Сухарев Юрий

Календарь

Июль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Копырин А.Л. Музей узкоколейной железной дороги в Алапаевске

Город Алапаевск находится относительно недалеко. Это старинное уральское поселение и на его территории много исторических мест, которые можно  посетить в качестве любознательного путешественника. Мы там бывали много раз, но как то скажем так проездом и город осмотрели поверхностно. Оказавшись там в очередной раз, решили посетить музей Алапаевской узкоколейной железной дороги.

   Навигатор на телефоне почему то не захотел показывать нам дорогу и пришлось обратиться к старинному русскому методу «язык до… Владивостока доведет!» Переговорив с автомобилистами на стоянке, поехали в указанном направлении, но с первого раза к музею не попали. Но неожиданно выехали на набережную и оказались у большой отреставрированной церкви.

По нашему мнению это еще один из интересных центров в городе Алапаевске, который можно осмотреть. Можно пройтись по площади осмотреть храм, памятники, находящееся недалеко от храма и с набережной полюбоваться открывающимся пейзажным видом на городской пруд.

   Вдали увидели кинотеатр, а к нему идет широкая аллея в виде площади, застроенная по краям двухэтажными домами похожего проекта, как в нашем городе по улице Королева. Но если принять во внимание состояние домов, их содержание и окружающую действительность со скверами, декоративными фонарями, новыми скамейками и клумбами, покрытыми  цветочным ковром и большое количество отдыхающих, можно сделать заключение, что это видимо престижное жилье. Дома построены каменные и содержатся в отличном состоянии.

   Все внимательно осмотрели, еще раз переговорили с местными жителями и со второго раза попали к воротам действующего предприятия, на территории которого находится музей.

   На проходной у нас проверили документы и записали в «вахтенный» журнал. Переговорили с женщиной охранником и она показала в каком направлении идти.  Прямо за воротами, вдоль автодороги расположены небольшая железнодорожная станция, а дальше цеха вагоноремонтного депо узкоколейки. Прямо у дороги на постаменте как памятник прошедшей советской эпохе,  установлен старый тепловоз и платформа образца 50-х годов ХХ века.

   Честно говоря, мы мечтали увидеть на постаменте настоящий старинный узкоколейный паровоз. Но времена другие, музей был создан в последние годы советского периода и наверняка на этой легендарной узкоколейке паровозы уже не сохранились. Тут приходит сравнение с парком Энгельса, находящемся в городе Свердловске по улице Малышева. Здесь в детском парке стоял настоящий узкоколейный паровоз, по которому с удовольствием лазили дети. И современный детский парк Энгельса в том же городе, но уже с названием  Екатеринбург, где установлено подобие макета или, как говорит молодежь, «левая копия» узкоколейного паровоза.

   Но мы находимся на территории Алапаевской железной дороги и осматриваем экспонаты. На дальних путях стоят действующие локомотивы, которые на сегодняшний день работают на железной дороге. У нас подобные путевые машины назывались мотовозы.

   Проходим в самый конец производственного площадки и на уровне третьего этажа видим небольшую скромную вывеску.

А на стене установлены две небольшие металлические таблички, которые несут нагрузку памятных знаков. Посвящены они основателю музея Харлову В.И. И второй памятный знак однофамильцу Харлову А.Г. Герою Советского Союза, работавшему здесь в довоенный период. 

   Музей находится на последнем этаже действующего промышленного здания, по крутой железной лестнице поднимаемся наверх и заходим в помещение музея.

   Перед нами несколько просторных помещений, в которых размещаются экспонаты различных временных эпох и назначений. От всем известных бытовых предметов, старинной посуды, прялок, чугунных утюгов, крынок, до… до большого количества экспонатов имеющих непосредственное отношение к узкоколейной железной дороге.

   Естественно, начинаем осмотр с экспозиции посвященной железной дороге. В центральной части экспозиции макет узкоколейного паровоза. А вот наверно самый интересный экспонат, это камень с вытесанной символикой и датой начала строительства узкоколейки.

   Дальше идут путевые сундучки чемоданчики, которые назывались тормозками, в открытом варианте можно посмотреть, что брали с собой в рейс работники локомотивной бригады. На стеллажах расставлены некоторые детали старых паровозов. На многих тепловозах, мотовозах и современных дрезинах, которые имеют определенные название, подобные приборы в видоизмененном виде работают до сих пор. А вот чугунная печь представляет интерес и своей надписью, навсегда запечатлевшей имя «железного Лазаря» и датой 1941 г.

   Большое количество макетов грузовых вагонов, лесовозных платформ и пассажирских вагонов, наверно все транспортные сосуды, применявшиеся при эксплуатации Алапаевской узкоколейки, нашли свое место на стендах музея. А еще старинные телефоны, стрелочные переводы, путевые фонари, шансовый инструмент и большое количество металлических изделии, применявшихся при скреплении деревянных изделий и креплений рельсов к шпалам.

   Почти в натуральную величину хижина северных народов изготовленная из корья, подобные сооружения в северных районах Свердловской области встречались еще в 80-х годах ХХ века.

   На стенах большие информационные витрины с фотографиями трудящихся прошлых лет. Большой интерес представляют фото узкоколейки в тот период, когда она эксплуатировалась и была основой транспортной магистралью соединявшей далекие лесные поселки с городом Алапаевском.

   Здесь же рядом полная схема узкоколейной железной дороги с указанием годов постройки отдельных участков и возведенных деревянных мостов через реки пересекавшие трассу узкоколейки. И тут же фотографии деревянных мостов, которые сохранились со времен, когда железная дорога функционировала в полную силу.

   В смежных помещениях выставлено большое количество картин местных художников различной тематики. А так же большое количество предметов домашнего быта, фотографий и документов советского периода, когда был расцвет работы Алапаевской узкоколейной железной дороги. И много других экспонатов, которые пытливому и любознательному туристу или путешественнику можно посмотреть, изучить, а возможно и для себя почерпнуть небольшой объем информации или знаний о «временах былинных» из большого перечня представленных экспонатов.

   Конечно смотреть всё это нужно спокойно, не торопясь и прочитать все информационные таблички которые рассказывают и поясняют историю предметов. Здесь же в большом ассортименте сувениры с узкоколейной дороги и что немаловажно, есть и небольшие текстовые материалы в виде сувенирных книжек.

   Посещение музея платное, но пенсионеры, ветераны и некоторые другие категории трудящихся могут посетить музей бесплатно при наличии удостоверений и документов. В музее работают два экскурсовода, которые могут провести вам квалифицированную экскурсию и более полно рассказать о создании музея,  его деятельности и функционировании узкоколейной железной дороги на сегодняшний день.

   Осмотрев все экспозиции, выставленные экспонаты мы, конечно, зафиксировали всё это на современные цифровые носители. Особенно уделили внимание тем вопросам, которые нам ещё неизвестны. Переговорили с работниками музея о наличии экспонатов и сборе коллекций при создания музея и уделили пристальное внимание некоторым особо интересным экспонатам.

   И так как мы в тот день были единственными посетителями музея, «застоявшиеся» сотрудники музея с удовольствием и неподдельным интересом поговорили с нами, обсудили многие вопросы, связанные с железнодорожным транспортом, перспективами работы и эксплуатации Алапаевской узкоколейки.

   Мы поделились своими знаниями об узкоколейных железных дорогах. Рассказали о наших промышленных узкоколейках, которые работали в нашем районе до 50-х годов ХХ века. И на этом посещении музея узкоколейной железной дороги закончилась.

   Музей Алапаевский железной дороги для города Алапаевска играет большую роль, а на современном этапе широкого развития интернета и современных коммуникационных систем, он стал известен всей стране. И можно порекомендовать посетить музей всем кто интересуется историй нашего края и страны в целом.

    2025 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты