Копырин А.Л. Дом отдыха («Белый камень»)
Дом отдыха на реке Пышме, Асбестовский Дом отдыха, Дом отдыха «Асбест», санаторий — пансионат «Белый камень», со временем, со сменой эпох и политических режимов, менялось название небольшого поселения на левом берегу реки Пышмы.
Какое удивительно красивое место, выбрано для строительства оздоровительного центра, для трудящихся города Асбеста.
По рассказам старожилов, в какие-то далекие годы прошлых веков здесь уже жили люди. Откуда у современных жителей такая информация? И самое главное, возможно ли это, хотя бы в теории?
На картах XVIII века примерно в этом месте, на повороте реки Пышмы, обозначено поселение.
За давностью веков информации на эту тему пока нет. Возможно, когда-нибудь найдутся архивные материалы и ситуация прояснится, а пока мы можем побывать в этом удивительном месте. Пройтись по тенистым аллеям, посидеть на скамеечке у фонтана, посмотреть на памятник вождю мирового пролетариата и сфотографироваться рядом, пока его не убрали.
Наиболее любознательные могут пройтись и посмотреть фигуры спортсменов 50-х годов. А ведь во многих парках больших городов подобные архитектурные достопримечательности, увы, не сохранились.
Можно просто посидеть в беседках, на краю обрыва и полюбоваться открывающимся пейзажем. Детям нравится спуститься по лестнице к реке и постоять на мосту. Посмотреть на тугие струи воды, послушать шум проходящей воды.
Приезжих удивляет выложенная декоративным кирпичом входная арка, в стиле замковой архитектуры.
А еще можно посмотреть на старую кирпичную водонапорную башню, в основании которой был вмонтирован геодезический знак — репер (это, конечно, для специалистов). Но вот в ХХI веке, после реконструкции, современные высокообразованные менеджеры, его не сохранили.
Площадь Дома отдыха занимает приличную территорию и отдыхающим различных возрастов можно найти себе занятие в любое время года.
А начиналось все это в начале далеких 30-х годов ХХ века. К этому периоду здесь уже находилось небольшое поселение, потому что в первых же организационных документах предписывается произвести ремонт существующей жилой площади, для размещения рабочей силы.
«…с августа открывается строительная площадка по строительству Дома отдыха на реке Пышме. Строительство Дома отдыха является единицей на полном хозрасчете».
С первых дней предусматривалось открыть на строящейся площадке Дома отдыха промтоварный и продуктовый магазины, которые в тот период именовались ларьками.
Работы на территории будущего Дома отдыха с первых же дней началось активными темпами и была выделена техника, два грузовых автомобиля и три лошади.
Ход строительных работ на площадке будущего Дома отдыха, был на особом контроле со стороны управляющего трестом «Союзасбест», который распорядился докладывать ему о ходе строительства через каждые пять дней. Такой же регулярный контроль осуществлял ЦК Союза Горнометпромышленности.
В тот период в руководящих документах был определен оптимистический срок окончания строительства — 1 сентября 1936 г.
Но строительные работы шли с переменным успехом. Как сейчас принято говорить, по объективным причинам не укладывались в сроки. Как всегда не хватало материалов, затем рабочей силы и неоднократно меняли руководителей работ.
В течение года строительство Дома отдыха шло с определенными задержками, приостанавливалось и затем начиналось вновь. На месте стройматериалов не было и все приходилось доставлять из Асбеста.
Коробки корпусов строили из круглого леса. А из города везли оконные переплеты, рамы, дверные полотна, металлические изделия. Из совхоза, за летний сезон 1936 года, было доставлено пятьсот кубометров распиленного леса.
Для перевозки стройматериалов были дополнительно выделены одна автомашина и лошадь. На строительстве Дома отдыха в тот период трудилось до ста тридцати человек.
Уже в 1936 году строительство велось с таким расчетом, что бы готовые построенные площади можно было частично использовать для отдыха трудящихся в летнее время.
По воспоминаниям Т.А.Малиновской, современной жительницы поселка Белокаменный, в довоенный период она, в летние месяцы, отдыхала в строящемся Доме отдыха.
В 1937 году строительство продолжалось, но начальника и прораба сняли и отдали под суд за самовольство и нарушение финансовой дисциплины.
В этот период строительство идет медленными темпами. Опять нехватка стройматериалов, рабочих рук и очень много мелких организационных проблем, которые мешают выполнению графика строительства.
Большим недочетом была задержка с открытием продуктового магазина. Недостаток рабочих рук решено было исправить, принимая рабочих на временную работу.
И здесь так же крылась проблема, связанная с организацией производства. Что бы устроиться на работу, рабочим, пришедшим из близлежащих деревень на строительство Дома отдыха, приходилось пешком идти в Асбест и там оформлять документы.
Прием на работу решено было организовать прямо на месте, особенно на бетонные и штукатурные работы.
В 1938 году на строительство Дома отдыха назначают нового руководителя, выделяют ему бесплатную квартиру, с необходимой мебелью и легковую лошадь. А так же выплачивают подъемные, ему и его семье.
В конце 1938 года со строительства Дома отдыха снимают сторожевую охрану и вместо нее устанавливают на строительной площадке круглосуточный пожарный пост, с обеспечением этим же постом и общей охраны строительства.
Личный состав поста обеспечивался форменным обмундированием, спецодеждой и всем предоставлялись квартиры, непосредственно на территории строительства.
В тот период все строения были деревянные. Корпуса Дома отдыха, как и жилые дома расположенные рядом, так же были сделаны из дерева. А пожары в тот период были не редкостью.
Поэтому ввиду недостатка химических огнетушителей, надлежало обеспечить нахождение во всех отапливаемых помещениях бочек с водой, с наличием при них ведер.
«…При конном дворе, иметь не менее трех бочек на ходах, в соответствии сезону (на санях или колесах) обеспечить их в полной готовности, на случай подвоза воды».
В тяжелые военные годы строительство Дома отдыха, сначала приостанавливается, затем консервируется. В течение всего военного периода сюда неоднократно приезжают различные комиссии. Строительство передают из одного ведомства в другое, вплоть до окончания Великой отечественной войны.
В июне 1945 года, было принято постановление о достройке Дома отдыха на реке Пышме. Для этого было решено привлечь военнопленных.
В течение месяца разрабатывается документация для создания специальной зоны. По плану предусматривалось размещение военнопленных в построенных зданиях и сооружениях Дома отдыха.
Параллельно была составлена проектно-сметная документация на строительство и ремонт дороги Асбест-Дом отдыха, мостов через речку Ельничную и Пышму.
А в это время строительные работы по организации специальной зоны № 10 были возложены на КЖУ треста «Союзасбест».
На все строительные работы по организации спецзоны отводилось три месяца. Для этого в первую очередь нужно было построить забор и проходную.
Затем переоборудовать главный корпус для проживания военнопленных и достроить дома № 1 и № 2. В числе первоочередных задач предусматривалось построить дезокамеру и баню. Большое внимание уделялось строительству столовой и котельной, а так же круглосуточному электроосвещению всей площадки.
Одновременно со строительными работами мехзаводу выдается задание дополнительно изготовить инструмент: топоров, кайл, лопат, молотков по 100 штук, гвоздодеров 10 шт.
А уже в середине августа 1945 года выходит очередное указание: довести количество военнопленных на спецзоне № 10 до 250 человек.
Темпы строительства по тем временам были высокие, объемы работ большие. На месте строительства постоянно бывали высокие комиссии от разных ведомств.
И не мудрено: стройматериалы, которые применялись в тот период, и на сегодняшний день можно считать дефицитными.
В корпусах использовалось стекло бемское (в документах возможно опечатка — венское?), на крышу шло железо кровельное оцинкованное. Пол в корпусах застилали дубовым паркетом. В помещениях устанавливали бильярдные столы.
Наверно, не многие жители нашего города знают, что на площадке Дома отдыха, там где расположен фонтан и стоит памятник В.И.Ленину, напротив у столовой, на постаменте находился другой памятник, вождю народов товарищу Сталину. По размеру он был в полтора раза больше и простоял там до 1960 года.
Вокруг обоих памятников и на площади у фонтана, было большое количество декоративных ваз на постаментах. В летний период они естественно были засажены цветами.
Старожилы нашего города предоставили старинную фотографию того периода, внутреннее помещение обеденного зала.
Честно сказать я был сильно удивлен, если не сказать больше — поражен. На окнах шикарные портьеры, в соответствии с модой того времени. На стенах зеркала и картины, подсвеченные декоративными светильниками.
Потолки из дерева, как сейчас можно сказать подвесные, с декоративной лепниной и шикарными люстрами. И пространство потолков так же расписано.
Большие столы со скатертями и сервированы, хотя и не хрустальными графинами и чешским фарфором, но по тем временам более чем прилично.
Неоднократно показывал эту фотографию коллегам по работе, родственникам различных возвратов и своим товарищам. Спрашивал, где это может быть? Все в один голос утверждали: наверно, какой то старинный шикарный ресторан.
Комиссии, приезжавшие на строительство Дома отдыха, естественно находили нарушения, приписки, хищения, а времена были строгие кого-то снимали, а некоторые руководители попали под суд.
А сроки опять «поджимали» и уже определена новая дата окончания строительства 1 февраля 1947 г. Для этого выделяют дополнительную рабочую силу и транспорт.
«…Для оказания помощи в строительстве автодороги Асбест-Совхоз-Дом отдыха, для работы на автодороге выделить автотранспорт сроком на один месяц, в количестве пяти автомашин».
В этот же период на строительство привлекаются дополнительные силы.
«…Учитывая, что Дом отдыха на реке Пышме, будет являться основной базой для отдыха трудящихся асбестовой промышленности, оказать помощь в производстве работ по достройке Дома отдыха на реке Пышме и привлечь к работам завод Холодного асфальта».
В послевоенный период, в Доме отдыха, работала телефонная связь и в постоянной эксплуатации находились несколько грузовых автомобилей и два автобуса.
И вот в 1951 году Асбестовский дом отдыха на реке Пышме был открыт. С этого периода в корпусах Дома отдыха поправляли свое здоровье трудящиеся нашего города. А впоследствии, сюда стали приезжать на отдых трудящиеся сначала со Свердловской области, а затем и со всей страны.
Дом отдыха работал круглогодично. Всем нравилось, особенно приезжим. В летний период, можно было искупаться и позагорать на реке. На противоположном берегу, на излучине реки, было устроено помещение (его называли солярий) для любителей загорать в обнаженном виде. Его же использовали как раздевалку.
По реке можно было прокатиться на лодке, воды в тот период, было намного больше и летом она подступала к дороге, идущей, на сегодняшний день, по правой стороне реки Пышмы. Это хорошо видно на старых фотографиях.
Любители в летний период прогуливались по лесным дорожкам, которые уходили к поселку Химдым. Многие собирали грибы и ягоды, которых в здешних лесах было в изобилии.
А вечером были танцы. В зависимости от времени года и погоды, танцы проводили на открытой площадке, которая сохранилась и на сегодняшний день, или в помещении.
На танцы приходили жители поселка Белокаменный и приезжали любители приключений из города.
В зимний период по лесным дорожкам были проложены лыжные трассы на три, пять и десять километров.
В 50-е годы ХХ века на льду реки Пышмы расчищали каток, который в вечернее время освещался.
В 70-е и 80-е годы из Дома отдыха возили экскурсии по городу Асбесту, приезжим демонстрировали грандиозную достопримечательность нашего города — асбестовый карьер.
Жительница города Свердловска, будучи отдыхающей в Доме отдыха Асбест, познакомилась с женщиной жительницей города Асбеста, так же находившейся на отдыхе.
Жительница нашего города, работала в транспортном цехе комбината Ураласбест и пригласила гостью из Свердловска прокатиться на электровозе.
Сев на одной из станций в кабину электровоза, они уехали в карьер под погрузку к экскаватору и затем состав пошел на отвал. Там разгрузился и привез женщин обратно на одну из промышленных станций.
На гостью из Свердловска это произвело огромнейшее впечатление на всю оставшуюся жизнь. То, что она увидела в окно электровоза, женщина эмоционально рассказывала своим родственникам, знакомым и коллегам по работе в городе Свердловске.
Иногда экскурсантов завозили в поселок Малышева, который по советским временам снабжался намного лучше. Это у многих приезжих так же осталось в памяти на всю жизнь.
А на сегодняшний день Дом отдыха, сменив несколько названий и, в свете новой экономической модели, череду владельцев, претерпев небольшие изменения с достройкой и реконструкцией корпусов, вновь радует своих посетителей тихими аллеями, уютными скамейками и прекрасным сосновым воздухом, аромат которого можем почувствовать и мы с Вами, приехав сюда и пройдя по старинным аллеям.
Посмотреть на отреставрированные скульптуры, на вновь установленные вазы на старых постаментах, может кому то захочется покружиться на танцплощадке. А кто-то захочет сфотографироваться у памятника вождю мирового пролетариата.
И будем надеяться, что все это сохранится и в будущем, будет доступно всем жителям нашего города.
Какие удивительные вещи, происходят когда рассматриваешь старые фотографии. В процессе работы над статьей, разговаривал со многими людьми, старожилами, ветеранами, со специалистами, имеющими определенные материалы. Показывал им старые фотографии и в одной из фотографий старожилы опознали своих родителей.
На фотографии танцплощадки в Доме отдыха, среди танцующих, всего одна пара — девушки с юношей. При большом увеличении на экране компьютера, старожилы опознали своих родителей, которые на тот период, еще не были семейной парой…
А.Копырин.