартуки, рукавицы для рабочих горячих цехов и пожарные щиты, кровельный материал «Уралит*».

    В 1901 году построена самая крупная сортировочная фабрика Поклевского. В дальнейшем фабрика модернизировалась и неоднократно расширялась. К 1912 году ее мощность увеличилась более чем в три раза. А в 1918 году сортировка переименована в «Октябрьскую» фабрику. Претерпев реконструкции, она проработала до 1956 года.

    В 1911 году на Вознесенских приисках начато строительство новой сортировки. Но достроена и пущена в работу, она была только лишь в 1922 году, под названием Асбообогатительная фабрика №1. Выдержав несколько реконструкций, она проработала до средины 50-х годов.

    Сбыт асбестовой продукции осуществлялся в основном в Европу. Ввиду слабого развития внутреннего рынка, из-за отсталости русской промышленности, асбест потреблялся преимущественно без дальнейшей обработки в виде асбестита. (Смесь асбеста с белой глиной, тальком или мелом).

    Вывезенный в Европу сырой асбест возвращался обратно в Россию в виде асбестовых изделий. Спрос на изделия постоянно рос, следовательно цена тоже.

    Попытки Главного начальника Уральских горных заводов П.П.Боклевского в 1913 году, организовать на месте перерабатывающую промышленность и выпуск готовых изделий, к сожалению остались без внимания.

    Горные работы в тот период, велись в более чем двадцати действующих отдельных карьеров и еще множество мелких заброшенных карьеров и выработок.

    К 1917 году асбестовые копи занимали огромную территорию, южнее реки Грязнушки и до реки Рефт за ныне существующим поселком Окунево.

    На всех без исключения производствах, существовавших на тот период на территории современного Асбестовского района, преобладал ручной труд.

    Несмотря на это, здесь велись широкомасштабные промышленные разработки, с привлечением большого количества рабочих.

    По определению современных авторов, исследовавших дореволюционную промышленность Урала, территория современного Асбестовского района, характеризуется как район с развитой горнодобывающей промышленностью.

 

       Х И Т Н Ы Й   П Р И И С К.

 

    Еще до открытия каменной кудели на территории современного асбестовского района, существовало много обжитых мест, которые в современном понимании трудно назвать даже поселками. Но там были дома, землянки, казармы, бараки, жили и работали люди. Существовало производство, которое в тот период работало и было востребовано.

    У большинства поселений не было даже названий, многие остались только в памяти людей. Некоторым посчастливилось попасть на старые карты и в описание горного ведомства под названиями прииск.

    Красноармейский карьер за городом, в западном направлении, с левой стороны от дороги на современный поселок Красноармейский. Этот водоем жители нашего города наверное хорошо знают.

    В первой половине ХIХ века этого карьера конечно не было. Был небольшой прииск, носивший разные названия. Называли его «Вторым Красноболотским», так именовался он в казенных бумагах. А в устном лексиконе и многочисленных публикациях того времени, он назвался «Хитным прииском*» или просто «Хитная яма».

    Почему такое название? Население окрестных деревень узнало о добыче изумрудов в Монетной лесной даче. И люди самостоятельно без всяких официальных бумаг и разрешений пошли искать удачу.

    В результате в лесу возникали незаконные разработки. В тот период рабочих, работавших без разрешений, называли «хитниками».

Хитный (2)

    Впоследствии прииск, конечно был официально оформлен и назван «Вторым Красноболотским». Но во всех документах и памяти народной, сохранилось и второе название «Хитная яма».

* Хитный прииск, описан действующими в 1838 г. (Н.К.Чупин 1873 г.) По тем временам поселение считалось крупным, работала артель до 200 человек. Существуют описания того периода: «… по берегам речки много землянок и мазанок, служащих жильем. Здесь кипит жизнь и толчется много народа…»

    Здесь добывали изумруды хорошего качества. Наверно можно привести пример, что рабочими в середине ХIХ века, здесь был найден камень которые продан скупщику в Екатеринбурге за 3 тыс. рублей.

    Для сравнения отметим, что в тот период в  Екатеринбурге каменный двухэтажный дом под железной крышей, стоил 2,5 тыс. рублей.

    С давних времен о прииске есть описания в литературе. В 1889 году здесь работала фабрика, располагавшаяся в деревянном корпусе. После небольшой модернизации она же продолжала работать и дальше (1936 году фабрика описывается действующей).

    С 1939 года (во время войны так же) вокруг поселка работало три шахты и несколько небольших обогатительных фабрик, считая Черемшанскую.

С довоенного периода в поселке было электричество от локомобиля. Постоянная линия проведена в послевоенный период. На тот период в поселке был большой клуб, два магазина, почтовое отделение и медпункт.

    Поселок располагался юго-западнее за современным затопленным Красноармейским карьером. На сегодняшний день, в южной части площадка от жилых домов хорошо просматривается.

    В последний период здесь было около 50 жилых домов. Было проведено электричество, воду брали из колодцев. Дорога в поселок проходила со стороны поселка Черемша, вдоль речки Черемшанки. В 30-е годы ХХ века существовала дорога от поселка Тракторная база, через территорию современного завода РМЗ.

    Прииск работал до 70-х годов ХХ века. На картах 1963 года, прииск обозначен действующим и поселок жилым.

    С начала ХIХ века рядом с прииском проходила дорога от Троицкого прииска (современный поселок Изумруд) на Каменский кордон и дальше на станцию Баженово. Остатки дороги сохранились и по сей день. Действовала эта дорога и в военное время.

    От «Хитного» прииска ответвлялась дорога в восточном направлении, она шла в поселок Грязнушка (современный поселок Папанина). В документах 1908 года дорога названа «Хищнеческой».

    На сегодняшний день на местности остался затопленный карьер, выкопанный при помощи экскаватора в конце 60-х годов ХХ века. И поросшие молодым сосняком отвалы.

    От поселка, с более чем вековой историей, осталась заросшая кустами поляна. Жители переехали в город Асбест и работают на городских предприятиях.

    А над «Хитным прииском» пролетают ветра забвения, да в летний период слышен детский смех и жизнерадостные крики купающихся.

 

 

 

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты