Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Копырин А.Л. Медвежихинский железный прииск

Очередной поисковый маршрут у нас прошел в августе месяце. Если рассматривать этот вопрос подробно, то скажем так, это остаток маршрута который мы не успели пройти в прошлый раз. По объективным причинам нам не удалось выполнить намеченные планы прошлого поискового дня.

   Группа единомышленников в составе председателя Рефтинского объединения краеведов Ю.М.Сухарева, асбестовских краеведов В.Н.Рубцова и А.Л.Копырина, а так же молодого участника краеведа и специалиста по использованию современной цифровой аппаратуры А.Б.Шершнева, отправилась в северный угол Асбестовского района.

Для проведения поисковых мероприятий на предмет определения местоположения старинного железного прииска. Инициатором и проводником как всегда выступил В.Н.Рубцов

   Двухнедельный перерыв в наших поисках на местности выразился очень наглядно. За это время прошли небольшие дожди и дорога стала с оттенком поздней осени. Все углубления на дороге стали большими лужами, а горизонтальные участки, особенно если там была небольшая составляющая глинистой почвы, превратились в грязную грунтовую дорогу коричневого цвета.

   Добравшись до отправной точки, которую мы определили на карте заранее, приготовив снаряжение и аппаратуру, проверили состояние современных навигационных систем.

Современные цифровые технологии и приборы в виде навигаторов и смартфонов, в умелых руках оказываются большим подспорьем в любых поисковых работах на местности.

   Именно так получилось и у нас. Поиск старинного Медвежихинского прииска мы начали, как говорили раньше в народе, задом наперед. Территорию старинного прииска мы посетили в прошлом году. Но тогда мы так же шли поисковым маршрутом с другими целями. О нахождении в этом районе старинного прииска, конечно знали, но выйдя на останки горных работ, окинули взглядом, сфотографировали, засняли на кино и фото и двинулись дальше. В тот день у нас была другая задача.

   Спустя некоторое время В.Н.Рубцов, работая в архиве, нашел точную информацию по местоположению этого прииска, а так же его названию, принадлежности и времени существования. После определения безымянных раскопок в лесном массиве, а справедливости ради надо сказать, что наверно нет в наших лесах ни одного лесного квартала, в котором вы не наткнетесь на ямы различной глубины, размера и неизвестного назначения, которые сделаны в различные временные периоды. Поэтому у нас появилась необходимость побывать еще раз на месте и уже основательно все осмотреть и зафиксировать на современные цифровые носители.

   А вот теперь что бы попасть на территорию прииска нам пришлось искать старую дорогу, по которой мы шли в прошлый раз. И мы планировали пройти по ней снова, но уже в обратном направлении. А дорог в наших лесных массивах, за два века интенсивной горной и лесозаготовительной работы проложено столько, что в них даже с помощью современного навигационного оборудования сориентироваться не так просто.

   Двинувшись по другой дороге, мы вышли уже на третью дорогу, идущую в нужном нам направлении. Тот, кто бывал в лесу, наверняка знает, что многие участки леса в разное время года, да еще с промежутком в пару лет, иногда приобретают совершенно неузнаваемые очертания. Так же получилось и у нас.

   Когда мы шли по дороге два года назад, она была наезжена, по ней прошла гусеничная техника и посредине дороги были хорошо видимые пробуренные скважины с указателями, а справа в лесном массиве шурфы с ярко оранжевой глиной. Все это было наглядно и видно из далека…, а происходило это ранней весной, когда не было свежей зеленой травы. А вот теперь в середине лета, буйные заросли кустов, ярко зеленая трава выше колена и густые заросли молодых елей.

   Поглядывая по сторонам, мы увидели уже большие деревца кедра, в прошлый раз в этом районе посадки кедра мы не заметили. Кедровник, но немного меньшего размера по высоте, рос в другом районе.

   А сегодня вокруг были буйные заросли молодых елей, это конечно посадки и на взгляд им уже более десяти лет. Вперемежку с елями растут сосны и кедры. Когда то здесь будет большой лес, на кедрах будут шишки… а пока вдоль дороги нам стали попадаться грибы.

Их не так много, но в конечном итоге полведра за весь день набрали.

Грибы разные, но некоторые до того внешне красивые, что даже срезать не хотелось.

   А среди молодых посадок и подросших деревьев можно увидеть и большие старые сосны, их видимо в свое время оставили как семенники, для размножения. А еще с деревьями есть и удивительные лесные пейзажи. Например, огромный ствол старой сосны. Видимо он был так сильно просмолен, что даже после того как сосна была сломлена ветром и обгорела в пожаре, обгоревший черный комель все так же стоит уже много лет.  

   Двигаясь по лесной дороге, мы ни как не могли сориентироваться, правильно мы идем или это какая-то очередная параллельная дорога. Пробуренные геологоразведочные скважины с указателями, которые мы видели в прошлый раз, отсутствовали и это вызывало у нас сомнение и неуверенность.

   Но вот мы вышли на перекресток лесных дорог, а рядом еще пролегала небольшая просека и с северной стороны во всей красе предстали глубокие ямы. Это и была площадка Медвежихинского железного прииска. Материалы по расположению прииска В.Н.Рубцов нашел в архивных документах. А в материалах А.П.Карпинского, профессора С-Петербургского горного института, проводившего в 1877 году на этой территории поисковые работы сообщается, что железные рудники на тот период уже не разрабатываются.

   Выйдя к месту разработок, мы в первую очередь определили видимую территорию, которая была занята горными работами. Увидеть все это не составляло большого труда. В нескольких местах были видно большие отвалы грунта, а рядом, как правило, несколько котлованов различной глубины и диаметра.

   Все это на сегодняшний день поросло смешанным лесом, различной толщины, а на некоторых соснах, находившихся в непосредственной близости, остались следы сбора смолы. Но это значит уже работы последней трети ХХ века.

   Рядом с одним из отвалов приличных размеров, большая ровная площадка, заросшая ярко зеленой травой. Можно сделать предположение, что на этом месте располагались жилые постройки. Хотя обычно на местах, где даже в середине ХIХ века были прииски, на сегодняшний день как правило росла малина или крапива. Здесь на этой площадке и вокруг нее нет ни того, ни другого. Возможно, здесь находилась перегрузочная площадка или в любом случае это ровная площадка посредине леса, правильной геометрической формы и до сих пор не заросшая лесом, дело рук человека.

   Осматривая места старинных работ, мы попытались каким то образом восстановить хоть бы в общих чертах расположение горных разработок и систему отработки.  Теоретически предположили размещение мест, где могла находиться жилая зона, как отрабатывали руду, отвозили пустую породу в отвал и затем транспортировали готовую продукцию уже в сторону Режа, именно там находились железоделательные заводы.

   Но раскопки расположены как то хаотично и даже сейчас рассматривая ямы и отвалы нет понимания единой системы организации приисков. Возможно, количество работников было ограничено и они работали не на всей площади прииска, а сначала на одной яме, отработав запасы железной руды, переходили на другую.

   По крайней мере, нам, хорошо знакомым с ведением горных работ в карьерах комбината, с размерами, масштабами и применяемой современной техникой, прииски ХIХ века показались просто ямами, где глину копать для частного строительства и то мелковато.

   Проведенные нами поисковые работы и осмотр территории старинных приисков не дали нам ни каких результатов в плане вещественных доказательств. Оно и понятно, с момента горных работ на этом участке прошло немногим менее двухсот лет.

   Во второй половине дня двинулись в обратном направлении по старой дороге, как нам показалось именно по той, которая нам нужна была утром. На очередной развилке лесных дорог мы повернули вправо и  были уверены, что идем правильно. Но спустя полчаса мы обнаружили, что в очередной раз «пробежали» мимо нужного нам поворота.

   Пришлось доставать карты, приборы спутниковой навигации, но что бы не терять времени достали обыкновенный компас и сориентировавшись по магнитной стрелке, пошли напрямую через лес по кратчайшему расстоянию, что бы выйти на высоковольтную. Это на карте и по компасу можно сказать, что расстояние кратчайшее. Но когда двигаясь по магнитной стрелке заходите в болото, а потом в течении часа пытаетесь его обойти, расстояние получается как раз не кратчайшее. Вот именно поэтому, дороги проложенные в лесу за много лет до нас, так извилисты и с таким количеством развилок.

   Лучше по лесной дороге пройти лишних полчаса или час, чем в течении непонятно какого времени лезть по топкому пространству болота заросшего чахлыми березками и мелкими кустарниками. А на пути у вас неожиданно возникают кочки по пояс и что ты их перелезть или обойти тоже нужно время и силы, которых к концу дня остается не так много. И в конце болота на выходе к лесу, вот он сюрприз, завалы из сваленных бурей   деревьев.

   И в очередной раз, попав на лесную дорогу, сверились с компасом в каком направлении она идет и на этот раз оказалось что она нам по пути. Двигаясь по дороге, конечно, посматриваем по сторонам, но лето и пока мы не встретили ни одного представителя лесного мира. Где то далеко с сосны слетел глухарь, но мы его определили только по звуку, а удалявшийся и мелькавший за кронами деревьев силуэт лишь подтвердил нашу версию о больших размерах птицы. 

   С восточной стороны от дороги, метрах в трехстах, издалека увидели деревянное сооружение.

Конечно, подошли ближе, все осмотрели и в очередной раз пришли к заключению, что кроме охотников ни кто в такую даль и глушь не поедет.

   А охотники приехали, соорудили подкормочную площадку, свалили несколько осин, это лакомое и необходимое в зимний период блюдо для копытных животных, да, впрочем, и не только для копытных.

Тут же сделан свежий солонец, в котором приготовлена соль. Висят веники и под навесом отсыпано порхалище для птицы.

   Осмотрев подкормочную площадку, двинулись дальше. Еще немного пешеходного маршрута и мы выйдем к машине. Там скинув рюкзаки, переоденемся, загрузимся в машину и в обратный путь. А по дороге обсудим увиденное, наметим варианты использования полученной информации, а так же заглянем в наши дальнейшие планы.

   Планы конечно грандиозные, есть желание и подальше в лес уехать и провести поисковые мероприятия, но есть еще и рядом с городом где пройти, что посмотреть и где поработать.

 

 

Август 2021 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты