Копырин А.Л. Жили люди в лесах…
На территории современного Асбестовского района и смежных территорий соседних районов, со времени начала освоения Баженовского месторождения, было много населенных мест, которые на сегодняшний день не сохранились.
Следа от них нет на современных картах и планах, многие из них не обозначены и на старых бумагах. Но они остались в памяти старожилов и то лишь в варианте легенд или слухов, слышанных от своих старших родственников.
Вот так, можно сказать случайно, пришлось прикоснуться к преданиям о «старине далекой» и восстановить одну из маленьких крупинок, казалось уж не такой и далекой по времени, истории нашего района.
Поселок «Рефты».
Впервые о существовании такого поселка, почти на границе Асбестовского и Режевского районов, узнали случайно, на конференции в городе Реже. Первоначально отнеслись к информации если не скептически, то очень осторожно.
Уже не раз бывало, что жители других городов, где мы присутствовали на конференциях и краеведческих мероприятиях, подходили и пытались выяснить судьбу родственников, живших (имевших мельницу или фабрику) в нашем городе в ХIХ веке. (На наши разъяснения, что города в тот период не было, внимания не обращают) Или найти документы и человека по фамилии, увезенного в детский дом во время войны. При подробном выяснении оказывается, что детский дом совершенно в другом городе. Одних поселков Куделька, в соседних районах нашего Урала «объявилось» три. Так что к любой новой информации, отношение очень осторожное.
На краеведческом мероприятии в Реже подошла женщина, член общества краеведов города Режа. Ее бабушка проживала в г.Реже. Но как оказалась, она была польского происхождения и попала на Уральскую землю, в начале военного периода. Молодость ее прошла в поселке Рефты. Вот об этом поселке, которого на тот период, почти ни кто не знал, она и просила сообщить информацию.
Вот так с устной информации, начался поиск неизвестного у нас до этого, поселения.
Первоначально о поселке, не было ни каких данных. Единственный ориентир, он располагался на правом берегу реки Малый Рефт. После обсуждения было принято мнение, что поселок мог находиться по реке, ниже современного поселка Рефтинский и возможно ниже поселка Золото.
Для установления местоположения, работа началась в двух направлениях. Одно из направлений, опрос местных жителей старшего поколения и второй, работа с архивами.
Оба направления дали результат. Старшее поколение преклонного возраста вспомнили, что был такой поселок Рефты и сказали в каком примерно месте.
Но здесь произошла накладка. В указанном месте, рядом располагался лесной поселок лесозаготовителей 105 квартала, который был известен многим местным жителям с довоенного периода. Было высказано мнение, что это один и тот же поселок, но в различные периоды назывался по-разному.
Если поселок 105 квартал, местным жителям старшего поколения и ныне здравствующим краеведам хорошо известен, то поселок Рефты не знал ни кто.
Еще был вариант, что поселок 105 квартала, как он числился официально, в устном лексиконе назывался поселком Рефты, потому что находился на берегу реки Рефт.
Смущало одно, по устной информации поселок Рефты, располагался на правом берегу Рефта, а поселок 105 квартал, это прекрасно помнят старожилы и указано на картах, на левом.
Через полгода поисков, был найден второй человек, который рассказал более конкретную информацию о местоположении поселка и затем уже на планах и старых картах, было найдено место от поселка, обозначенное на карте «Урочище Рефты».
Из разговора со старожилами выяснили, что поселки были крупными, так как рядом с ними находилось кладбище. Более того, по информации егеря, проживавшего на лесном кордоне Травянский (Травяной), в после-перестроечный период на кладбище, почти ежегодно приезжал житель одной из бывшей социалистических стран. Здесь на кладбище у него был похоронен родственник.
Вся устная и доступная архивная информация была объединена, систематизирована и осмыслена. Опираясь на полученные данные, было принято решение посетить местоположение старых поселений и по возможности найти местное кладбище.
Поселки находились в труднодоступном районе. Дорог в современном понятии туда не было. В военные времена в поселки ходили пешком, от поселка Шамейка, по лесу и вторая дорога была, от современного поселка Малышева. Со стороны города Режа, так же была дорога, которая проходила по лесу на современные водозаборные сооружения города Асбеста.
С нашей стороны, эта дорога называлась Режевской тракт, а отдельный участок до М.Рефта обозначен, как Граневая дорога. А со стороны Режа, эта дорога называлась Рефтинской, так как вела на Ильинский кордон, расположенные на реке Б.Рефт. На планах 1806 года эта дорога уже обозначена действующей.
В поселок 105 квартала, в середине ХХ века, попадали еще со стороны поселка Монетный. Там была действующая узкоколейная железная дорога, для вывозки древесины. Кроме того, там было несколько конно-пешеходных дорог, но все они вели на север в сторону Режа и поселка Монетный.
И вот на апрель 2014 года, группой энтузиастов была запланирована поисковая экспедиция, с целью посетить труднодоступный участок лесных просторов на границе Асбестовского и Режевского района. Найти, определить и зафиксировать местоположение лесных поселков 105 квартала и поселка Рефты.
Но вмешалась наша непредсказуемая уральская погода, выпал снег. На следующий день началась метель, а именно в намеченный день выхода, в субботу, снегу намело выше колена, а некоторых местах и по грудь.
Выход пришлось отложить, но самое интересное, на вечернем совещании по телефону, о переносе сроков экспедиции, ни один из участников не отступил, если надо – пойдем в метель! Благоразумие победило и мероприятие перенесли на начало мая.
Путь предстоял не близкий. Самая ближайшая точка, если проехать на автомашине, это головные водозаборные сооружения на реке Малый Рефт. А оттуда еще шесть километров, но это по карте, сколько на самом деле и каково состояние дороги или придется пойти напрямик по лесу, было неизвестно.
Снарядив рюкзаки, взяли компасы, кино и фотоаппаратуру, приготовили болотные сапоги и конечно не забыли о самом главном, картографическом материале. А приложением к планам и картам современный прибор навигатор.
Кроме того приготовились ко всякого рода неожиданностям, самое страшное из которых проснувшиеся клещи. Есть еще один аспект, о котором нам рассказали люди, работавшие на лесоповале в этом районе. Где то на этой же территории уже ходит проснувшийся медведь.
Все члены экспедиции люди не робкого десятка, в лесных походах опытные и бывалые. Ю.М.Сухарев он основательно занимается вопросом поселка Рефты и 105 квартала. Вся архивная и аналитическая подготовка экспедиции легла на его плечи. Он имеет большой опыт походов по труднодоступной местности, хорошо разбирается в планах и отлично ориентируется на местности.
О.М.Кожевников житель города Асбеста, крепкий, выносливый, бывалый турист и путешественник. Специалист по использованию кино и фотоаппаратуры. Мастер на все руки и самое главное человек не равнодушный, увлеченный, готовый поддержать любую здравую идею.
Двое других членов экспедиции охотники, леса, болота, непроходимые участки леса, для них как дом родной. В.Н.Рубцов, известный краевед города Асбеста, при его участии выпущены серия историко-краеведческих фильмов о городе и его окрестностях. В экспедиции он выступал в роли проводника. В этом районе бывал неоднократно, и местность знает отлично. Но последнее посещение, было более десятка лет назад и не с целью поиска, какого-то определенного предмета или жилого поселка, а в охотничьих интересах. А это совсем другое дело.
А.Л.Копырин в этих краях тоже раньше бывал, но с тем же охотничьим маршрутом. А в планах и картах, он разбирается прекрасно и неудивительно, профессия обязывает. Вот уже лет тридцать, на своем рабочем месте занимается составлением карт, планов и схем.
Ранним утром, команда единомышленников выехала в северном направлении. Дорога даже по современным меркам отвратительная, лужи, грязь, текущие через дорогу ручьи. Но все отрицательные эмоции скрасила природа и разнообразный ландшафт за бортом. Весенний еще не проснувшийся лес, большие острова снега, в темнохвойной тайге и впереди глинистая колея, заполненная грязной жижей. Слева и справа мелькают болотца, березовые колки и темной стеной стоит могучий сосновый бор.
До намеченной переправы добирались около двух часов, но здесь нас подстерегала неожиданность. После стаявшего снега и осадков, некогда двухметровая речка Малый Рефт превратилась в широкую, местами метров на сто, реку с сильным течением посредине.
Место переправы было скрыто под метровым слоем воды. И не просто воды, а сильное течение с ревом, водоворотами и бурунами. Мысль о форсировании реки в этом месте пришлось отложить, нас запросто могло смыть.
Пришлось идти в другое место, где когда то был мост. В.Н.Рубцов вступавший роли проводника, неоднократно ездил по этому мосту, но это было много лет назад. И вот после получасового форсирования, темного мохового болота мы вышли на большую поляну, расположенную на северо-восточном склоне холма обращенного к реке.
Сверившись с планами и заглянув на экран современного навигатора, пришли к единому мнению, мы на месте поселка.
Окинув взглядом пространство, опытному наблюдателю не трудно заметить, оставшиеся от жилых домов заросшие усадьбы. Почти у каждого дома полуобвалившаяся яма, здесь были погреба. Рядом широкие возвышенности заросшие травой. Это фундаменты печей. Почти у каждой заброшенной усадьбы растет малина.
При желании можно восстановить планировку поселка и сосчитать количество жилых домов. Кроме того на местности отчетливо видно, где были дома, а где бараки. Здесь же рядом валяются останки старинной кровати. Все это члены экспедиции тщательно зафиксировали на кино и фотоаппаратуру. Кроме того, координаты поселка, в соответствии с современными веяниями прогресса, занесли в навигатор.
Но бывалым и пытливым исследователям, этого оказалось мало. Нужны убедительные артефакты. Произвели раскопки. На территории останков одной из усадьб, на большом фундаменте, предположительно от печи, сделали раскоп. На свет было поднято три прекрасно сохранившихся кирпича.
Кроме того, членами экспедиции был обнаружен полузаброшенный колодец. Он находился далеко от поселка, на склоне холма. Было высказано предположение, что раньше здесь был ключ, впоследствии облагороженный жителями поселка. Добротная деревянная обвязка (сруб), несмотря на более чем полувековой возраст, сохранилась хорошо. Опытные, дотошные и любознательные члены экспедиции не могли устоять и смерили глубину колодца – полтора метра.
Дальше наш путь лежал к мосту, но тут как всегда, нас только и ждали… Мост оказался разрушен, мало того, от подъема уровня воды, часть бревен унесло течением, а сам мост находился под водой, почти на метровой глубине.
До конца нашего маршрута оставалось пара километров и тут полуразрушенный мост. Участников экспедиции это не остановило, сначала пошли прямо и попытались перейти по остаткам бревен на другую сторону. Для этих целей вырубили в лесу почти трехметровые слеги (шесты) и с промерами, медленно двинулись вперед.
Акробатическая балансировка с промерами, на скользком бревне, при сильном течении, едва не кончилась плачевно. Один из участников экспедиции сорвался и полетел в воду, только чудом ему удалось ухватиться за шест, и, слегка черпанув воды, выровнять равновесие. Тут же товарищи поспешили оказать поддержку.
Здесь на мосту, переправа не состоялась, пришлось отступить. Прошли вверх по течению в надежде найти упавшее дерево или перейти реку по перекату. Но течение настолько сильное и воды так много, что все упавшие деревья развернуло вдоль русла.
Вновь вернулись к мосту и снова попытались найти способ перейти на ту сторону, но тщетно. Все промеры показали бесперспективность наших планов. Даже если принести из леса бревно и бросить для перехода, его унесет течением.
Жаль, что в этот раз мы не смогли попасть на западный берег и осмотреть территории другого поселка.
Расположившись на обед, развели костер, вскипятили котелок чаю, плотно перекусили и обсудили ситуацию. Ни каких вариантов для форсирования реки придумать не смогли. Оставалось одно, выбрать время и прийти сюда еще раз.
На обратном пути, спокойно шагая по лесу, обсудили увиденное, вспомнили старую информацию и наметили планы на будущее.
Хотя намеченные планы были выполнены только наполовину, настроение у членов экспедиции было прекрасное. Все участники, опытные путешественники, с тонким пониманием природы. И день, хотя и был пасмурный, с мелким периодическим дождем, а весеннее восприятие природы перекрывало все.
На всем протяжении маршрута, нас сопровождал веселый птичий гомон — весна. Двигаясь на марше, мы успели разглядеть камни необычной расцветки, полураспустившиеся подснежники, следы жизнедеятельности лесных обитателей.
Рассмотрели и сфотографировали ящерок и змей, гревшихся на камнях, посмотрели вслед сорвавшемуся табунку уток, одетых в красивые весенние наряды. Ну а как не заметить глухарок, которые пролетают над твоей головой с сердитым квохтаньем. А как радужно, в оранжево-белые цвета раскрашены у них хвосты.
И конечно порадовал заяц, выскочив впереди нас, «дал стрекоча» по дороге, далеко впереди мелькая белым задом.
Одно слово весна!
По результатам кропотливой, более чем годовой работы, был получен результат. Он скромно уместился на половине стандартного листа А-4.
Первая информация по хронологическому построению, о существовании поселка 105 квартал, была получена от жителей поселка Шамейка.
Но по устной информации и обрывочным архивным данным поселение на этом месте существовало с ХIХ века. В лесном массиве рядом с поселком велись горные работы по поиску и попутной добыче цветных камней. В официальных бумагах написано работал слюдяной рудник.
Лесозаготовительный участок 105 квартала, был образован и уже работал в советский период 30-х годов ХХ века. В этот же период, рядом с поселком работали геологи. На местности были построена шахта, в лесных массивах пробиты шурфы и пройдены разводочные канавы.
Поселок Рефты, начал свое существование с 1940 года. В этот период из западных областей Украины и Белоруссии в Свердловскую область привезли польских граждан спецпереселенцев, которых называли осадники. Осадники — это прототип наших казаков, их селили на неспокойных границах с сопредельными государствами. Часть из них, расселили по Режевскому району, и в поселок Рефты попало 160 человек.
В поселке кроме поляков, жили и наши местные жители, пришедшие на заработки из разных близлежащих деревень. Были здесь и украинцы и евреи.
Поселок по тем временам считался крупным. Здесь были школа, магазин, детсад, пекарня, было и свое кладбище.
После формирования Войска польского, здесь осталось 89 человек, по сей видимости женщины, дети и старики. После освобождения западных областей Украины и Белоруссии в 1944 году, всех поляков отправили на родину.
В освободившийся поселок привезли пленных немцев, они работали на лесозаготовках. Численный состав около 200 челок. Находились они там до 1948 года, затем были отправлены в город Асбест.
Бараки и все пригодные для эксплуатации постройки, были перевезены к озеру Травянному и на западном берегу озера, возник новый поселок Рефты. И просуществовал он там до 60-х годов ХХ века.
Поселок 105 квартала, прекратил свое существование по официальной документам в 1949 году, а по информации старожилов в середине 60-х годов ХХ века.
Работа по закреплению фактологического материала выполнена наполовину. Территорию второго поселка решено посетить позднее или осенью, время покажет. Так что вторая часть материала, конечно с фотографиями, будет готова сразу после посещения.
Так что: …продолжение следует…