Сухарев Юрий

Календарь

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Копырин А.Л. Каменный брод

IMGP8619Для людей увлеченных, занимающихся каким либо интересным делом, в процессе работы возникает всегда много вопросов. И только начинаем решать один вопрос, и доводим его решение казалось бы до конца, как тут же возникает еще масса, не менее интересных тем.
А если поделиться своими материалами с большим кругом специалистов, читателей и жителей города, то информации вам добавят, еще в несколько раз. Вот так получилось и в этот раз.

После поисковых маршрутов прошлого года, когда наш коллектив искал на местности, местоположение забытого поселка Рефты, результаты были опубликованы в печати и в электронной версии на компьютерном сайте.
К удивлению, информация пришла не из соседних го-родов, а из далекого города Санк-Петербурга. И не просто информация, а старая карта. Прислал ее бывший наш земляк уралец, ныне проживающий в северной столице Борков.
Для тех, кто умеет «читать» карты и знает историю района, это уникальная и бесценная информация. На старой карте показаны поселения, существовавшие на тот период.
К сожалению, как всегда карта оказалась не полной. Нет выходных данных, где и кем напечатана и самое главное, нет даты выхода карты.
После тщательного изучения, всестороннего анализа наш коллектив пришел к выводу, что карту можно отне-сти к довоенному периоду, скорее всего около 1939 года.
Чем так заинтересовала нас небольшая по площади старая карта. На ней обозначены поселки довоенного периода. И те поселения Рефты и 105 квартала, которые мы искали в прошлом году, спокойно присутствуют на плане, именно там, где мы и определили их местоположение.
Но кроме этого, на карте показана разветвленная сеть, узкоколейных железных дорог, которые применялись при вывозке древесины. Прорисованы и грунтовые (гужевые) дороги и пешеходные тропы, которыми пользовалось население в тот период.
Есть еще немаловажная деталь, которую можно рассматривать по разному, особенно при современной экономической модели.
В далеких лесных поселках, где было несколько домов, было проведено электричество. На плане четко прорисованы линии электропередач. Для чего?
Можно предположить, что в лесных поселках были пилорамы. Еще можно согласиться с рассказом старожи-лов, что на 105 квартале (а это считался очень крупным поселком того времени) было уличное освещение. При одном деревянном тротуаре около магазина и клуба. Но зачем электричество, в поселении из трех домов посредине болот. И это в довоенный период.
По реке Малый Рефт, обозначены несколько поселений и лесные кордоны. Нас заинтересовала надпись «Развалины поселка Каменный Брод». Вот с этой отправной точки и началось наше новое исследование.
Поисковый маршрут в этот район мы наметили еще в весенний период. И вот в октябре месяце, нашей поисковой группе удалось выехать на местность.
Почему именно в весенний и осенний период, такая тяга к полевым поисковым мероприятиям. Зимний период отпадает, потому что отсутствуют дороги и хотя можно пройти на лыжах по любому болоту и переправиться через замерзшую речку в любом месте, это время года не подходит.
Наверно каждый понимает, что зимой все скрыто снегом. На поверхности земли, ни чего невозможно рассмотреть и определить. Хотя в больших лыжных маршрутах своя непередаваемая прелесть.
Летние маршруты для поисковых работ так же не подходят. За буйной листвой кустов и высокими трава-ми, так же ни чего не увидишь и не рассмотришь.
А вот осень и весна самое подходящее время года. Весной, когда только снег в лесу сошел, а кусты стоят еще голые, без листвы, видимость прекрасная.
Точно такая же ситуация осенью, когда лист облетел, а лесные травы после заморозков, как говорили в народе «пали».
Выход наметили на начало октября. Но ситуация по-вторилась как в прошлом году, когда мы отправлялись на поиски поселка Рефты. В тот раз, выпал глубокий снег и нам пришлось отложить мероприятие на несколько дней.
На этот осенний выход нам тоже не повезло, погода два дня поливала землю обильным осенним дождем и слякотью. Это нас не остановило и мы на двух автомобилях, выехали в северо-западном направлении.
Коллектив поисков состоял из активных участников Рефтинского объединения родоведов и краеведов Ю.М.Сухарева, В.Р.Пильчесвкого, М.В.Шишминцева и асбестовских краеведов В.Н.Рубцова и А.Л.Копырина.

Пять
Таким составом, группа поисковиков уже не раз бы-вала в труднодоступных уголках нашего и соседних районов.

Все 4
В Асбесте все серо и грязно, от двухдневных затяжных дождей и каково же было наше удивление, когда за поселком Малышева в лесу лежал чистый белый снег.
Проехав еще на десяток километров севернее, мы попали в настоящую зиму. На некоторых участках снега было в полсапога, а в низинах и больше. На ветках деревьев, висели обледеневшие шапки и лапы молодых сосенок, нагнулись к земле под тяжестью мокрого сне-га.
В самом начале нашего лесного маршрута, нас ждал сюрприз. Поперек дороги лежали два дерева.
«К чему бы это?» — пошутил один из наших товарищей. Хорошо, что это были не взрослые деревья и ствол у них, не был в полметра толщиной.
Но поднять и оттащить дерево, даже втроем, мы не смогли. Пришлось брать за вершину и волоком развернуть просто вдоль дороги.
О дорогах в России сказано много и наверно то, что сказали наши предки 200 лет назад, будут наблюдать и наши внуки, но не смотря на это передвигаться все равно нужно.
Наши автомобили преодолевали в брод, глубокие лужи и как в спортивном слаломе виляли между ямами. Дорога хотя и отсыпана щебенкой, но честно говоря, пригодна для проезда наверно только грузовиков повышенной проходимости.
Несмотря на все трудности и здесь есть на что по-смотреть. Дорога проходит по живописным лесным участкам. Слева и справа пейзаж меняется в течении пяти минут.
Сначала вы можете увидеть большие мрачные ели, с раскидистыми лапами, эти участки леса темные. Деревья подступают к самой дороге. У речек, обширные поляны с кустами, березняком и неровными зубчатыми стенами сосны вдалеке. Здесь видимость отличная, склоны засыпаны снегом, одним словом пейзажные участки.

IMGP8609
Есть участки осинника, серо-зеленые стволы которого, в лесу далеко видны светлыми пятнами. В осинниках много поваленных деревьев. Видимо от ветра, но в некоторых местах, видны свежие пеньки конусной формы, с характерной стружкой. Это работа бобров.
Сосновый лес виден конечно из далека, в том числе и в переносном смысле. Какие то московские конторы лесозаготовителей, почти бесконтрольно, тащат лес из нашего района.
А наш сосновый бор высокий и строгий, присыпанный снегом, стоит как в почетном карауле вдоль дороги. Почти в самом конце пути, открываются большие про-сторы. Это поля некогда подсобного хозяйства малышевского предприятия.
Еще четверть часа и мы оставляем машины в конце дороги, куда можно было проехать без особых экстремальных перегрузок. Дальше только пешком.
Несмотря на то, что дорога находится в плачевном состоянии и погода вроде не совсем приемлемая, настроение отличное.

IMGP8628

IMGP8629
Да и как иначе, одно чувство, что мы идем по старинной дороге, которой пользовались наши предки, еще лет двести назад, добавляет нашей экспедиции особого смысла.
Где то в начале ХIХ века, по этой дороге пешком, передвигались жители соседних районов. После открытия изумрудов, по этой же дороги, шли мужики из деревень на заработки. А в конце того же ХIХ века, здесь уже конные обозы, везли грузы в различных направлениях.
ХХ век, с его войнами и промышленными индустриализациями, здесь уже ходили трактора и грузовики. Широкомасштабные геологоразведочные работы и конечно очередная продовольственная программа, в конце советского периода, которая оставила свой след и на этой дороге.
Недалеко были отведены садовые участки трудящимся поселка Малышева. Именно в этот период, дорога и была отсыпана щебнем и определенное время поддерживалась в надлежащем состоянии.
И вот с отличным настроением, пешим порядком, мы двинулись в направлении Каменного брода. Почти две трети пешеходного маршрута проходит по старым лесовозным дорогам. Здесь ездили еще в этом году и в ни-зинах все размешано до жидкой грязи.

IMGP8645

В этом маршруте у нас был еще один необычный, но активный помощник. Охотничий спаниель Веста. Собака с первой минуты, как только выскочила из машины, с радостью исследовала все следы. И быстрым галопом носилась по дороге, иногда далеко впереди нас.
Спутниковую аппаратуру мы сегодня не применяем, потому как дорога до бывшего поселения проста. Нам нужно выйти на квартальную просеку, направлением запад-восток и двигаться по ней до реки Малый Рефт.
Для этого можно просто изредка заглянуть в бумаж-ную копию карты. Что мы периодически и делали. Но мы вышли на маршрут, не просто ради того, что б найти местоположение поселка. Нас интересует многое.
Например, где выходили трассы узкоколейной желез-ной дороги на нашу территорию и как далеко они простирались. Где находилась пасека и остатки лесного поселка, которые видел В.Н.Рубцов в середине ХХ века. Что за насыпи, находятся прямо посредине леса и на них буйно растет малина.

IMGP8624

IMGP8635

IMGP8634
Так же осмотрели и запечатлели остатки металлических труб, для обсадки геологоразведочных скважин. А кроме того, почти все участники сегодняшнего маршрута охотники и нам достаточно одного взгляда, что бы определить след.
Вот прошел крупный лось, буквально через десять метров след лосихи с теленком. Они шли рядом, но это было вчера вечером, потому что след слегка присыпан снегом. А вот расположенный недалеко след белки, совершенно свежий, она пробежала утром.
У окончания свежего выруба, вечерние следы косуль. Они прошли из глубины выруба, в сторону высокоствольного леса.
Вырубы чередуются с островами большого леса, но находятся недалеко друг от друга. На одном из выру-бов, далеко на вершину дерева, сел крупный представитель боровой дичи.
Визуально определить не смогли, но при помощи со-временной оптики на фото и кинокамерах, удалось приблизить изображение. И на экранах, мы увидели лирообразный хвост, с белой окантовкой и черный наряд крупного косача. Все таки современная техника в уме-лых руках — великая и полезная сила!
Точно так же мы рассмотрели далекое темное пятно, среди заснеженных кустов. Из далека, в кромке леса стоит лось, но на экране кинокамеры, при большом увеличении видим, что это всего лишь остаток старого дерева.
Есть у нас в этом районе и совершенно особые интересы. Время идет, казалось бы такая длинная человеческая жизнь, при сравнении с определенными факторами, ограниченными во времени, кажется одним мгновением. Любой взрослый человек, нас отлично поймет.
Вдоль квартальной просеки, на соснах на высоте примерно в три метра, прибиты аншлаги красного цвета: «Асбестовское охотничье хозяйство».

IMGP8638
Они уже вросли в стволы сосен и сверху, кое где покрыты сосновой смолой. И неудивительно, прошло уже двадцать пять лет, как их собственными руками приби-вал к этим соснам В.Н.Рубцов со товарищами.

IMGP8641
Осмотрев аншлаги, сфотографировали В.Н.Рубцова на фоне результатов его давних трудов и вспомнив старых товарищей, двинулись дальше.
Справа в лесном массиве, россыпи каменных глыб. И дорога с резким левым поворотом, спускается вниз к реке.
Здесь когда то был мост. На старой карте он и обозначен, но на сегодняшний день его нет. Остались только старые полусгнившие бревна казалось бы беспо-рядочно разбросанные поперек русла. Но стоит при-смотреться и можно понять, что часть бревенчатого настила моста снесло вешними водами, а то что оста-лось между проросших деревьев и высоких кочек, скре-плено между собою, крепкими металлическими штырями. Один из которых, мы обнаружили в полусгнившем бревне и естественно сфотографировали.

IMGP8650

IMGP8653

IMGP8654

IMGP8659

IMGP8661
При разговорах с людьми, которые бывали в этом районе, не раз слышали от них, что через реку на этом участке не перейти.
Действительно, здесь река разделяется на несколько довольно глубоких рукавов, шириной до трех метров. При желании конечно можно найти способ перейти. Вырубить жердей, сделать настил или попробовать перебраться по кочкам или уронить стволы нескольких довольно толстых березок.
Но мы пошли другим путем. Мы постарались найти обход. И пока шли по кромке болота, вот здесь нашему взору открылось величественное зрелище.
При виде огромнейшей площади, покрытой большими серыми камнями, которые по бокам облеплены зеленоватым мхом, а сверху припорошены снегом, без дополни-тельных объяснений можно сказать, почему поселок и брод назвали Каменным.

IMGP8711

IMGP8713

IMGP8714

IMGP8723

IMGP8728

IMGP8665
Миновав болото и пройдя по заболоченной трассе газопровода, мы все равно вышли к руслу реки Малый Рефт. Русло оказалось шириной метра три, но и здесь его просто так не перепрыгнешь.
Оглядевшись, увидели вдалеке брошенные через реку бревна. Но и впереди обнаружили, примитивную переправу, сделанную очевидно вездесущими охотниками.

IMGP8669

IMGP8705

IMGP8709
Еще десять минут хода и мы выходим на старую заброшенную дорогу, которая ведет к мосту, но уже с другой стороны реки.
На старых планах есть два небольших квадрата, которые могут обозначать некогда жилое пространство. На осмотр и исследование, уходит порядочно времени.
На первом участке мы ни чего не обнаружили, здесь даже площадь вся заросла смешанным лесом. А вот на втором, площадка которого расположена по левой стороне Малого Рефта, нас ожидала удача.
Кроме ярко выраженного ровного участка, где могли стоять дома, в лесу находим полу-обвалившиеся ямы от погребов и самый верный признак, некогда существовавшего жилья – заросли малины.

IMGP8677
При более внимательном осмотре, рядом с ямами, на-ходим полузаросшие кучи печного кирпича. Расширяем зону поиска и обнаруживаем торчащую из земли «железяку».
Откопав артефакт и рассмотрев его со всех сторон, почистили и установили прямо на месте находки. Это чугунное изделие, похоже на стойку узкоколейного стрелочного перевода.

IMGP8696

IMGP8698

IMGP8699
Исходя из этого факта, становится понятна взаимосвязь с узкой лесной дорогой, плавно уходящей по лесу, в северо-западном направлении.
Скорее всего, это трасса узкоколейки, наверно после военного периода. Потому как на старом плане, предоставленным нам Борковым, на этом участке железная дорога не обозначена.

IMGP8715
А рассматривая чугунное изделие, мы обнаруживаем, что изготовлено оно методом литья и не лишено эстетики, если можно так назвать. На колонке есть не-большие украшения в виде кольцевых приливов и в ниж-ней части ребра жесткости изготовлены в виде сопряжений.

IMGP8700
Изделие видимо эксплуатировалось с очень давних времен. Сверху, там где должен быть сигнальный фонарь, корпус лопнул. И уже опытные руки человека, скрепили лопнувшее изделие болтами, на основе металлической накладки.
Кроме этого металлического изделия, больше ни чего заслуживающего внимания, не найдено. Произведя фотосъемку, группа поисковиков продолжила маршрут с осмотром местности.
А уже через час, осторожно обогнув по кромке большие каменные россыпи, называемые в специальной литературе курумниками, вышли к развилке дорог.
Здесь недалеко, от некогда существовавшего моста, мы решили пообедать. Быстро наломали дров, развели костер, расселись как пришлось и отобедали.
Конечно про обед у костра, на свежем воздухе, на-верно можно написать отдельную главу и это уже совсем другая тема.
Но хочется хоть немного осветить этот вопрос. В.Н.Рубцов опытный поисковик и охотник, всегда берет с собой котелок. И какая бы не была погода. Дождь, снег, ветер, сырые дрова и еще неизвестно что, а у него через десять минут, после того как загорел костер, всегда кипящий чай.

IMGP8720
А на столе у поисковиков ароматное сало, набор копченых колбас, огурцы в ассортименте: малосольные и свежие, помидоры краснощекие, свежие домашние закуски, эх…
В этот момент, мне всегда вспоминается крылатый афоризм: «И какой русский не любит быстрой езды»,
мы бы к этому добавили – «после того, как плотно покушали!»
Даже собака, не выдержала такого изобилия и с удовольствием вылизала стеклянную банку, в которой была овощная закуска. А когда пытались банку забрать, она грозно рыкнула и схватив банку в зубы, убежала прятать за толстый ствол сосны.
Передохнув после обеда, мы медленно двинулись в обратный путь. По дороге осмотрели каменные россыпи. Сфотографировались у огромного камня.
Зафиксировали номера кварталов, на серых от времени, квартальных столбиках. Некоторые, попарно привязаны друг к другу проволокой.
Двигаясь по квартальной, сделали несколько заходов в лево и в вправо. Обнаружили пару лесных дорог, с узкими трассами прямого направления, которые воз-можно, в старые времена, использовались как узкоколейные дороги.
Выйти к машинам по старым следам, большого труда не составило. Пройдя за день более десятка километров, все поисковики чувствовали себя отлично. При желании прямо сегодня, могли «пробежать» еще столько же.
В конце маршрута, когда день клонился к сумеркам и группа собралась у машин, можно было подвести итог. Пройден еще один интересный поисковый маршрут. Получено много фото и кино материалов, по их результатам будет сделан фильм.
И в целом, материалы и результаты экспедиционного маршрута, лягут в основу новых поисков. Теперь уже архивных документов, соседнего Режевского района и архива Свердловской области. Так что впереди еще много интересного…

Комментарии запрещены.

Полезные сайты