Копырин А.Л. Клад Ермака
От старшего поколения жителей нашего города было услышано много легенд и былей на различные темы. Конечно самые интересные и запоминающиеся, слышанные неоднократно от разных людей, это легенды связаны с кладами. Приведем одну из них.
В довоенный период кем то из жителей современного поселка Белокаменный, в ту пору просто Совхоза, была услышана легенда о кладе Ермака.
Якобы в далекие времена с восточной стороны из Сибири, пришел на берег реки Пышмы отряд воинов. Отряд отбивался от преследователей и с боями выходил в западном направлении, на Волгу и здесь на высоком берегу Пышмы, отряд вынужден был встать на зимовку. Были выкопаны землянки, обустроен маломальский стан и отряд зазимовал. Благо вода была рядом и лес, в котором необъятное количество дров вокруг.
Весной, когда сошел снег, отряд продолжил свой путь. Но часть воинов за зиму отошла в мир иной, ввиду наличия ран и голодного режима зимовки. Войны были похоронены, а часть груза, который с собой несли дружинники, была закопана. Что конкретно там могло находиться, ни кто конечно не знал, обозначалось все это одним загадочным термином «клад Ермака».
Вот эти «сокровища» неоднократно искали жители поселка Белокаменный. Поиски проводились в довоенный период, примерно 1938 — 1940 г.г. И послевоенный период 1947 — 1950 г.
На сегодняшний день, участники поисковых работ отошли в мир иной, тех, кто знал район поисков или имел хотя бы какую-нибудь информацию по этому вопросу, не найдено.
При разговоре, с участником поисковых работ в послевоенный период, (вопрос обсуждался примерно в 1986 году) тема наличия клада неоднократно обсуждался в различных формах, в плане реальной и объяснимой на тот период достоверной информации.
Собеседник теоретически был «подкован», возможно досконально вопроса он не знал, но то что Ермака в наших краях не бывало он знал прекрасно.
На сегодняшний день, опираясь на имеющиеся официальные исторические исследования можно сказать, что на нашей территории не ходили воины Ермака. Да и других воинских соединений, проходивших по нашей территории в любом направлении, так же нигде не упоминается. И в официальной литературе нет ни одного описания, что здесь проходили крупные воинские соединения до начала активного освоения территории Урала, начиная с 1735 года, основания Екатеринбурга.
Даже если предположить, что здесь действительно проходила воинская рать и зимовала на восточном берегу реки Пышма, можно теоретически предположить, что они не могли нести с собой большое количество ценных трофеев.
Не было в Сибири в тот период больших городов с залежалыми запасами товаров, монет и цветных каменьев.
Единственное, что могли оставить в нашей земле ратники, это воинские доспехи и оружие погибших воинов. Если люди были истощены и возможно ранены, они физически не могли нести с собой большую поклажу. Скорее всего, они уходили налегке и возможно планировали вернуться, если закопанный груз был ценным.
Все эти детали, версии и домыслы, мы досконально обсудили с человеком, который знал людей принимавших участие в поисках клада. Наверно не лишне отметить, что все сельские жители умеющие выполнять любую хозяйственную работу на крестьянской усадьбе, имеют определенные навыки и отличный практический навык как в работе на огородах, так же на лесозаготовках, сенокосе и всего того что для жителей больших городов называется комплексом или навыками выживания в экстремальных ситуациях.
Любой сельский житель, особенно старшего поколения, знает где и под каким кустом можно заночевать в лесу, где найти воду, как построить шалаш и сколько груза можно положить в котомку при длительном пешем переходе.
Так что жители Совхоза того периода отлично знали, где искать, что искать и наверняка заранее знали результат.
Но жажда неизвестных приключений (не хочется говорить жадность) даже с призрачной надеждой хоть что-то найти, двигала людьми и заставляла идти в лес, копать землю, искать, мечтать и возвращаться с пустыми руками.
На сегодняшний день «клад Ермака» это красивая легенда или вымысел, но в памяти жителей нашего района осталось, что были и у нас авантюристы или инициативные люди (азартные, рискованные) которые ради призрачной мечты или идеи, могли работать на голом энтузиасте.
Как можно проверить, хотя бы в общих чертах, или допустить право существования этой легенды? Сейчас конечно много открытых архивов и других материалов. Но где их взять? А с другой стороны зададим здравый вопрос, в какой бумаге или манускрипте достоверно указано, где спрятан любой клад?
Подойдем к этому вопросу с другой стороны.
Для начала можно рассмотреть карту Ремезова 1662 года, на ней обозначено поселение, на правом, восточном, берегу реки Пышмы, в районе современного п.Белокаменный.
Посмотрим на более позднюю карту Афанасия Кичигина 1732 года. Для современного уровня картографии эти карты конечно условные, это не точный топографический план, но на ней так же обозначено поселение, но уже на западном берегу Пышмы в районе современного пансионата «Белый камень».
На картах хорошо видна река Пышма с притоками, обозначены деревни, нас интересуют деревня Ряпосова и Белоярка. И через эти деревни вдоль реки Пышмы, уже проходит дорога, которая обозначена на обоих картах.
В теории можно предположить, что жители этих деревень могли сохранить информацию о воинской рати, зазимовавшей на восточном берегу реки Пышмы или услышали ее от жителей населявших или посещавших эти районы еще раньше.
Это всего лишь предположение или версия, конечно не плохо бы «покопаться» в архивах, но в каких? Нужен специалист и не просто специалист, а высококвалифицированный
специалист, имеющий в этом вопросе или смежном, большой объем знаний или информации. А кроме того желание, время и …
Может быть пойти другим путем?
На восточном берегу реки Пышмы, на приличном расстоянии от берега, есть несколько курганов различной величины. В современный период они поросли лесом. И рядом есть отдельные крупные камни. А на сегодняшний день на руках у жителей нашего города есть приборы металлоискатели. Которые позволяют на глубине до пяти метров, при определенных условиях, найти изделия из металла.
Не хотелось бы этого писать, но к курганам есть возможность подъехать на бульдозере или на тракторе «Беларусь» с экскаваторным ковшом.
И если воспользоваться воображением и на минуту представить, что эти курганы искусственного рукотворного происхождения…
Не стоим ли мы на пороге грандиозного, для нашего района, открытия?