Копырин А.Л. Клещи (из цикла «Охотничьи рассказы»)
Сколько разных легенд, мифов и баек можно услышать про охотников. Особенно от них самих, да если еще и за столом, в хорошей компании, или у костра с ночевкой, да под водочку и с хорошим собеседником, тут уж…
Конечно в любой охотничьей истории, есть известная доля преувеличения, но сделано это для того, что бы повествование было более интересным и сюжет рассказа как говорят «держал в напряжении», то есть было о чем рассказать.
А с другой стороны, любой охотничий эпизод можно рассказать так, что бы он был интересен слушателю. Это уже зависит от рассказчика.
Леха Травкин охотник со стажем, поговорить любил и не только на охотничьи темы. Алексей Иванович Травкин работал «руководителем средней руки». Ему часто приходилось присутствовать на совещаниях. Присутствовать, молчать и слушать, а еще здесь можно было говорить только да или нет.
Но зато в своем рабочем кабинете, разговаривая по телефонам он «отводил душу». А еще у него была возможность «работать» со своим трудовым коллективом. Вот здесь он блистал красноречием, иногда и во вред.
То, что утром на раскомандировке, он успевал рассказать подчиненным, кроме производственных вопросов еще и о международном положении, это знали все.
Но незаменим был его болтологический талант на юбилеях и похоронах. Говорил он красиво, с выражением, жестикуляцией, суровым или веселым выражением лица (по обстановке), эффектно выдерживал паузы и вновь говорил!
Иногда это шло во вред, например, на юбилейных торжествах, когда надо было сказать речь, после первой или второй стопки, народ еще хочет выпить и у всех уже налито. Вот здесь Алексей Иванович брал слово и начинал минут на пятнадцать, а то и двадцать произносить речь о юбиляре. Какой хороший работник, конечно мы его хорошо знаем, столько лет проработал в коллективе, и вот если бы не он…
А у народа уже давно налито, и водка в стопках, которые держит еще уверенная рука, уже согрелась, а этот на двадцать минут…
Ну и у костра на обеде, Алексей Иванович мог на час «залиться соловьем» на тему охоты, да и на любую другую, если она попадала на язык. Ну а если вечером, оставались с ночевкой у костра, да под стаканчик, тут его не переслушать.
Несмотря на регулярные выезды на охоту, на производстве он обычно, на эту тему ни чего не рассказывал. И даже если его спрашивали, он отшучивался и ли отвечал односложно или вообще отмалчивался. А в большинстве случаев переводил разговор на другую тему.
Было несколько причин такого поведения руководителя. Одна из них, это естественно все хотели попробовать вкусного мяса кабана, медведя, косули или лося. Ну на худой конец, жаркое из какой нибудь птички или зайца.
И был еще один очень важный аспект, который послужил причиной шуточных подначек, со стороны трудового коллектива. Травкин, на глазах сослуживцев, при виде крови (своей) упал в обморок.
А было это так. В рабочее время Алексей Иванович, ножом порезал большой палец. Сильно порезал, хотя некоторые крепкие мужики в таком случае бинтуют палец, а особо крепкие, плотно затягивают рану изолентой, наматывая ее на палец и все в порядке, работают дальше.
Но Алексею Ивановичу при виде крови стало плохо. Женщина бухгалтер, увидев побледневшего начальника, с полузакрытыми глазами, быстро вызвала скорую, объяснив ситуацию.
Здесь нужно уточнить, хотя Травкин был руководителем не слишком большой величины, но он сидел на очень важном месте. Через него шел отпуск горюче-смазочных материалов. И сидел он в этом кресле уже лет двадцать, так что его отлично «знали и глубоко уважали» во всем городе. А начальник скорой помощи, был его хорошим товарищем.
Ну и естественно весь коллектив скорой помощи, знал Алексея Ивановича Травкина.
Приехавшие врачи, двое мужчин и женщина, увидев рану, усмехнулись, но предложили зашить. Травкин уже пришел в себя и сидел на стуле за столом, вытянув пораненную руку в сторону, что б не видеть крови. При упоминании о зашивании, он снова лишился чувств.
— Ты не бойся, мы поставим обезболивающий укол и будет не больно – сказали врачи, но было поздно Алексей Иванович уже «отключился».
Врачи видимо видали такое не раз, с шутками и прибаутками быстро разложили инструмент в своих чемоданах, сделали обезболивающий укол и быстро прихватили кожу двумя стяжками. Узлы завязали сверху пальца, видимо для хохмы на бантик и забинтовали, что бы Алексей Иванович не видел раны.
При съемке швов в поликлинике, Алексею Ивановичу вновь стало плохо и его опять откачивали при помощи нашатыря. А потом вызвали машину с водителем, что бы доставить на рабочее место.
После этого трудовой коллектив с ухмылкой и подначками похохатывал, как вы с ним на охоту ходите, «свирепый» охотник Травкин при виде крови в обморок падает. А если медведь, тут уже точно сырыми штанами не обойдешься.
В очередной раз на весенней охоте на вальдшнепа охотники выехали в «дальний» лесной угол. Оставив машину на берегу реки, углубились в лес, на свежую вырубку.
Погода была теплая, легкий едва заметный ветерок. Небо чистое, заходящее солнце освещало своими лучами верхушки сосен. В такую погоду весной, в нашем регионе свирепствуют клещи. Охотники это прекрасно знали и приняли превентивные меры.
Только зашли в лес, они тут же достали мази, баллончики с аэрозолями и произвели «дезактивацию» свой формы. Попрыскали вонючей жидкостью на рукава и брюки, не забыли прыснуть на капюшоны и сапоги. Особенно в этом отличался Алексей Иванович. Что бы отпугнуть энцефалитных клещей, он мазал даже резиновые сапоги. Для этих целей, он из дома дополнительно захватил одеколон.
Ручкин, старший из нашей компании, увидев эту процедуру, едко посмеялся над одеколоном Травкина:
— Таким одеколоном раньше только на покойников прыскали, а ты его на себя льешь.
— Клещи, как только запах услышат, бежать! Они же не хотят стать покойниками — со смехом парировал Алексей. И в свою очередь «проехался» по тюбику мази Антонова.
— Ты ее пятый год с собой возишь, она уже выдохлась, даже не пахнет, так что надо менять. Клещи по тебе пробегут даже не заметят, что здесь можно поскользнуться! — перебросившись традиционными шутками, охотники разошлись по номерам.
Лесорубы работали зимой и на большом пространстве вырубили две большие деляны. Они были расположены параллельно, а в середине «грива» соснового леса, с небольшой болотинкой и кустами.
Вот здесь, с обоих сторон от болотины охотники и заняли позиции. Травкин встал в пережиме у кустов, второй охотник Сергей Антонов, встал на вырубе напротив Травкина и третий охотник Ручкин, прошел на второй выруб, в самый дальний его угол.
Что бы не мешаться друг другу, Антонов прошел в середину выруба и сел на поваленное дерево.
Солнце опускалось за верхушки сосен. В лесу радостно поют птицы, ветра почти нет.
Рядом в метре был пенек высотой до уровня глаз. Сидя на дереве Антонов, прислушивался и поглядывал вдаль на уровень верхушек сосен. Или погода сегодня была теплой или еще по какой причине, но вальдшнепы сегодня лететь не торопились.
Внимательно поглядывая по сторонам, он не забывал осматривать свои брюки, которые были одеты поверх резиновых сапог. Вот снизу по наружной стороне правой ноги, быстро и сосредоточенно поднимался клещ. Посмотрев на него, Антонов достал тюбик с мазью и выдавил на пенек небольшую жидкую кучку. Мазь была как жидкая сметана, только светло желтого цвета, но форму держала и растеклась по древесине небольшим озерцом.
Взяв клеща пальцами, Антонов внимательно рассмотрел его, у клеща маленькая головка красного цвета, у других голова черная. Рассмотрев клеща, он посадил его в середину небольшого озера мази. Клещ начал активно двигаться и намотал себе на лапы еще мази, Антонов ему помог, взяв веточку, он замесил клеща в середину озера мази. Тот медленно барахтался и пытался выбраться на чистое место.
В это время, Антонов заметил еще одного клеща на рукаве и второго уже на колене. Собрав урожай со своей одежды, он так же посадил их в озеро мази к кровожадному собрату.
В это время со стороны леса, показался вальдшнеп и пришлось отвлечься от маленьких, но опасных насекомых. Выстрелить не удалось, так как вальдшнеп уклонился в другую сторону.
До конца охоты оставалось немного, птицы сегодня летели плохо, можно сказать совсем не летели. Антонов сидя на пенке, продолжил охоту на клещей. Собрав в кучу девять насекомых, он их опустил в озеро из мази, пока они там барахтались, он добавил мази еще. Озеро мази превратилось в небольшой кипящий участок. Клещи барахтались и пытались выбраться из липких объятий химиката, но это им плохо удавалось, к тому же Антонов наблюдая за опасными «хищниками», веточкой возвращал их, когда они уже оказывались на границе свободного пространства.
Солнце уже ушло за верхушки сосен. Стало прохладно. Но видимость еще отличная, даже на фоне земли видно отдельные ветки.
Одному наблюдать за насекомыми не интересно. Антонов позвал Травкина.
Алексей Иванович подойдя, внимательно посмотрел на небольшое серо-желтое шевелящееся озеро мази и спросил:
— Что это?
— Девять энцефалитных клещей, которые хотели меня укусить. Смотри, вот эти с черными головами, а вот эти с красными. Как думаешь это самки и самцы или половина энцефалитных, а вторые безвредные.
Сбоку послышался шум, оглянувшись Антонов увидел, что с приятелем стало плохо. Не только от вида крови падал в обморок Травкин, но и от вида «банды» кровососущих насекомых, он тоже потерял сознание.
2013 — 2014 г.