Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Ильинские железные прииски

  

Очередной экспедиционный маршрут был задуман у нас давно. А как только установилась хорошая погода, мы решили выйти в очередной поисковый маршрут. И вот тут как всегда на момент проведения нашего мероприятия погода выдаёт свои очередные сюрпризы. И на этот раз получилось, что на день нашего выхода погода была очень жаркой, солнечной в тени плюс тридцать градусов. В принципе нам к таким температурам не привыкать, пару лет назад мы с В.Н.Рубцовым примерно по такой же погоде, немножко градусов на пять пожарче, прошли очень большой маршрут на озеро Беткулово. А нынешний маршрут должен быть поменьше.

   На маршрут мы выехали рано утром, чтобы с утра хотя бы пару часов пройтись по прохладе.

   Руководителем, проводником и вдохновителем, как всегда, был заведующий музеем завода АТИ, известный краевед нашего города В.Н.Рубцов. Вторым участником шел А.Б.Шершнев, участник многих полевых выходов и специалист по использованию современной цифровой аппаратуры. От Рефтинского объединения краеведов на маршрут вышел Председатель РОРК Ю.М.Сухарев. Замыкающим в поисковой группе автор этих строк.

   Дорога, по которой мы ехали, нам, конечно, знакома, здесь мы бывали не один десяток раз, лет сорок мы почти регулярно, как минимум один раз в сезон проезжаем по этой дороге. Но наш проводник Владимир Николаевич бывает здесь намного чаще.

   Наш путь пролегает через поселок Шамейка и дальше через Ильинский кордон в сторону поселка двадцать девятого квартала. Сегодняшним объектом нашего интереса являются два старинных прииска где в начале XIX  века для Режевского завода добывали железную руду. Местоположение этих приисков мы примерно знали, но В.Н.Рубцов, работая в ГАСО, на страницах архивных материалов нашел описании местоположения старых приисков. То, что в середине лесного массива есть ямы неизвестного назначения мы знали и раньше, но вот то, что это были железные прииски графа М.С.Воронцова об этом мы узнали только из архивных материалов.

   Прииск Ильинский номер один и прииск Ильинский номер два. На старинной карте показано, что они между собой имеют соединение грунтовой дорогой по лесу.

   А пока мы ехали от посёлка Шамейка в сторону Ильинского кордона по бывшей деревянной дороге лежневке,  которая существовала здесь с довоенного периода.

В пятидесятых годах поверх лежнёвки, дорога  была засыпана грунтом и организована дорога для проезда грузовых автомобилей. Дорога находилась в проезжем состоянии до восьмидесятых годов XX века. Но тут грянула перестройка, видимо интенсивность движения по дороге увеличилась, а по мнению местного населения — за дорогой просто перестали смотреть.

   Еще в качестве приемлемого объяснения можно сказать, что два лесных поселка в которых жили  лесозаготовители и сборщики сосновой смолы, это посёлок Коммунальный и посёлок Осиновка, прекратили свое существование, и как следствие, в этот район перестали ездить и дорога пришла в упадок. Свою лепту внесли современные лесозаготовители, хозяева которых живут неизвестно где: их кроме кубометров больше ни чего не интересует. Современные автомобили лесовозы повышенной проходимости с большими колёсами дорогу разбивают за один-два сезона. На дороге почти через каждые пятьдесят метров большие ямы залитые водой. Проехать, конечно, можно, но на внедорожнике и с хорошим водителем, а как раньше ездили на легковых автомобилях — об этом можно только вспоминать и рассказывать на страницах статей по результатам экспедиционных изысканий.
   Полчаса медленного движения по грязной разбитой дороге и мы сворачиваем на узкую лесную дорожку. Еще небольшой отрезок нам удалось проехать на автомобиле и приходится остановиться. Хотя на узкой лесной дороге мы увидели следы, скорее всего, грузового автомобиля. 

   Выгрузившись и приведя в рабочее состояние наше оборудование, осмотрелись и сверились с картой и современными средствами цифрового позиционирования двинулись вперед.

   На момент когда прииски начали работать,  квартальной сетки просек ещё не было. Но на период когда они прекратили своё существование и были описаны профессором А.П.Карпинским уже как неработающие, это примерно 1840 год, на этот период  квартальные просеки уже были прорублены. И как раз именно на этот момент они были «привязаны» к сетке  квартальных просек. Эти материалы остались в архивах, где уже в ХХI веке были обнаружены и мы приняли это как руководство к действию. В архивных документах в интересующем нас районе числятся два прииска Ильинский №1 и Ильинский №2.

   После получасовых поисков нами было обнаружено место, которое с большой долей вероятности можно считать местом горных разработок. Здесь, скорее всего, и был Ильинский прииск номер 2. На месте остались небольшие ямы и заросшие мелким лесом небольшие возвышенности, которые с большой натяжкой можно считать отвалами пустой породы и вскрышного грунта.   

   На этом участке, по всей видимости, больших горных работ не производилось. Работы которые здесь проводились, в современной квалификации можно определить как разведочные с попутной добычей полезного ископаемого. Железа здесь, скорее всего, было немного и содержание оставляло желать лучшего. А залегание пласта железа не глубокое.

   Осмотрев и зафиксировав состояние местности на современный период, мы сверились с картой и решили пройти на Ильинский прииски №1 по старинной дороге.

   Начало старинной лесной дороги мы установили и нам осталось двигаться по ней в северном направлении и самое главное, не сбиться с нужного направления. Потому что на некоторых участках дорога теряется, кое-где раздваивается и наиболее проходимые участки уводят в сторону.

   Двигаясь по дороге и рассматривая на ней следы автомобиля, поверх которых на грязи большое количество следов лесных животных, от лисы до самого большого зверя нашего леса лося, становится понятно, кто и зачем ездит по самым глухим углам леса.

След лисы
Следы лося

   Кто и зачем поедет по убитой дороге, что бы забраться в середину леса с непонятной целью, это только охотники. А приехали охотники для того чтобы построить кормушки и подкормочные площадки для диких зверей.

Здесь полный порядок, кроме поясняющих надписей на кромке кормушки, самое главное, что здесь есть сено, большой кусок соли, так необходимой почти всем животным в любое время года и порхалище для птицы. И совсем рядом, видимо, на старом покосе, распахано поле, на котором произведены посадки овса и клевера.

   Двигаясь по лесной дороге, заваленной упавшими деревьями, мы все таки сбились с пути. Тут пришлось прибегнуть не только к картам в бумажном варианте, но и включить современный прибор спутниковой навигации. И вот здесь на экране в режиме реального времени, мы увидели как наш путь отмечен маленькой красной стрелкой. Сориентировавшись, мы двинулись дальше. Здесь можно только воскликнуть: «…до чего дошел прогресс…», но нужно сделать поправку, что один прибор без умелых рук и соответствующих знаний, в глухой лесной чаще не поможет.

   К Ильинскому прииску №1, мы уже вышли почти к обеду. Территория старинного прииска очень заметна, здесь площадка имеет вид небольшого карьера. Размеры горных разработок имеют форму неправильного треугольника со сторонами 150 метров на 120 с глубинами на некоторых участках свыше пяти метров.

Но так как участок горных работ находится на уклоне, глубины можно считать относительными, да еще с учетом прошедшего время, что естественно были осыпи и занос породы весенними водами. О чем свидетельствуют влажная порода в середине площадки с отпечатками лап лесных животных. Да и по краям площадки на склонах, видны следы лесных обитателей в виде нескольких нор.

   За полтора века здесь всё уже сглажено временем. На склонах растут деревья, сделаны плавные заезды для техники. Это объясняется просто, этот участок в  Советский период активно эксплуатировался. Здесь был склад взрывчатых материалов для работников, проводивших заготовку пеньков.

   На склонах лежат старые столбы с колючей проволокой и в некоторых местах валяются металлические предметы, скорее всего запчасти от старой лесозаготовительной техники. Тут же нашлась старая каска коричневого цвета изготовленная из фибролита, были такие в определенный период ХХ века у трудящихся на производственных объектах и у лесозаготовителей.

   Наверно многие жители старшего поколения, бывавшие в этом районе, а также грибники и покосники, не будем говорить о вездесущих охотниках, знали это место. Оно даже обозначено на некоторых старинных планах. 

  А на деле оказалось, что территория старинного  железного прииска Ильинский №1, с успехом была использована и в производственных целях того периода.  

   Осмотрев территорию прииска и проведя кино съемочные работы, после обеденного перерыва наша группа двинулась в обратном направлении. Процедуру обеда и перечень изысканных деликатесов мы перечислять не будем. Единственное скажем, что питьевая вода, специально замороженная в морозилке до ледышек, в виде литровых пластмассовых бутылок к двенадцати часам дня оттаяла на восемьдесят процентов. Но как приятно в жаркий день, утолить жажду ледяной водой и пара стаканов обжигающих горло пришлась как нельзя кстати.

   В обратный путь мы пошли по старой лесной дороге. Нам все же хотелось пройти по старинной дороге, которая отмечена на карте и которой пользовались работники в ХIХ веке. Так мы и сделали и двигаясь на обратном пути уже обратили внимание на ягоды земляники, которой кстати не очень много, а так же есть черника, но маловато и не совсем поспевшая. Это не помешало каждому из нас на ходу собрать ягоды на ладонь и полакомиться ароматными лесными ягодами.

  На заросшей лесной дороге встречаются и грибы, но большинство уже переросшие, а те, что еще только вылезли из лесной подстилки, так и просятся на фото.

В этот раз наши путешественники не стали заниматься сбором грибов. Хотя паутов и мошкары в этот день было не так много. Точно так же можем сказать и про клещей, за весь день никто из нас не поймал ни одного насекомого. Возможно, помогла химобработка которую мы тщательно провели с нашей одеждой в начале маршрута.

   И еще одно, как бы сказали специалисты, не маловажное наблюдение: лес после пожара, но травы высокие. Есть большие муравейники, пролетают какие-то крупные жуки, большое разнообразие цветов, в том числе и очень мелких. А так же есть зонтичные растения, которые мы в детстве называли пиканами. Соцветиями этих растений в зимний период питаются лоси и косули.

   Здесь нужно сказать, что путь наш пролегал как по лесным дорогам, так же по вырубам и просто напрямую по лесу через бурелом. На некоторых участках трава очень густая. Высотой выше человеческого роста, а при прямых солнечных лучах благоухание лесных трав и цветов, которых в большом количестве вдоль дорог и на вырубах, вперемежку с запахом сосновой смолы приводит к легкому головокружению. 

   Двигаясь по строй дороге, мы уже регулярно поглядывали на современный прибор спутниковой навигации, но так как дорога шла через большие выруба, которые идут вдоль дороги и поперёк, дорога часто теряется. Она завалена упавшими деревьями, а на совсем свежих вырубах теряется. Вот мы и в очередной раз пробежали мимо поворота и только выйдя на хорошо видимую квартальную просеку, вновь глянули на спутниковый навигатор. Оказалось, что мы слегка уклонились в сторону и нам пришлось сделать небольшой крюк, что бы вернуться на исходную позицию к дороге, с которой мы утром начинали наш путь.

   Но и это пошло на пользу, двигаясь по квартальной мы пересекли речку Ильинку, которая дала название приискам. На сегодняшний день воды в речке не много и дорога на этом участке сухая. А пару лет назад, когда мы проезжали по этой дороге, воды и грязи в лужах было по капот внедорожника, даже следы от гусеничного трактора шли вдоль кромки леса по траве.

   Нашу задачу по нахождению местоположения старинных приисков и прохождению между приисками по старой дороге мы выполнили. Прииски найдены, старинная дорога есть на местности, но ввиду почти двухсотлетней давности она конечно почти в заброшенном состоянии, но отдельные участки находятся в проезжем состоянии.

   Мы осмотрели и зафиксировали состояние местности на современные цифровые носители. Сделали большое количество фотографий, а также отсняли видео сюжеты на «цифру». По результатам поискового маршрута  будут оформлены материалы в виде статей, а также смонтирован фильм по результатам нашего экспедиционного выхода.

Июль 2022 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты