Копырин А.Л. Кордон Кутырский
Вариант этой статьи на сайте Русского Географического общества https://www.rgo.ru/ru/article/sostoyalsya-pohod-po-izucheniyu-kutyrskogo-kordona
Уральское лето непредсказуемо. Неделя хорошей погоды, потом неделя плохой, несколько дней дождей и опять, наверно последние дни, теплого, для нас даже жаркого уральского лета. Вот именно в один из таких дней, когда по прогнозам синоптиков, не будет кратковременных осадков «переходящих в…», группа энтузиастов отправилась в очередной экспедиционно-краеведческий маршрут, который конечно был запланирован заранее.
В этот раз, была определена цель, находящаяся от нашего города на приличном, для пешего туриста расстоянии, это кордон Кутырский.
Кордон Кутырский, это один из старейших кордонов, на территориях, которые опоясывают по периметру современный Асбестовский район. На сегодняшний день он находится на территории Березовского района, а на момент основания в ХIХ веке, находился на территории Монетной лесной дачи. Территория, на которой располагался кордон, претерпела много изменений, история поселения этого места непроста, как впрочем и всех других, не существующих на сегодняшний день. Но они отмечены на старых картах, описаны в исторической литературе и фигурируют в архивных официальных документах, как своеобразные точки отчета исторических периодов, не только нашей страны, но и некоторых других стран. Но по порядку.
В этот маршрут вышли поисковики, в составе известного Асбестовского краеведа В.Н.Рубцова, он же был инициатором этого похода, он же выступал в роли проводника и основного хранителя архивной информации. В составе группы шел председатель Рефтинского общества краеведов Ю.М.Сухарев, а так же автор этих строк.
В составе группы шел постоянный участник, почти всех поисково-экспедиционных мероприятий О.М.Кожевников. Он человек энергичный, деятельный, самое главное выносливый и обладает отличным чувством юмора. Он часто, конечно в шутку называл себя «шерпом». И вот именно в этом маршруте, навыки настоящего «шерпа» проявились в полную силу, но об этом позднее и в соответствующем месте.
Маршрут наш как всегда начался от кромки леса. И буквально на первых метрах, мы вышли к местной достопримечательности, очень интересному месту в нашем лесном пространстве, каменному карьеру. О нём как и о всех других объектах, которые находятся вокруг нашего города, можно рассказать отдельную историю.
Этот карьер, конечно в другом виде, находился здесь с дореволюционного периода. В советский период карьер использовался для добычи строительного камня для фундаментов, строящихся в большом количестве промышленных объектов и жилья. А также грунт из этого карьера, в послевоенное время, использовался для отсыпки автодороги которая на сегодняшний день соединяет город Асбест с поселком Малышева.
Грунт вручную лопатами, грузили в кузов автомобиля и затем развозили вдоль автодороги, засыпая камнем ямы и низкие болотистые места. На сегодняшний день, карьер находится в затопленном состоянии, с неплохой прозрачной водой и место очень живописное.
Перед водоемом установлена табличка «купаться запрещено». А в прежние годы, водоем постоянно использовали для купания и на берегах всегда было много отдыхающих. В прежние годы, состояние водоема было конечно намного хуже, вокруг был набросан мусор. Сегодня берега водоема да и сама поверхность воды, производят благоприятное впечатление.
Осмотрев и сфотографировав берега живописного затопленного карьера, который местные жители называют Изумрудный карьер, двинулись дальше. Прямо от кромки карьера, дорога поворачивает вправо и уходит в высокий сосновый лес. Дорога это старинная, она описана во всех исторических документах.
Начинается дорога от современного посёлка Изумруд, который в старые дореволюционные времена, назывался Троицкий прииск, и идёт эта дорога в юго-западном направлении в сторону Екатеринбурга. По ней в далекие времена царского периода, на изумрудные прииски приходили рабочие.
По ней же, конной тягой везли оборудование и продукты. На эту дорогу выходили ещё несколько старых дорог, одна из которых соединяла Троицкий прииск, со старыми разработками у Хитной ямы и дальше она проходила через Каменский кордон, в деревню Белоярку.
Во времена ХIХ века, все лесные дороги были предназначены для передвижения конных повозок. Местное население их прекрасно знало и регулярно пользовалось. Существуют архивные документы XVIII века, в которых крестьяне Белоярской слободы жаловались на крестьян Покровской волости. Причина конфликта территориальные споры, не поделили покосы. Следовательно, дороги на тот период в этом районе уже были.
Сам факт того, что XVIII веке на территории, по которой мы сегодня пойдём, уже осуществлялась хозяйственная деятельность, очень интересен.
Если внимательно посмотреть на старые карты, можно увидеть, что весь наш современный район испещрен мелкими дорогами. На сегодняшний день их можно назвать тропами или лесными дорожками. Но по ним передвигались люди, и по многим, можно было проехать на конной повозке или крестьянской телеге. На некоторых дорогах ХIХ века, на картах надпись, конная или гужевая дорога.
По этой дороге, уже в современное время, наши товарищи ездили и ходили не раз. Но прошло всего каких то десять лет и дорога превратилась в заросшую кустами, с большим количеством грязных луж, почти заброшенную узкую лесную дорогу.
Здесь как всегда работали лесозаготовители, а где пройдет тяжелая лесовозная техника, дороги превращаются в разбитое полотно с глубокими колеями. В годы советского периода, дорогу регулярно грейдировали и поддерживали в хорошем состоянии. По этой грунтовой дороге, можно было проехать на легковом автомобиле до берега Рефта.
И вот сегодня группа поисковиков, под яркими лучами летнего солнца, походным шагом отмеряет километры. Лес вдоль дороги сменяется быстро, есть острова березовых зарослей, дальше на высоких местах стоят огромные сосны, вперемежку с лиственницами и по земле, во мху, в большом количестве просматриваются многочисленные камни. Там где растут ели, а они имеют специфику, рядом с дорогой располагать густые заросли мелких молодых елочек и тут уже вглубь леса, ни чего не просматривается. И такой лес, близко подступающий к дороге, в этих местах темный, какой-то даже загадочный.
Есть целые рощи липовых зарослей. И вот среди липовых зарослей, встречаются отдельные деревья с искривленными стволами или причудливо изогнутыми ветвями. А так как деревья большого размера, со стороны это зрелище производит своеобразное впечатление. Встречаются отдельные рощи осинников, здесь тоже, даже в яркий солнечный день сумрачно и серо-зеленый цвет стволов создает впечатление сумрака. Но в подавляющем большинстве, все это растет вперемежку, с преобладанием одного какого-то вида.
На одном из участков леса нам на глаза попалась целая серия муравейников. Некоторые очень солидные по размеру, например ближний муравейник к дороге, высотой был до пояса взрослого человека. Те, которые дальше, были примерно такие же, а может немного и побольше. Чем этот участок леса так заинтересовал муравьев непонятно. Но на всей последующей дороге, такого количества рядом расположенных муравейников мы не видели.
Первая наша небольшая остановка, у брода через речку Чернушку, вытекающую из озера Черного. И хотя речка здесь небольшая, разлившаяся лужа размером метров в десять, просматривается дно и воды всего-то по колено, но в лучшие времена здесь был мост, и на сегодняшний день, остатки бревен лежат слева от дороги, куда их снесло медленным течением. Это тоже неплохо, потому что именно по ним и переходят люди водную преграду, даже не замочив ноги.
Здесь наш проводник В.Н.Рубцов достает карту и мы внимательно рассматриваем местоположение и дороги, которые сходятся у брода через небольшую речку Чернушку. Этот перекресток трех дорог отмечен на картах и зафиксирован во всех архивных документах, потому что именно через него можно было попасть на Мало- Рефтинский кордон (это северо-западное направление) и на Островной кордон (это юго-восточное направление). Эта же дорога в далекие времена активного освоения района, когда нашли изумруды, служила одной из основных транспортных магистралей.
На правом берегу речки, на высоком месте, заросли крапивы и малинник, это верный признак жилого места. И действительно, в этом месте стоял барак и на старых картах еще начала советского периода, это 20-е годы ХХ века, отмечена смолокурка.
А сейчас у дороги стоит небольшая тесная беседка с тесовой крышей, построенная наверно в ХХ веке, а вот непременного атрибута, плаката со словами «Берегите лес от пожара» или «Лес наше богатство», в ближайшем рассмотрении уже нет.
Зато есть небольшое кострище, обложенное кирпичами, на них или кипятили котелок, а возможно жарили шашлыки, на это и указывают бутылки из под традиционного русского напитка водки. Бутылки не брошены в костер и не валяются на дороге, бутылки с определенным чувством юмора, пристроены на крышу беседки и вертикально одеты на колья. Возможно, это провокация для метких охотников стрелков, которые через пару недель начнут прочесывать лесные массивы.
А рядом на кромке леса небольшая елка увешенная кусками хлеба. Те, кто был здесь, чтобы не бросать оставшийся хлеб, развешали его на ветках елки. Подкормка для птиц, а возможно и косуля, а это дикая коза, попробует угощения.
Погода теплая, солнце припекает, жарко, поэтому пришлось остановиться и снять штормовки. Оставшись в одних футболках, поисковики выпили немного чая и продолжили путь, рассиживать некогда, пройдено меньше трети пути, так что надо шагать.
За речкой Чернушкой дорога стала намного лучше, чувствуется, что здесь почти не ездит техника, да и народу передвигается не так много. Что приятно отметить, нет вдоль дороги окурков, пачек сигарет, брошенных пустых пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов. Нет на дороге и свежих отпечатков резиновых сапог.
После получасового перехода выходим на высоковольтную, это одна из наших контрольных точек отсчета, пройдена почти треть пути. Место высокое, сухое, по трассе высоковольтных видимость в обе стороны отличная, до самого горизонта. Влево линия ЛЭП идет в сторону поселка торфоразработчиков Лубянной, вправо, в поселок Изумруд. Наезженных дорог в обе стороны не наблюдается.
Дальше наш маршрут проложен с резким поворотом влево на юг, но поворот должен быть осуществлен, по дороге за небольшим ручьем. Так мы и сделали, после большой лужи, которую мы посчитали ручьем, влево уходила приличная лесная дорога. Вот по ней-то мы и повернули, как оказалось впоследствии, мы совершили ошибку.
Ошибка, но с одной стороны она оказалась нам на руку. Потому что если бы мы пошли правильно и вышли в нужную точку на берег Рефта, и увидели переправу которую нам пришлось преодолеть на обратном пути, возможно, мы дальше пойти бы не рискнули. Но об этом далее.
А пока мы двигались по извилистой узкой лесной дороге, слева и справа живописнейшие пейзажи. Справа огромный выруб, заросший невысокими сосенками и кустами. Но нас поразило другое, количество ягод и грибов. Кажется всего пару километров от цивилизации, лес, где не там много народа, потому что сюда не проехать и то, что предстает вашему глазу, поражает.
Вдоль дороги на ширину десятка метров просматриваются заросли черники, они черные от количества ягод. По кромкам дороги густые заросли брусники, количество ягод таково, что за несколько мгновений, меньше минуты, можно легким движением руки набрать полные горсти. Вот тут вспоминается термин «обруснить». Подхватываешь кустик рукой и не сжимая пальцев тянешь вверх и у тебя полная горсть темно вишневых спелых ягод. Нельзя конечно умолчать и о рябине. Рябины вдоль дороги на ветках очень много, а по народным приметам это очень долгая и дождливая осень. За черникой заходить некогда. Пока автор с фотоаппаратом останавливался и фотографировал ягоды и грибы, напарники неспешным шагом уходили уже за очередной поворот и проходилось догонять.
Количество, разнообразие и внешний вид грибов, приводили в восторг. Я просто не мог не остановиться и не нагнуться, что бы сфотографировать какого нибудь «крепкого боровичка» с темно коричневой шляпкой.
Прямо на дороге, просто шеренги маслят. Конечно много переросших, наверняка большая часть уже погрызена червяками, но блестящие коричневые шляпки повсюду. Про количество и набор цветов сыроежек или, как их еще называют, «синявок», говорить не будем, Тут же по обочинам стоят обабки, подберезовики. Прямо с дороги видны грузди «белые» и «черные» и «сырые» и «моховые», а еще «скрипуны» и «еловые».
Количество бычков, которые расположились по краям дороги, тоже не поддается учету, но они как всегда, уже насквозь поедены червями. Не так много, но на протяжении всей дороги, притаились в траве рыжики. А вот количество и размеры белых грибов, такого многие из нас наверняка не видели ни когда. Есть и маленькие, размеров с ноготь большого пальца, есть огромные в полколена, но вот перед одним пейзажем с белыми грибами мы не могли не остановиться.
У кромки дороги, в густом молодом ельнике, на возвышении стоит высокий крепкий белый гриб. Рядом, за молодыми пушистыми елочками, спряталось целое семейство белых грибов. Мы отогнули ветки елок и пытались сфотографировать это удивительное зрелище. А вглубь леса, от большого гриба, как от главы семейства в траву, извилистым строем уходили грибы помельче. И чем дальше, грибы размером поменьше. То что мы увидели и сфотографировали, это только часть той шеренги, которая под предводительством своего «Дядьки Черномора» показалась из леса.
На паре белых грибов наш проводник заострил наше внимание. На коричневой шляпке небольшая канавка, это белка лакомилась белыми грибами. На кромках закусанной шляпки видны бороздки от мелких острых зубов.
Автор, проходя вдоль стоящих на дороге грибов, просто не мог пройти мимо и не пнуть какого-нибудь красавца. Тут же возникла дискуссия. Пинали грибы, для того, что бы потом на этом месте из разлетевшихся остатков гриба на следующий год выросли новые. Так всегда делали мои старшие родственники. Но современные электронные знания дают много диаметрально противоположных советов. Современные компьютерные знатоки говорят, что не надо срезать грибы, надо их выкручивать и что переросшие грибы надо оставлять на месте, вот именно из них и будут расти новые, а еще…
А мы, не теряя времени на сбор грибов, спокойным шагом двигаемся дальше. Еще полчаса хода и наша группа вышла на кромку выруба. Впереди сплошные завалы леса и сквозь них, там вдалеке, просматривается большой заливной луг или болотина. Но что там, мы узнаем, когда придем туда.
Тут же на кромке леса небольшой современный балаган. Крыша его затянута черной пленкой и впереди оборудовано кострище, которое обложено небольшими каменными плитами. Такие мы видели, когда шли по лесной дороге. Некоторые участки дороги как специально выложены плитняком, он конечно зарос травой по краям, но основание очень твердое. И даже техника лесозаготовителей, проезжая по этим каменным плитам не оставила следов, хотя некоторые плиты под нагрузкой тяжелых лесовозов лопнули.
Выйдя на открытое пространство, определили что это пойма реки Большой Рефт, которая заросла высокой травой. Ширина примерно метров четыреста. Буйные заросли травы в некоторых местах выше человеческого роста, под ногами чавкает болото и впереди, метра три шириной, темно коричневая полоса воды, это и есть наша река.
Берега оказались крутыми, нигде в ближайшей видимости ни какой переправы не просматривается. Нет даже следов по траве. Обычно если где-то есть перекинутые через реку пара жердей или хотя бы, упавшее дерево, туда ведет едва заметная тропинка, тем, кто часто бывает в лесу и проходит туристические маршруты, это хорошо известно.
Один из наших товарищей, а это был О.М.Кожевников, в болотных сапогах, прихватив заранее вырубленную палку, смело погружается в воду. Оказалось, что воды не так много, всего лишь чуть выше колена. А дно крепкое, песчаное. Пройдя туда и обратно поперек русла реки он с энтузиазмом проинформировал, что переправа пройдет без проблем.
Действительно, через пятнадцать минут все были на противоположном берегу. Один из туристов перешел реку так же в болотных сапогах, второй сняв штаны и сапоги перешел в брод, а третий, это автор статьи, переехал на спине нашего товарища, который пробовал глубину реки.
Дальше дорога прошла без особых приключений. Сплошное болото, по которому можно шагать, опираясь на посох, но не такие высокие кочки и нет топких мест. Сначала вышли на высоковольтную и затем вдоль высоковольтной, по следам, оставленным гусеничной техникой энергетиков, они меняли деревянные опоры на бетонные, прошли до высокого сухого места.
Проход через болото тоже имеет свою прелесть, кроме того, что с нас ручьями течет вода, Владимир Николаевич на ходу успел рассмотреть заросли клюквы. Ну и как не набрать хотя бы горсточку. Хотя клюква еще однобокая, а во многих затененных местах и откровенно белая, немного набрать, на это не нужно много времени.
Здесь по кромке болота, растет много целебных трав, самый известный зверобой, заросли его прямо с высоковольтной уходят в лес. Тут же проглядываются густые заросли можжевельника, которого в наших лесах стало не так много.
Выйдя из болота и поднявшись на высокое место, определили, что свернули со старой дороги рано. Нужно было пройти еще вперед. Как раз, почти на вершине возвышенности, нам попала и старая дорога. Она относительно хорошо набита, и самое главное по ней не ходила лесовозная техника, а значит дорога в приличном состоянии и шагать по ней одно удовольствие.
На очередном повороте из-за кромки леса, слева от дороги, нашему взору предстало большое поле. Вдали безошибочно угадывались какие то сооружения. Подойдя ближе, конечно пошли осмотреть биотехнические сооружения Березовских охотников.
Кто еще, кроме охотников, может залезти в саму середину леса и сделать подкормочную площадку для лесных животных и птиц. Они же по всей вероятности пропилили и упавшие поперек дороги деревья, для того, что бы можно было проехать на «УАЗИКЕ» или квадроцикле.
А на дороге, в лужах полузасохшей грязи, столько следов диких животных, что остается только удивляться богатству этого района. Здесь видно присутствие лосей и косуль. Лоси видимо чувствуют себя здесь вольготно, все заросли осинника обгрызены на уровне человеческого роста. На грязи многочисленные мелкие следы, это ходил рябчик. В некоторых лужах, большое количество дырочек, это лесной кулик вальдшнеп собирал червячков.
Но самое удивительное, для нас, (мы с Владимиром Николаевичем охотники) это трехпалые следы глухаря. Нас удивил размер. Размер следа лесного великана, с половину размера сапога человека. Какого же роста должен быть глухарь, если его лапа в половину следа сапога 46 размера. Причем этот красавец шел вдоль дороги, а наевшись до отвала черники периодически оставлял на дороге черные жидкие метки.
— Вот наелся, даже взлететь не может, пока не скинет половину груза – со смехом прокомментировал фиолетовые кляксы один из наших товарищей.
Пока шли, встретили большое количество змей. Одни лежа на камнях, грелись на солнышке, другие прямо в траве, так же замерли под лучами летнего солнца, но почти все, при нашем приближении, спешно покидали свое место. Лишь несколько медянок беззаботно лежали на дороге и даже не смущались, когда их фотографировали с близкого расстояния.
Тут надо сказать еще об одном неприятном факте. Хотя в этот день было не так много комаров, мошки и паутов, зато было огромное количество клещей. Август месяц, мы привыкли, что к этому времени уже нет в лесу, этих опасных насекомых или встречаются хотя бы единичные экземпляры. И поэтому в этот день мы не взяли с собой ни одного тюбика химических реагентов, против лесных кровососущих насекомых. И когда на ходу снимаешь с себя одного клеща за другим, как то тревожно становится на душе. Пришлось несколько раз останавливаться, раздеваться по пояс и осматривать друг друга. Но в этот раз, все обошлось.
Когда лесная дорога пошла под гору с вершины перевала, с обоих сторон дороги стали появляться большие выруба. И сюда добрались лесозаготовители. Поедет наш Уральский лес куда то… приносить прибыль московским чиновникам.
Наконец то, в конце дороги показались просветы. Это и была точка нашего конечного маршрута, территория некогда существовавшего кордона Кутырский. Выйдя на открытое пространство, с удовольствием осмотрелись. Природный пейзаж великолепный, ни добавить, ни убавить.
Светит яркое солнце. Тишина, слышно как в воде плещется рыба. Только крупные разноцветные стрекозы прилетели посмотреть на пришедших людей. Жарко. Голубое небо с выразительными белыми облаками, темно синяя гладь водоема, ярко зеленые кусты, вдоль водоема дорога, отсыпанная желтым речным песком и вдали небольшие беседки для летнего отдыха. А воздух….
Какая-то там Швейцария, даже близко не стояла.
Осмотревшись и запечатлев все это разнообразное великолепие на кино и фото цифровые носители, первым делом произвели запись результатов нашего похода.
В.Н.Рубцов, бывавший на этом месте много лет назад, рассказал информационно-исторический материал, с применением архивных данных, от начала существования этой территории до наших дней.
Ю.М.Сухарев добавил свои данные, которые касаются пребывания на этой территории польских переселенцев и военнопленных.
Коротко по истории территории Кутырского кордона.
Кордон известен с ХIХ-го века. Находился в верховьях Большого Рефта. Назван по небольшой речке Кутырке, левый приток Большого Рефта, которая находится ниже кордона. В тот период применялась устоявшееся практика, давать названия по водным объектам, на которых они находились.
Кордон указан на карте ХIХ-го века и на картах 1924 года. С 20-х годов здесь располагался участок Режевского леспромхоза. Режевские колхозники занимались заготовкой и вывозкой леса. В 1940 году сюда завезли польское население с приграничных территорий. Поляки выехали на родину в 1944 году. Вместо них на Кутырь, как называло его местное население, привезли военнопленных стран гитлеровской коалиции.
В 1946 году в поселении работала начальная школа и медпункт. Население занималось заготовкой леса. В 50-х годах, поселение именуется уже кордоном. В 60-х годах ХХ века Кутырский кордон прекратил свое существование и остался только на картах.
А на сегодняшний день, здесь располагается своеобразная база отдыха. Подъезд на которую только со стороны Екатеринбурга. На водоеме осуществляется платная рыбалка. Можно купить суточную путевку на рыбалку, здесь же взять на прокат лодку, а вот ночевка только в своей палатке. Ни одного домика, даже с частичным комплексом современного сервиса, не предусмотрено. Наверно поэтому на водоеме не так много людей.
Пока мы записывали материал на камеру, от вахтенного вагончика мимо нас, туда и обратно, несколько раз проехал на велосипеде местный житель, молодой парень. Его видимо интересовало содержание нашей беседы. Как оказалось не зря.
При последующем разговоре оказалось, что, несмотря на молодой возраст, парень знал, где в прошлом веке находился дом лесника, где располагался кордон Кутырский, знал где был жилой барак. Так же удивил нас своими знаниями, по нахождению здесь поляков и военнопленных. И невозмутимо проинформировал, что вон там в лесу, на высоком месте, было расположено кладбище военнопленных. Но за давностью лет, место заросло лесом и точное местоположение утеряно.
После беседы, мы прошли на противоположные берег, где располагался кордон и жилой барак, обследовали территорию, сфотографировали, все, что представляло интерес и увидели немало интересного.
Местность, где было поселение, до сих пор не заросла лесом. На кромке большой поляны устроена пасека. Несмотря на тревожные репортажи по телевизору, что пчелы мрут от неизвестных болезней, а скорее всего от иностранных химикатов, применяемых на полях, здесь стоит штук двадцать ульев. И они действуют. Стоило нам подойти и начать фотографировать, как вокруг нас начали кружиться пчелы с серьезным выражением лица, как бы оценивая, что мы тут делаем. Не испытывая судьбу, пришлось спешно покинуть поляну.
В лесном массиве, нашли остатки земляных сооружений, которые можно с уверенностью приравнять к фундаментным остаткам жилого дома большого размера, скорее всего барака.
Переговорив с местными жителями и выяснив все вопросы, которые нас интересовали, мы расположились в одной из беседок. Предварительно разделись, сняли сапоги и прошли к небольшому фонтанирующему водопаду, слив реки Рефт. Здесь приняли водные процедуры, умылись и конечно сфотографировались.
Отличная погода, тепло, солнечно, тишина, легкий ветерок отгоняет назойливых комаров, можно плотно пообедать, расслабиться, вытянуть ноги и отдохнуть. Но…, глянув на часы, (пять часов хода в одну строну) а на часах три часа дня, пришлось спешно собирать рюкзаки.
Обратно шли быстрым «суворовским переходом», ни кто не хотел, что бы ночь застала нас на лесной дороге. Шли по старой дороге, которая имела отличное лесное покрытие и свернули на тот участок, мимо которого прошли, когда двигались вперед, к территории кордона. Все было хорошо и ни чего не предвещало новых приключений, но как оказалось, главное приключение было еще впереди…
Все бы ни чего, но когда мы вышли к руслу реки Большой Рефт, мы сначала не могли найти дорогу к остаткам моста, который по словам В.Н.Рубцова, был здесь несколько лет назад. По оставшимся сваям и бревнам, мы планировали перебраться на другой берег.
Но лесные обитатели, из бобрового племени, где то ниже по течению сделали плотину, и вода поднялась примерно на пару метров, образовав большое количество стариц. А видимость из-за высокой травы, вот только перед носом, и перейдя одно неширокое русло, можно было упереться в большое водное пространство скрытое камышами.
Глянув на стволы сухих елок, которые стояли от нас справа, на расстоянии полукилометра, мы прикинули, что эти же самые стволы, мы видели примерно на таком же расстоянии днем, но с другой стороны, когда переправлялись через реку в первый раз.
Поиск переправы занял некоторое время, и мы уже рассматривали варианты переправы вплавь, через пятиметровое пространство темно-коричневого зеркала реки Большой Рефт. Но вот в одном месте нашли, что-то примерно напоминавшее переправу. А пришли мы к такому заключению, потому что на воде лежала большая березовая палка, можно даже сказать березовая жердь.
О.М.Кожевников во всех предыдущих походах в шутку именовал себя «шерпом». Вот именно на долю нашего шерпа и выпали самые экстремальные испытания.
Именно в этом месте, Олег Михайлович и решил попробовать перейти реку по дну, как в прошлый раз утром. Раскатав болотные сапоги, он медленно двинулся на водные просторы. Но у берега, глубина сразу оказалась намного выше, чем по пояс. Увидев, сквозь потоки воды полузатопленные жерди, он решил пройти по ним. Сделав несколько шагов, не удержал равновесие и свалился в воду на спину.
Вынырнув, энергичным «брассом» проплыл к противоположному берегу и быстро вылез на берег. Телефон и аппаратура, оказалась в воде. Слив из приборов воду и вытащив батарейки, Олег Михайлович разделся. Конечно с нашей стороны раздалось много комментариев и восклицаний (автор стоял со включенной видеокамерой и все зафиксировал). Вот так, стоя на разных берегах, обсуждали различные варианты переправы.
Но Олег Михайлович, как истинный «шерп» (не только перенос грузов, но и оказание помощи в нестандартных ситуациях) и человек не робкого десятка, принял неординарное решение. Он вновь нырнул в темные воды Рефта и по горло в воде, встав у переправы, помогал остальным путешественникам, переправляться на другой берег.
Тут нужно уточнить, что Кожевников самый высокий из нашей группы и если б в воду свалился кто-то другой, ему воды было бы выше макушки. И встать вот так на дно и переправлять грузы, а так же помогать товарищам перейти на другую сторону, ни у кого из нас бы не получилось.
Сначала он перенес запакованные рюкзаки, куда путешественники сложили свои вещи и аппаратуру. Затем придерживая каждого за руку, второй рукой помогал переставлять палку, находящуюся в руках переходившего реку по затопленным жердям. Таким образом, переправа остальных прошла успешно.
Выбравшись на противоположный берег, вся группа по топкому болоту, утопая по колено в грязи, сквозь густые заросли болотной травы, почти на ощупь (босиком) прошла на твердый берег, который крутым склоном поднимался наверх.
Произведя процедуру отжатия, немного передохнули, выпили остатки чая в термосах, сфотографировались и с шутками и дружескими «комплиментами» отправились по дороге к родным пенатам. А двигаться предстояло, еще больше одной трети маршрута.
Двигаясь по дороге, вышли на границу районов Асбестовского и Березовского, обозначенного на деревьях табличками общества охотников, определили место, где неправильно свернули с дороги и продолжили движение.
На дороге уже обозначились следы автомобиля, утром их не было, который проехал в одном направлении, но самих автолюбителей или грибников не увидели. А вот уже за речкой Чернушкой нас догнал экипаж квадроцикла. Двое молодых парней крайне удивились, сразу не распознав шутку Олега Михайловича, «В какой стороне Екатеринбург и как туда добраться?».
Гонщики на квадроцикле оказались знакомыми В.Н.Рубцова и вместе посмеявшись, переговорили несколько минут. Они ездили на рыбалку. Дальнейший наш путь протекал в ритме монотонного неширокого шага, с разговорными элементами.
Но выйдя в темноте к дороге и производя погрузку в автомобиль, все были довольны.
Намеченный план был выполнен, материал для целей краеведческого общества пополнился фотодокументами. А приключение с купанием не так часто бывает у нас на маршрутах, так что, как повторил одну известную истину наш товарищ, что не делается, все к лучшему. А впереди нас ждут, уже запланированные новые маршруты…
Август 2019 г. А.Копырин