Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Каменные печи

5Еще один поисковый маршрут, в этом году, на нас «свалился» неожиданно. В начале октября, на конференции в городе Сухой Лог, мы познакомились с энергичным и деятельным человеком В.А.Расщупкиным. 

   Его сообщение выбило нас из колеи. Он рассказал, что недалеко от Алтыная, на берегу реки Рефт, нашел плавильные печи, в которых в далекие времена, плавили золото.

   В состоявшемся разговоре, он сообщил, что намерен организовать туристический маршрут и экспериментальное старательское производство, по промывке золотоносных песков. 

   По его словам, место определено перспективное, оборудование уже завезено и осталось только обустроиться на местности.

   Район, о котором он говорил, мы знали отлично. Здесь в разные времена, мы бывали с поисковыми группами, ходили с экскурсиями.

   Цели наших маршрутов в этом районе, бывали различные. Сначала мы произвели поиски останков золото промывочной фабрики, скрытых в лесном массиве. Параллельно осмотрели и зафиксировали на кино и фото основу шахтные стволы ХIХ века и как теперь оказалось не зря.

   Несмотря на кризисы и сопутствующую риторику о сокращении производства, здесь в дали от цивилизации, на заброшенных в середине ХХ века золотых приисках, вдруг начались активные горные работы.

   Все бы ни чего, конечно нужны наверно рабочие места, но масштабная вырубка леса, почти километровый карьер и золотосодержащая порода, которая уедет в Казахстан. Нужно это жителям, которые живут рядом?  

   Повернем и посмотрим на этот вопрос (тему) немного в другой плоскости. Буквально лет пять назад, на местности еще в отличном состоянии, находились деревянные срубы шахтных стволов ХIХ века.

   Но геологам, почему то понадобилось именно по шахтным стволам, провести свои разведочные линии. Прошел бульдозер и на сегодняшний день, даже следа не осталось от этих стволов.

   Рядовой житель нашего района может спросить, зачем нам эти старые стволы. Но если вы посетите музеи города Асбеста, Екатеринбурга и самое главное, побывайте в единственном в стране, музее золота и платины в городе Березовском, все сразу поймете. Оказывается, нет там таких старых срубов.

   А у нас вот они, свидетели  истории, рукотворные памятники «золотой лихорадки», не только в нашем районе, но и всего Урала. Были.

   Сейчас об этом говорить конечно, поздно и бесполезно. У нас разговор о другом.

   В прошлом году, известный уральский писатель В.В. Осипов, собирал материал на книгу о Сухоложском районе. Его интересовало местонахождение старинной мельницы и возможность обнаружения ее останков.

   Самостоятельно решить этот вопрос он не смог и обратился за помощью к местным краеведам. И вот автор этих строк и председатель рефтинского общества краеведов, житель поселка Рефтинского Ю.М.Сухарев, вместе с писателем В.В.Осиповым оправились в поисковый маршрут.

   Выход был продуктивным и хотя на местности, останков мельницы мы не обнаружили. Но предполагаемое место размещения, подходящее по своим характеристикам для размещения мельницы, нашли. Об этом была большая статья в газете «Тевиком».

   Кстати, в Екатеринбурском издательстве «Сократ», в этом году, в серии очерки отечественной истории, вышла книга В.В.Осипова «Сухоложье в потоке времен». В одной из глав этой книги и рассказывается о нашем небольшом путешествии.

   А в тот период, в конце нашего поискового маршрута, уже на выходе к лесной дороге, мы наткнулись на полуобвалившиеся ямы, необычной формы.

   Размер ям был до десяти метров в диаметре, глубина в некоторых случаях, более трех метров. Но самое главное, что нас удивило, произвело впечатление и заинтересовало, это основательная каменная кладка, из природного камня.

   Каменная кладка была выполнена с узкой стороны ямы, в виде арочного свода, выложенного клиновым камнем в замок. В некоторых местах, ширина кладки до двух метров, а высота с учетом обвалившейся породы наверно до трех.

   Осмотрев каменную кладку, мы все это сфотографировали, потрогали руками, заглянули под арочные своды и оставили вопрос на будущее.  

   Если заниматься этой темой, нужна конечно подготовка. А в тот раз, у нас не было даже лопаты. И самое главное, нужно сначала собрать информацию, о назначении подобных конструкций.

   Но эта тема у нас, наверняка получила бы продолжение не скоро. А вот сообщение В.А.Расщупкина, наша беседа с ним и небольшой сюжет, показанный по областному телевиденью, нас подхлестнул.

   Конец октября, самая дурацкая погода, ветер, снег с дождем, слякоть, под ногами грязь. А группа поисковиков, приняла решение, в этом году обязательно, посетить неизвестные каменные сооружения старых времен.

   В этот раз, на маршрут мы вышли небольшим коллективом, потому что остальные члены активной поисковой группы, были заняты на производстве.

   Председатель Рефтинского краеведческого общества Ю.М.Сухарев возглавил наш экспедиционный поход. Помощниками были М.В.Шишминцев и асбестовский краевед, автор этих строк А.Л.Копырин.

   Кроме того, в этот день с нами пошел Николай  Александрович Серухин, ныне житель поселка Рефтинского. Он в свое время, долго жил в поселке Золото и в определенный период, работал на добычном предприятии, производившим работы в самом поселке.  

   И самое главное, в поселке долгое время жили его родители. Так что местность он знает отлично и рассказать о временах «былинных», может не понаслышке.

Трое 1 

   И еще одно важное обстоятельство, он охотник. Следовательно, он отлично знает местность, дороги, умеет передвигаться по пересеченной местности и конечно знает много информационного материала, разной направленности.

   Ю.М.Сухарев предварительно договаривался с В.А.Расщупкиным, о встрече на месте. Нам было интересно посмотреть оборудование и методики, которые применяет современный старатель. И очень хотелось, все это увидеть воочию, в действии. Где и когда, можно еще посмотреть работу современных старателей.

   Но были у нас и свои планы, это осмотр старинных печей и сохранившейся каменной кладки. Предварительно мы провели небольшие исследования и опрос местных жителей, о видах производственной деятельности, вокруг поселка Золото в старые времена.

   Из разговоров со старожилами мы выяснили, что вокруг поселка в старые времена, кроме работ на золото, были работы по выжиганию древесного угля, заготовке древесины.

   Конечно, были большие работа по заготовке сена, выпасу и содержанию домашних животных. А еще жители поселка, в больших количествах, собирали ягоды и заготавливали на зиму грибы. 

   И главное, были приведены воспоминания, что жители ходили к речке Норной (а именно туда мы направлялись) за известковым камнем.

   Эта информация и легла в основу нашего поискового маршрута, как одна из самых перспективных версий.

   Этот выход, у нас прошел как всегда с небольшими приключениями, без которых в любом походе и на любых дорогах, ни когда не обходится.

   Половину дороги, мы проехали на автомобиле, но на средине лесной дороги, у ручья, «сели на брюхо». Глинистая почва, густая грязь, кочки, все это заставило наш автомобиль остановиться.

   Движение «в раскачку», наверно знакомо многим автомобилистам, плюс большие кучи веток и сучков под колеса. А предварительно прокопали препятствие лопатами и вот мы выехали снова на лесную дорогу.

   Проехать удалось только половину маршрута. И оставив машину на небольшой полянке, дальше двинулись пешком.

   Николай Александрович показал нам, где располагался в послевоенный период Дом отдыха, здесь жил и работал его дед. Спустились к реке, осмотрели две затопленные воронки, здесь когда то были стволы шахт.

   И осмотрев берег, скалы и темную водную поверхность реки зашагали по дороге. Через час, наша группа вышла на кромку огромной поляны, вдоль правого берега речки Норной.

   Здесь у кромки леса, целый склад оборудования. Тут и приспособления для горных работ, для промывки песков. Чугунные и металлические печки, а еще мощный генератор. И совсем экзотически, во всем этом многообразии походной жизни, выглядит холодильник.

   В склоне холма оборудована землянка. Около входа в землянку, так же целый склад оборудования. Кроме генератора и газовой плиты, можно наблюдать инструменты, известные наверно с давних времен всем «искателям приключений», топор, пила, кайла и лопата.

   Далеко от основного лагеря, на берегу реки стоят две палатки. Около них, так же куча всяких приспособлений и совсем рядом, почти цивилизовано оборудована питьевая скважина в металлической обсадной трубе.

Палатка

   Здесь невозможно не сказать о природных пейзажах открывающихся, с высокой точки на верху склона. Вы стоите на высоком косогоре. Впереди склон плавно уходит вниз, перед вашими глазами, узкая извилистая дорожка, зажатая с обоих сторон высокими зарослями репейника, крапивы, иван-чая и других высокорослых трав.

   Вдали темная поверхность реки, которая плавно несет свои осенние воды на юг. За рекой высокий сосновый бор. На берегу, ближе к нам, слегка прикрытая кустами высокая палатка, которую «треплет» ветер.

   А слева от вас в низине, тонкое русло речки Норной. Перегороженное небольшими плотинками. Дальше крутой склон вверх и чуть справа, высокие голые скалы. И всюду вперемежку, стоят высокие стройные сосны. И весь этот разнообразный пейзажный ковер, слегка присыпан снегом.

   Осмотрев все, отправляемся на поиски интересующих нас каменных кладок. Организатор базы В.А.Расщупкин к сожалению приехать не смог, у него неожиданно организовалась срочная встреча в Сухом Логу.

   В первую очередь, мы прошли к тем старым печам, которые видели в прошлом году. Осмотрели, сфотографировали и спустились вниз.

Печь 1

   Сегодня мы вязли с собой саперную лопатку. Поработав на старой каменной кладке и под ней, мы внимательно изучили результаты.

   Клиновые камни, из которых выложен арочный свод, к нашему удивлению, имели различную цветовую раскраску.

Печь

   Некоторые камни были светлые, даже можно сказать белесоватые, другие темно серые. А были камни, частично с зеленым цветом, розовые и фиолетовые. Внутри кладки, цветовая гамма была еще более разнообразна.

   Раскопали мы основание, под сводом предполагаемой печи. Откуда извлекли несколько отлично сохранившихся небольших кусочков белых камешков, очень похожих на известь.

   При растирании, на пальцах остался стойкий белый цвет, как от известки. Хотя на вкус и цвет известью не пахло. Попробовали этими камешками, чертить по темным валунам, оставался хорошо видимый белый цвет и наш маленький камешек, крошился и сыпался.

Известь

   Точно так же, мы провели эксперименты и во всех остальных найденных нами печах. Находки белых известковых камней повторились. Поэтому мы пришли к убеждению, что в этих печах выжигали известь.

   Кроме того, под сводами каменной кладки на земле, почти во всех печах, мы нашли большое количество красно-рыжей  перегоревшей золы.

   Кто хоть раз, своими руками чистил печь знает, что есть чёрная сажа, которая стойко мажет любые предметы. Есть свежая зола, которая от дувения ветра может разлетаться, а ниже есть перегоревшая слежавшаяся зола, она как раз именно такого рыже-красноватого цвета.

   Хотелось бы отдельно сказать о каменных кладках. Как хорошо, правильно и прочно, можно сказать даже красиво, выложены диким камнем арочные своды.

Свод

   И наверняка, делали все это простые русские люди, скорее всего даже неграмотные, без заграничных дипломов и конечно же без компьютеров. А все стоит до сих пор и не просто стоит, а сохранилось можно сказать в отличном состоянии.

Свод 1

   А ведь это, скорее всего, часть производства и работало все это, наверняка не один год. Кто бы стал строить подобные фундаментальные сооружения на один сезон.

   Осмотрев все сооружения, мы задались вопросом, где наши строители брали камень. Ведь в пределе видимости нет каменоломен, нет ни каких скал, которые можно было бы разобрать. Ответ наверно кроется в названии скальной гряды, километрах в трех, ниже по течению. Сыпучий камень – так обозначено на картах.

   Вот скорее всего оттуда и возили на лошадках, а может таскали на загривке, подходящие камни и выкладывали своды печей.

   Но кроме печей, вокруг много и других ям, на сегодняшний день полузасыпанных. На некоторых обвалившихся, уже выросли деревья, а некоторые стоят в приличном состоянии и пригодны для исследования.

   Остались они в хорошем состоянии, потому что люди копали в глубину, а верхний слой, иногда метра по два с лишним, оставляли нетронутым.

   На дне этих ям, мы нашли светлые камни. По крепости они оказались совсем непрочными, при ударе друг о друга рассыпаются. Часть образцов, мы взяли с собой, для того что бы показать дипломированным геологам.

Известь Кам

   Не пригодна ли эта порода, для выжига извести. Или возможно она сопутствовала, интересующим нас минералам.

   Внутри печей, мы сделали еще одну интересную находку. Во всех найденных нами печах, под сводами растут сталактиты. Длина самых больших, до семи сантиметров.

Сталактит

   Отсюда можно сделать предположение о возрасте этих сооружений. В литературе о сталактитах сказано, что один сантиметр сталактита, вырастает примерно чуть более 20 лет. Хотя в других источниках указано, что нельзя ориентироваться на размер и длину сталактита при определении возраста.

   Произведя нехитрые вычисления, мы можем сказать, что сталактиты выросли, за сто сорок лет. Значит наши печи, прекратили работу, грубо говоря в 1870 году.

   Зафиксировав все на цифровую кино и фото «пленку», мы двинулись в обратный путь, по узкой лесной дороге. 

   По пути, зашли на старый заброшенный Чернягинский прииск, от поселения на сегодняшний день, осталась большая заросшая малиной поляна.

   А на речке Норной, где в начале ХХ века активно работал прииск, явственно видны следы горных работ. Большие кучи грунта, отсыпаны в небольшие отвальчики. Неплохо сохранившаяся земляная плотина, для удержания воды.

Прииск

   Слева и справа от речки, на большом протяжении, в лесном массиве, видны большие кучи грунта, да неглубокие ямы, это скорее всего обвалившиеся шурфы или шахты.

   Пока шли до автомашины, зашли еще на несколько небольших отвальчиков, которые виднелись с дороги. К нашему удивлению, нашли большой, примерно три на три метра ствол шахты.

   Внизу он залит водой и какой глубины, конечно не определить. Сохранность деревянной обвязки ствола отличная. Правда сверху, все это завалено упавшими соснами. Но тесанные деревянные плахи, на стенах ствола впечатляют.

Ствол

   О существовании  шахтного ствола в этом районе, до сегодняшнего дня мы не знали. Ни кто из старых жителей поселка о нем не говорил. Хотя все другие шахтные стволы, мы нашли именно по описанию наших старожилов.

   Не даром старшее поколение говорило, что вокруг поселка Золото все ископано. И сколько там шахт, стволов, шурфов, ям и закопушек, точно не знает ни кто.

   Детям жившим в поселке, родители во все времена говорили, не ходите в лес, провалитесь, там везде ямы. Но разве усидишь дома, когда в лесу полно малины, земляники, черники, грибов. Дети тайком от родителей ходили и ели ягоды, не обходилось и без происшествий.

   Об одном из таких случаев нам и рассказал Н.А.Серухин, как он вытаскивал из ствола провалившуюся сестру. Которая, чудом удержалась за ветки малины.

   Проваливались и взрослые, которые тоже вылазили с трудом, а некоторые без посторонней помощи подняться не могли.

   Так что леса вокруг поселка Золото, не только продолжают хранить свои многовековые тайны, а еще и через чур любознательных и безалаберных, могут сурово наказать.

   Обратный путь оказался немного полегче. Во первых, мы возвращались с глубоким удовлетворением и чувством выполненного долга. Те вопросы, которые мы ставили для себя, были выполнены, осталось внести ясность и подвести под это фундаментальную основу, в виде заключения опытных геологов.

   И даже автомобиль, преодолевая опасный участок, на котором застряли утром, проскочил топкую болотинку «как по асфальту», без посторонней помощи, раскидав грязь по сторонам.

   На этом поисковый сезон 2015 года, наверно можно объявить закрытым.

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты