Копырин А.Л. Камень Ильинский или «…В будущем не забывайте о прошлом»
Конец апреля, наконец-то установилась относительно неплохая погода. Хотя наверняка многие могут вспомнить, что несколько лет назад в конце апреля стояли две недели жаркой погоды.
Но, не дождавшись жаркой погоды, небольшой коллектив единомышленников вышел на очередной поисково-экспедиционный маршрут.
После публикации в местной печати о наличии каменных пирамид в северной части нашего района и версии о третьей каменной пирамиде, которую вот уже на протяжении нескольких лет мы не можем найти, к нам поступила информация.
Нам сообщили, в каком месте есть еще одно каменное сооружение. Специалисты, которые видели эти камни, конечно, не обратили внимания, что это такое и подробно ни чего не осмотрели и естественно не исследовали.
Это было много лет назад, они работали в лесу и на осмотр достопримечательностей, времени не было. Ну и самое главное, у них не было информации о двух каменных пирамидах на севере нашего района и в тот период это наверно ни кого не интересовало.
Информация о каменном сооружении поступила к нам еще в конце прошлого года. Но по разным причинам мы сразу не смогли осуществить задуманное. А к тому времени, когда все были готовы, выпал хороший снег.
Был даже рассмотрен вариант перейти водоем по льду и углубившись в лесной массив на лыжах, произвести поиски зимой. Но планы это одно, а возможности и реалии нашей жизни совсем другое.
И вот в этом году в конце апреля месяца, в поисково-экспедиционный маршрут вышли председатель Рефтинского объединения краеведов Ю.М.Сухарев, известный асбестовский краевед и директор музея завода АТИ В.Н.Рубцов и асбестовский краевед А.Л.Копырин.
В роли проводника, на маршрут вышел житель поселка Рефтинский Василий Васильевич Вирясов. Именно он и рассказал о наличии в лесу каменного сооружения.
Он много лет проработал в лесничестве, так что лес для него как дом родной. И наверно не нужно говорить, что лесники прекрасно знают любой лесной угол и все дороги, которые даже не нанесены на карты, а так же особенности лесных массивов на территории всего района.
Путь наш лежал в северную часть, за Ильинский кордон и там по лесным дорогам до интересующего нас места, которое нужно было еще найти и лучше с первого раза.
С утра на градуснике было всего три градуса тепла, утро солнечное, тихое и спокойное. Дорога, которую обычно называют асфальтом, числится таковой наверно только на бумаге. Ямы, наполненные водой, грязь в выбоинах и крутые объезды с выездом на обочину.
И самое интересное: на повороте с трассы висит яркая радостная вывеска с указателем на турбазу. Может база отдыха и хороша, но вот дорога до нее, да еще на современном низкосидящем иностранном автомобиле, это не то что на любителя, скорее для экстремалов.
А с поворотом на поселок Шамейка мы переходим уже в совершенно другую категорию дорог грунтовых. Здесь на дороге тоже ни чего хорошего, но к этому участку еще можно отнестись терпимо. А вот дальше…
И причина проста: из нашего района тяжелыми лесовозами опять «тащат» лес неизвестно кто. Около огромного штабеля соснового леса за поселком Шамейка, выложенного вдоль дороги, ходят самодовольные молодые дяди, а рядом стоит автомобиль с большим количеством нулей на номере.
Вот уже на протяжении многих лет кто-то на законном основании вывозит «народное богатство», как раньше назвали лес. И ни дорог построить или отремонтировать, даже ямы щебенкой или грунтом засыпать, как делали раньше, не хотят. А ведь они по этой дороге ездят сами и они же ее и привели в такое состояние …
Что после этого можно говорить о двух причинах, из-за чего у нас дороги плохие. Причина наверно одна и сидит она в каком-нибудь кабинете.
Участок от поворота за Шамейкой и до Ильинского кордона разбит окончательно и даже если едешь на «Уазике», руль крутить приходится постоянно.
Но вот на лесовозе «Урал», доверху груженым сосновым лесом, наверно руль можно не крутить. Метровые колеса, как кажется, даже с удовольствием, выплескивают из ямы жидкую грязь вам на лобовой стекло.
А какая здесь раньше была дорога… хоть и грунтовая, но ездить можно было без проблем.
Полчаса скачки по ямам и, оставив машину на Ильинском кордоне, прихватив на всякий случай топорики и саперные лопатки, закинув за плечи рюкзаки, мы двинулись по дороге в северном направлении.
Буквально через пятьдесят метров мы увидели речку Медвежку. Небольшой ручей сегодня протекает под дорогой в трубе. В далекие старые времена жители Ильинского кордона, из этого ручья брали воду для питьевых целей.
А через полкилометра, так же под дорогой в трубе, протекает речка Ильинка, которая и дала название лесному кордону.
Обе эти речки хорошо известны еще с ХIХ века, на обоих ручьях были золотые прииски. Все это описано в литературе прошлого века. А прииск, который на этом участке захватывал большую часть Рефта, назывался Ильинским.
И знамениты они тем, что на этом участке в районе Ильинского кордона грунт промывали не в ручную, как на большинстве приисков того периода. Здесь была установлена паровая промывальная машина и работала она на протяжении нескольких сезонов.
А раз уже зашел разговор об этом районе и о временах давно минувших, наверное нужно рассказать, что здесь в районе Ильинского кордона рядом с прииском было крупное для того времени поселение и существовало оно не один год. Жили здесь золотодобытчики с семьями, где естественно были и дети.
И эта лесная территория в дореволюционный период была приписана к Режевскому заводу. А к детям из Режевского завода верхом на лошади приезжал учитель по фамилии Марков. В его же ведении были и дети проживавшие в другом лесном поселке Марковке, находившимся недалеко на одноименной речке.
Тут наверно стоит отметить, что и горный инженер, руководивший золотодобычными работами на Ильинском прииске, так же носил фамилию Марков.
Время идет, многое меняется и сегодня речка Ильинка это неширокая лесная речка, с заболоченными берегами и когда спадает вода, незнающий человек может спокойно принять ее за безымянный ручей.
Двигаясь по дороге, на грязи и по кромкам луж видим свежие следы мотоцикла, квадроциклов и какого-то автомобиля.
Но вот парадокс, следы мотоцикла на грязи свежие, по кромке лужи разбросан тонкий лед и на самой луже, так же вся поверхность воды покрыта льдом.
Когда мы выехали утром, термометр показывал всего три градуса тепла, а здесь намного севернее на лужах лед.
На обратном пути мы встретили на дороге мотоциклистов и они рассказали, что проехали утром примерно в половине седьмого. А мы шли уже в половине девятого, значит за два часа, на лужах вновь образовался лед, какова же была температура на поверхности воды.
В низинах и глубокой канаве, с правой стороны дороги, в некоторых местах лежит снег. Весна в этом году здорово запоздала, не видно не подснежников ни синих цветков медуницы.
На одном из участков, почти на развилке дорог, на стволе березы белеет листок бумаги. Объявление о розыске пропавшего охотника. В прошлом году компания охотников выехала в лес и один из охотников почтенного возраста потерялся. Прошлогодние поиски результатов не дали. Поэтому, на всех вероятных маршрутах передвижения охотников, развешаны объявления о розыске.
Дорога, по которой мы движемся, расположена вдоль глубокой траншеи. Для рыбаков и охотников, а так же для любителей природы, которые часто бывают в этом районе, она больше известна как дорога «вдоль труб».
В далекие времена плановой экономики здесь пытались построить водовод с Рефтинского питьевого водоема до города Асбеста.
Траншею под водовод выкопали, завезли металлические трубы большого диаметра, изолированные снаружи, разложили вдоль траншеи, но…
Где то там, на верхах или может в умных головах, или как говорят, виновата перестройка, что-то произошло и всё бросили.
Трубы еще лет десять ржавели под открытым небом. Потом их постепенно растащили, часть ушла на металлолом, часть «деловые люди» пустили в дело. А из оставшихся в поселке Коммунальном через реку Рефт был сделан мост, вместо сгоревшего деревянного.
И вот теперь дорога, проложенная вдоль траншеи, для заинтересованных людей, носит название «вдоль труб».
Дорога живописна, во многих местах на поверхность, вешними водами вымыло мелкий желтый песок и некрупную кварцевую гальку. На солнышке они блестят и это создает хороший контраст, с темно зеленой хвоей небольших сосенок, густо растущих вдоль дороги.
И на эту гальку вылетают глухари. Двигаясь по дороге мы увидели в вдалеке на дороге два темных пятна. Пригляделись, пара глухарей «собирают» камешки.
Быстро достали фотоаппараты и принялись нажимать на кнопки. Но так как мы шли с громкими разговорами, птицы нас увидели издалека. И как только мы начали щелкать их и снимать на видео, аппаратура «запиликала» на разные мелодии (а слух у глухарей исключительный), птицы взлетели и с грациозными виражами между кустами, скрылись среди темных стволов соснового леса.
Глухарей на этом участке оказалось больше, это только двое стояли на дороге, еще часть ходили в кромке леса и нам, издалека, были не видны.
И дальше по дороге, до самого конца нашего пути, мы видели и поднимали на крыло много всяких лесных птиц.
Тут и вальдшнеп, который стремительно вылетел из густых кустов в пяти метрах от нас, рябчики перелетавшие за траншеей и потихоньку пересвистывавшиеся между собой. И дальше на дороге опять глухари. А сколько лесной «мелочи», их музыкальные трели сопровождали нас весь день.
Иной раз, двигаясь по лесу, можно не найти предмета своих поисков, не встретить огромного лося или любого другого зверя, не увидеть какую ни будь достопримечательность.
А вот мелкие лесные птички, со своими музыкальными концертами, будут сопровождать вас всю дорогу. И если вы умеете слушать, этот птичий концерт, наряду со сменяющимися лесными ландшафтами и свежим лесным воздухом, все это действует на человека в эмоционально положительном направлении.
Двигаясь по дороге, мы изредка заглядывали в карту. Электронные системы мы сегодня не использовали, потому что район, в котором находились, все знали, как пять своих пальцев. И бывали здесь не один десяток раз, в различные периоды времен года.
Свернув с дороги на квартальную просеку, которая шла в южном направлении, мы медленно шли по лесу и внимательно разглядывали ландшафт. Где то здесь, немного ближе к водоему, наш проводник Василий Васильевич видел каменное сооружение.
Долго искать не пришлось. Буквально в пятидесяти метрах от просеки, в небольшом болоте, мы заметили поросший мохом огромный валун.
Со стороны он смотрелся как большая куча земли, или оплывший старый выворотень. Только пойдя ближе можно было рассмотреть, что это большой серый камень, который надежно «устроился» на кромке болота.
Камень в диаметре около трех метров. В высоту, видимая часть до полутора метров. Но при внимательном осмотре можно заметить, что нижняя его часть уходит глубоко в землю.
Камень светло-серого цвета, структура крупнозернистая, с многочисленными включениями зерен светлого блестящего кварца. Кое-где, в сплошном монолите камня, можно рассмотреть более мелкие камни темного цвета, размером в половину спичечного коробка, но совершенно другой породы.
С северной стороны камня, видны небольшие неровности в виде трещин и кромки слегка крошатся, даже под воздействием руки.
Осмотрев со стороны внушительные размеры найденной достопримечательности, мы достали фотоаппараты и сделали массу снимков.
Конечно, сделали несколько групповых снимков на фоне великана.
А форма камня такова, что очень напоминает постамент для монумента. И невозможно было удержаться, что бы слегка не пошутить. Взобравшись на вершину камня, сфотографировались в позе (а скоро Первомай!), призывающей народ к движению в светлое будущее.
Запечатлев камень и осмотрев его со всех сторон, мы отправились на берег водоема, который просвечивал сквозь редкие деревья.
Здесь же на берегу водохранилища нашли место и пообедали. Кроме нас, тут видимо регулярно бывают вездесущие рыбаки, так как осталось свежее кострище. А вокруг признаки современной цивилизации, в виде банок из-под пива и стеклянные бутылки, самого распространенного русского напитка — водки.
Место на берегу водохранилища так же не простое, это большой залив, контуры которого с берега или лодки и не рассмотришь, а вот если глянуть на этот район через компьютер и спутниковую карту, все сразу и увидите.
Владимир Николаевич Рубцов бывал на берегах этого водоема еще в 50-х годах ХХ века. Тогда это была обыкновенная таежная речка Рефт. Ни какого водохранилища не было, речку можно было переехать, а в лесах были охотничьи избушки, которые имели свои названия.
А вот на повороте реки, там, где сейчас угол залива, на крутом изгибе Рефта была скала Кравцова. Название получила из-за того, что на самом видном месте скалы была надпись белой краской: «В будущем не забывайте о прошлом».
По рассказам старожилов, надпись эту сделал лесник Михаил Кравцов, который проживал на Ильинском кордоне. Отсюда и пошло название скалы.
Обратная дорога не заняла много времени. После обеда, температура поднялась до восемнадцати градусов с плюсом и мы пришли к машине в расстегнутых куртках и с красными лицами.
Тут, как нельзя кстати, пришелся совет наших старших товарищей, освежиться чистыми водами ручья Медвежки.
Умывшись, мы подошли к машине, переоделись и с чувством глубокого удовлетворения, единогласно приняли решение, что день удался.
Мы нашли и зафиксировали еще одну достопримечательность нашего района, а по приезду домой, измеряли по карте длину пройденного маршрута. В это раз мы прошли немного меньше пятнадцати километров.
Сегодняшний выход мы рассматривали как тренировку, потому что сезон только начался и все пешеходные маршруты этого года еще впереди.
Тем для поиска много, планов еще больше, нужна только хорошая погода и выбрать момент, когда все участники наших походов будут свободны и смогут выйти на маршрут.
Май 2017 г. А. Копырин.