Копырин А.Л. Кладбища (район г. Асбеста и ближних к нему поселков)
Тема последнего пристанища человека окончившего свой путь в этом мире наверно не очень приятна, но видимо необходима или потребна в определенный период.
В других городах нашей области специалисты и археологи проводят исследования и систематизацию захоронений и некрополей. В течении последних лет пришлось столкнуться с информацией, вопросами и интересом как со стороны местных жителей
так и областного центра, по местам захоронения жителей нашего города, с начала возникновения поселений на территории нашего города.
Приведем информацию, которая в настоящий период имеется в наших руках.
На сегодняшний день в нашем городе официально зафиксировано три кладбища и принята их цифровая нумерация.
№ 1 – кладбище располагает на Восточном борту Южного карьера. Заезд со стороны автодороги, идущей на железнодорожную станцию «Асбест» и в жилой поселок 101 квартала.
В недалеком прошлом кладбище в народном лексиконе называлось «Старое» кладбище (после 1970 г.), или кладбище за 5-й фабрикой (1950-1970гг.) В определенный период (1930-1950гг.) именовалось «Новое» кладбище. В настоящий период иногда можно услышать «кладбище на борту карьера» или «кладбище в карьере». Период существования 1933-1970 гг.
№ 2 — кладбище располагается с южной стороны у дороги, которая идет в восточном направлении, от кольцевой развязки у станции «Изумруд» до кольцевой развязки на пос.Белокаменный.
Сейчас, в связи с открытием нового кладбища, (после 2010 г.) в устной речи его стали именовать «Старое» кладбище. Период существования 1970-2010 гг.
№ 3 — кладбище располагается в лесном массиве с южной стороны автодороги, идущей на пос.Красноармейский. Это кладбище на сегодняшний день в бытовой речи именуется кладбищем «За молокозаводом».
С начала возникновения поселений на территории асбестовых разработок местного кладбища не было. Всех умерших на территории асбестовых копей, (по устной информации) увозили хоронить в свою деревню. Там и отпевали, это было непременным атрибутом, установленным на тот период церковными нормами.
По словам старожилов, самое первое кладбище было в районе современного морга. Между моргом и тепличным хозяйством некогда работавшего питомника. Это период последней четверти ХIХ века.
Здесь хоронили работников золотых Рефтинских приисков существовавших в нашем районе со второй половины ХIХ века.
Уже в начале ХХ века на асбестовых приисках, принявших на тот период, вид нескольких обособленных поселений, организовали кладбище в лесном массиве, по старой Грязновской дороге. Это современный район Большого поля, с южной стороны от современной автодороги на пос.Белокаменный. Кладбище проработало с 1910(?) до 1930 года.
Затем отвели, как тогда казалось большую площадь под кладбище, (теперь кладбище №1 и его называют «кладбищем на борту карьера») которое стали называть «Новым» кладбищем.
А кладбище у Большого поля, стали именовать «Старым» кладбищем и хоронить там перестали. Но к родственникам подхоранивать продолжали, точно так же как это делается сейчас на официально закрытом «Старом» кладбище. Старожилы рассказывали, что хоронили на том кладбище своих родителей в 1939 году.
На кладбище у Большого поля был определенный порядок захоронений. Там существовало и татарское кладбище, которое располагалось с южной стороны погоста.
В довоенный период 40-е годы ХХ века, старшие школьники из поселка Белокаменный (в тот период просто Совхоз) ходили пешком в школу, в город Асбест. Ходили они прямо по квартальной просеке, прорубленной в лесу, которая проходила мимо уже недействующего кладбища.
Мальчишки убегали вперед и потом, что бы напугать идущих следом девчонок, прямо посредине квартальной, ставили старые памятники и кресты, снятые с брошенных могил.
С татарских захоронений памятники не брали, боялись. Кто то сказал, что если взять памятник с полумесяцем, аллах накажет. А памятники с русских захоронений выдергивали и ставили на дорогу.
На кладбище, которое на сегодняшний день определено как № 1 и называется «на борту карьера» так же был определенный порядок захоронения.
Место захоронения татарского населения, это юго-западная часть, хотя памятники с татарскими фамилиями встречаются и в других районах кладбища.
А граждане немецкой национальности, были захоронены компактным анклавом с восточной стороны кладбища, но это послевоенный период. От дома сторожа, располагавшегося в середине кладбища, был отведен участок до забора в восточном направлении.
При расширении карьеров в середине 60-х годов ХХ века, была информация, что через 25 лет после последнего захоронения, территорию кладбище отработают для продолжения горных работ.
И после открытия кладбища № 2, часть жителей города перенесла захоронения своих родственников на это кладбище.
Видимо по причине перспективы сноса, было перенесено воинское захоронение и демонтирован обелиск в виде двух солдат без головных уборов и знамени в руках, опущенного в трауре.
Очевидно по этой же причине сюда ни кто не подхоранивал своих родственников.
Нужно наверно напомнить, еще об одном захоронении, находившемся прямо в жилом секторе на территории современного Южного карьера, в тот период жилого поселка.
По улице Асбестовской, с начала советского периода было захоронение, как было определено в тот период: могилы Героев гражданской войны.
При сносе жилого поселка, это захоронение, находившееся в огороде одного из жилых домов, было перенесено на кладбище № 2 и оформлено соответствующим образом, с установкой мраморной плиты с выбитыми фамилиями.
На кладбище № 2 принята определенная схема захоронений. Хотя кладбище официально закрыто, но сюда продолжают подхоранивать своих родственников.
Здесь имеется отдельное татарское кладбище. Лица немецкой национальности похоронены вместе со всеми, отличает их ориентирование памятника по сторонам света (у католиков на восток). Отдельное детское захоронение. Ну и конечно отдельное захоронение номенклатурной элиты.
Нужно сказать еще об одной группе жителей нашего города, могилы которых на кладбищах нашего города, да и любого другого, в определенный период можно было отличить безошибочно, это староверы.
Похоронены они среди других жителей города, но кресты на могилах у них имеют отличие. Обыкновенные кресты на могилах, это вертикальная стойка и три перекладины, одна из которых немного под наклоном.
По словам современных родственников староверов и на основании печатных материалов о староверах Урала, на их могилах, сверху креста было еще две наклонные дощечки. Они образовывали как бы крышу над крестом. В дореволюционный период в некоторых районах Урала, где проживали староверы, на крест устанавливали небольшую иконку.
На сегодняшний день в крупных поселках, которые находятся рядом с городом Асбестом, это поселк Рефтинский и поселок Малышева имеются свои кладбища.
Существует свое действующее кладбище и в поселке Шамейка, а так же в поселке Золото. Были кладбища рядом с поселком Рудный (засыпано Рефтинским золоотвалом) и рядом с поселком Шпалзавод, на сегодняшний день оно не действует.
В связи с этим стоит отметить, что кладбище поселка Малышева расположенное в поселке Изумруд, существует с дореволюционного периода (1917 г.). Точно так же, с начала ХХ века существует и Рефтинское кладбище, которое раньше считалось кладбищем поселка 24 квартала, расположенного рядом. Сюда же хоронили жителей ушедших в мир иной, с поселка Золото. В поселке Золото кладбище работает с 50-х годов ХХ века.
Кроме того, на нашей территории есть официально зарегистрированные кладбища, захоронения иностранных граждан, которым присвоен статус военнопленных, находившихся здесь в период Великой отечественной войны.
На каждом из наших кладбищ, есть и были свои необычные памятники или могилы людей, которых на тот период можно было назвать заметными или знаменитыми.
На кладбище у Большого поля, в послереволюционный период был похоронен мужчина, обладавший большой физической силой.
На кладбище № 1, недалеко от домика сторожа, был похоронен летчик, имевший большой послужной список и воевавших на интернациональных фронтах. У него на высоком памятнике, был небольшой бюст и ниже к памятнику, прикреплен пропеллер от самолета.
Кладбище № 2 известно всем. Тут нет надобности что-то говорить. Наверно большая часть взрослого населения города, кроме своих знакомых и родственников, может много сказать и о шикарных высоких монументах и скромных холмиках расположенных у заборов.
На кладбище поселка Изумруд так же было необычное захоронение. Здесь похоронен шахтер, передовик производства. На могиле у него был установлен металлический памятник с вмонтированным настоящим отбойным молотком.
На старом кладбище 24 поселка, это часть современного Рефтинского кладбища, был заметный высокий памятник учителю, работавшему в довоенный период в поселке Золото.
Кладбища расположенные рядом с любым населенным пунктом, деревней, городом, поселком, это неотъемлемая часть культуры человечества.
Во многих государствах, крупных столичных городах, кладбища воспринимаются как своеобразные и неотъемлемая часть архитектурного ландшафта этих городов.
Во многих странах, в столичных городах, на кладбища водят экскурсии. Можно по разному относиться к этому факту, но такова сегодняшняя действительность.
И неважно, что некоторые наши кладбища закрыты для захоронений, они всегда открыты для людей, которые приходят проведать могилы своих родных и близких.
А нам, наверно надо помнить, что наши кладбища это часть нашей памяти, часть нашей истории.
16 мая 2013 г.